Взаимодействие при расследовании хищения предметов, имеющих особую ценность 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Взаимодействие при расследовании хищения предметов, имеющих особую ценность



 

Раскрытие и расследование преступлений, связанных с хищением культурных ценностей, ставит перед правоохранительными органами ряд правовых и организационных проблем, решение которых требует нетрадиционного мышления, политической воли и желания сотрудничества, значительных затрат усилий и ресурсов. В таких условиях большую роль играет взаимодействие при расследовании, которое способствует непрерывному процессу поиска доказательств, взаимного обмена информацией, использования широкого спектра научно-технических средств и методов.

Отправной точкой нормативно-правовой базы взаимодействия правоохранительных органов России и других заинтересованных ведомств являются Указы Президента РФ «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» и «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации», Инструкции по взаимодействию правоохранительных органов РФ при расследовании и раскрытии преступлений, связанных с посягательствами на культурные ценности России (далее - Инструкция), а также ряд иных документов.

На основе имеющейся нормативно-правовой основы оперативно-розыскная деятельность по предупреждению и раскрытию хищений предметов, имеющих особую ценность, осуществляется в тесном взаимодействии с Федеральной службой безопасности, Федеральной таможенной службой РФ, Департаментом по сохранению культурных ценностей, коллегами из стран СНГ с использованием возможностей Интерпола и партнеров дальнего зарубежья.

Согласно п. 2.1 Инструкции взаимодействие правоохранительных органов по борьбе с преступными посягательствами на культурные ценности осуществляется на двух уровнях:

)   на региональном уровне - в связи с создавшейся криминогенной обстановкой;

)   на межрегиональном уровне - по поручению руководителей федеральных правоохранительных органов или по согласованию с ними.

Взаимодействие осуществляется в двух формах:

)   координационное совещание руководителей правоохранительных органов;

)   региональные и межрегиональные следственно-оперативные группы.

Координационное совещание руководителей правоохранительных органов главным образом направлено на обеспечение и совершенствование взаимодействия органов дознания и предварительного следствия при раскрытии и расследовании преступлений, связанных с культурными ценностями. К его задачам относятся:

)   определение видов совместных целевых мероприятий, направленных на выявление и пресечение преступных посягательств на культурные ценности;

)   координация взаимного использования возможностей правоохранительных органов в проведении этих совместных мероприятий, издание совместных приказов, указаний, подготовку информационных писем и иных организационно-распорядительных документов;

)   контроль за выполнением намеченных мероприятий и внесение коррективы в принятые решения;

)   принятие решений о создании региональных (межрегиональных) следственно-оперативных групп по расследованию и раскрытию посягательств на культурные ценности;

)   обеспечение координации дальнейшей совместной деятельности правоохранительных органов от регионального уровня до низового исполнительного звена в этом направлении.

Региональные и межрегиональные следственно-оперативные группы, являясь одной из основных форм взаимодействия, создаются с целью непосредственного расследования и раскрытия хищений культурных ценностей. Данные группы комплектуются из наиболее квалифицированных, опытных следователей и оперативных сотрудников правоохранительных органов, специализирующихся по линии борьбы с преступными посягательствами на предметы, имеющие особую ценность.

На практике в состав такой следственно-оперативной группы довольно часто привлекаются сотрудники ФСБ и ФТС России.

Примером взаимодействия сотрудников органов внутренних дел с данными органами могут послужить такие совместные операции, как «Антиквариат», «Раритет», «Наследие», «Достояние». При их проведении, как правило, изымается из незаконного оборота значительное количество предметов, представляющих особую историческую, научную и культурную ценность, а также пресекаются и раскрываются преступления, связанные с хищениями таких ценностей.

Так, например, в рамках операции «Наследие», в июне 2007 года уральские таможенники совместно с сотрудниками органов внутренних дел и службы безопасности задержали гражданина США, вылетавшего в Германию рейсом «Екатеринбург-Франкфурт» из аэропорта «Кольцово». В ходе таможенного досмотра его багажа был обнаружен и изъят не указанный в таможенной декларации восьмиконечный крест-распятие из металла коричневого цвета, признанный культурной ценностью.

