Проблемы взаимодействия пресс-службы гувд журналистами и предложения по решению данных проблем 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблемы взаимодействия пресс-службы гувд журналистами и предложения по решению данных проблем



Органы внутренних дел - это не совершенно закрытая система, и они вынужденно постоянно обмениваются информацией с внешней социальной средой. В современных условиях внешняя среда, с которой взаимодействуют органы внутренних дел, характеризуется чрезвычайной подвижностью и изменчивостью. К наиболее типичным признакам современного общественного развития в целом относятся: разбалансированность общественных отношений, многообразные «техногенные болезни», формы отклоняющегося поведения, глобализация преступности и возникновение новых ее разновидностей - элитарность, организованность, криминальный профессионализм, техническая оснащенность. Значительное влияние на характер оперативной обстановки, уровень правового порядка в стране и регионе оказывают бедность, безработица, коррупция, социально-психологическая апатия населения, межнациональные и межконфессиональные конфликты.

Выполнение возложенных на органы внутренних дел задач и функций, связанных в основном с обеспечением надлежащей защиты личности, общества и государства от правонарушений, охраной конституционных прав и свобод граждан в подобных условиях требует постоянной модификации методов, способов, форм, средств профессиональной и управленческой деятельности. Условием выполнения данной задачи является получение из среды, причем в постоянном, непрерывном режиме - режиме мониторинга, как можно более точной информации о вероятности наступления того или иного события (событий).

В то же время органы внутренних дел - это социальный институт, специфика деятельности которого обусловлена необходимостью удовлетворения жизненно важных потребностей и интересов населения в поддержании достаточного уровня личной и коллективной безопасности, защищенности от различных угроз. Именно осознание своих прав налогоплательщиков, на средства которых содержатся правоохранительные органы, развитие основ местного самоуправления способствовало оформлению в западных странах развитой системы общественного (гражданского) контроля деятельности правоохранительных органов, повышения требовательности к качеству предоставляемых обществу правоохранительных услуг, а значит и социальной ответственности перед обществом самих органов правопорядка. По мнению многих зарубежных исследователей, расширение способов коммуникации правоохранительных органов с общественностью, повышенный интерес к коммуникативным технологиям объясняются именно необходимостью постоянного изучения динамики и структуры общественных потребностей в правоохранительной сфере, их объективации в управленческой деятельности.

Кроме того, задачи борьбы с преступностью и профилактики правонарушений в обществе не могут быть решены усилиями лишь правоохранительных органов, хотя, конечно, основная тяжесть работы в указанной области ложится именно на них. Правопорядок реализуется и выражается в системе сложных коммуникаций, связей, контактов, отношений между людьми, коллективами, общностями и государством, которые в процессе такого взаимодействия и обеспечивают нахождение оптимальных путей к стабильности и сотрудничеству. В поддержании общественной безопасности наряду с правоохранительными органами важную роль играют семья, мораль, традиции, обычаи, различные структуры гражданского общества. Связи с общественностью способствуют вовлечению в движение за правопорядок все большего количества заинтересованных субъектов, расширяют число граждан, ориентированных на закон, право, поддержку конституционных органов власти, и, соответственно, сужают криминальную среду - лиц, ориентированных на противоправные нормы, развитие организованной преступности и поддержку криминальной власти.

Вместе с тем, обеспечение общественной безопасности - деятельность многоплановая и многосубъектная - в нее должны быть вовлечены помимо правоохранительных органов представительные и исполнительные органы государственной власти федерального и регионального значения, многочисленные общественные организации, трудовые коллективы, средства массовой информации, т.е. вся общественность страны. Это способствует возникновению достаточно сложной коммуникационной сети, многовекторному движению информации, которая должна каким-то образом упорядочиваться, координироваться, согласовываться, систематизироваться, храниться, извлекаться и в нужный момент использоваться, перерабатываться в управленческие решения и команды.

Если принять во внимание тот факт, что современное общество уже давно характеризуется как общество информационное, то становится вполне понятным, что большинство происходящих в самых разных сферах жизнедеятельности, в том числе правоохранительной, процессов, представляет собой синтез уже имеющейся и новой информации. Именно поэтому практически каждый социальный субъект, включая органы внутренних дел, не может не быть озабочен проблемами производства, поиска и потребления разнообразной информации. Информация из некоторого вспомогательного инструмента постепенно превращается в один из главных двигателей организаций и способна непосредственно обеспечивать как локальный успех, так и прогрессивную динамику социума в целом.

