Малоэффективность работы и развития институтов гражданского общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Малоэффективность работы и развития институтов гражданского общества



 

Рассмотрим деятельность некоммерческих общественных организаций в РФ.

Во-первых, некоммерческие общественные организации составляют самый сильный и активный сегмент гражданского общества, законодательная регламентация которого осуществляется на трех уровнях государственной власти: федеральном, региональном и местном.

Федеральное законодательство определяет порядок создания, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также порядок управления ими; устанавливает права и обязанности данных организаций как юридических лиц, права и обязанности граждан, учреждающих и принимающих участие в их деятельности как на общественной, так и на платной основе, а также жертвующих им свое имущество; ограничивает возможности некоммерческих организаций по сравнению с коммерческими.

Региональное законодательство, а тем более нормативные акты органов местного самоуправления, не вправе по своему усмотрению изменять порядок создания, реорганизации и ликвидации некоммерческих организаций, а также управления ими, расширять либо ограничивать права и обязанности данных организаций как юридических лиц и граждан, устранять либо вводить дополнительные ограничения их деятельности.

Во-вторых, по характеру взаимоотношений политических и неполитических организаций следует выделять два типа построения гражданского общества. Первый тип (европейский) характеризуется тем, что сильные политические партии, созданные именно как чисто политические организации, со временем "обросли" благотворительными фондами, организациями, некоммерческими подразделениями и т.д. Эти партии изначально создавались как независимые от государства. Сначала некие общественные группы осознали свои интересы и выразили их в определенной политической платформе. Далее вокруг них создавались неполитические организации, молодежные, просветительские и прочие, которые, имея собственные задачи, работают в контакте со своей партией.

Второй тип (американский) характеризуется ведущей ролью многочисленных неполитических общественных организаций, создаваемых вне зависимости от партий, которые - по американскому типу - ничем, кроме выборов, не занимаются, а неполитические общественные организации влияют на всю общественную жизнь страны, следовательно, и на партии. В России стихийно складывается американский вариант.

В-третьих, эффективность решения проблем обеспечения прав и свобод человека и гражданина в России зависит не только от усилий государства, но и активизации деятельности неправительственных правозащитных организаций, органов местного самоуправления, помогающих государственным органам власти разрешать самые сложные задачи в области обеспечения прав человека.

В-четвертых, следует выделять социально-экономические и правовые условия формирования российского третьего сектора с начала 1990-х гг. К ним относятся следующие:

) изменение нормативно-правовой базы, принятие Федеральных законов "Об общественных объединениях", "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", "О некоммерческих организациях";

) институционализация новых форм взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления;

) резкое падение уровня жизни большей части населения России;

) ограничение централизованного управления наукой;

) резкое сокращение финансирования социально-культурной и гуманитарной областей;

) специальная налоговая (льготы) и таможенная политика в отношении отдельных видов общественных объединений;

) в условиях социально-экономических преобразований формирование в России свободного рынка услуг.

Рассмотрим деятельность общественных движений, фондов и учреждений в России.

Во-первых, общественные движения, фонды и учреждения являются одними из установленных законом организационно-правовых форм общественных объединений и составляют самый сильный и активный сегмент российского гражданского общества, защищающий определенные группы (категории) граждан от произвола власти, помогающие решать гражданам правовые, экономические, социальные и иные проблемы.

Во-вторых, среди проявлений возрастающего давления российских властей на общественные движения, фонды и учреждения в 2006 - 2007 гг. важно отметить следующие:

) вступление в силу нового ограничительного законодательства об общественных объединениях в апреле 2006 г. привело к многочисленным проблемам в деятельности ряда ведущих организаций;

) растущее число отказов в регистрации новых общественных движений, фондов и учреждений и отказов во внесении изменений в уставные и иные документы существующих общественных объединений, основанные на формальном отношении к общественным объединениям со стороны сотрудников Росрегистрации;

) растущее использование Росрегистрацией проверок общественных движений, фондов и учреждений с целью оказания давления на организации путем требования документов, не предусмотренных законом, нарушения сроков и других правил проведения проверок;

) попытки закрыть несколько ведущих российских организаций по обвинениям в уклонении от уплаты налогов;

) расширяющееся применение антиэкстремистского и антитеррористического законодательства против общественных объединений и общественных активистов;

) растущая монополизация общественной жизни путем ограничения диалога государства с институтами гражданского общества рамками созданных сверху структур наподобие Общественной палаты РФ и ее аналогов в регионах и др.

В-третьих, вступление в силу в конце 2005 г. фундаментальных изменений в российское законодательство об общественных объединениях представляет собой политически мотивированный шаг власти, направленный на ограничение и/или установление пределов (контролируемых государством узких границ) деятельности, в частности общественных движений, фондов и учреждений. Такое ограничение их деятельности неизбежно вызывает ограничение оказываемой населению помощи (юридической, социальной, социологической и др.), что сказывается на общем уровне реализации конституционных прав и свобод человека и гражданина в России.

Рассмотрим деятельность политических партий.

Во-первых, политические партии имеют двойственную природу, которая заключается, с одной стороны, в специфике осуществляемой ими деятельности - участии в политической жизни и борьбе за власть, а также во взаимодействии с государственными структурами, с другой стороны, в целях и задачах политических партий, которые направлены на защиту прав и свобод граждан, всего народа, формирование в стране демократического государства и гражданского общества.

