Глава 1. Теоретический аспект исследования творческого воображения дошкольников средствами изобразительной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретический аспект исследования творческого воображения дошкольников средствами изобразительной деятельности



Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретическая часть исследования творческого воображения дошкольников средствами изобразительной деятельности

Характеристика творческого воображения и воображения в целом

Развитие воображения с момента рождения до конца жизни

Изобразительная деятельность как средство развития воображения дошкольников

Глава 2. Практическое исследование развития творческого воображения дошкольников средствами изобразительной деятельности

Изучение исходного уровня развития творческого воображения

Исследование методик по изобразительной деятельности, направленных на развитие творческого воображения

Эффективность занятий изобразительной деятельности в развитии творческого воображения

Заключение

Список литературы

Приложения

 


Введение

 

Современное общество требует от человека применения широкого спектра способностей, развития творческой индивидуальности, способной к активному взаимодействию с постоянно меняющейся социальной и предметной средой. И, следовательно, одной из значимых целей образования является подготовка подрастающего поколения к творческому труду. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал, основой которого является творческое воображение.

Воображение, фантазия являются высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане поддержки и развития в детском и подростковом возрасте. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем может наступить быстрое снижение активности этой функции.

Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке. А.А. Люблинская, В.С. Мухина и др. исследователи считают, что старший дошкольный и младший школьный возраст классифицируются как наиболее благоприятные, сенситивные для развития творческого воображения, фантазии.

Важной частью воспитания творческой личности дошкольника является развитие мышления и воображения. Проблема развития и совершенствования мышления - одна из сложных в организации всего учебного процесса. Дошкольный возраст обладает наиболее благоприятными возможностями для развития воображения. Для раскрытия творческого и интеллектуального потенциала для детей необходимо организовывать занятия по формированию геометрических представлений, которые осуществляются посредством упражнений, дидактических игр, занимательного материала и т.д.

Дошкольный возраст является важным периодом в общем развитии ребенка, его дальнейших успехах в школе. Именно в этом периоде закладывается фундамент его основных способностей. Поэтому необходимо максимально использовать все возможности, а с другой стороны, требуется очень осторожный, продуманный подход и максимальный учет особенностей детей, психологических закономерностей их развития.

Цель данной работы - исследовать и одобрить методики занятий по развитию творческого воображения средствами изобразительной деятельности.

Объект исследования - развитие творческого воображения.

Предмет исследования - влияние изобразительной деятельности на развитие творческого воображения дошкольников.

Гипотеза исследования: предполагается, что специально организованная изобразительная деятельность дошкольников является эффективным средством развития творческого воображения.

Задачи:

. Дать характеристику творческого воображения и воображения в целом.

. Изучить развитие творческого воображения в индивидуальном развитии ребенка от момента рождения до конца жизни.

. Рассмотреть изобразительную деятельность как средство развития воображения дошкольников.

. Провести исследование, направленное на выявление развития творческого воображения дошкольников.

. Выявить эффективность занятий изобразительной деятельности в развитии творческого воображения.

Методы исследования: анализ теоретических источников; сравнение; обобщение; синтез; тестирование.


Заключение

 

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

Одним из важных психических процессов, играющих большую роль в формировании познавательной сферы ребенка, является воображение. Развитие воображения способствует становлению такого важного процесса, как творчество. Творческое развитие молодого поколения - одна из главных задач современного общества. И решать ее необходимо уже в дошкольном возрасте. Поэтому большое внимание в процессе развития ребенка нужно уделять творческому воображению.

Современные тенденции в развитии психологической науки и образовательной практики поднимают новые вопросы в изучении воображения. Одним из них является вопрос об индивидуальных особенностях развития воображения, проявлениях индивидуальности ребенка в его творческой деятельности.

В отечественной психологии исследования, посвященные развитию воображения у детей дошкольного возраста, также занимают значительное место. Большинство авторов связывает генезис воображения с развитием игровой деятельности ребенка, а также с овладением детьми-дошкольниками видами деятельности, традиционно считающимися «творческими»: конструктивной, музыкальной, изобразительной, художественно-литературной.

