Проблема взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества и общественностью 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проблема взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества и общественностью



 

Доверие населения к органам внутренних дел является проявлением доверия к политико-правовой системе в целом.

Говоря о доверии населения к органам власти и институтам гражданского общества с методологической точки зрения, следует иметь в виду известное в политической и социологической науках положение о различии между доверием к демократическим институтам, в том числе к структурам гражданского общества, и доверием к государственным, авторитарным институтам.

Доверие к демократическим институтам, отмечают В.О. Рукавишников и его коллеги, имеет прямое отношение к первооснове народовластия - глубокой вере общественности в демократическую природу таких институтов, как избранные народом парламент, президент, а также свободная пресса и профсоюзы. Доверие к авторитарным институтам означает уважение и доверие к закону, ибо без этого не будет и доверия к обеспечивающим его соблюдение силовым государственным структурам, включая органы внутренних дел.

В настоящее время, как показывают исследования, 50% опрошенных россиян считают, что государство отражает интересы лишь богатых слоев населения и класса чиновников. Аналогично оцениваются и законы. Так, 37,0% респондентов, по данным наших исследований, считают, что законы отражают интересы самих депутатов, 31,0% - интересы чиновничьей номенклатуры, 21,0% - мафии. Вполне естественно, что эти оценки переносятся на составляющие государства, в частности на правоохранительные органы.

Так, по данным опросов, проводимых Аналитическим центром Юрия Левады, 60% респондентов считают, что усилия полиции сейчас направлены в основном на обеспечение собственных интересов, 24% полагают, что интересы полиции связаны с обеспечением безопасности страны и 15% затруднились ответить. В этой связи можно согласиться с выводом, сделанным сотрудниками ВНИИ МВД России о том, что часть общества вольно или невольно противопоставляет полицию обществу, считая, что она - полиция - не часть общества, а некий сторонний структурный механизм силового обеспечения жизнедеятельности власти. Поэтому данная часть населения не настроена и не ориентирована на новый тип взаимоотношений с полицией, в котором предоставление правоохранительных услуг населению имеет приоритет по отношению к применению норм права к преступникам и правонарушителям.

Поэтому больше всего россиян (от 40 до 75%) в качестве возможного субъекта обеспечения их безопасности и защиты от угроз видят прежде всего самих себя или своих близких. В возможности государственных органов и ведомств верят от 10 до 30% опрошенных. Примерно 5 - 10% рассчитывают на поддержку гражданского общества и его институтов. Немало респондентов уповают на Бога - 10 - 30%.

Все это свидетельствует о пока еще невысоком уровне доверия населения органам внутренних дел.

Уровень доверия органам внутренних дел со стороны населения имеет региональную специфику и общефедеральный средний показатель (например, по стране в целом в 2008 г. он равнялся 12%, а в 2011 г. - 14%), но вместе с тем рост этого уровня можно с полным основанием рассматривать в качестве благоприятного условия для расширения диалога и сотрудничества органов внутренних дел и населения.

Региональная же специфика проявления уровня доверия органам внутренних дел зависит от эффективности работы их региональных подразделений. Тенденцию роста удовлетворенности населением работой органов внутренних дел можно рассматривать в качестве благоприятного условия для выстраивания взаимодействия органов внутренних дел с общественностью и институтами гражданского общества.

Доверие органам внутренних дел определяется также частотой обращения к ним за помощью лиц, ставших объектом преступных посягательств, и мерой общей готовности граждан обратиться за помощью в случае необходимости. В этих показателях тоже присутствует региональная специфика. Так, исследования, проводимые на федеральном уровне, на протяжении вот уже нескольких лет фиксируют 60-процентный рубеж не обращающихся в органы внутренних дел граждан, ставших жертвами преступления. Основной причиной необращения (в 2009 г. - 31,2%; в 2010 г. - 28,8%) выступает отсутствие веры, что помощь будет оказана.

Достаточно часто причиной разочарований граждан в возможностях органов внутренних дел служит ожидание быстрого и желательно сурового наказания виновного. Это не всегда представляется возможным, ибо органы внутренних дел действуют в правовом поле и мера их реакции может не соответствовать субъективному представлению человека о справедливости.

Тем не менее, основными мотивами для граждан, подвергшихся преступным посягательствам, обратиться за помощью в органы внутренних дел остается осознание того, что сделать это необходимо, - 37,0% и понимание того, что обратиться все равно придется, - 32,1%.

В настоящее время проявилась и получила тенденцию к росту готовность органов внутренних дел и общественности взаимодействовать друг с другом в борьбе с преступностью и обеспечении правовой безопасности общества.

Социологические исследования, показали, что безусловно готовы помогать органам внутренних дел были в 2006 г. - 28,9% респондентов и в 2010 г. - 35,0% опрошенных.

Несмотря на колебания показателей готовности, в росте ее уровня проявляется весьма существенная предпосылка укрепления взаимодействия органов внутренних дел с институтами гражданского общества и общественностью.

Вполне естественно, что готовность, выступающая как потенция возможного действия, не всегда реализуется и становится действительностью, т.е. выражается в реальном участии граждан в обеспечении общественного порядка и борьбе с преступностью. Но и рассматриваемая в качестве потенции, эта готовность сама говорит за себя.

К важнейшим условиям выстраивания взаимодействия органов внутренних дел с общественностью и институтами гражданского общества следует отнести формируемое на протяжении уже десяти лет соответствующее правовое поле этого взаимодействия, которое формируется как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. Примерами могут служить Законы Российской Федерации "О безопасности", "О борьбе с терроризмом", "О противодействии экстремистской деятельности", Постановление Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1997 г. "О дополнительных мерах по укреплению общественного порядка и профилактике правонарушений в Российской Федерации", новый Закон «О полиции».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.152.173 (0.006 с.)