Единая информационная политика МВД России должна в полной мере отвечать предъявляемым требованиям и обеспечивать решение соответствующих поставленных задач. Социологическое обеспечение принятия управленческих решений в деятельности ОВД базируется на связях с общественностью и соответствующей корректировке социальной информации. В системе МВД России этим занимаются подразделения информации и общественных связей органов внутренних дел.

Сознательное игнорирование потенциалов связей с общественностью - это упущенные возможности, способствующие преобладанию в управлении органами внутренних дел реактивного (по отклонениям) управления, т.е. практики пассивного движения за событиями, неспособности влиять на структуру общественных потребностей и интересов, над активным (инновационным) управлением, работающим на длительную перспективу. Руководители органов внутренних дел должны быть более чувствительными и внимательными к публичным высказываниям, общественной критике, уделять внимание развитию коммуникаций во внешней среде, работать в более интенсивном режиме в рамках заданного коммуникативного поля.

С этой точки зрения, связи с общественностью - это особая функция управления органами внутренних дел, которая способствует установлению и поддержанию общения, взаимопонимания и сотрудничества между ОВД и общественностью, решению различных проблем и задач. Это функция, которая направлена на формирование развитой системы коммуникаций ведомства с общественностью посредством открытого и честного информирования последней обо всех интересующих ее вопросах, связанных с деятельностью ОВД, непрерывного диалога на актуальные проблемы правоохранительной деятельности. Связи с общественностью помогают руководству органов внутренних дел быть информированным об общественном мнении и вовремя реагировать на него. Управление, не обогащенное структурами и знаниями в области связей с общественностью, инерционно, воспроизводит типы и характер принятия решений в духе административно-командной системы.

Опираясь на деятельность подразделений информации и общественных связей органов внутренних дел, МВД России в большей мере использует свои информационные, коммуникативные возможности, обеспечивает не дискретные (прерывные) сигналы обратной связи, а устойчивую, планомерную и репрезентативную информационно-коммуникативную деятельность, определяющую эффективность всего управленческого процесса. Организация общественных связей в органах внутренних дел подразумевает внесение изменений в коммуникативные потоки, непрерывный коммуникативный аудит, а также контроль этих потоков. В отличие от деятельности той или иной коммерческой организации, органы внутренних дел вступают во взаимодействие практически со всеми слоями общества, их аудитория включает в себя саму широкую общественность, правительственные учреждения. Конечной целью развития связей с общественностью можно считать создание благоприятного социального контекста деятельности ОВД, подразумевающего развитую систему доверительных отношений ОВД с общественностью, оптимизирующую взаимный информационный обмен и взаимодействие. Чтобы создать такую систему (благоприятную атмосферу) необходимо планировать действия в области общественных связей, сознательно влиять на потоки коммуникаций.

На современной этапе органы внутренних дел нуждаются в развитой системе управления социальной информацией, позволяющей устанавливать и поддерживать связи с общественностью, влиять на изменение общественного мнения о деятельности ГУВД. Это требует разработки специальных технологий, глубокой адаптации общих методов пиар-технологий к специфике правоохранительных органов. Важность извлечения социально ценной информации из внешней среды, позволяющей судить о ее состоянии, базовых и вторичных параметрах, не является основным постулатом в понимании сущности общественных связей в правоохранительной деятельности. Речь идет именно о необходимости управления социальной информацией, подразумевающего сознательное воздействие на различные виды коммуникативных потоков, как за рамками органов внутренних дел, так и внутри ГУВД.

В целях эффективной реализации информационной политики Министерства внутренних дел Российской Федерации и поиска эффективных методов организации новых форм деятельности по формированию положительного образа сотрудника милиции руководители подразделений органов внутренних должны постоянно анализировать и оценивать состояние информационного пространства. Для решения вышеуказанных проблем и разработки методик по организации информационной работы автором предлагается новая форма мониторинга информационного пространства, которая включает в себя контент-анализ материалов СМИ и проведение социологических исследований о деятельности ГУВД.

