Анализ результатов исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ результатов исследования



 

В таблице №1. и на рисунке 1. представлены оценки молодежи по образу старости.

 

Таблица №1

Среднегрупповые значения характеристик образа старости в социальной перцепции молодежи по методике семантического дифференциала

Свойства Среднее значение
легкий -1,9
радостный 2,3
сильный 1,7
хороший 2,3
малый -0,9
светлый 1,6
активный 2,2
приятный 2,1
горячий 0,7
упорядоченный -1,9
гладкий -1,1
простой -1,8
расслабленный -1,1
сухой 2,1
чужой -0,4
твердый 1,7
дорогой 1,9
быстрый 1,5
добрый 2,2
жизнерадостный 1,6
любимый 1,8
свежий 2,5
умный 2,3

 


Рис.1. Среднегрупповой профиль свойств образа старости в социальной перцепции молодежи

 

Как видно из представленных данных, максимально выраженными характеристиками образа старости у молодежи являются такие, как свежий (2,5), умный (2,3), радостный (2,3), хороший (2,3), активный (2,2), добрый (2,2), приятный (2,1), сухой (2,1). Средневыраженными характеристиками являются: легкий (-1,9), упорядоченный (-1,9), дорогой (1,9), простой (-1,8), любимый (1,8), сильный (1,7), твердый (1,7), светлый (1,6), жизнерадостный (1,6), быстрый (1,5). Минимально выраженными характеристиками образа старости в представлениях молодежи являются такие, как чужой (-0,4), горячий (0,7), малый (-0,9), гладкий (-1,1), расслабленный (-1,1). Следует заметить, что ряд характеристик образа старости внутри группы молодежи тесно сближаются по своим средним значениям. Мы имеем в виду сближение характеристик одного уровня выраженности. У молодежи, например, наблюдается сближение таких характеристик образа старости, как умный и радостный, активный и добрый, легкий и дорогой и т.д.

Таким образом, можно сделать основные выводы:

ярко выраженными характеристиками образа старости у молодежи являются такие, как свежий, умный, радостный, хороший, активный, добрый, приятный, сухой; - минимально выраженными характеристиками образа старости у молодежи являются такие характеристики как чужой, горячий, малый, гладкий, расслабленный.

Следовательно, мы можем говорить о том, что образ старости в социальной перцепции молодежи характеризуется высокой выраженностью по факторам «Оценка» и «Сила» методики семантического дифференциала.

В таблице №2. и на рисунке 2. мы представляем среднегрупповые результаты диагностики личностных черт старого человека в социальной перцепции молодежи.

 

Таблица №2

Личностные черты старого человека в социальной перцепции молодежи по методике личностного дифференциала

Черты личности Среднее значение
Привлекательный 0,96
Слабый -1,28
Разговорчивый 1,56
Добросовестный 0,84
Упрямый 0,56
Открытый 1,44
Добрый 1,6
Независимый 1,32
Пассивный -1,8
Отзывчивый 1,76
Нерешительный -2,08
Вялый -1,88
Справедливый 1,52
Расслабленный -0,48
Суетливый 0,32
Дружелюбный 1,92
Уверенный 1,64
Общительный 2,4
Честный 1,6
Самостоятельный 1,92
Раздражительный 0,56

 

Рис.2. Среднегрупповой личностный профиль старого человека в социальной перцепции молодежи

 

Как видно из представленных данных, молодежь дает высокую оценку таким личностным чертам, как общительный (2,4), нерешительный (2,08). Молодежь дает среднюю оценку таким чертам, как дружелюбный (1,92), самостоятельный (1,92), вялый (-1,88), пассивный (-1,8), отзывчивый (1,76), уверенный (1,64), честный (1,6), разговорчивый (1,56), справедливый (1,52), открытый (1,44), независимый (1,32), слабый (-1,28). Низкую оценку среди молодежи получили такие личностные черты старого человека, как привлекательный (0,96), добросовестный (0,84), упрямый (0,56), раздражительный (0,56), расслабленный (-0,48), суетливый (0,32).

Таким образом, сформулируем основные выводы:

наиболее высокую оценку образ старого человека в социальной перцепции молодежи получает по таким личностным чертам, как общительный и нерешительный;

наиболее низкую оценку образ старого человека в социальной перцепции молодежи получает по таким личностным чертам, как привлекательный, добросовестный, упрямый, раздражительный, расслабленный, суетливый.

На рисунке 3. представлены результаты анкетирования испытуемых по вопросам о качествах старого человека.

 

Рис.3. Процентное распределение упоминаний качеств среди молодежи при характеристике старого человека

 

Мы видим, что среди всех упоминаемых качеств старого человека в социальных представлениях испытуемых преобладают коммуникативные качества (36,7%), далее по распространенности в ответах испытуемых при характеристике образа старого человека идут эмоционально-волевые качества (34,8%), затем идут моральные качества (16%) и, наконец, интеллектуальные качества (11,7%).

