Рефлексивность как детерминаната управленческой деятельнсоти 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рефлексивность как детерминаната управленческой деятельнсоти



 

Рефлексия (от позднелат. reflexio - обращение назад) - обращение субъекта на себя самого, свою личность, на свое знание и на свое собственное состояние. Особенностью рефлектирующих систем является то, что они обладают способностью на основе самонаблюдения управлять поведением в соответствии с полученным описанием. Поэтому рефлексия является важной составляющей таких процессов, как самопознание и саморегуляция.

Исследования рефлексии проводились в онтологическом, гносеологическом (Р. Декарт), методологическом (И. Кант) и аксиологическом аспектах. Первые три аспекта служат основанием для изучения интеллектуальной рефлексии (В.В. Давыдов, А.З. Зак, Д.Б. Эльконин, Н.Г. Алексеев и др.), последний - для изучения личностной рефлексии (Н.И. Гуткина, В.К. Зарецкий, Ю.Н. Кулюткин, Е.Р. Новикова, Ю.М. Орлов, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов).

В психологических исследованиях рефлексия определяется как компонент теоретического мышления (Н.Г. Алексеев, О.С. Анисимов), как единица умственного действия (В.В. Давыдов) и эвристического решения (Ю.Н. Кулюткин), уровня мыслительного процесса (И.Н. Семенов), а также осознание способов мыслительной деятельности (Я.А. Пономарев).

В современных исследованиях даны классификации направлений (Н. Люрья) и аспектов исследования рефлексии (А.А. Бизяев), описаны механизмы рефлексии (И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов), выделены уровни рефлексии и виды в зависимости от функций, которые выполняют рефлексивные процессы - ситуативная, ретроспективная, перспективная (А.В. Карпов). Также выявлено, что рефлексия - континуальное свойство, имеющее индивидуальную меру выраженности как по «горизонтали» (склонность и способность личности отслеживать свои психические акты и состояния), так и по «вертикали» (сложность рефлектируемого материала, что характеризует когнитивный аспект свойства рефлексивности). Изучены рефлексивные и импульсивные типы личности, которые различаются по стратегиям деятельности, особенностям протекания психических процессов (Д.Каган, М.А. Холодная), личностным свойствам, механизмам адаптации, стилям управления (А.В. Карпов), особенностям нервной системы (В.Н. Азаров).

Рефлексия приводит к размышлению человека о самом себе, она позволяет вглядывается в сокровенные глубины внутренней духовной жизни и дает возможность осознания того, что происходит «внутри» личности. Рефлексия соответствует природе человека, его социальной наполненности, она позволяет приобщиться к сокровищам цивилизации и культуры человечества.

Анализ работ, посвященных рефлексии показал, что рефлексия обладает системными свойствами, имеющими рефлексивные психолого-педагогические механизмы. Она затрагивает не только элементы сознания и самосознания, но и выступает как биологический, социокультурный феномен, с возникновением которого связывают рождение внутреннего мира человека. Так, М.К. Мамардашвили подчеркивал уникальность роли рефлексии в интегральной структуре личности человека, полифоничность и полифункциональность ее психологического содержания. В.Г. Богин отметил, что рефлексия выступает как смысловой центр человеческой реальности и всей жизнедеятельности в целом. Н.Г. Алексеев разработал методологические основы рефлексивного подхода. Он представлял рефлексию как осознанность оснований и средств мыследеятельности.

Известно, что на разных этапах становления личности, рефлексия развивается только у личности, которая ориентирована на саморазвитие. Рефлексия интегрирует все психические функции с целью обеспечения человеческой деятельности, как источника существования самого человека.помощью рефлексии человек приобретает внутренний опыт как базу для эффективной регуляции своего поведения и жизни. Это касается изменения ценностно-смысловой сферы, переживаний, чувств и мнений по поводу чего-то. А также она помогает адаптироваться к внешним условиям, каким-то образом настроиться на выполнение именно данной деятельности, привлечь к выполнению дополнительные резервы психики.