В результате изучения психолого-педагогической литературы мы установили, что творчество позволяет значительно обогатить художественно-образное представление детей. Анализ литературы и научных исследований показывает большое многообразие оценок, мнений, попыток объяснения феномена творческого воображения, этим вопросом занимались многие ученые, такие как: Д.Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, И.В. Дубровина, Е.П. Торренс, К.В. Тэйлор, Г. Уоллес и многие другие. Вслед за И.В. Дубровиной мы считаем, что воображение - это процесс преобразования представлений, от ражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Творческое воображение - самостоятельное создание новых образов, включенное в процесс творческой деятельности, дающей в результате оригинальные и ценные продукты. Самым важным, решающим условием, определяющим деятельность творческого воображения, является идейная направленность человека. Воображение только тогда заслуживает названия творческого, когда оно служит реализации идеи, когда в создаваемых образах воплощается идейный замысел.

Итак, воображение старшего дошкольника более богато, чем у ребенка раннего возраста, оно приобретает новые, отсутствовавшие в младшем дошкольном возрасте черты. Важнейшими составными частями процесса воображения являются диссоциация и ассоциация воспринятых впечатлений. Сам процесс воображения совершает полный круг деятельности, который будет завершен тогда, когда воображение воплощается, или кристаллизуется, во внешних образах.

Изобразительное творчество - это отражение окружающего в форме конкретных, чувственно воспринимаемых зрительных образов. Созданный образ (в частности, рисунок) может выполнять разные функции (познавательную, эстетическую), так как создается с разной целью. Цель выполнения рисунка обязательно влияет на характер его выполнения.

Для изобразительной деятельности и развития творческого потенциала ранний возраст играет важную роль, так как ребенок знакомится с тем материалом, с помощью которого он может воплощать свои представления в образах.

Изобразительная деятельность ребенка всегда конкретна. Как только у неопределенной формы появляются какие-то детали, это уже образ, так как ребенок мыслит предмет в действии, добавляя недостающее звуками, собственным движением. Постепенно количество деталей в изображении нарастает, образ становится богаче.

Дети почти всегда вкладывают в работу свое отношение, передавая его изобразительными или другими средствами. Это позволяет назвать изобразительную деятельность ребенка своеобразной и выразительной.

Проведенная экспериментальная работа показала, что специально организованная изобразительная деятельность дошкольников является эффективным средством развития творческого воображения. Следовательно, выдвинутая гипотеза подтвердилась.

Таким образом, все задачи решены и цель достигнута.


Список литературы

 

1. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии. - М.:ТЦ Сфера, 2005. - 123с.

. Бородай Ю.П. Развитие воображения: Методические рекомендации. - М.: ООО ЦГЛ «Рон», 2000. - 69с.

. Васильева М.А. Основная образовательная программа От рождения до школы. - М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 224 с.

. Выготский Л.С. Воображение и развитие в детском возрасте / Л.С. Выготский / Собрание сочинений: В 6 т. - Т. 2. - М., 1982. - С. 436-454.

. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991. - 96 с.

. Григорьева Г.Г. Изобразительная деятельность дошкольников. - СПб.: Детство-Пресс, 1997. - 224 с.

. Детство: Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.. - М.: Детство-пресс, 2013. - 528 с.

. Дьяченко О.М. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 1980. - № 2. - С. 107-114.

. Житомирский В.Г., Шеврин Л.Н. Путешествие по стране Геометрии - М.: Педагогика, 1991. - 174 с.

. Заика Е.В. Комплекс игр для развития воображения / Е.В. Заика // Вопросы психологии. - 1993. - № 2. - С. 54.

. Игнатьев Е.И. О некоторых особенностях изучения представлений и воображения / Е.И. Игнатьев. - М., 1996. - 134 с.

. Ильина М.В. Воображение и творческое мышление: Психодиагностические методики / М.В. Ильина. - М.: Книголюб, 2004. - 56 с.

. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сад. - М.: Мозаика Синтез, 2009. - 62 с.

. Краткий психологический словарь / ред.-сост. Л.А. Карпенко; под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - 2 изд., расш., испр. и доп. - Ростов н/Д.: изд-во «Феникс», 1999. - 512с.

. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию / под ред. Н.П. Сакулиной, Т.С. Комаровой. - М.: Просвещение, 1979. - 168 с.

