Перспективы развития гражданского общества в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Перспективы развития гражданского общества в России



 

Гражданское общество - феномен с развитыми экономическими, культурными, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, общество граждан высокого правового, социального, экономического и морального статуса, создающих с государством развитые правовые отношения. Отсюда методология теоретико-правового анализа гражданского общества охватывает все стороны жизни, такие как процессы достижения свободы, равенства, справедливости и других человеческих ценностей. Для развитых стран XIX-XXI вв. становление гражданского общества - признанная социально-правовая цель.

В изучении эволюции и взаимодействия государства и гражданского общества как в ситуации социальной стабильности, так и в кризисных обстоятельствах, в условиях перехода от авторитарного режима к демократии наиболее существенный интерес представляет опыт процессов в Чили, Португалии и Испании. Это связано с тем, что они принадлежали к странам среднего уровня развития, стоявшими перед необходимостью не только утверждения политической демократии, но и модернизации всей экономики. С другой стороны, эти страны продемонстрировали несколько различных способов трансформации общества и несколько вариантов развития гражданских институтов и их взаимодействие с обновленным государством. Опыт целого ряда стран в конце XX в. (в том числе европейских) обнаружил определенный параллелизм между развитием и взаимодействием двух в принципе противоположных тенденций. Первая: недостаточность современного уровня развития политико-партийных систем для обеспечения потребностей и задач, диктуемых современным уровнем цивилизации и ее глобальными перспективами. Отсюда вытекает необходимость совершенствования и обновления демократической государственности. Вторая: упорный возврат к авторитарным формам правления в ряде стран так называемого догоняющего развития, для которых диктаторские режимы представляются орудием модернизации архаичной экономики.

Позитивные результаты этих процессов зависят от сугубо конкретных социальных, политических условий, имеющих место в каждой конкретно взятой стране, а также от особенностей государственного устройства. Поэтому при осуществлении реформ государственной власти, а также в различных сферах общественной жизни в условиях России, следует обязательно учитывать все имеющиеся особенности и последствия, которые могут наступить в случае допущения "реформаторами" промахов и ошибок. В такой ситуации возникает необходимость конституционной ответственности государства в лице органов государственной власти, персональная ответственность должностных лиц государственного аппарата либо негосударственных структур (институтов, например местного самоуправления).

О нецелесообразности и вредности отождествления либо смешения государственных и гражданских структур, понятий (на примере ст. 12 Конституции РФ), применимых к государству (в его узком смысле) и к гражданскому обществу, отмечается в отечественной юридической литературе. Думается, что проблема соотношения конституционной ответственности государства и негосударственных институтов в условиях формирования и развития гражданского общества в России представляется весьма актуальной, но требует самостоятельного исследования.

Гражданское общество не гарантировано от разрушения, от свертывания горизонтальных связей свободных граждан, их перестройки в вертикальные связи, зависимостей от государства. В то же время идея гражданского общества уже органически вплелась в общую культуру человечества как представление о его нормальном, цивилизованном бытии и сознании, как о способе существования и реализации общечеловеческих ценностей. Гражданское общество, права и свободы человека, правовое, социальное, демократическое государство - основные ориентиры в этом саморегулировании.

По нашему мнению, в современных условиях для сплочения формирующихся институтов российского гражданского общества, личности и государственной власти необходимы новые механизмы, служащие своего рода противовесами, арбитрами и их связующими звеньями.

В практике современных цивилизованных стран, полагает В.В. Бойцова, классические единицы между государством и гражданским обществом трансформируются в "магму" взаимопроникающих гибридных институтов, которые не могут быть однозначно определены как политические или общественные. Тем самым обеспечивается взаимодействие, подвижное равновесие между государством и личностью. Значительное место в процессе взаимодействия государства и личности принадлежит механизмам ограничения злоупотреблений власти, защиты прав и свобод человека, в том числе правовому институту омбудсмена. Концепция противопоставления гражданского общества и государства дает трещину, когда последнее приобретает черты правового и перестает быть антиподом человеку.

Например, С.Л. Серебряков выделяет следующие направления формирования гражданского общества в России:

) создание экономического фундамента на основе многообразия форм собственности и социально ориентированной рыночной экономики;

) формирование нового типа государственности, базирующегося на приоритете права, способного к социальному партнерству в условиях реально сложившейся дифференциации интересов различных групп и общностей;

) создание реального плюрализма в обществе, чему способствуют падение роли влиятельных традиционных партий и рождение новых форм массовой политической деятельности, а также появление самоуправляемых структур, ассоциаций, неформальных гражданских движений;

) преодоление традиционной конфронтационной гражданской и политической культуры, т.е. стабилизация общества на основе мира с приданием ему конституционных гарантий.

