Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рефлексивность как детерминаната управленческой деятельнсоти
Рефлексия (от позднелат. reflexio - обращение назад) - обращение субъекта на себя самого, свою личность, на свое знание и на свое собственное состояние. Особенностью рефлектирующих систем является то, что они обладают способностью на основе самонаблюдения управлять поведением в соответствии с полученным описанием. Поэтому рефлексия является важной составляющей таких процессов, как самопознание и саморегуляция. Исследования рефлексии проводились в онтологическом, гносеологическом (Р. Декарт), методологическом (И. Кант) и аксиологическом аспектах. Первые три аспекта служат основанием для изучения интеллектуальной рефлексии (В.В. Давыдов, А.З. Зак, Д.Б. Эльконин, Н.Г. Алексеев и др.), последний - для изучения личностной рефлексии (Н.И. Гуткина, В.К. Зарецкий, Ю.Н. Кулюткин, Е.Р. Новикова, Ю.М. Орлов, И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов). В психологических исследованиях рефлексия определяется как компонент теоретического мышления (Н.Г. Алексеев, О.С. Анисимов), как единица умственного действия (В.В. Давыдов) и эвристического решения (Ю.Н. Кулюткин), уровня мыслительного процесса (И.Н. Семенов), а также осознание способов мыслительной деятельности (Я.А. Пономарев). В современных исследованиях даны классификации направлений (Н. Люрья) и аспектов исследования рефлексии (А.А. Бизяев), описаны механизмы рефлексии (И.Н. Семенов, С.Ю. Степанов), выделены уровни рефлексии и виды в зависимости от функций, которые выполняют рефлексивные процессы - ситуативная, ретроспективная, перспективная (А.В. Карпов). Также выявлено, что рефлексия - континуальное свойство, имеющее индивидуальную меру выраженности как по «горизонтали» (склонность и способность личности отслеживать свои психические акты и состояния), так и по «вертикали» (сложность рефлектируемого материала, что характеризует когнитивный аспект свойства рефлексивности). Изучены рефлексивные и импульсивные типы личности, которые различаются по стратегиям деятельности, особенностям протекания психических процессов (Д.Каган, М.А. Холодная), личностным свойствам, механизмам адаптации, стилям управления (А.В. Карпов), особенностям нервной системы (В.Н. Азаров). Рефлексия приводит к размышлению человека о самом себе, она позволяет вглядывается в сокровенные глубины внутренней духовной жизни и дает возможность осознания того, что происходит «внутри» личности. Рефлексия соответствует природе человека, его социальной наполненности, она позволяет приобщиться к сокровищам цивилизации и культуры человечества.
Анализ работ, посвященных рефлексии показал, что рефлексия обладает системными свойствами, имеющими рефлексивные психолого-педагогические механизмы. Она затрагивает не только элементы сознания и самосознания, но и выступает как биологический, социокультурный феномен, с возникновением которого связывают рождение внутреннего мира человека. Так, М.К. Мамардашвили подчеркивал уникальность роли рефлексии в интегральной структуре личности человека, полифоничность и полифункциональность ее психологического содержания. В.Г. Богин отметил, что рефлексия выступает как смысловой центр человеческой реальности и всей жизнедеятельности в целом. Н.Г. Алексеев разработал методологические основы рефлексивного подхода. Он представлял рефлексию как осознанность оснований и средств мыследеятельности. Известно, что на разных этапах становления личности, рефлексия развивается только у личности, которая ориентирована на саморазвитие. Рефлексия интегрирует все психические функции с целью обеспечения человеческой деятельности, как источника существования самого человека.помощью рефлексии человек приобретает внутренний опыт как базу для эффективной регуляции своего поведения и жизни. Это касается изменения ценностно-смысловой сферы, переживаний, чувств и мнений по поводу чего-то. А также она помогает адаптироваться к внешним условиям, каким-то образом настроиться на выполнение именно данной деятельности, привлечь к выполнению дополнительные резервы психики. Можно сказать, что рефлексия играет большую роль в жизни человека, она помогает ему понять себя, свое внутреннее состояние, контролировать и регулировать свои действия, развивать свой внутренний мир, общение. А для того чтобы сформировать каждого как коммуникабельную, социально активную личность, развитие рефлексии становится необходимым условием решения этой задачи. Ибо только человек с развитой рефлексией в состоянии ставить перед собой общественно значимые цели и находить индивидуальные пути их достижения. Во многом именно мера развитости у человека способности осмысливать окружающий мир и себя в нем позволяет ему находить социально ценные, личностно значимые и реальные способы реализации себя в общении и активной жизни.