Таким образом, мы можем сделать вывод, что наиболее упоминаемыми категориями качеств при характеристике образа старого человека среди молодежи являются коммуникативные и эмоционально-волевые качества. Т.е. можно говорить о том, что молодежь склонна оценивать старого человека прежде всего с точки зрения его коммуникативных и эмоционально-волевых качеств.

Перейдем к заключению, где сформулируем выводы нашего теоретического анализа проблемы и эмпирического ее исследования.

 


Заключение

Мы провели исследование проблемы особенностей социальной перцепции старости у лиц в период юности. Наше исследование имело два основных этапа. На первом этапе мы провели теоретический анализ проблемы, рассмотрели основные понятия нашего исследования, сформулировали методологическую базу для дальнейшего изучения. На втором этапе мы организовали собственное эмпирическое исследование проблемы - сформулировали объект, предмет, цель и задачи исследования, поставили гипотезу, подобрали методы и сформировали выборку испытуемых.

В результате проведенного исследования мы можем говорить о том, что социальная перцепция - это процесс восприятия субъектом отдельных людей или определенных групп людей, который подчиняется определенным закономерностям и имеет своим конечным продуктом социальные представления об отдельных людях или определенных группах людей.

Старость - это закономерно наступающий заключительный период возрастного индивидуального развития (онтогенеза). Старение - разрушительный закономерный (необратимый) процесс возрастных изменений организма, ведущий к снижению его адаптационных возможностей, увеличению вероятности смерти. Образ старости в представлении россиян окрашен в самые мрачные тона. Пожилой возраст видится респондентам наименее ресурсным периодом человеческой жизни, сопряженным с социальными, физиологическими, психологическими проблемами, совершенно беспросветным и практически не имеющим никаких «положительных» сторон. Вплоть до юношеского возраста дети и подростки демонстрируют достаточно терпимое, безоценочное отношение к старости и старикам.

Результаты проведенного эмпирического исследования подтвердили выдвинутую гипотезу - действительно образ старости в социальной перцепции молодежи характеризуется высокой выраженностью по факторам «Оценка» и «Сила» методики семантического дифференциала.

Кроме того, по методике личностного дифференциала наиболее высокую оценку образ старого человека в социальной перцепции молодежи получает по таким личностным чертам, как общительный и нерешительный. И наиболее низкую оценку образ старого человека в социальной перцепции молодежи получает по таким личностным чертам, как привлекательный, добросовестный, упрямый, раздражительный, расслабленный, суетливый.

Нужно отметить также то, что наиболее упоминаемыми категориями качеств при характеристике образа старого человека среди молодежи являются коммуникативные и эмоционально-волевые качества. Т.е. можно говорить о том, что молодежь склонна оценивать старого человека прежде всего с точки зрения его коммуникативных и эмоционально-волевых качеств.

Несмотря на малую изученность того круга явлений, который составлял предмет нашего исследования, мы можем говорить, что полученные нами результаты позволяют сформулировать задачи для дальнейшего исследования. И в целом мы надеемся, что проблема социальных представлений о старости, как и сам период старости человека будут больше привлекать к себе внимание специалистов и станут более изученным, понятным и не менее важным для науки.

 


Список литературы

 

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. вузов. - М.: Изд. центр «Академия», 2007. - 672 с.

2. Андреева Г.М. К проблематике психологии социального познания // Мир психологии. Научно-методический журнал, 1999, № 3, с. 15-23.

3. Андреева Г.М. Социальная психология - М.: Аспект-Пресс, 2004. - 290 с.

4. Богомолова Н.Н., Стефаненко Т. Г. Контент-анализ: Спецпрактикум по социальной психологии. - М.: Издательство МГУ, 1992. - 60 с.

5. Бодалев А.А. Психология общения: Избранные психологические труды. - 2-е изд. - М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. - 256 с.

6. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Горелова Г.Г., Орлова Л.М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: учеб. пособие. - М.: Педагогическое общество России, Изд. дом «Ноосфера», 2002 - 272 с.

7. Иванов В. А. Старение как эмоциональный шок // Психология зрелости и старения, 1999, №3, с. 18 - 30.

8. Каминьский А. Свободное время пожилых людей // Старость: Попул. справ.: Пер. с пол. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1996. - с. 76 - 78.

9. Краснова О. Порождение заблуждений: пожилые люди и старость // Отечественные записки, 2005, №3, с. 46-57.

10.Куницына В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение: Учебник для вузов. - СПб., 2006. - 386 с.

11.Марцинковская Т. Д. Особенности психического развития в позднем возрасте // Психология зрелости и старения 1999, №3, с. 13 - 17.

12.Петренко В.Ф., Митина О.В. Психосемантический анализ динамики общественного сознания. - Смоленск: СГУ, 1997. - 190 с.

13.Практическая психодиагностика. Методики и тесты: Учебное пособие / Ред.-сост. Райгородский Д.Я. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ-М», 2003. - 672 с.