Кроме того, в рамках данной операции в сентябре 2008 года была предотвращена еще одна попытка незаконного вывоза из России церковных реликвий. Так, гражданка России, вылетавшая в Германию рейсом немецкой авиакомпании Lufthansa, пыталась вывезти контрабандным способом из России икону «Святой Николай Чудотворец». Икона не были внесены ее владельцем в таможенную декларацию и не продекларирована при устном опросе, а самое главное, не имела специального разрешения на вывоз ее за пределы таможенной территории РФ, которое выдается территориальным отделением Минкультуры.

Наряду с таможенными органами и органами безопасности органы внутренних дел взаимодействуют с Департаментом по сохранению культурных ценностей.

В сфере предупреждения и борьбы с преступлениями в отношении культурных ценностей данное взаимодействие осуществляется по следующим направлениям:

.   контроль за реализацией предметов антиквариата;

.   экспертиза задержанных и конфискованных культурных ценностей;

.   экспертиза предметов оружия, имеющего культурную ценность;

.   работа по возвращению культурных ценностей, незаконно вывезенных из страны.

За 2008-2010 гг. сотрудниками Департамента по сохранению культурных ценностей по запросам правоохранительных и таможенных органов проведено 3421 экспертиза задержанных и конфискованных 61765 культурных ценностей.

Учитывая, что произведения искусства похищаются целенаправленно для дальнейшего вывоза за пределы Российской Федерации, в этих целях преступниками налаживаются устойчивые каналы контрабанды. Особое значение в этой связи приобретает международное сотрудничество с зарубежными странами и государствами-участниками СНГ посредством Национального центрального бюро Интерпола при МВД России.

Деятельность НЦБ Интерпола направлена на обмен информацией между правоохранительными и иными государственными органами Российской Федерации, осуществляющими борьбу с хищениями предметов, имеющих особую ценность, с правоохранительными органами иностранных государств.

На сегодняшний день в базах данных Генерального секретариата Интерпола собраны огромные информационные ресурсы, использование которых помогает вести эффективную оперативно-розыскную деятельность. Так, по состоянию на 1 марта 2011 г. в международном розыске числятся более 4 тысяч предметов антиквариата, представляющих большую культурную и историческую ценность, из них около 800 экспонатов розыск по каналам Интерпола объявили правоохранительные органы РФ.

Благодаря такому взаимодействию ежегодно в страну возвращается обратно большое количество исторических ценностей. В частности, в 2010 году были возвращены:

)   пять акварельных чертежей парусных кораблей, похищенные в 1992 году из музея Высшего военно-морского инженерного училища имени Дзержинского;

)   икона «Освобождение Москвы Великим князем Иваном 111 Васильевичем и крестный ход с иконой Богоматери Владимирской», похищенная в октябре 1994 года из павильона музея-заповедника «Коломенское» и была снята с торгов аукционного дома «Кристис» в Великобритании.

Исходя из вышеизложенного взаимодействие по расследованию и раскрытию хищений предметов, имеющих особую ценность, дает значительные результаты. Вместе с тем в организации данного взаимодействия имеется ряд проблем.

Что касается взаимодействия правоохранительных органов РФ с НЦБ Интерпола, то возможности такого сотрудничества используются далеко не в полной мере. Как было отмечено ранее на сегодняшний день в международном розыске числится около 800 предметов искусства, похищенный в России, начиная с 1991 г. В 2008 году на учет было поставлено 63 предметов, в 2009 г. - 45, в 2010 г. - всего лишь 13.

Если проанализировать статистику совершения хищений культурных ценностей на территории Российской Федерации с 2008 по 2010 гг., то получается, что в международном розыске находится менее 5 % от всех похищенных предметов, что явно недостаточно, поскольку большинство ценных предметов похищается для вывоза в дальнее зарубежье.

