Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества и общественностью
Доверие населения к органам внутренних дел является проявлением доверия к политико-правовой системе в целом. Говоря о доверии населения к органам власти и институтам гражданского общества с методологической точки зрения, следует иметь в виду известное в политической и социологической науках положение о различии между доверием к демократическим институтам, в том числе к структурам гражданского общества, и доверием к государственным, авторитарным институтам. Доверие к демократическим институтам, отмечают В.О. Рукавишников и его коллеги, имеет прямое отношение к первооснове народовластия - глубокой вере общественности в демократическую природу таких институтов, как избранные народом парламент, президент, а также свободная пресса и профсоюзы. Доверие к авторитарным институтам означает уважение и доверие к закону, ибо без этого не будет и доверия к обеспечивающим его соблюдение силовым государственным структурам, включая органы внутренних дел. В настоящее время, как показывают исследования, 50% опрошенных россиян считают, что государство отражает интересы лишь богатых слоев населения и класса чиновников. Аналогично оцениваются и законы. Так, 37,0% респондентов, по данным наших исследований, считают, что законы отражают интересы самих депутатов, 31,0% - интересы чиновничьей номенклатуры, 21,0% - мафии. Вполне естественно, что эти оценки переносятся на составляющие государства, в частности на правоохранительные органы. Так, по данным опросов, проводимых Аналитическим центром Юрия Левады, 60% респондентов считают, что усилия полиции сейчас направлены в основном на обеспечение собственных интересов, 24% полагают, что интересы полиции связаны с обеспечением безопасности страны и 15% затруднились ответить. В этой связи можно согласиться с выводом, сделанным сотрудниками ВНИИ МВД России о том, что часть общества вольно или невольно противопоставляет полицию обществу, считая, что она - полиция - не часть общества, а некий сторонний структурный механизм силового обеспечения жизнедеятельности власти. Поэтому данная часть населения не настроена и не ориентирована на новый тип взаимоотношений с полицией, в котором предоставление правоохранительных услуг населению имеет приоритет по отношению к применению норм права к преступникам и правонарушителям.
Поэтому больше всего россиян (от 40 до 75%) в качестве возможного субъекта обеспечения их безопасности и защиты от угроз видят прежде всего самих себя или своих близких. В возможности государственных органов и ведомств верят от 10 до 30% опрошенных. Примерно 5 - 10% рассчитывают на поддержку гражданского общества и его институтов. Немало респондентов уповают на Бога - 10 - 30%. Все это свидетельствует о пока еще невысоком уровне доверия населения органам внутренних дел. Уровень доверия органам внутренних дел со стороны населения имеет региональную специфику и общефедеральный средний показатель (например, по стране в целом в 2008 г. он равнялся 12%, а в 2011 г. - 14%), но вместе с тем рост этого уровня можно с полным основанием рассматривать в качестве благоприятного условия для расширения диалога и сотрудничества органов внутренних дел и населения. Региональная же специфика проявления уровня доверия органам внутренних дел зависит от эффективности работы их региональных подразделений. Тенденцию роста удовлетворенности населением работой органов внутренних дел можно рассматривать в качестве благоприятного условия для выстраивания взаимодействия органов внутренних дел с общественностью и институтами гражданского общества. Доверие органам внутренних дел определяется также частотой обращения к ним за помощью лиц, ставших объектом преступных посягательств, и мерой общей готовности граждан обратиться за помощью в случае необходимости. В этих показателях тоже присутствует региональная специфика. Так, исследования, проводимые на федеральном уровне, на протяжении вот уже нескольких лет фиксируют 60-процентный рубеж не обращающихся в органы внутренних дел граждан, ставших жертвами преступления. Основной причиной необращения (в 2009 г. - 31,2%; в 2010 г. - 28,8%) выступает отсутствие веры, что помощь будет оказана. Достаточно часто причиной разочарований граждан в возможностях органов внутренних дел служит ожидание быстрого и желательно сурового наказания виновного. Это не всегда представляется возможным, ибо органы внутренних дел действуют в правовом поле и мера их реакции может не соответствовать субъективному представлению человека о справедливости.
Тем не менее, основными мотивами для граждан, подвергшихся преступным посягательствам, обратиться за помощью в органы внутренних дел остается осознание того, что сделать это необходимо, - 37,0% и понимание того, что обратиться все равно придется, - 32,1%. В настоящее время проявилась и получила тенденцию к росту готовность органов внутренних дел и общественности взаимодействовать друг с другом в борьбе с преступностью и обеспечении правовой безопасности общества. Социологические исследования, показали, что безусловно готовы помогать органам внутренних дел были в 2006 г. - 28,9% респондентов и в 2010 г. - 35,0% опрошенных. Несмотря на колебания показателей готовности, в росте ее уровня проявляется весьма существенная предпосылка укрепления взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества и общественностью. Вполне естественно, что готовность, выступающая как потенция возможного действия, не всегда реализуется и становится действительностью, т.е. выражается в реальном участии граждан в обеспечении общественного порядка и борьбе с преступностью. Но и рассматриваемая в качестве потенции, эта готовность сама говорит за себя. К важнейшим условиям выстраивания взаимодействия органов внутренних дел с общественностью и институтами гражданского общества следует отнести формируемое на протяжении уже десяти лет соответствующее правовое поле этого взаимодействия, которое формируется как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. Примерами могут служить Законы Российской Федерации "О безопасности", "О борьбе с терроризмом", "О противодействии экстремистской деятельности", Постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1997 г. "О дополнительных мерах по укреплению общественного порядка и профилактике правонарушений в Российской Федерации", новый Закон «О полиции».
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.152.173 (0.006 с.) |