Глава 1. Теоретические представления о проблеме социальной перцепции старости у людей различных возрастных групп 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Теоретические представления о проблеме социальной перцепции старости у людей различных возрастных групп



Введение

 

Характерной чертой современной России, да и большинства других стран мира является неуклонное падение рождаемости и как следствие постарение населения. Наблюдающийся в РСФСР демографический спад в 60-70-х гг. и на некоторое время исчезнувший в начале 80-х гг. с 1988 г. перешел в новую стадию. По оценке экспертов население России будет иметь в своем составе высокую долю лиц пенсионного возраста и оставаться демографически старым длительное время [18].

Данная курсовая работа посвящена проблеме изучения особенностей восприятия (социальной перцепции) старости в период юности. Вопрос о том, кто из исследователей занимался данной проблемой, является для нас чрезвычайно сложным. Это связано с тем, что исторически период старости менее всего интересовал ученых, работающих в области психологии развития. Основное внимание, как в России, так и на Западе уделялось изучению изменения протекания психических процессов в старости, и практически не рассматривалась личность стареющего человека и социальные аспекты старения. Лишь за последние три десятилетия положение периода старости в психологии развития начало постепенно улучшаться. Однако по-прежнему он является менее всего изученным. Но, несмотря на это, можно назвать некоторые имена тех отечественных и зарубежных ученых, которые обратили внимание на старость как на социальную и социально-психологическую проблему. К данным исследователям относятся Ананьев Б. Г., Кон И. С., Эриксон Э., Лидерс А. Г., Анцыферова Л. И., Марцинковская Т. Д., Шахматов Н. Ф и др. [1; 11; 18 и др.]. Следовательно, интересующая нас проблема исследования является актуальной и значимой как с теоретической, так и с практической точек зрения.

Объект исследования - социальная перцепция.

Предмет исследования - особенности социальной перцепции старости в период юности.

Цель исследования - выявление особенностей социальной перцепции старости в период юности.

Задачи:

1. Проанализировать современное состояние в науке проблемы социальной перцепции старости у людей различных возрастных групп.

2. Организовать эмпирическое исследование особенностей социальной перцепции в период юности.

.   Изучить особенности социальной перцепции у лиц юношеского возраста.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 


Глава 1. Теоретические представления о проблеме социальной перцепции старости у людей различных возрастных групп

 

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей социальной перцепции старости в период юности

 

Заключение

Мы провели исследование проблемы особенностей социальной перцепции старости у лиц в период юности. Наше исследование имело два основных этапа. На первом этапе мы провели теоретический анализ проблемы, рассмотрели основные понятия нашего исследования, сформулировали методологическую базу для дальнейшего изучения. На втором этапе мы организовали собственное эмпирическое исследование проблемы - сформулировали объект, предмет, цель и задачи исследования, поставили гипотезу, подобрали методы и сформировали выборку испытуемых.

В результате проведенного исследования мы можем говорить о том, что социальная перцепция - это процесс восприятия субъектом отдельных людей или определенных групп людей, который подчиняется определенным закономерностям и имеет своим конечным продуктом социальные представления об отдельных людях или определенных группах людей.

Старость - это закономерно наступающий заключительный период возрастного индивидуального развития (онтогенеза). Старение - разрушительный закономерный (необратимый) процесс возрастных изменений организма, ведущий к снижению его адаптационных возможностей, увеличению вероятности смерти. Образ старости в представлении россиян окрашен в самые мрачные тона. Пожилой возраст видится респондентам наименее ресурсным периодом человеческой жизни, сопряженным с социальными, физиологическими, психологическими проблемами, совершенно беспросветным и практически не имеющим никаких «положительных» сторон. Вплоть до юношеского возраста дети и подростки демонстрируют достаточно терпимое, безоценочное отношение к старости и старикам.

Результаты проведенного эмпирического исследования подтвердили выдвинутую гипотезу - действительно образ старости в социальной перцепции молодежи характеризуется высокой выраженностью по факторам «Оценка» и «Сила» методики семантического дифференциала.

Кроме того, по методике личностного дифференциала наиболее высокую оценку образ старого человека в социальной перцепции молодежи получает по таким личностным чертам, как общительный и нерешительный. И наиболее низкую оценку образ старого человека в социальной перцепции молодежи получает по таким личностным чертам, как привлекательный, добросовестный, упрямый, раздражительный, расслабленный, суетливый.

