Связи с общественностью в борьбе с организованной преступностью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Связи с общественностью в борьбе с организованной преступностью



 

Властные структуры используют свои информационные, коммуникативные возможности наиболее полно, если опираются на собственные службы по связям с общественностью, призванные обеспечить устойчивую и планомерную информационно-коммуникационную деятельность, от которой во многом зависит эффективность всего управленческого процесса.отделы создаются в министерствах, других органах управления. Специалисты по связям с общественностью помогают управленцам вписываться в социальную среду, находить понимание в обществе, принимать эффективные решения, поддерживать готовность к необходимым переменам, предотвращать и преодолевать кризисные ситуации.

Под воздействием демократических преобразований, в современных условиях, происходит постепенное сокращение государственного регулирования различных сторон жизни.

Однако, государственная служба и ее рабочий аппарат сохраняются. И, в соответствии с общедемократическими тенденциями общественного развития, они должны совершенствоваться и способствовать формированию гражданского общества. Здесь большое значение имеет приближенность органов государственной власти к гражданам, для чего необходима налаженность прямых и обратных связей с ними. Это тем более важно, т.к. по мере становления демократических институтов, граждане из объекта управления все больше становятся его субъектами.

Исследователь А.Н. Чумиков полагает, что к основным функциональным задачам связей с общественностью в системе госуправления можно отнести:

оперативное и полное информирование граждан о деятельности организации, в том числе при помощи средств массовой информации;

распространение, а в случае необходимости и подготовка для СМИ официальных сообщений, заявлений и иных информационных (журналистских) материалов, посвященных деятельности органов управления;

подготовка и передача в средства массовой информации разъяснений и комментариев специалистов, экспертов и авторов решений и действий организации;

проведение в соответствии с Законом РБ «О печати и других средств массовой информации» аккредитации журналистов, выполняющих редакционное задание и освещающих деятельность органа государственного управления;

оказание содействия аккредитованным журналистам, а также корреспондентам, выполняющим задание по сбору и подготовке материалов для публикации, телерадиопередач;

подготовка для средств массовой информации пресс-релизов, обзоров, пресс-бюллетеней;

подготовка и проведение пресс-конференций, брифингов, встреч с журналистами по текущим проблемам деятельности организации;

анализ материалов прессы, радио и телевидения о деятельности организации для ее руководителей;

определение достоверности опубликованных сведений, при необходимости подготовка разъяснительных писем и опровержений.

Хотелось бы отметить, что сами по себе связи с общественностью не могут быть абсолютным способом решения всех проблем. Недостатки в деятельности пресс-служб в органах власти обусловлены не только и не столько низким профессионализмом ее работников, сколько состоянием всего общества. Деятельность таких отделов обеспечивает согласование общесоциальных, корпоративных (групповых) и частных интересов.

По мнению американских исследователей Скотта М. Катлипа, Алена Х. Сентера и Глена М. Брума, государственные органы каждой гранью своей деятельности связаны со службами PR и практически во всем полагаются на специалистов в этой области. Цели самой демократии, на их взгляд, совпадают с целями связей с общественностью.

Глобальные цели правительственной РR-программы, независимо от уровня, имеют, как минимум, три общих элемента:

информирование граждан о деятельности правительственного органа;

гарантия активного участия населения в правительственных программах (например, голосование, переработка отходов), а также согласие на принятие регулятивных норм (например, связанных с обязательным использованием ремней безопасности или с принятием мер против курильщиков);

обеспечение общественной поддержки избранным стратегиям и принятым программам (например, иностранной помощи, социальным программам).

Деятельность правительственных связей с общественностью, зачастую обозначаемая такими терминами, как работа с общественностью, информирование общественности, стала политическим и административным ответом правительства на активность общества и, ставит своей целью достижение определенных организационных целей. Службы по связям с общественностью являются «ключевым компонентом административной системы, целенаправленно созданной для ликвидации разрыва между популярными и бюрократическими государственными органами».