Можно сказать, что рефлексия играет большую роль в жизни человека, она помогает ему понять себя, свое внутреннее состояние, контролировать и регулировать свои действия, развивать свой внутренний мир, общение. А для того чтобы сформировать каждого как коммуникабельную, социально активную личность, развитие рефлексии становится необходимым условием решения этой задачи. Ибо только человек с развитой рефлексией в состоянии ставить перед собой общественно значимые цели и находить индивидуальные пути их достижения. Во многом именно мера развитости у человека способности осмысливать окружающий мир и себя в нем позволяет ему находить социально ценные, личностно значимые и реальные способы реализации себя в общении и активной жизни.

Функциональное исследование рефлексивности в процессуальном аспекте направлено на выяснение стратегий и механизмов развертывания рефлексивных процессов, а также зависимости параметров количества и вариативности рефлексивных стратегий от уровня рефлексивности субъекта. Были доказаны взаимозависимость и взаимообусловленность развития стратегий рефлексивного выхода и общего уровня рефлексивности. При этом, важно отметить, что эта взаимосвязь не является линейной, возрастающей функцией. В отличие от других общих способностей -интеллекта, обучаемости и креативности, для которых максимальное развитие способности означает максимум используемых стратегий и наибольшую эффективность деятельности, соотношение уровня рефлексивности и показателей рефлексивных стратегий подчинено закономерности более сложного характера.

В прикладном аспекте, знание феноменологии рефлексивных стратегий становится основой для создания упражнений, направленных на расширение индивидуального арсенала рефлексивных стратегий.

Результаты исследования динамики рефлексивных процессов на континууме «дезадаптация-адаптация» подтверждают предположение о сложности и нелинейности зависимости между уровнем рефлексивности личности и состоянием ее психического благополучия. Личности, страдающие тем или иным психическим расстройством, имеют уровень рефлексивности связанный с особенностями нозогнозии и критичностью по отношению к болезненным проявлениям. Именно адекватное, критичное отношение к изменениям в самочувствии и межличностных отношениях позволяет больным отслеживать динамику болезненных проявлений и сознательно вырабатывать эффективные способы компенсации этих проявлений, что возможно на основе рефлексивных механизмов регуляции деятельности и поведения.

Следует отметить, что рефлексивность выше среднего уровня как показатель оптимума адаптации несет различную смысловую нагрузку в норме и при психической дезадаптации: в одном случае она подразумевает высокую социальную адаптивность, в другом - эффективность механизмов совладания с болезнью. Высокие значения уровня рефлексивности не предопределяют высокую степень психического благополучия.

Таким образом, главным итогом теоретического исследования можно считать определение статуса рефлексивности в ряду других психических свойств, в частности общих способностей. Не менее важными представляются полученные данные о высокой дифференцированности в структуре высокорефлексивной личности когнитивной и личностной подструктур, что подтверждает положение о «надинтегральности» рефлексивных процессов и является теоретически значимым вкладом в решение проблемы произвольной регуляции психической деятельности.

Главным итогом исследования рефлексивных процессов является, прежде всего, установление «динамичности», изменяемости этих процессов в зависимости от уровня психической адаптации или формы дезадаптации, влияющим на психологическое благополучие. Еще одним, важнейшим итогом данного этапа изучения рефлексивности стало подтверждение нелинейного характера зависимости между уровнем рефлексивности субъекта и одним из параметров успешности адаптации - соотношением количества и вариативности рефлексивных стратегий.

Кроме того, благодаря рефлексии человек оказывается в состоянии осознанно, целенаправленно управлять всеми иными психическими процессами; осознаваемо и произвольно контролировать, направлять их ход.

Рефлексия представляет собой поэтому «процесс организации процессов», т.е. психический процесс иного более высокого порядка сложности, нежели все иные психические процессы, В силу этого она характеризуется и новыми психическими особенностями, дополнительными свойствами и функциями. Этот процесс наиболее важен именно для управленческой деятельности, поскольку ее основным предметом являются «социальные объекты», которые также наделены свойством рефлексивности, осознаваемости своего поведения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.177 (0.004 с.)