Во-вторых, выражая разнообразные потребности и интересы гражданского общества (индивидов, социальных групп, слоев, классов и т.д.) в политической форме (в виде определенных политических целей, идей, программ, требований, установок, проектов решений, мероприятий и т.д.), партии как организованные представители общества тем самым выражают и право гражданского общества на формирование государственной власти, участие в ее осуществлении и т.д.

В-третьих, политические партии являются признанными государством (посредством установления правовых основ их деятельности Федеральным законом от 11 июля 2001 г. №95-ФЗ "О политических партиях") институтами гражданской самоорганизации (гражданского общества), обладающими внутрипартийной (внутриорганизационной) властью в отношении своих членов и стремящимися осуществлять политическую власть в стране. Деятельность политических партий осуществляется в соответствии с конституционными правами граждан на объединение, на основе действующего конституционного и иного законодательства, в рамках демократических процедур с соблюдением требований принципа правового равенства всех граждан и т.д.

Рассмотрим деятельность церкви в современной России.

Духовная жизнь современного российского общества (духовный компонент гражданского общества) существенно отличается от советских времен идеологическим многообразием, отсутствием государственной или обязательной идеологии, свободой совести и вероисповедания, свободой мысли и слова, правом каждого на образование, обязательностью основного общего образования, свободой литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, правовой защитой собственности, правом каждого на пользование учреждениями культуры и на доступ к культурным ценностям.

Значительную роль в этом процессе сыграло принятие в 1993 г. Конституции РФ, согласно ст. 14 которой Российская Федерация является светским государством. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Через четыре года конституционная норма о светском государстве практически дословно была воспроизведена в ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. №125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях"

Церковь становится активным участником гражданского общества, где важна инициатива именно граждан, а не государства. Церковные приходы и общины, воскресные школы и гимназии, братства и всевозможные объединения при храмах - все это может и должно вливаться в гражданское общество. За всю историю развития России в ней существовали (в меньшей или большей степени) только зачатки гражданского общества, полноценного же института гражданского общества в России не было, он начинает формироваться только сегодня, когда граждане России начинают учиться жить в гражданском обществе и, вероятно, еще плохо понимают, что это такое. Вплоть до недавнего времени (принятие Конституции РФ 1993 г.) церкви в России всегда находились под государственным контролем и руководством, официальным или неофициальным. В Русской православной церкви взаимоотношения между государством и церковью нашли свое отражение в богословии в виде концепции симфонии государственной и церковной власти. Однако реально симфонии, наверное, никогда не было, а было руководство со стороны государства всем и вся.

На основании вышеизложенного сделаем следующие выводы.

Во-первых, церковь в течение столетий составляла вместе с российским государством единую социальную систему, в которой одно было не мыслимо и не существовало отдельно от другого. Верховная государственная (монархическая) власть была сакрализована и поддерживалась всем авторитетом церкви, а сама церковь получала от государства основные социальные гарантии и выступала в роли государственного мировоззрения, на правах его идеологии. Преобразования, произошедшие и происходящие в нашей стране на протяжении более пятнадцати лет, затронули и православную церковь: ее статус и роль в социальной структуре общества претерпели значительные изменения, суть которых заключается в повороте от государства к обществу. Процесс, который в западных церквях в целом уже завершился, протекает в России в течение всего последнего столетия и только сейчас вступает в свою решающую фазу.

Во-вторых, историческое существование церкви в России как политического института, подчиненного государству, было разрушено демократическими преобразованиями в России, принятием Конституции РФ 1993 г. и Федерального закона от 26 сентября 1997 г. №125-ФЗ "О свободе совести и о религиозных объединениях", согласно которым государство приобрело светский характер, а церковь стала независимым от него институтом гражданского общества, в рамках своих традиций и идеологии борющемся за соблюдение прав и свобод человека.

В-третьих, понятие ответственного гражданского общества, в котором соблюдаются конституционные права и свободы человека и гражданина, требует от церкви, общества и государства создания соответствующих структур и определенного диалога, в процессе которого церковь должна предлагать то, что люди считают полезным для благополучия своего существования. Только в таком случае неверующий или инаковерующий человек увидит, что за намерениями, идеями и целями церкви скрывается то, что является важным также для него. В этом диалоге церковь, общество и государство встречаются на одном уровне.

В-четвертых, сегодня церковь становится активным участником гражданского общества, где важна инициатива граждан, а не государства. Церковные приходы и общины, воскресные школы и гимназии, братства и всевозможные объединения при храмах - все это может и должно вливаться в гражданское общество. За всю историю развития России в ней существовали (в меньшей или большей степени) только зачатки гражданского общества, полноценного же института гражданского общества в России не было, он начинает формироваться только сегодня, когда граждане России начинают учиться жить в гражданском обществе.

В Русской православной церкви взаимоотношения между государством и церковью нашли свое отражение в богословии в виде концепции симфонии государственной и церковной власти.

В-пятых, в начале XXI века правозащитная деятельность вновь становится важной для Русской православной церкви. Несмотря на то, что ввиду своих мировоззренческих особенностей Русская православная церковь не ставит на первое место земную жизнь человека и все, что с ней связано, она стремится защищать конституционные права человека доступными и приемлемыми средствами и способами. Ведь по своей идеологии большинство прав человека, известных в современном российском законодательстве, в том числе экономические, социальные и культурные права, вполне созвучны православному представлению об условиях, необходимых для нестесненной жизни человеческой личности. Так, некоторые конституционные права и свободы человека и гражданина тысячелетия назад наиболее ярко (но в несколько иной трактовке) были обозначены в Библии, Коране и Торе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 82; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.013 с.)