14.Преснякова Л.Б. Социальный, материальный и эмоциональный климат в старости // Социологические исследования,2006, №3, с. 34 - 46.

15.Современный словарь по психологии / Авт. - сост. В.В. Юрчук. - Мн.: Элайда, 2000. - 704 с.

16.Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании: Учеб. пособие. - М.: ВЛАДОС, 1995. - 390 с.

17.Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности. - М.: МГУ, 1983. - 240 с.

18.Яцемирская Р.С., Беленькая И.Г. Социальная геронтология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. - 224 с.

социальная перцепция старость


Приложения

 

Методика семантического дифференциала

 

Возраст:___

Инструкция: Оцените, пожалуйста, образ старости по нижеприведенным качествам.

 

ЛЕГКИЙ -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 ТЯЖЕЛЫЙ

РАДОСТНЫЙ +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 ПЕЧАЛЬНЫЙ

СЛАБЫЙ -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 СИЛЬНЫЙ

ПЛОХОЙ -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 ХОРОШИЙ

БОЛЬШОЙ +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 МАЛЫЙ

ТЕМНЫЙ -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 СВЕТЛЫЙ

АКТИВНЫЙ +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 ПАССИВНЫЙ

ПРОТИВНЫЙ -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 ПРИЯТНЫЙ

ГОРЯЧЙИ +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 ХОЛОДНЫЙ

ХАОТИЧНЫЙ +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 УПОРЯДОЧЕННЫЙ

ГЛАДКИЙ -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 ШЕРШАВЫЙ

ПРОСТОЙ -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 СЛОЖНЫЙ

РАССЛАБЛЕННЫЙ -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 НАПРЯЖЕННЫЙ

ВЛАЖНЫЙ -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 СУХОЙ

РОДНОЙ +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 ЧУЖОЙ

МЯГКИЙ -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 ТВЕРДЫЙ

ДОРОГОЙ +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 ДЕШЕВЫЙ

БЫСТРЫЙ +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 МЕДЛЕННЫЙ

ЗЛОЙ -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 ДОБРЫЙ

ЖИЗНЕРАДОСТНЫЙ +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 УНЫЛЫЙ

ЛЮБИМЫЙ +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 НЕНАВИСТНЫЙ

СВЕЖИЙ +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 ГНИЛОЙ

ГЛУПЫЙ -3 -2 -1 0 +1 +2 +3 УМНЫЙ

ОСТРЫЙ +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 ТУПОЙ

ЧИСТЫЙ +3 +2 +1 0 -1 -2 -3 ГРЯЗНЫЙ

 

Методика личностного дифференциала (адаптирована в НИИ им. В.М. Бехтерева)

Возраст:___

Инструкция: Оцените образ старого человека по нижеприведенным качествам.

 

+ Обаятельный 3 2 1 0 1 2 3 Непривлекательный -
- Слабый 3 2 1 0 1 2 3  Сильный +
+ Разговорчивый 3 2 1 0 1 2 3 Молчаливый -
- Безответственный 3 2 1 0 1 2 3 Добросовестный +
+ Упрямый 3 2 1 0 1 2 3 Уступчивый -
- Замкнутый 3 2 1 0 1 2 3 Открытый +
+ Добрый 3 2 1 0 1 2 3 Эгоистичный -
- Зависимый 3 2 1 0 1 2 3 Независимый +
+ Деятельный 3 2 1 0 1 2 3 Пассивный -
- Черствый 3 2 1 0 1 2 3 Отзывчивый +
+ Решительный 3 2 1 0 1 2 3 Нерешительный -
- Вялый 3 2 1 0 1 2 3 Энергичный +
+ Справедливый 3 2 1 0 1 2 3 Несправедливый -
- Расслабленный 3 2 1 0 1 2 3 Напряженный +
+ Суетливый 3 2 1 0 1 2 3 Спокойный -
- Враждебный 3 2 1 0 1 2 3 Дружелюбный +
+ Уверенный 3 2 1 0 1 2 3 Неуверенный -
- Нелюдимый 3 2 1 0 1 2 3 Общительный +
+ Честный 3 2 1 0 1 2 3 Неискренний -
- Несамостоятельный 3 2 1 0 1 2 3 Самостоятельный +
+ Раздражительный 3 2 1 0 1 2 3 Невозмутимый -

 

Анкета

Возраст:___

Инструкция: Внимательно прочитайте каждый вопрос и дайте свой ответ.

. Какими качествами, по Вашему мнению, обладает старый человек? (укажите не менее 10).

. Чем старый человек, по Вашему мнению, отличается от представителей других возрастных групп? (укажите не менее 10)

. Какие качества старого человека можно отнести к сильным сторонам, достоинствам пожилого возраста? (укажите не менее 10)

. Какие слабые стороны, недостатки, на Ваш взгляд, характерны для старого человека? (укажите не менее 10)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 129; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.154.41 (0.048 с.)