В современных условиях развития информационного пространства руководителям органов внутренних дел необходимо не только анализировать общественное мнение, улавливать колебания общественного недовольства своей работой, но и, как следствие, быстро реагировать на них. Эта задача возложена на подразделения информации и общественных связей, одним из составляющих направлений которой является сбор и анализ разнообразной информации о развитии общественно-политических, социально-экономических, межнациональных и межконфессиональных отношений в стране, федеральном округе, регионе, непосредственно или опосредованно влияющих на оперативную обстановку. Результаты анализа становятся основой предложений руководству служб и подразделений ОВД.

Существенное значение в вышеназванном процессе придается мониторингу СМИ. Мониторинг можно определить как систему регулярного отслеживания изменений в материалах средств массовой информации относительно какого-либо объекта или процесса, при условии регулярного применения одних и тех же принципов выборки и одного и того же инструментария для сбора информации в целях наблюдения, анализа и контроля за развитием данного объекта или процесса.

Используя современные средства мониторинга, процесс анализа материалов средств массовой информации можно разделить на четыре этапа: непрерывное отслеживание публикаций средств массовой информации с использованием автоматизированной информационно-поисковой системы в глобальной компьютерной сети Интернет; ежедневный анализ телевизионных сюжетов основных центральных телеканалов в режиме реального времени; еженедельное получение информации от региональных подразделений информации и общественных связей о публикациях критической направленности, вышедших в региональных печатных СМИ, относящихся к компетенции или деятельности органов внутренних дел; ежемесячный анализ отчета подразделений информации и общественных связей о количестве информационных, положительных либо критических материалах (публикациях, теле-, радиосюжетах), вышедших в региональных СМИ за отчетный период, с указанием наиболее освещаемых тем. Это позволяет выявить информационные поводы в отношении деятельности органов внутренних дел, проанализировать причины возникших проблем, спрогнозировать дальнейшее развитие событий и разработать комплекс мероприятий по недопущению перехода информационного повода в широкий негативный общественный резонанс.

Кроме того, необходимо и целесообразно до реализации комплекса дополнительных мероприятий провести изучение общественного мнения по теме информационного повода с обязательным привлечением независимых социологических центров и служб с целью получения объективных исходных данных об изменении информационного пространства, и, в частности, социальной информации, относящейся к компетенции или деятельности органов внутренних дел.

В ситуации, сложившейся в сегодняшнем российском обществе, поддерживать авторитет правоохранительных органов и обеспечивать правопорядок только традиционными способами (в том числе фильтрацией и контролем информации) невозможно. Прежде всего, потому что контроль над информацией способствует всего лишь замалчиванию проблем, а не их решению. Необходимо применение новых технологий в работе с общественностью, направленных на предотвращение преступлений и правонарушений, формирование образа жизни, основанного на соблюдении законов и норм общественного поведения, восстановление положительного образа сотрудника милиции, оказание содействия в обеспечении правопорядка и общественной безопасности.

Вместе с тем, подчеркивается, что необходимо осуществлять влияние на эмоционально-оценочный компонент сознания. Повышение уровня осведомленности граждан - это только первый этап. Одного знания о реальных достижениях органов внутренних дел для изменения оценок и установок, сложившихся в обществе, недостаточно. Наряду с сообщением новых знаний следует предпринять попытки изменить отношение людей, оказать воздействие на эмоциональный компонент представлений, сломать негативные стереотипы и психологические барьеры. Это длительный и трудоемкий процесс. Требуется настойчивость и последовательность, чтобы граждане услышали, поняли и восприняли стратегические цели, задачи и намерения каждого конкретного органа внутренних дел по отдельности и тем самым всей системы в целом. Речь идет о целесообразности разработки и внедрении специализированных имиджевых программ по направлениям деятельности МВД России.

Следующий блок вопросов связан с практической разработкой и реализацией в деятельности органов внутренних дел, при непосредственном участии автора, имиджевых программ. К примеру, «Программа информационно-пропагандистской работы в сфере профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Российской Федерации», основная задача которой - инициировать конструктивное решение этих проблем, достичь более эффективной поддержки правоохранительных органов со стороны общества, показать работу сотрудников милиции в данной сфере как ответственную социальную миссию. Цели программы: укрепить в общественном сознании понимание проблем правоохранительных органов как продолжение проблем всего общества; показать работу сотрудников милиции в данной сфере как ответственную социальную миссию; продемонстрировать примеры эффективности поддержки правоохранительных органов со стороны общественных организаций, бизнес-структур как пример социально ответственного поведения и патриотизма. Реализация данной программы способствовала сокращению в 2009 году числа преступлений, совершенных несовершеннолетними или при их соучастии на 2,9%, в том числе тяжких и особо тяжких - на 7,7%.