Необходимо отметить, что возможности связей с общественностью могут быть использованы в целях повышения открытости государственного управления и приближения к интересам граждан. И, напротив, закрытость органов управления, их слабое взаимодействие с общественностью приводят к отчуждению людей от власти; так, сама «власть, становится вещью в себе и в конечном итоге теряет свой внутренний смысл, что чревато социальными потрясениями».

Отсутствие необходимых законов, их неполнота или противоречивость, открывают широкий простор для чиновников, фактически, превращая их из исполнителей, в создателей механизмов функционирования политической сферы. А в современном обществе, государственная служба должна не только реагировать на запросы, проходящие по каналам политического представительства, но и проявлять инициативу и предлагать такую, новую административную «продукцию» и услуги, которые можно «продать» на политическом рынке, где начинает царить конкуренция.

По мнению исследователя В.А. Моисеева, существует целая группа причин, которые порождают недоверие граждан к органам власти.

К ним, прежде всего, относят так называемые «технические» причины: когда органы государственной службы, в силу тех или иных обстоятельств (отсутствия структур и специалистов в сфере связей с общественностью), не умеют толково разъяснить гражданам цели и мотивы своей деятельности, не могут дать адекватное представление о ее характере и тех условиях, в которых они вынуждены работать и решать проблемы.

Затем, идут причины культурно-исторического типа. Их основная суть, заключается в особенностях нашей политической культуры, с традиционным противостоянием масс органам власти.

Организационные причины, связаны с неумением государственной службы, из-за ее низкой компетенции, наладить выполнение решений политических органов и работу служб PR. Здесь же, особо можно выделить те из них, которые определяют довольно распространенный стиль работы органов государственной службы, - закрытость, отсутствие гласности и т.п.

И, причины социального характера. Они обусловлены тем, что государственная служба работает в основном «на себя», игнорируя реальные потребности общества, или проводит в жизнь политические решения, не соответствующие интересам граждан.

Создание служб по связям с общественностью в управленческих органах, открывает возможность для формирования доверия граждан к институтам власти. Использование же методов PR, их технологичность, в свою очередь, позволяют закладывать в систему управления механизмы взаимодействия с гражданами и, стало быть, его демократизации и укрепления начал гражданского общества.

Возникающие при этом проблемы, можно свести к двум блокам с более подробным дальнейшим их делением.

. Воздействие гражданского общества на госслужбу, что проявляется в следующих формах:

требования и действия по защите прав и свобод граждан и их ассоциаций, определенных правовыми документами;

политическое участие граждан и их ассоциаций в деятельности госслужбы (в формировании ее подразделений, в повседневной работе и контроле за ней, в подготовке и проведении выборов);

в протесте против бюрократизма и коррупции путем митингов, демонстраций, забастовок и т.д.;

защите прав самой госслужбой должностных лиц от граждан и их ассоциаций.

. Воздействие госслужбы на общество, в том числе и средствами паблик рилейшнз. Сюда можно отнести:

проведение в жизнь государственной политики во взаимоотношениях с гражданским обществом (в социально-экономической, духовно-культурной, политико-правовой сфере, в экологии, военном строительстве, национальных отношениях и иных сферах, при обеспечении общественной безопасности);

разъяснение результатов деятельности политического руководства страны, региона при проведении реформ, реализации законов и т.д.;

содействие становлению демократических институтов гражданского общества (политических партий, избирательных объединений, клубов и т.д.);

выявление общественных потребностей и интересов, связанных с государственной службой, мониторинг тенденций общественного развития;

защита конституционных прав и свобод граждан и их ассоциаций от неправомерных действий государственных учреждений, органов местного самоуправления;

организация политического участия граждан и их ассоциаций в деятельности государственной службы;

взаимодействие с органами местного самоуправления по реализации государственной политики, реформ;

завоевание доверия и авторитета госслужбы добросовестным исполнением обязанностей;

частие в деятельности институтов гражданского общества (в профсоюзах, избирательных объединениях, разрешенном лоббировании интересов государственных служащих при прохождении в парламенте законов, касающихся госслужбы).

