Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика воображения и творческого воображения
Воображение - важный психический процесс, присущий только человеку. С помощью воображения человек может изменять окружающий мир и самого себя, совершать научные открытия и создавать произведения искусства. Именно воображение во многом обеспечивает прогресс человечества, развитие и деятельность каждого человека [13, с. 160]. Воображению принадлежит огромная роль: в повседневной жизни (помогает предвидению последствий и принятию решений); в обучении (дает представить то, что человек никогда не видел); в творчестве (способствует порождению нового) [8, с. 54]. В настоящее время в философской, психолого-педагогической литературе уделяется большое внимание проблеме развития воображения. В литературе представлены разнообразные, часто противоположные точки зрения на определение этого понятия. С точки зрения философии воображение рассматривается, как психическая деятельность, заключающаяся в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом непосредственно не воспринимавшихся человеком в действительности [26]. Как отмечал А.В. Петровский, «воображение является необходимым элементом творческой деятельности человека, выражающимся в построении образа продуктов труда, а также обеспечивающим создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью» [14]. Автор указывал на тесную связь воображения и мышления. Так же как и мышление, воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. в тех случаях, когда необходимо отыскать новые решения; так же, как и мышление, оно мотивируется потребностями личности. При этом опережающее отражение действительности, осуществляемое в воображении, по мнению А.В. Петровского, происходит в конкретно-образной форме, в виде ярких представлений, в то время, как опережающее отражение в процессах мышления происходит путем оперирования понятиями, позволяющими обобщенно и опосредствованно познавать мир [14]. Р.Д.. Коллингвуд определял воображение как вид мышления. Для него «воображение - это не иноприродный посредник, а деятельность, затрагивающая одновременно рациональную и эмоциональную сферы. Поэтому именно оно играет роль исторического сознания в целом» [12]. Л.М. Веккер выделял несколько разновидностей воображения. Так, сенсорно-перцептивная экстраполяция по своему психологическому существу есть не что иное, как сенсорно-перцептивное воображение. Здесь мы имеем дело с воспроизводящим воображением в собственном смысле этого понятия. В отличие от воображения творческого эта форма воображения не создает образа нового объекта, а включается вместе с памятью в качестве необходимого компонента сенсорно-перцептивного отображения реального движения, независимого от психической активности субъекта и лишь инвариантно воспроизводимого средствами сенсорно-перцептивной психики. Здесь сенсорно-перцептивное воображение является необходимым компонентом формирования первичного образа реального движения [4].
В целом, Л.М. Веккер рассматривал воображение как «сквозной психический процесс (участвует в протекании всех психических процессов), симметричный памяти, но противоположно направленный, обеспечивающий продвижение по оси психического времени от настоящего к будущему и обратно» [4]. Э.В. Ильенков, опираясь на взгляды И. Канта, считал воображение универсальной способностью человека, рассматривая его как «всеобщее свойство человеческого сознания, поскольку именно в воображении наиболее рельефно проявляется его сущностная созидательная, конструктивная направленность, сообщающая импульс творческого становления всему ансамблю психических функций общественного человека» [8]. С точки зрения психологии, воображение, в самом широком смысле слова, это всякий процесс, протекающий в образах [20]. Р.С. Немов под воображением понимает «способность представлять отсутствующий или реально несуществующий объект, удерживать его в сознании и мысленно манипулировать им» [18, с. 220]. По определению В.В. Богословского, воображение есть психический процесс создания образов, предметов, ситуаций, обстоятельств путем приведения имеющихся у человека знаний в новое состояние [20]. И.В. Дубровина определяет воображение, как «способность человека создавать новые образы путем преобразования предшествующего опыта» [13, с. 160]. По мнению С.Л. Рубинштейна, воображение - присущая только человек) возможность создания новых образов (представлений) путем переработки предшествующего опыта, и является необходимым условием деятельности человека [22].
К.К. Платонов так определяет это понятие: «Воображение - форма опосредованного, обобщенного познания, проявления творчества как доминирующего компонента мышления, создание на основе уже имевшихся восприятий и памяти новых, ранее не известных образов, представлений и понятий» [19, с. 23]. Таким образом, существует несколько разных подходов к определению понятия «воображение»: способность человека вызвать представления в памяти, воссоздать образ; способность человека создавать новые образы путем преобразования предшествующего опыта; форма опосредованного, обобщенного познания. Сущность воображения заключается в способности подмечать и выделять в предметах и явлениях специфические признаки и свойства и переносить их па другие предметы [13, с. 165]. В нашей работе мы будем опираться на следующие определения воображения, которые отражают все существенные признаки этого процесса. Воображение - психический познавательный процесс, в результате которого создаются новые образы, идеи, программируются ситуации и их возможное развитие на основе имеющихся представлений, знаний, накопленного опыта, а порой и при отсутствии необходимой полноты знаний в данном вопросе (области) [10, с. 38]. Воображение как психологический процесс позволяет представить результат труда до его начала и, при этом, не только конечный продукт, но и все промежуточные стадии, ориентируя человека в процессе его деятельности [25]. Воображение - это аналитико-синтетическая деятельность, которая осуществляется под направляющим влиянием сознательно поставленной цели, либо чувств, переживаний, которые владеют человеком в данный момент. Чаще всего воображение возникает в проблемной ситуации, в тех случаях, когда необходимо отыскать новое решение, т.е. требуется опережающее практическое действие отражения, которое происходит в конкретно-образной форме, как результат оперирования образами [20]. По признаку активности различают пассивное, созерцательное воображение с его непроизвольными формами (грезы, сновидения) и активное, практически деятельное воображение. При активном воображении образы всегда формируются сознательно с условием поставленной цели. В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображение бывает воссоздающим и творческим. Педагогическая деятельность нацелена, на осознанное, деятельное воображение, поэтому мы рассматриваем только творческое воображение. Воссоздающее воображение - это представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового. Процесс обучения - это важный этап, основанный на репродуктивном методе, в основу которого заложена трансляция уже имеющихся знаний и при многочисленном повторении происходит закрепление нового знания или присвоение новых умений и навыков (например; обучение, письму, чтению, рисованию, заучивание наизусть и т. д.). Этот тип воображения широко используется в разных видах деятельности человека. Ведущую роль в нем играют образы памяти. Воссоздающее воображение играет важную роль в процессе коммуникации и усвоении социального опыта. Поэтому воссоздающее воображение очень важно для ребенка, но педагог должен смотреть в будущее и не только транслировать знания, умения, а постепенно развивать творческое воображение. Творческое воображение - это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. В ходе творческого воображения человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются в оригинальных продуктах деятельности. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, но ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 338; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.223.36.100 (0.007 с.) |