Характеристика воображения и творческого воображения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Характеристика воображения и творческого воображения



 

Воображение - важный психический процесс, присущий только человеку. С помощью воображения человек может изменять окружающий мир и самого себя, совершать научные открытия и создавать произведения искусства. Именно воображение во многом обеспечивает прогресс человечества, развитие и деятельность каждого человека [13, с. 160].

Воображению принадлежит огромная роль: в повседневной жизни (помогает предвидению последствий и принятию решений); в обучении (дает представить то, что человек никогда не видел); в творчестве (способствует порождению нового) [8, с. 54].

В настоящее время в философской, психолого-педагогической литературе уделяется большое внимание проблеме развития воображения. В литературе представлены разнообразные, часто противоположные точки зрения на определение этого понятия.

С точки зрения философии воображение рассматривается, как психическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности [26].

Как отмечал А.В. Петровский, «воображение является необходимым элементом творческой деятельности человека, выражающимся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающим создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью» [14]. Автор указывал на тесную связь воображения и мышления. Так же как и мышление, воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новые решения; так же, как и мышление, оно мотивируется потребностями личности. При этом опережающее отражение действительности, осуществляемое в воображении, по мнению А.В. Петровского, происходит в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений, в то время, как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредствованно познавать мир [14].

Р.Д.. Коллингвуд определял воображение как вид мышления. Для него «воображение - это не иноприродный посредник, а деятельность, затрагивающая одновременно рациональную и эмоциональную сферы. Поэтому именно оно играет роль исторического сознания в целом» [12].

Л.М. Веккер выделял несколько разновидностей воображения. Так, сенсорно-перцептивная экстраполяция по своему психологическому существу есть не что иное, как сенсорно-перцептивное воображение. Здесь мы имеем дело с воспроизводящим воображением в собственном смысле этого понятия. В отличие от воображения творческого эта форма воображения не создает образа нового объекта, а включается вместе с памятью в качестве необходимого компонента сенсорно-перцептивного отображения реального движения, независимого от психической активности субъекта и лишь инвариантно воспроизводимого средствами сенсорно-перцептивной психики. Здесь сенсорно-перцептивное воображение является необходимым компонентом формирования первичного образа реального движения [4].

В целом, Л.М. Веккер рассматривал воображение как «сквозной психический процесс (участвует в протекании всех психических процессов), симметричный памяти, но противоположно направленный, обеспечивающий продвижение по оси психического времени от настоящего к будущему и обратно» [4].

Э.В. Ильенков, опираясь на взгляды И. Канта, считал воображение универсальной способностью человека, рассматривая его как «всеобщее свойство человеческого сознания, поскольку именно в воображении наиболее рельефно проявляется его сущностная созидательная, конструктивная направленность, сообщающая импульс творческого становления всему ансамблю психических функций общественного человека» [8].

С точки зрения психологии, воображение, в самом широком смысле слова, это всякий процесс, протекающий в образах [20].

Р.С. Немов под воображением понимает «способность представлять отсутствующий или реально несуществующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им» [18, с. 220].

По определению В.В. Богословского, воображение есть психический процесс создания образов, предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое состояние [20].

И.В. Дубровина определяет воображение, как «способность человека создавать новые образы путем преобразования предшествующего опыта» [13, с. 160].

По мнению С.Л. Рубинштейна, воображение - присущая только человек) возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта, и является необходимым условием деятельности человека [22].

К.К. Платонов так определяет это понятие: «Воображение - форма опосредованного, обобщенного познания, проявления творчества как доминирующего компонента мышления, создание на основе уже имевшихся восприятий и памяти новых, ранее не известных образов, представлений и понятий» [19, с. 23].

Таким образом, существует несколько разных подходов к определению понятия «воображение»: способность человека вызвать представления в памяти, воссоздать образ; способность человека создавать новые образы путем преобразования предшествующего опыта; форма опосредованного, обобщенного познания. Сущность воображения заключается в способности подмечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства и переносить их па другие предметы [13, с. 165].

В нашей работе мы будем опираться на следующие определения воображения, которые отражают все существенные признаки этого процесса.

Воображение - психический познавательный процесс, в результате которого создаются новые образы, идеи, программируются ситуации и их возможное развитие на основе имеющихся представлений, знаний, накопленного опыта, а порой и при отсутствии необходимой полноты знаний в данном вопросе (области) [10, с. 38].

Воображение как психологический процесс позволяет представить результат труда до его начала и, при этом, не только конечный продукт, но и все промежуточные стадии, ориентируя человека в процессе его деятельности [25].

Воображение - это аналитико-синтетическая деятельность, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно поставленной цели, либо чувств, переживаний, которые владеют человеком в данный момент. Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение, т.е. требуется опережающее практическое действие отражения, которое происходит в конкретно-образной форме, как результат оперирования образами [20].

По признаку активности различают пассивное, созерцательное воображение с его непроизвольными формами (грезы, сновидения) и активное, практически деятельное воображение. При активном воображении образы всегда формируются сознательно с условием поставленной цели. В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображение бывает воссоздающим и творческим. Педагогическая деятельность нацелена, на осознанное, деятельное воображение, поэтому мы рассматриваем только творческое воображение.

Воссоздающее воображение - это представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового. Процесс обучения - это важный этап, основанный на репродуктивном методе, в основу которого заложена трансляция уже имеющихся знаний и при многочисленном повторении происходит закрепление нового знания или присвоение новых умений и навыков (например; обучение, письму, чтению, рисованию, заучивание наизусть и т. д.). Этот тип воображения широко используется в разных видах деятельности человека. Ведущую роль в нем играют образы памяти. Воссоздающее воображение играет важную роль в процессе коммуникации и усвоении социального опыта. Поэтому воссоздающее воображение очень важно для ребенка, но педагог должен смотреть в будущее и не только транслировать знания, умения, а постепенно развивать творческое воображение.

Творческое воображение - это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. В ходе творческого воображения человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в оригинальных продуктах деятельности. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, но ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.223.36.100 (0.007 с.)