Нужно отметить также то, что наиболее упоминаемыми категориями качеств при характеристике образа старого человека среди молодежи являются коммуникативные и эмоционально-волевые качества. Т.е. можно говорить о том, что молодежь склонна оценивать старого человека прежде всего с точки зрения его коммуникативных и эмоционально-волевых качеств.

Несмотря на малую изученность того круга явлений, который составлял предмет нашего исследования, мы можем говорить, что полученные нами результаты позволяют сформулировать задачи для дальнейшего исследования. И в целом мы надеемся, что проблема социальных представлений о старости, как и сам период старости человека будут больше привлекать к себе внимание специалистов и станут более изученным, понятным и не менее важным для науки.

 


Список литературы

 

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Изд. центр «Академия», 2007. - 672 с.

2. Андреева Г.М. К проблематике психологии социального познания // Мир психологии. Научно-методический журнал, 1999, № 3, с. 15-23.

3. Андреева Г.М. Социальная психология - М.: Аспект-Пресс, 2004. - 290 с.

4. Богомолова Н.Н., Стефаненко Т. Г. Контент-анализ: Спецпрактикум по социальной психологии. - М.: Издательство МГУ, 1992. - 60 с.

5. Бодалев А.А. Психология общения: Избранные психологические труды. - 2-е изд. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. - 256 с.

6. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: учеб. пособие. - М.: Педагогическое общество России, Изд. дом «Ноосфера», 2002 - 272 с.

7. Иванов В. А. Старение как эмоциональный шок // Психология зрелости и старения, 1999, №3, с. 18 - 30.

8. Каминьский А. Свободное время пожилых людей // Старость: Попул. справ.: Пер. с пол. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1996. - с. 76 - 78.

9. Краснова О. Порождение заблуждений: пожилые люди и старость // Отечественные записки, 2005, №3, с. 46-57.

10.Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов. - СПб., 2006. - 386 с.

11.Марцинковская Т. Д. Особенности психического развития в позднем возрасте // Психология зрелости и старения 1999, №3, с. 13 - 17.

12.Петренко В.Ф., Митина О.В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания. - Смоленск: СГУ, 1997. - 190 с.

13.Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие / Ред.-сост. Райгородский Д.Я. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003. - 672 с.

14.Преснякова Л.Б. Социальный, материальный и эмоциональный климат в старости // Социологические исследования,2006, №3, с. 34 - 46.

15.Современный словарь по психологии / Авт. - сост. В.В. Юрчук. - Мн.: Элайда, 2000. - 704 с.

16.Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 390 с.

17.Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. - М.: МГУ, 1983. - 240 с.

18.Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 224 с.

социальная перцепция старость


Приложения

 

Методика семантического дифференциала

 

Возраст:___

Инструкция: Оцените, пожалуйста, образ старости по нижеприведенным качествам.

 

ЛЕГКИЙ -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 ТЯЖЕЛЫЙ

РАДОСТНЫЙ +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 ПЕЧАЛЬНЫЙ

СЛАБЫЙ -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 СИЛЬНЫЙ

ПЛОХОЙ -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 ХОРОШИЙ

БОЛЬШОЙ +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 МАЛЫЙ

ТЕМНЫЙ -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 СВЕТЛЫЙ

АКТИВНЫЙ +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 ПАССИВНЫЙ

ПРОТИВНЫЙ -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 ПРИЯТНЫЙ

ГОРЯЧЙИ +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 ХОЛОДНЫЙ

ХАОТИЧНЫЙ +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 УПОРЯДОЧЕННЫЙ

ГЛАДКИЙ -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 ШЕРШАВЫЙ

ПРОСТОЙ -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 СЛОЖНЫЙ

РАССЛАБЛЕННЫЙ -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 НАПРЯЖЕННЫЙ

ВЛАЖНЫЙ -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 СУХОЙ

РОДНОЙ +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 ЧУЖОЙ

МЯГКИЙ -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 ТВЕРДЫЙ

ДОРОГОЙ +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 ДЕШЕВЫЙ

БЫСТРЫЙ +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 МЕДЛЕННЫЙ

ЗЛОЙ -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 ДОБРЫЙ

ЖИЗНЕРАДОСТНЫЙ +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 УНЫЛЫЙ

ЛЮБИМЫЙ +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 НЕНАВИСТНЫЙ

СВЕЖИЙ +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 ГНИЛОЙ

ГЛУПЫЙ -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 УМНЫЙ

ОСТРЫЙ +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 ТУПОЙ

ЧИСТЫЙ +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 ГРЯЗНЫЙ

 

Методика личностного дифференциала (адаптирована в НИИ им. В.М. Бехтерева)

Возраст:___

Инструкция: Оцените образ старого человека по нижеприведенным качествам.