Эти проблемы могут решаться в следующих конкретных направлениях деятельности PR в органах государственной власти:

а) установление, поддержание и расширение контактов с гражданами и организациями;

б) информирование общественности о принимаемых решениях;

в) изучение общественного мнения (социально-политический мониторинг);

г) анализ общественной реакции на действия должностных лиц и органа власти в целом;

д) прогнозирование общественно-политических процессов;

е) обеспечение организации аналитическими разработками;

ж) формирование благоприятного имиджа организации.

Специфика отделов по связям с общественностью, в органах государственной власти, состоит в том, что равноправие субъектов общественных отношений нарушается, главным образом, по причине весьма сложного и противоречивого механизма государственного управления с различными моделями бюрократии: от патриархальной до рациональной и, так называемой, «отзывчивой» модели. Такая «отзывчивая» модель, основана на уважении к гражданам, ориентации на сотрудничество с ними, на использовании управленческих процедур, в которых, гражданин рассматривается не только как объект воздействия, но, прежде всего, как равноправный субъект управления. Поэтому, можно предположить, что основой нормального функционирования связей с общественностью, может служить осознанность различия интересов, а также знание всех участников взаимодействия тех средств и каналов, через которые они могут быть представлены, и, конечно, наличие организаций, способных реагировать на запросы отдельных граждан и их групп. Но, при недостаточно развитой политической культуре, этого достичь практически невозможно.

Функциональные задачи определяют и систему организации работы отделов по связям с общественностью в госуправлении.

Сюда, относится организация связей с населением. Поскольку, это комплексная деятельность власти и управления, оказывающая заметное влияние на существенность проводимой политики, то она должна строиться на плановой основе. Затем, для стратегических задач фиксируются перспективные цели и средства их достижения, а в оперативных интересах устанавливаются промежуточные (с точки зрения стратегии) результаты, виды и формы контактов с населением, их последовательность. Также, разрабатываются пути решения локальных задач. И, наконец, в план-график включаются конкретные акции, время и место их проведения и исполнители.

Организация связей с населением требует в службе информации распределения обязанностей между ее работниками. Каждая из их функций коррелируется с определенной структурой. Такая системность и эффективность взаимодействия с населением становятся одними из квалификационных требований к работникам органов государственного и муниципального управления.

Важно отметить то, что в работе служб по связям с общественностью, в госорганах, необходимо добиваться эффективности. Эффективностью является отношение между целью, средствами и результатом деятельности. По мнению автора В.А. Моисеева, есть три типа таких отношений: 1) полное совпадение цели и результата; 2) частичное совпадение цели и результата; 3) несовпадение цели и результата.

В первую очередь, эффективная деятельность определяется характером решаемых управленческих задач и тем, насколько проводимая «сверху» политика согласуется с интересами управляемых. В то же время есть ряд методологических принципов, следуя которым, можно построить эффективную работу отдела по связям с общественностью (системность, адекватность, принципы «гибкой технологии»).

Таким образом, дан анализ процесс становления и развития служб по связям с общественностью в органах государственного управления и выявлено, что уже древние государства широко использовали различные способы влияния на общество. Современные связи с общественностью вобрали в себя разнообразные формы и методы, доказавшие свою эффективность на протяжении многих веков. Рассмотренные формы и методы, существовавшие в исторической практике, не могут претендовать на роль системных принципов в деятельности современных связей с общественностью. Их можно рассматривать в качестве прототипов современной публичной деятельности. Становление связей с общественностью в мире и в нашей стране прошло ряд этапов развития, которые непосредственно связаны с усилением технологического развития и интернационализации средств массовой информации.

Также была выявлена роль служб по связям с общественностью в органах государственного управления, которая заключается в налаживании тесных контактов с целевой аудиторией, принятии эффективных решений, предотвращении и преодолении кризисных ситуаций. Специалисты по связям с общественностью зачастую помогают своей организации вписываться в социальную среду и находить понимание и поддержку в обществе.

Социально-экономические и политические изменения, произошедшие в 90-е гг. прошлого века в России, оказали значительное влияние, как на правоохранительные органы, так и на средства массовой информации, другие общественные институты, взаимодействие с которыми со стороны Министерства внутренних дел Российской Федерации нуждается в постоянном совершенствовании.