Анализируя изложенное, следует признать, что все названные функции гражданского общества имеют право на существование. Однако функциями гражданского общества применительно к условиям России являются более многогранными, в частности:

а) участие граждан в правотворческой (нормотворческой) деятельности;

б) функция контроля со стороны институтов гражданского общества за государственной властью;

в) участие в осуществлении государственной политической власти;

г) участие в осуществлении правосудия (заседатели, присяжные заседатели, арбитражные заседатели - специалисты);

д) поддержка государственной политической власти или противодействие ей;

е) оказание материальной помощи государственной политической власти;

ж) воспитательная и образовательная;

з) здравоохранения и воспроизводства населения;

и) охрана окружающей природной среды;

к) взаимное сдерживание граждан и их объединений от правонарушений;

л) правовая активность при реализации собственных прав, свобод и законных интересов;

м) формирование заинтересованности государственной политической власти в реализации своего правового статуса.

Участие граждан в правотворческой и нормотворческой деятельности связано с изданием негосударственными структурами актов, относящихся непосредственно к их деятельности, например регламентирующих порядок их образования, цели, задачи, функции, взаимоотношение с государственными органами власти и т.п. При этом любая нормотворческая деятельность институтов гражданского общества не должна противоречить Конституции РФ и осуществляться в точном соответствии с ней.

Контрольная функция гражданского общества за государственной политической властью и отдельными элементами гражданского общества в современных условиях практически не реализуется из-за недостаточно развитых институтов гражданского общества. Упразднив ранее имевшие место механизмы общественного контроля, например существовавшую во времена советского периода систему народного контроля, новая российская государственность пока еще не создала ничего взамен. В этом плане представляется весьма важным актуализация так называемых журналистских и депутатских расследований. В условиях развитого гражданского общества эта его функция является одной из самых основных.

Участие в осуществлении государственной политической власти проявляется, прежде всего, в выборах органов местного самоуправления, решении общегосударственных задач путем проведения референдума и т.п.

Правоохранительная (судебная) функция гражданского общества наглядно предстает в осуществлении правосудия мировыми судьями, заседателями, судом присяжных. Несмотря на различное отношение к суду присяжных со стороны ученых-юристов и практических работников, суд присяжных как альтернативная форма судопроизводства существует в реальных условиях и оказывает определенное влияние на судебную практику и на процессы взаимоотношения личности - государства - общества.

Поддержка государственной власти или противодействие ей выражается либо в одобрении проводимого государством политического курса (реформ), либо, наоборот, в актах гражданского неповиновения.

Оказание материальной поддержки (помощи) государственной политической власти (благотворительная деятельность общественных фондов, частных фирм и т.п., спонсорство).

Воспитательная и образовательная функции проявляются в семейном воспитании и образовании, а также в процессе обучения в негосударственных коммерческих учебных заведениях. Функция здравоохранения и воспроизводства населения выражается в создании и деятельности негосударственных медицинских учреждений и социальных служб, оказании содействия институтов гражданского общества социальных услуг, охране материнства и детства, отцовства. Экологическая функция гражданского общества проявляется в участии общественных институтов (органов местного самоуправления и общественных объединений) в реализации государственных экологических программ, создании экологических фондов, их сотрудничестве с международными неправительственными экологическими организациями, движениями и т.п.

Взаимное сдерживание граждан и их объединений от правонарушений связано с созданием народных дружин и иных добровольных общественных объединений граждан с целью профилактики правонарушений и т.п.

Правовая активность при реализации собственных прав, свобод и законных интересов выражается в создании правозащитных общественных объединений, направлении коллективных и индивидуальных обращений в органы государственной власти и органы местного самоуправления и т.п.

 


Заключение

 

Гражданское общество - это развитое, стабильное, благоустроенное общество с достаточно высоким уровнем жизни людей. Бедное, отсталое общество не может называться гражданским, ибо в нем не сложились те условия и институты, которые делают страну процветающей, мирной, прогрессивной. Оно должно быть также духовно богатым, высоконравственным, с высоким уровнем правовой культуры населения.

В гражданском обществе не должны существовать по меньшей мере две крайности: приоритет государства в лице государственных органов и хаос (анархия), диспропорции в управлении общественными делами, нигилизм по отношению к праву. Создание такого равновесия (баланса) в гражданском обществе является одним из основных условий его существования и дальнейшего совершенствования. Гражданское общество является источником легитимности политических сил, стоящих у власти; контакты с организациями гражданского общества являются для государства крупномасштабным источником информации о состоянии общества, его интересах, настроениях, отношении к господствующей политической власти; в сложные исторические периоды (экономические кризисы, войны и т.д.) гражданское общество, как правило, становится мощной силой, поддерживающей государство.

Особенностью гражданского общества является заложенное в его институтах внутреннее противоречие: доминирующий в них частный интерес, развивая социальную и экономическую активность индивидов, осознание ими своих прав и интересов, своей личностной индивидуальности неизбежно порождает их конкуренцию и противостояние в различных негосударственных сферах (экономической, социальной, культурной и др.). Это внутреннее противоречие является движущей силой развития гражданского общества, прогресса общества и государства.