 

+ Обаятельный 3 2 1 0 1 2 3 Непривлекательный -
- Слабый 3 2 1 0 1 2 3  Сильный +
+ Разговорчивый 3 2 1 0 1 2 3 Молчаливый -
- Безответственный 3 2 1 0 1 2 3 Добросовестный +
+ Упрямый 3 2 1 0 1 2 3 Уступчивый -
- Замкнутый 3 2 1 0 1 2 3 Открытый +
+ Добрый 3 2 1 0 1 2 3 Эгоистичный -
- Зависимый 3 2 1 0 1 2 3 Независимый +
+ Деятельный 3 2 1 0 1 2 3 Пассивный -
- Черствый 3 2 1 0 1 2 3 Отзывчивый +
+ Решительный 3 2 1 0 1 2 3 Нерешительный -
- Вялый 3 2 1 0 1 2 3 Энергичный +
+ Справедливый 3 2 1 0 1 2 3 Несправедливый -
- Расслабленный 3 2 1 0 1 2 3 Напряженный +
+ Суетливый 3 2 1 0 1 2 3 Спокойный -
- Враждебный 3 2 1 0 1 2 3 Дружелюбный +
+ Уверенный 3 2 1 0 1 2 3 Неуверенный -
- Нелюдимый 3 2 1 0 1 2 3 Общительный +
+ Честный 3 2 1 0 1 2 3 Неискренний -
- Несамостоятельный 3 2 1 0 1 2 3 Самостоятельный +
+ Раздражительный 3 2 1 0 1 2 3 Невозмутимый -

 

Анкета

Возраст:___

Инструкция: Внимательно прочитайте каждый вопрос и дайте свой ответ.

. Какими качествами, по Вашему мнению, обладает старый человек? (укажите не менее 10).

. Чем старый человек, по Вашему мнению, отличается от представителей других возрастных групп? (укажите не менее 10)

. Какие качества старого человека можно отнести к сильным сторонам, достоинствам пожилого возраста? (укажите не менее 10)

. Какие слабые стороны, недостатки, на Ваш взгляд, характерны для старого человека? (укажите не менее 10)

Введение

 

Характерной чертой современной России, да и большинства других стран мира является неуклонное падение рождаемости и как следствие постарение населения. Наблюдающийся в РСФСР демографический спад в 60-70-х гг. и на некоторое время исчезнувший в начале 80-х гг. с 1988 г. перешел в новую стадию. По оценке экспертов население России будет иметь в своем составе высокую долю лиц пенсионного возраста и оставаться демографически старым длительное время [18].

Данная курсовая работа посвящена проблеме изучения особенностей восприятия (социальной перцепции) старости в период юности. Вопрос о том, кто из исследователей занимался данной проблемой, является для нас чрезвычайно сложным. Это связано с тем, что исторически период старости менее всего интересовал ученых, работающих в области психологии развития. Основное внимание, как в России, так и на Западе уделялось изучению изменения протекания психических процессов в старости, и практически не рассматривалась личность стареющего человека и социальные аспекты старения. Лишь за последние три десятилетия положение периода старости в психологии развития начало постепенно улучшаться. Однако по-прежнему он является менее всего изученным. Но, несмотря на это, можно назвать некоторые имена тех отечественных и зарубежных ученых, которые обратили внимание на старость как на социальную и социально-психологическую проблему. К данным исследователям относятся Ананьев Б. Г., Кон И. С., Эриксон Э., Лидерс А. Г., Анцыферова Л. И., Марцинковская Т. Д., Шахматов Н. Ф и др. [1; 11; 18 и др.]. Следовательно, интересующая нас проблема исследования является актуальной и значимой как с теоретической, так и с практической точек зрения.

Объект исследования - социальная перцепция.

Предмет исследования - особенности социальной перцепции старости в период юности.

Цель исследования - выявление особенностей социальной перцепции старости в период юности.

Задачи:

1. Проанализировать современное состояние в науке проблемы социальной перцепции старости у людей различных возрастных групп.

2. Организовать эмпирическое исследование особенностей социальной перцепции в период юности.

.   Изучить особенности социальной перцепции у лиц юношеского возраста.

Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

 


Глава 1. Теоретические представления о проблеме социальной перцепции старости у людей различных возрастных групп

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 119; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.44.108 (0.039 с.)