Сложность криминальной обстановки в стране, снижение доверия к правоохранительным органам со стороны населения требуют включения необходимых механизмов социального обеспечения для принятия управленческих решений в деятельности органов внутренних дел.

МВД России, обладая достаточными информационными возможностями, не всегда использовало их в полной мере для поддержания авторитета, формирования и укрепления положительного образа сотрудников органов внутренних дел и военнослужащих внутренних войск МВД России. Работа строилась без учёта социальных и психологических особенностей, которые характеризуют современное общество, что сводило все действия к простой констатации проведенных организационных и практических мероприятий.

Отсутствие системного подхода по осуществлению мониторинга и анализа развития событий, прогнозированию информационных поводов в отношении деятельности органов внутренних дел и внутренних войск МВД России, принятию своевременных адекватных мер по реагированию на них, привело к ряду событий, имевших большой общественный резонанс в нашей стране (события в Республике Башкортостан в 2004 г., гг. Санкт-Петербурге, Н. Новгороде, Ростове-на-Дону в 2005 г.).

Созрела необходимость в разработке и внедрении различных форм изучения информационного пространства, базирующихся на мониторинге материалов средств массовой информации и независимых социологических служб о деятельности ОВД, проведении соответствующего анализа полученных данных и создании механизма принятия управленческих решений по совершенствованию информационно-пропагандистской работы.

Крайне важно, чтобы в деятельности органов внутренних дел, являющихся неотъемлемой частью гражданского общества, существовал комплекс мероприятий, направленных на развитие правосознания граждан, повышение авторитета сотрудников милиции и военнослужащих внутренних войск МВД России, что в конечном итоге приведет к формированию активной позиции населения страны по оказанию содействия в охране правопорядка и обеспечению общественной безопасности.

Общественное мнение в правоохранительной сфере представляет собой специфическое проявление общественного сознания, выражающееся в массовых оценках проблем правопорядка, характеризующее явное или скрытое отношение к актуальным проблемам охраны правопорядка, присущее отдельным группам, социальным общностям или обществу в целом. На практике оно обеспечивает обратную связь в системе управления органами внутренних дел, является эффективным средством управления ОВД и обеспечения гражданского контроля правоохранительных органов. Общественное мнение дает о себе знать тогда, когда оно высказывается по проблемам, интересующим конкретное общество или конкретную общность людей - преступность, коррупция, межнациональные конфликты, террористические акты, качество правоохранительных услуг и т.п. Без всестороннего изучения и учета общественного мнения о деятельности органов внутренних дел невозможно эффективное управление ОВД. Развитие и учет общественного мнения помогает поднять на соответствующий уровень культуру управления в ведомстве в целом, каждой службе и подразделении в отдельности.

Изучение общественного мнения, как фактора социальной среды, преследует целью расширить информационную базу деятельности органов управления ОВД (источники сведений об обстановке, условиях и участниках общественных процессов, их интересах и потребностях в правоохранительной сфере). От достоверности и точности этой информации, во многом зависит правильность выбора из имеющихся альтернатив требуемого направления развития правоохранительной системы, надежность определения стратегических и тактических задач. Важным средством изучения общественного мнения, являются опросы на правоохранительную тематику, проводимые независимыми социологическими центрами, что позволяет объективно оценивать деятельность ОВД гражданами. Кроме того, не менее важным каналом изучения общественного мнения являются СМИ. Работа с материалами СМИ позволяет проанализировать состояние общественного мнения в конкретный временной интервал, спрогнозировать его изменение и принять своевременные управленческие решения.

Инновационными формами и методами выявления и изучения общественного мнения о деятельности органов внутренних дел, является многоступенчаый мониторинг материалов СМИ и данных опросов независимых социологических центров, анализ результатов вышеназванного мониторинга, прогнозирование изменений информационного пространства, влияющего на состояние и динамику общественного мнения. Использование данных форм и методов, подчинено получению социально значимой информации о проблемах правопорядка, состоянии взаимоотношений ОВД с населением и должно отражать разнообразные мнения граждан, представителей разных групп, слоев, общностей, объединений, в том числе людей различного возраста, социального статуса, носителей различных ценностей. Недопустимо применение различных «черных» приемов и технологий, искажающих реальное положение дел в сфере обеспечения правопорядка и общественной безопасности.