Использование результатов изучения общественного мнения в управлении органами внутренних дел, как и в любой другой сфере деятельности, определяется практической значимостью, качеством и оперативностью получения этих результатов и измеряется тем, насколько они способствуют совершенствованию управления различными сторонами работы подразделений органов внутренних дел в соответствии с современными требованиями. При этом подчеркивается, что в механизме обратной связи в управлении органами внутренних дел социологические исследования представляют собой существенный, но не единственный источник информации о состоянии и направленности общественного мнения.

Ценность социологической информации усилится в сочетании и сопоставлении со статистикой и другими видами данных, полученных по различным каналам обратной связи. Практика управления органами внутренних дел знает различные формы внедрения результатов научных исследований, включая социологические опросы. В их числе ознакомление с полученными результатами заинтересованных лиц; опубликование итогов исследований в печати и трансляция их другими средствами массовой информации; проведение семинаров, конференций, встреч с населением по месту жительства и в трудовых коллективах, занятий в системе служебной подготовки с личным составом. Сюда же относится составление аналитических справок, обзоров, научных отчетов, практических рекомендаций и методик.

Эта информационно-аналитическая работа, включающая изучение и анализ общественного мнения как населения, так и самих сотрудников о различных сторонах деятельности органов внутренних дел и разработка на этой основе управленческих решений, обеспечение их выполнения и оценка эффективности возложена на штабы и определяется «Типовым положением о штабе управления (отдела) внутренних дел города (района)» и приказами Министерства внутренних дел РФ.

Что касается другой имиджевой программы, а именно «Информационно-пропагандистской работы МВД России в сфере профилактики экономических и налоговых преступлений в Российской Федерации, а также по созданию благоприятных условий для малого и среднего бизнеса», то у нее цели несколько иные: укрепить в сознании общественности уверенность в том, что сегодня милиция имеет в своем арсенале достаточно сил и средств, чтобы обеспечить безопасность граждан; перейти от восприятия широкими слоями населения образа «оборотня в погонах» к образу сотрудника милиции, стоящего на защите экономических прав и свобод граждан; поднять престиж профессии сотрудника подразделения экономической безопасности МВД России; достичь уважения через понимание населением того, что деятельность подразделений по налоговым преступлениям и по борьбе с экономическими преступлениями имеет конечной целью защитить интересы каждого гражданина, повысить качество взаимодействия с общественностью, расширить возможности в получении от населения информации, касающейся готовящихся, совершаемых, либо совершенных преступлений и правонарушений. Вышеназванные программы и некоторые другие уже реализуются на плановой основе в системе МВД России.

Предлагается использовать имиджевые программы в информационном сопровождении деятельности конкретных подразделений органов внутренних дел, что не может не привести к положительному изменению общественного мнения о работе ОВД в целом. В феврале 2009 года ВЦИОМ по заказу УОС АД МВД России был проведен опрос общественного мнения, в ходе которого изучалась осведомленность населения о реализации информационных программ МВД России и отношение граждан к указанным программам. По мнению 84% респондентов - реализация подобных программ необходима.

Кроме того целесообразна разработка на базе существующих и реализации региональных имиджевых программ с учетом местных экономических, социально-политических, культурных и др. особенностей, что в свою очередь, будет иметь значение в рамках изменения общественного мнения на региональном уровне.


Заключение

Исходя из поставленных целей в ходе изучения материалов, подготовленных для составления данной дипломной работы, была проанализирована роль общественных связей в работе силовых структур, методы связей с общественностью в борьбе с организованной преступностью, прослежено развитие пресс-службы УВД в Санкт-Петербурге. В данном исследовании была изучена организация работы пресс-службы органов внутренних дел г. Санкт-Петербурга, а именно рассмотрена структура и основные направления работы информационно-аналитического отдела управления внутренних дел города и края, а также их взаимодействие со средствами массовой информации.

В дипломной работе были обозначены основные проблемы, возникающие в ходе взаимодействия между пресс-службой УВД города и журналистами, и сделаны предложения по решению данных задач.