Функциональное исследование рефлексивности в процессуальном аспекте направлено на выяснение стратегий и механизмов развертывания рефлексивных процессов, а также зависимости параметров количества и вариативности рефлексивных стратегий от уровня рефлексивности субъекта. Были доказаны взаимозависимость и взаимообусловленность развития стратегий рефлексивного выхода и общего уровня рефлексивности. При этом, важно отметить, что эта взаимосвязь не является линейной, возрастающей функцией. В отличие от других общих способностей -интеллекта, обучаемости и креативности, для которых максимальное развитие способности означает максимум используемых стратегий и наибольшую эффективность деятельности, соотношение уровня рефлексивности и показателей рефлексивных стратегий подчинено закономерности более сложного характера. В прикладном аспекте, знание феноменологии рефлексивных стратегий становится основой для создания упражнений, направленных на расширение индивидуального арсенала рефлексивных стратегий. Результаты исследования динамики рефлексивных процессов на континууме «дезадаптация-адаптация» подтверждают предположение о сложности и нелинейности зависимости между уровнем рефлексивности личности и состоянием ее психического благополучия. Личности, страдающие тем или иным психическим расстройством, имеют уровень рефлексивности связанный с особенностями нозогнозии и критичностью по отношению к болезненным проявлениям. Именно адекватное, критичное отношение к изменениям в самочувствии и межличностных отношениях позволяет больным отслеживать динамику болезненных проявлений и сознательно вырабатывать эффективные способы компенсации этих проявлений, что возможно на основе рефлексивных механизмов регуляции деятельности и поведения. Следует отметить, что рефлексивность выше среднего уровня как показатель оптимума адаптации несет различную смысловую нагрузку в норме и при психической дезадаптации: в одном случае она подразумевает высокую социальную адаптивность, в другом - эффективность механизмов совладания с болезнью. Высокие значения уровня рефлексивности не предопределяют высокую степень психического благополучия. Таким образом, главным итогом теоретического исследования можно считать определение статуса рефлексивности в ряду других психических свойств, в частности общих способностей. Не менее важными представляются полученные данные о высокой дифференцированности в структуре высокорефлексивной личности когнитивной и личностной подструктур, что подтверждает положение о «надинтегральности» рефлексивных процессов и является теоретически значимым вкладом в решение проблемы произвольной регуляции психической деятельности. Главным итогом исследования рефлексивных процессов является, прежде всего, установление «динамичности», изменяемости этих процессов в зависимости от уровня психической адаптации или формы дезадаптации, влияющим на психологическое благополучие. Еще одним, важнейшим итогом данного этапа изучения рефлексивности стало подтверждение нелинейного характера зависимости между уровнем рефлексивности субъекта и одним из параметров успешности адаптации - соотношением количества и вариативности рефлексивных стратегий. Кроме того, благодаря рефлексии человек оказывается в состоянии осознанно, целенаправленно управлять всеми иными психическими процессами; осознаваемо и произвольно контролировать, направлять их ход. Рефлексия представляет собой поэтому «процесс организации процессов», т.е. психический процесс иного более высокого порядка сложности, нежели все иные психические процессы, В силу этого она характеризуется и новыми психическими особенностями, дополнительными свойствами и функциями. Этот процесс наиболее важен именно для управленческой деятельности, поскольку ее основным предметом являются «социальные объекты», которые также наделены свойством рефлексивности, осознаваемости своего поведения.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.177 (0.004 с.) |