Технологии формирования общественного мнения о деятельности ОВД представляют собой совокупность последовательных действий, направленных на создание позитивных установок граждан по оказанию содействия в обеспечении правопорядка и общественной безопасности, защите их законных интересов, прав и свобод, созданию благоприятных условий взаимного партнерства между обществом и органами внутренних дел. В частности, одной из таких технологий является создание и реализация имиджевых программ по направлениям деятельности различных служб и подразделений ОВД. Речь идет о возможности использования указанного коммуникационного приема, с целью повышения престижа органов внутренних дел, привлечения внимания общественности к собственным проблемам. В данном случае, может использоваться разнообразный инструментарий, включающий пропагандистские акции, предполагающие идейное воздействие на население, рекламные акции, размещение специализированных материалов в СМИ и др.

Использование результатов изучения динамики общественного мнения, при принятии управленческих решений, подчинено формированию развитой системы коммуникаций ведомства с общественностью посредством открытого и честного информирования последней обо всех интересующих ее вопросах, связанных с деятельностью ОВД, а также, непрерывного диалога на актуальные проблемы правоохранительной деятельности. Это позволяет своевременно реагировать руководству ОВД на возникающие в сфере правопорядка проблемы, оперативно корректировать используемые формы и методы управления, способствовать кооперации усилий различных субъектов правоохранительной деятельности; выявлять, объективировать и удовлетворять интересы и потребности населения в правоохранительной сфере; вносить в информационно-коммуникативные потоки органов внутренних дел элементы управления.

Выполнение возложенных на органы внутренних дел задач и функций, связанных в основном с обеспечением надлежащей защиты личности, общества и государства от правонарушений, охраной конституционных прав и свобод граждан в подобных условиях требует постоянной модификации методов, способов, форм, средств профессиональной и управленческой деятельности. Условием выполнения данной задачи, является получение из среды, причем в постоянном, непрерывном режиме - режиме мониторинга, как можно более точной информации о вероятности наступления того или иного события (событий).

Органы внутренних дел - это социальный институт, специфика деятельности которого, обусловлена необходимостью удовлетворения жизненно важных потребностей и интересов населения, в поддержании достаточного уровня личной и коллективной безопасности, защищенности от различных угроз. Именно осознание своих прав налогоплательщиков, на средства которых содержатся правоохранительные органы, развитие основ местного самоуправления способствовало оформлению в западных странах развитой системы общественного (гражданского) контроля деятельности правоохранительных органов, повышения требовательности к качеству предоставляемых обществу правоохранительных услуг, а значит и социальной ответственности перед обществом самих органов правопорядка. По мнению многих зарубежных исследователей, расширение способов коммуникации правоохранительных органов с общественностью, повышенный интерес к коммуникативным технологиям, объясняются именно необходимостью постоянного изучения динамики и структуры общественных потребностей в правоохранительной сфере, их объективации в управленческой деятельности.

Кроме того, задачи борьбы с преступностью и профилактики правонарушений в обществе, не могут быть решены усилиями лишь правоохранительных органов, хотя, конечно, основная тяжесть работы в указанной области ложится именно на них. Правопорядок реализуется и выражается в системе сложных коммуникаций, связей, контактов, отношений между людьми, коллективами, общностями и государством, которые в процессе такого взаимодействия и обеспечивают нахождение оптимальных путей к стабильности и сотрудничеству. В поддержании общественной безопасности наряду с правоохранительными органами важную роль играют семья, мораль, традиции, обычаи, различные структуры гражданского общества. Связи с общественностью способствуют вовлечению в движение за правопорядок все большего количества заинтересованных субъектов, расширяют число граждан, ориентированных на закон, право, поддержку конституционных органов власти, и, соответственно, сужают криминальную среду - лиц, ориентированных на противоправные нормы, развитие организованной преступности и поддержку криминальной власти.