Гражданское общество - тип общественного устройства, отличительный признак которого - реальная многосубъектность общественной, экономической, социальной, культурной и политической жизни. Как справедливо отмечают современные исследователи, "гражданское общество возникает там и тогда, где и когда институт государства уже не в состоянии оптимально выполнить функции регламента общественных отношений, где созрели предпосылки гражданского компромисса и мировоззренческого плюрализма, где складывается совокупность общественных институтов, имеющих собственный статус и способных к равноправному диалогу с институтом государства, способных противостоять политической экспансии государства, быть его противовесом; сдерживать его стремление к монополии, превращению из системы обеспечения развития общества в систему самообеспечения".

Институты гражданского общества не существуют сами по себе, в отрыве от государства (органов государственной власти), равно как и государство заинтересовано в установлении диалога с гражданским обществом, чтобы иметь возможность "слушать" и "слышать" все, что происходит в негосударственных сферах, видеть и понимать реакцию и отношение людей (одобрение или недовольство) действиями власти. Вследствие отсутствия в современной России развитых институтов гражданского общества, государство берет на себя функцию создания общественно-государственных структур, способных стать проводниками общественного мнения, доносящими общественные настроения большинства граждан России до власти.

 


Список использованной литературы

 

1. Конституция Российской Федерации [Текст], принятая 12 декабря 1993 г. с поправками от 30 декабря 2011 года // Российская газета. -2012.- 21 янв. -№7.

2. Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Конституционное право в Российской Федерации: Курс лекций в девяти томах. Основы конституционного строя в Российской Федерации. Лекция 13 "Гражданское общество". М., 2010. 320 с.

.   Алексеев С.С. Право. Опыт комплексного исследования. М., 2009. 290 с.

.   Аналитический материал о проблемах взаимоотношений между полицией и населением (п. 1.2.3 Плана НИР - 2010 г.) ВНИИ МВД России. М., 2010. - 140 с.

.   Аринин А.Н. «Права и свободы человека и эффективное развитие России» // Общественные науки и современность. - 2010. - №1. - 140 с.

.   Аристотель. Политика. М., 2008. - 180 с.

.   Баранов П.П. Институты гражданского общества в правовом пространстве современной России: Дис.... канд. юрид. наук. Ростов-на-Дону, 2008. - 270 с.

8. Гавриленко В.И. «Конституционные принципы гражданского общества в Российской Федерации» // Саратовская государственная академия права. Вестник. Научно-популярный журнал. - 1998. - №3. - 170 с.

. Гражданское общество: истоки и современность / Науч. ред. проф. И.И. Кальной. СПб., 2009. - 270 с.

10. Вестник общественного мнения. Анализ. Дискуссии. - 2010. - №5 (58). - 190 с.

11. Влазнев В.Н. Гражданское общество как предмет конституционно-правового исследования / Дис.... канд. юрид. наук. М., 2002. - 190 с.

.   Жакке Ж.-П. Конституционное право и политические институты / Droit constitutionnel et institutions politiques: Учебное пособие. 4-е изд. Перевод с франц. проф. В.В. Маклакова. М.: Юристъ, 2002. - 290 с.

.   Задорин И.В. «Чего больше всего боятся россияне?» // Мониторинг общественного мнения. - 2009. - №4 (80). - 180 с.

14. Кабышев В.Т. «О механизме реализации Конституции СССР» // Конституция СССР и проблемы укрепления правовой государственности и общественной жизни: Межвуз. сб. науч. трудов. Свердловск, 1980. - 190 с.

.  Левашов В.К. «Состоялось ли гражданское общество в России» // Мониторинг общественного мнения. - 2010. - №2 (78). - 134 с.

16. Лейст О.Э. Сущность права. Проблемы теории и философии права. М., 2010. - 210 с.

17. Мониторинг общественного мнения. - 2010. - №4 (76). - 188 с.

.  Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник для вузов. М.: Норма; Инфра-М, 2009. - 340 с.

19. Рукавишников В.О., Халман Л., Эстер П. Политические культуры и социальные изменения: международные сравнения. М., 2008. - 210 с.

20. Соколов А.Н. «Коррупция, гражданское общество и правовое государство»//Журнал российского права. - 2010. - №2. - 140 с.

.  Становление гражданского общества в России (правовой аспект). Саратов, 2009. - 230 с.

22. Стремоухов А.В. Человек и его правовая защита: теоретические проблемы. СПб., 2009. - 390 с.

.   Фарбер И.Е., Ржевский В.А. Вопросы теории советского конституционного права. Выпуск 1. Саратов, 1967. - 187 с.

.   Харламенко А.В. Об истории обусловленности противоречий между гражданским обществом и государством // Государство, гражданское общество и процесс демократизации в Латинской Америке / Институт Латинской Америки РАН. М., 2009. - 110 с.

.   Энциклопедический словарь Брокгауза и Эфрона. СПб., 2009. - 277 с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.233.43 (0.027 с.)