Анализ организуемых МВД России оперативно-профилактических мероприятий под условным названием «Антиквариат», «Наследие» и т.д. свидетельствует о крайне низком уровне участия в них правоохранительных структур России и заинтересованных ведомств. В период проведения таких мероприятий факты незаконного вывоза ценностей выявляются при наличии информации только в органах внутренних дел.

Стабилизация оперативной обстановки по линии взаимодействия правоохранительных органов при расследовании хищений культурных ценностей, возможна лишь на базе оптимизации организационно-структурного построения системы взаимодействия ведомств и их оперативной готовности к действиям по борьбе с хищениями.

Подводя итог вышеизложенному можно сделать следующий вывод, что борьба с хищениями предметов, имеющих особую ценность, носит комплексный характер, который заключается в том, что правоохранительным органам необходимо не только раскрыть преступление, но и выявить и пресечь каналы незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации предметов культурного и исторического наследия народов России. В этих условиях и обусловлена необходимость работы правоохранительных органов по линии взаимодействия (см. приложение 5).

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Расследование по факту хищения предметов, имеющих особую ценность, начинается со стадии возбуждения уголовного дела, когда в процессе получения информации о совершенном или готовящемся преступлении субъект уголовного процесса принимает решение о возбуждении уголовного дела либо об его отказе.

Алгоритм действий работников правоохранительных органов на этапе возбуждения уголовного дела обусловлен особенностями предварительной проверки, составной частью которой является служебное расследование, проводимое должностными лицами учебных заведений, библиотек, архивов, научных институтов и центров, научно-исследовательских (испытательных) лабораторий, конструкторских бюро и иных учреждений, а также непосредственно особенностями предмета преступного посягательства и места совершения преступления.

На первоначальном этапе расследования хищений предметов, имеющих особую ценность, складываются типичные следственные ситуации:

)   место и время преступления, а также характер похищенного установлены, но нет сведений о лице, совершившем преступление, и о месте нахождения похищенного;

)   имеются основания полагать, что обнаруженные ценности похищены, но нет точных сведений о месте хищения, потерпевшем и лице, совершившем хищение;

)   лицо, совершившее хищение, задержано, но предметов преступного посягательства при нем не обнаружено.

Типичность данных ситуаций дает возможность выдвижения типовых версий первоначального этапа расследования, охватывающих сущность события преступления в целом и объясняющих отдельные обстоятельства расследуемого преступления.

Процесс расследования хищений предметов, имеющих особую ценность, обусловлен установлением основных обстоятельств, подлежащих доказыванию, которые на различных этапах расследования уточняются и детализируются. Предмет доказывания в данном случае представляет собой совокупность взаимодействующих элементов, имеющих правовое значение по делу, четкое установление которых будет максимально способствовать эффективному расследованию преступления.

Важнейшими источниками получения доказательственной информации являются сведения, полученные в результате собирания, оценки и исследования доказательств. Средством сбора криминалистически значимой информации для установления механизма совершенного преступления и создания его модели расследования являются следственные действия, направленные на поиск похищенных ценностей. Своевременное проведение данных мероприятий лишает лиц, совершивших преступление, возможности скрыть или уничтожить следы преступного посягательства на культурные ценности. Расследование хищений предметов, имеющих особую ценность, - это трудоемкий процесс работы сотрудников органов внутренних дел по раскрытию данного вида преступления. При этом необходимо не только раскрыть преступление, но и выявить и пресечь каналы незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации данных предметов. В этих условиях возникает необходимость взаимодействия сотрудников органов внутренних дел с другими правоохранительными органами. Такое взаимодействие способствует непрерывному процессу поиска доказательств, взаимного обмена информацией, использования широкого спектра научно-технических средств и методов.

Однако в процессе исследования материалов практики были выявлены недостатки во взаимодействии правоохранительных органов, которые требуют определенного вмешательства со стороны государства по их устранению.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.50.83 (0.015 с.)