Вместе с тем, обеспечение общественной безопасности - деятельность многоплановая и многосубъектная - в нее должны быть вовлечены помимо правоохранительных органов представительные и исполнительные органы государственной власти федерального и регионального значения, многочисленные общественные организации, трудовые коллективы, средства массовой информации, т.е. вся общественность страны. Это способствует возникновению достаточно сложной коммуникационной сети, многовекторному движению информации, которая должна каким-то образом упорядочиваться, координироваться, согласовываться, систематизироваться, храниться, извлекаться, и в нужный момент использоваться, перерабатываться в управленческие решения и команды.

Если принять во внимание тот факт, что современное общество уже давно характеризуется как общество информационное, то становится вполне понятным, что большинство происходящих в самых разных сферах жизнедеятельности, в том числе правоохранительной, процессов, представляет собой синтез уже имеющейся и новой информации. Именно поэтому, практически каждый социальный субъект, включая органы внутренних дел, не может не быть озабочен проблемами производства, поиска и потребления разнообразной информации. Информация, из некоторого вспомогательного инструмента, постепенно превращается в один из главных двигателей организаций и способна непосредственно обеспечивать как локальный успех, так и прогрессивную динамику социума в целом.

Игнорирование потенциалов связей с общественностью - это упущенные возможности, способствующие преобладанию в управлении органами внутренних дел реактивного (по отклонениям) управления, т.е. практики пассивного движения за событиями, неспособности влиять на структуру общественных потребностей и интересов, над активным (инновационным) управлением, работающим на длительную перспективу. Руководители органов внутренних дел должны быть более чувствительными и внимательными к публичным высказываниям, общественной критике, уделять внимание развитию коммуникаций во внешней среде, работать в более интенсивном режиме в рамках заданного коммуникативного поля.

С этой точки зрения, связи с общественностью - это особая функция управления органами внутренних дел, которая способствует установлению и поддержанию общения, взаимопонимания и сотрудничества между ОВД и общественностью, решению различных проблем и задач. Это функция, которая направлена на формирование развитой системы коммуникаций ведомства с общественностью посредством открытого и честного информирования последней обо всех интересующих ее вопросах, связанных с деятельностью ОВД, непрерывного диалога на актуальные проблемы правоохранительной деятельности. Связи с общественностью, помогают руководству органов внутренних дел быть информированным об общественном мнении и вовремя реагировать на него. Управление, не обогащенное структурами и знаниями в области связей с общественностью, инерционно, воспроизводит типы и характер принятия решений в духе административно-командной системы.

Опираясь на деятельность подразделений информации и общественных связей органов внутренних дел, МВД России в большей мере использует свои информационные, коммуникативные возможности, обеспечивает не дискретные (прерывные) сигналы обратной связи, а устойчивую, планомерную и репрезентативную информационно-коммуникативную деятельность, определяющую эффективность всего управленческого процесса. Организация общественных связей в органах внутренних дел подразумевает внесение изменений в коммуникативные потоки, непрерывный коммуникативный аудит, а также контроль этих потоков. В отличие от деятельности той или иной коммерческой организации, органы внутренних дел вступают во взаимодействие практически со всеми слоями общества, их аудитория включает в себя саму широкую общественность, правительственные учреждения. Конечной целью развития связей с общественностью можно считать создание благоприятного социального контекста деятельности ОВД, подразумевающего развитую систему доверительных отношений ОВД с общественностью, оптимизирующую взаимный информационный обмен и взаимодействие. Чтобы создать такую систему (благоприятную атмосферу), необходимо планировать действия в области общественных связей, сознательно влиять на потоки коммуникаций.

На современной этапе, органы внутренних де, л нуждаются в развитой системе управления социальной информацией, позволяющей устанавливать и поддерживать связи с общественностью, влиять на изменение общественного мнения о деятельности ОВД. Это требует разработки специальных технологий, глубокой адаптации общих методов пиар-технологий к специфике правоохранительных органов. Важность извлечения социально ценной информации из внешней среды, позволяющей судить о ее состоянии, базовых и вторичных параметрах, не является основным постулатом в понимании сущности общественных связей в правоохранительной деятельности. Речь идет именно о необходимости управления социальной информацией, подразумевающего сознательное воздействие на различные виды коммуникативных потоков, как за рамками органов внутренних дел, так и внутри ОВД.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.043 с.)