. Миронова Н. Как развивать воображение в дошкольном возрасте / Н.Миронова // Дошкольное воспитание. - 2008. - №1 - С.24-26.

. Немов Р.С. Психология: учебник для студентов высших пед. учеб. завед. В 3 кн. Кн.1. Основы общей психологии. - 5-е изд. / Р. С. Немов. - М. Просвещение: ВЛАДОС, 2010. - 576 с.

. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий / К.К. Платонов. - М.: Высшая школа, 1984. - 174 с.

. Психологический словарь / под ред. В. В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова. - М.: Педагогика, 1983. - 448 с.

. Радуга: программа воспитания, образования и развития детей от 2 до 7 лет в условиях дет. сада / Т.И. Гризик, Т.Н. Доронова, Е.В. Соловьева, С.Г. Якобсон. - М.: Просвещение, 2011

. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии - СПб: Питер, 2003. - 700 с.

. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология / Н.Ф. Талызина. - М.: Академия, 2003. - 288 с.

. Флерина Е.А. Изобразительное искусство в дошкольных учреждениях / Е.А. Флерина // История дошкольной педагогики: Хрестоматия / сост. С.В. Лыков. - М.: Академия, 1999. - 460 с.

. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах: Избранные психологические труды. - Изд-во 2-е, стереотипное. - М.: Институт практической психологии; Воронеж: НПО МОДЭК, 1997. - 417 с.

 


Приложение 1

 

Таблица 1 - Результаты диагностики уровня развития воображения

Фамилия, имя

Методики

Уровень развития воображения
    Рисунок Скульптура Фантазия  
1 Серганова Ю. 5 7 6 средний
2 Виштак Е. 5 5 6 средний
3 Виштак Ю. 2 2 3 низкий
4 Багиян К. 8 9 8 высокий

 

Рисунок 1 - Результаты диагностики развития воображения


Приложение 2

Таблица 2 - Этапы формирующей программы

Этап Тематический цикл Тема занятия Нетрадиционные техники
Обучающий (6 занятий)

«Радуга цвета»

  Цель: Приобщать детей к миру искусства, знакомить со средствами выразительности живописи, развивать представления о художественном образе, созданном в определенном виде искусства. Обучать пониманию специфики средств выразительности, акцентировать внимание на способах передачи своего ощущения с помощью цвета, настроения. Формировать технические умения и навыки в работе с гуашью и акварелью 1. «Чудесные превращения» кляксография
    2. «Настроение» монотипия
    3. «Танец листьев» печатание листьями
    4. «Парашютисты» набрызг
    5. «Каким бывает небо?» рисование по-сырому
    6. «У природы нет плохой погоды...» на выбор все раннее усвоенные техники
Развивающий (8 занятий)

«В стране чудес»

  Цель: Развивать понимание детьми средств выразительности для разных техник изобразительной деятельности и изобразительных материалов в процессе знакомства с произведениями живописи, специфики каждой техники, умение замечать особенности их сочетания при изображении разных образов. Раскрывать перед детьми различные образы природы, недоступные в непосредственном восприятии, учить опосредованному познанию природы через графические материалы, расширять опыт художественно-творческой деятельности, отрабатывать необходимые навыки и умения, уделять внимание развитию композиционных умений. 1. «Нам осень подарила сказочный ковер» печатание листьями
    2. «В сказочном лесу» рисование трубочкой
    3. «Истории осеннего леса» тычок сухой жесткой кистью
    4. «Деревья на ветру» свеча+акварель
    5. «В подводном царстве» набрызг
    6. «Утята на лугу» рисование «капельками»
    7. «Цветы и пчелы» рисование «капельками»
    8. «На озере» рисование «капельками»
Творческий (3 занятия)

«Счастливые художники»

  Цель: Стимулировать потребности детей в творческой самореализации, развивать художественно- творческие способности младших школьников. Способствовать реализации приобретенных умений и навыков, полученных на прошлых двух циклах, учить объединять в одном рисунке нескольких нетрадиционных техник в разных сочетаниях. 1. «Букет для мамы» рисование по-сырому тычок сухой жесткой кистью набрызг рисование трубочкой рисование «капельками» печатание листьями
    2. «Любимое животное» рисование по-сырому тычок сухой жесткой кистью набрызг рисование трубочкой рисование «капельками» печатание листьями
    3. «В лесу» - рисование по-сырому - тычок сухой жесткой кистью - набрызг - рисование трубочкой - рисование «капельками» - печатание листьями