Таким образом, при выполнении дипломной работы были сделаны следующие заключения:

. Деятельность пресс-службы УВД города регламентируется большим количеством нормативно-правовых актов. Большим недостатком в ее деятельности является отсутствие специальной правовой программы. Существует большая потребность для ее разработки, содержащей нормативно-правовые акты, необходимые именно для инспекторов пресс-службы УВД в качестве путеводителя.

. Пресс-служба УВД г. Санкт-Петербурга имеет сложную систему подчинения, но это является скорее плюсом, чем минусом, так как инспекторы по взаимодействию со СМИ имеют свободный доступ ко всем службам УВД и к руководству различного уровня, что необходимо для ее успешной работы.

. Должность работников пресс-службы не соответствует объему полномочий, которые они выполняют. Работа со СМИ является одним из приоритетных направлений деятельности, но кроме этого инспекторы осуществляют и иные виды деятельности (работа с письмами граждан, оценка общественного мнения о милиции с помощью анкетирования, взаимодействие с политическими партиями, религиозными объединениями и др.).

. Существует конфликт между пресс-службой УВД города и СМИ. Инспекторы обязаны предоставлять журналистам информацию о совершенных преступлениях и общей деятельности ОВД. Но так как большая часть информации в УВД является секретной, то возникают проблемы с представителями СМИ по поводу невозможности раскрытия каких-либо сведений. Также в СМИ иногда публикуется непроверенная и недостоверная информация, после чего сотрудники пресс-службы требуют опровержения данных фактов.

Конфликт до конца решить вряд ли удастся, но для улучшения ситуации в работе пресс-службе УВД города было предложено:

. Начать активно работать с пресс-релизами.

. Преобразовать деятельность, связанную с сообщением ежедневной оперативной сводки журналистам.

В повседневной практике надо отказаться от необходимости зачитывания оперативной сводки в пользу пресс-релизов. Необходимо выявить «полезных» и «неполезных» СМИ с помощью контент-анализа и в телефонном режиме первоочередно доносить до «полезных» журналистов горячие новости.

. Проведение пресс-конференций.

Пресс-конференции необходимо проводить не только в кризисных ситуациях, но и по прохождению определенного периода времени. На таких пресс-конференциях можно донести до общественности результаты работы милиции, (дать информацию о раскрытых преступлениях, показать, что милиция не бездействует и т.д.). Предлагается проводить данные пресс-события раз в квартал.

. Осуществление таких специальных мероприятий как «Милиционер года» и «Герои милиции».

. Организация систематического показа видеороликов о милиции в СМИ города.

.В целях повышения значимости общественного мнения в механизме обратной связи в управлении органами внутренних дел необходимо учитывать, что это мнение имеет свою специфику, определяемую, прежде всего, особенностями его объекта, в качестве которого выступает криминогенная обстановка и органы внутренних дел.

Важно не только сформировать практику учета общественного мнения в ходе принятия управленческих решений, но и социологическими методами изучать результативность выполнения этих решений, меру их влияния на общественное мнение. Необходимо, чтобы разовые или периодические социологические опросы переросли в социологический мониторинг общественного мнения как различных категорий населения, так и самих сотрудников органов внутренних дел.

Не менее важно активировать и другие каналы обратной связи, имеющиеся в распоряжении органов внутренних дел.

Следует усовершенствовать не только механизм изучения общественного мнения и практики её использования в управлении органами внутренних дел, но и механизм формирования компетентного позитивного общественного мнения о работе органов внутренних дел и одновременно чувства неприятия любых форм социальной девиации в общественном сознании. Здесь большую роль могут сыграть социальная реклама, выпуск в свет специальных тематических теле-радиопередач и публикации в периодических изданиях. Нужны публикации не столько информационного, сколько информационно-аналитического характера. На смену информационному, во многом иллюзорному, образу преступности и милиции, сформированному в общественном сознании средствами массовой информации, должно придти представление, основанное на достоверной информации.

Учёт общественного мнения в управлении органами внутренних дел по этим и другим направлениям их работы усилит социальную направленность деятельности органов внутренних дел, повысит значимость функций, связанных с социальным обслуживанием населения.

Все вышеперечисленное разработано для поднятия имиджа силовых структур, повышения доверия населения к сотрудникам органов внутренних дел и для снижения материалов негативного характера в адрес милиции.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 293; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.28.179 (0.026 с.)