Основные компенсационные экономические теории 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные компенсационные экономические теории



 

Разрабатываемые в различных странах мира на протяжении ряда столетий экономические теории оказали значительное влияние на теорию и практику компенсаций за труд. Огромное многообразие практических реализаций компенсационных систем, которые встречаются в реальном мире, можно выделить в следующие компенсационные экономические теории: теории социального заработка, теории контролируемых заработков, теории оправданных заработков, экономические теории поведения, организационно экономические теории - это пять больших групп теорий. Рассмотрим каждую из них более подробнее, чтобы иметь общее представление, о компенсационной политике организации, ее зарождении и эволюции.

. Теории социального заработка являются классическими теориями заработков, объясняющие, почему общество должно платить его членам, исходя из их потребностей или прав. При этом во внимание не принимается способности работников, количество и качество выполняемыми ими работы. Теория заработков, обеспечивающих прожиточный минимум, была предложена Давидом Риккардо в 1817 году. Основная мысль теории заключается в том, что каждый член общества помимо жилья должен быть обеспечен минимальным и достаточным для существования набором продуктов, одежды и т.д. В случае превышения доходов работника уровня прожиточного минимума, он сможет произвести потомство, что автоматически приведет к увеличению количества рабочей силы и, соответственно, к снижению уровня его доходов. Теория справедливой цены была разработана в Древней Греции Платоном и Аристотелем и говорила о том, что общество обязано представить каждому родившемуся человеку такой уровень компенсации за труд, какой был у его родителей в момент рождения данного человека.

Теория справедливого заработка упрочилась в средневековой Европе. Ее возникновение связывают с Фомой Аквинским. Она позволяла работникам, выполнявшим более интеллектуальную работу (зодчие, художники, ремесленники, врачи и др.) иметь уровень компенсаций и выше прожиточного минимума, и выше того уровня, который был на момент их рождения. Теория фонда заработков, выдвинутая Джоном С. Миллом в 1830-е годы, утверждала, что заработки наемных работников общественных организаций выплачиваются всем работникам в равных долях из некоего фонда, который накапливается в предыдущий период. В конце XIX столетия Френсис Э. Уолкор предложил теорию остаточного претендента. В основе теории лежит гипотеза о том, что фонд заработной платы формируется как разница доходов и издержек. Труд является остаточным претендентом и в случае превышения издержек над доходами он не оплачивается. Теория прибавочной стоимости Карла Маркса говорит о том, что труд является единственным источником экономической стоимости и ему должно принадлежать главенствующее право на доходы. Весь прибавок между затратами на труд и стоимостью продукции должен принадлежать не капиталисту, а рабочим, поскольку он получен в результате их эксплуатации.

. Теории контролируемых заработков утверждают, что государство должно осуществлять определенную степень косвенного контроля над уровнями заработков. Кроме этого, эти теории увязаны с практикой занятости. В 1930-х годах Джон М. Кейнс разработал теорию заработков при полной занятости, где высказывалась мысль о том, что полная занятость является функцией национального дохода. В качестве национального дохода выступает общий размер компенсаций плюс частные и общественные инвестиции. Таким образом, чтобы поддерживать полную занятость в стране правительственные органы должны управлять компенсациями и инвестициями через монетарную и налоговую политику. Теория общего уровня заработков расширяет теорию Джон М. Кейнса. Она объясняет, как добиться полной занятости без снижения эффективности деятельности государственных и общественных институтов. Теория допускает то, что в краткосрочном аспекте общий уровень заработков может определяться решением работодателей, при этом размеры окладов работников определяются посредством переговоров между работодателем и работниками. Теория потребления Генри Форда состоит в том, что работники, получая больший размер компенсаций, смогут покупать больше товаров, что в свою очередь позволит предпринимателям получать большую прибыль, расширять бизнес, а это будет способствовать увеличению занятости.

. Теории оправданных заработков разъясняют, как складывается уровень компенсации отдельного работника. Теория инвестиций Джитлмана рассматривает гипотезу, существо которой выражается в том, что компенсация за труд отдельного работника определяется ставкой прибыли на инвестиции этого работника. При этом инвестициями работника считается образование, профессия и опыт работы. Теория учрежденческих заработков предлагает определять уровень компенсации работника в рамках определенной системы. Такая система предполагает учитывать влияние коллективного договора, изменчивость взаимосвязей уровней компенсации различных категорий работников, а также многообразие выбора лиц, принимающих решение об уровне компенсаций. Теория предложения и спроса утверждает, что если рабочих мест немного, а предложение рабочих рук велико, то уровень компенсаций будет снижаться. И наоборот, если рабочих мест в избытке, а рабочих недостаточно, то заработки будут увеличиваться до той точки, в которой кривые спроса и предложения пересекаются. В 1876 году Иоганн Тюрен заложил основы теории предельной продуктивности. Согласно этой теории, заработок, который выплачивается наемному работнику, должен быть равен стоимости его производительности, которую он добавляет к продукции в целом. Теория предельной эффективности представляет собой усиление теории предельной продуктивности, согласно которой каждому работнику предоставляется благоприятная возможность увеличить размер компенсации через повышение собственной производительности. Теория переговоров описана Джоном Дэвидсоном в конце 1890-х годов и говорит о том, что размер компенсации регулируется в процессе переговоров между работодателем и наемным работником в определенном диапазоне. Верхний предел этого диапазона определяется наивысшим заработком, который работодатель в состоянии выплачивать, а нижний предел - это самый низкий заработок, за который наемный работник не откажется работать.

. Экономические теории поведения начали развиваться во второй половине ХХ столетия в первую очередь под влиянием развития мотивационных поведенческих теорий. Недостатком ранних экономических теорий было отсутствие поведенческих допущений. Лейбенштейн в разработанной в 1980 году им теории Х-эффективности утверждал, что на производительность существенно влияет структура компенсационного пакета, личностные качества работника и система менеджмента организации. Дополнительные объемы продукции можно получить через оптимизацию внутренних процессов. Разработанная Симоном теория недостаточной оптимизации утверждает, что менеджеры работают, ограничиваясь целесообразностью, и это их удовлетворяет. При этом, как правило, они не находят оптимального решения проблем в силу недостатка знаний, информации, опыта.

. Организационные экономические теории возникли в конце ХХ столетия. Экономическая теория операционных затрат ассоциируется с трудами Оливера Уильямсона. Центром внимания этой теории является природа обмена между работником и работодателем. Теория допускает сложность и неопределенность процессов обмена, а также потенциальную возможность конфликтного поведения сторон. Операционные затраты состоят из переговорных, мониторных и подкрепляющих затрат, которые необходимо понести, чтобы состоялся обмен между двумя сторонами. Правильно сконструированная система компенсаций уменьшает операционные затраты. Теория агентства сконцентрирована на проблеме устранения отличий интересов акционеров, менеджмента (агентов) и наемных работников компании. Главной темой теории агентства и эффективной компенсационной политики является то, что оптимальная система компенсаций может создать условия, при которых менеджеры и наемные работники ведут себя таким образом, чтобы способствовать повышению благосостояния держателей акций. Таким образом, даже кратко представленная в моей курсовой эволюция экономических теорий впечатляет разнообразием подходов к компенсациям и может использоваться при конструировании компенсационных пакетов современной организации в различных комбинациях и сочетаниях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.221.113 (0.006 с.)