Приложение 3

Таблица 3 - Результаты повторной диагностики уровня развития воображения

Фамилия, имя

Методики

Уровень развития творческого воображения
    Рисунок Скульптура Фантазия  
1 Серганова Ю. 7 5 5 средний
2 Виштак Ю. 8 9 7 высокий
3 Виштак Е. 7 6 7 средний
4 Багиян К. 9 9 9 высокий

 

Рисунок 2 - Результаты повторной диагностики уровня развития воображения

 

Рисунок 3 - Сравнительные результаты исследования уровня развития воображения

Содержание

 

Введение

Глава 1. Теоретическая часть исследования творческого воображения дошкольников средствами изобразительной деятельности

Характеристика творческого воображения и воображения в целом

Развитие воображения с момента рождения до конца жизни

Изобразительная деятельность как средство развития воображения дошкольников

Глава 2. Практическое исследование развития творческого воображения дошкольников средствами изобразительной деятельности

Изучение исходного уровня развития творческого воображения

Исследование методик по изобразительной деятельности, направленных на развитие творческого воображения

Эффективность занятий изобразительной деятельности в развитии творческого воображения

Заключение

Список литературы

Приложения

 


Введение

 

Современное общество требует от человека применения широкого спектра способностей, развития творческой индивидуальности, способной к активному взаимодействию с постоянно меняющейся социальной и предметной средой. И, следовательно, одной из значимых целей образования является подготовка подрастающего поколения к творческому труду. Для того чтобы выжить в ситуации постоянных изменений, чтобы адекватно на них реагировать, человек должен активизировать свой творческий потенциал, основой которого является творческое воображение.

Воображение, фантазия являются высшей и необходимой способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане поддержки и развития в детском и подростковом возрасте. И если в этот период воображение специально не развивать, в последующем может наступить быстрое снижение активности этой функции.

Вместе с уменьшением способности фантазировать у человека обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству и науке. А.А. Люблинская, В.С. Мухина и др. исследователи считают, что старший дошкольный и младший школьный возраст классифицируются как наиболее благоприятные, сенситивные для развития творческого воображения, фантазии.

Важной частью воспитания творческой личности дошкольника является развитие мышления и воображения. Проблема развития и совершенствования мышления - одна из сложных в организации всего учебного процесса. Дошкольный возраст обладает наиболее благоприятными возможностями для развития воображения. Для раскрытия творческого и интеллектуального потенциала для детей необходимо организовывать занятия по формированию геометрических представлений, которые осуществляются посредством упражнений, дидактических игр, занимательного материала и т.д.

Дошкольный возраст является важным периодом в общем развитии ребенка, его дальнейших успехах в школе. Именно в этом периоде закладывается фундамент его основных способностей. Поэтому необходимо максимально использовать все возможности, а с другой стороны, требуется очень осторожный, продуманный подход и максимальный учет особенностей детей, психологических закономерностей их развития.

Цель данной работы - исследовать и одобрить методики занятий по развитию творческого воображения средствами изобразительной деятельности.

Объект исследования - развитие творческого воображения.

Предмет исследования - влияние изобразительной деятельности на развитие творческого воображения дошкольников.

Гипотеза исследования: предполагается, что специально организованная изобразительная деятельность дошкольников является эффективным средством развития творческого воображения.

Задачи:

. Дать характеристику творческого воображения и воображения в целом.

. Изучить развитие творческого воображения в индивидуальном развитии ребенка от момента рождения до конца жизни.

. Рассмотреть изобразительную деятельность как средство развития воображения дошкольников.

. Провести исследование, направленное на выявление развития творческого воображения дошкольников.

. Выявить эффективность занятий изобразительной деятельности в развитии творческого воображения.

Методы исследования: анализ теоретических источников; сравнение; обобщение; синтез; тестирование.


Глава 1. Теоретический аспект исследования творческого воображения дошкольников средствами изобразительной деятельности



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.062 с.)