Представление результатов, их анализ и интерпретация 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Представление результатов, их анализ и интерпретация



Нами было проведено эмпирическое исследование, гипотеза которого заключалась в том, что существуют неслучайные различия в их особенностях проспективной идентичности у студентов с различным уровнем мотивации достижения.

В ходе проведения исследования были получены данные об уровне мотивации достижения, данные по шкалам «зависимость», «общительность», «принятие борьбы», развитии представлений о будущем социальном окружении и представления о своей проспективной идентичностиу каждого испытуемого.

На основеполученных данных об уровне мотивации достижения было выделено 4 группы испытуемых с различными уровнями мотивации (табл. 2).

 

Таблица 2

Выделение групп студентов с различным уровнем мотивации достижения

 

Мотивация достижения

 

Низкий и средний уровень Высокий и слишком высокий уровень
Мотивация избегания Низкий и средний уровень 1 группа (19 человек) 2 группа (21 человек)
  Высокий и слишком высокий уровень 3 группа (23 человек) 4 группа (5 человек)

 

В первую группу вошли 19 испытуемых с низким и средним уровнем мотивации достижения и низким и средним уровнем мотивации избегания, вторую группу составили 21 студент с низким - средним уровнем мотивации достижения и высоким уровнем мотивации избегания, третья группа представлена 23 студентами с высоким - слишком высоким уровнем мотивации достижения и низким - средним уровнем мотивации избегания, четвертая группа состоит из 5 человек с высоким - слишком высоким уровнем мотивации достижения и высоким - слишком высоким уровнем мотивации избегания.

Далее у выделенных групп выявлялись особенности проспективной идентичности, ее содержательные характеристики. Согласно цели и гипотезе исследования необходимо оценить различия между особенностями проспективной идентичности у студентов с различным уровнем мотивации достижения, для этого первичные данные подверглись статистической обработке, использовался коэффициент различия Крускала-Уоллиса.

Н-критерий Крускала-Уоллиса иногда рассматривается как непараметрический аналог метода дисперсионного анализа для несвязных выборок. Иногда его называют критерием «суммы рангов».

Критерий предназначен для оценки различий одновременно между тремя, четырьмя и т.д. выборками по уровню какого-либо признака. Он позволяет установить, что уровень признака изменяется от группы к группе, но не указывает на направление этих изменений.

При количестве групп с>3 и количестве испытуемых n1, n2, n3>5, определяются критические значения χ² по таблице критических значений для уровней статистической значимости p < 0.05 и p < 0.01 при разном количестве степеней свободы υ [27], [33].

Мы рассмотрели различия между четырьмя группами по следующим признакам: зависимость, общительность, принятие борьбы; представления профессиональной, семейной и личной сферах в будущем; особенности проспективной идентичности.

В результате было выяснено, что выделенные нами группы студентов с различным уровнем мотивации достижения имеют неслучайные различия по таким переменным как зависимость (Нэмп = 9.5, Нэмп превышает критическое значение χ²), принятие борьбы (Нэмп = 9.01, Нэмп превышает критическое значение χ²); представления профессиональной (Нэмп = 11,5, Нэмп > χ²), семейной (Нэмп = 13,6, Нэмп > χ²) и личной (Нэмп = 12,6, Нэмп > χ²) сферах в будущем; особенности проспективной идентичности (Нэмп = 8,4, Нэмп > χ²). Не выявлено различий между группами по признаку «общительность» (Нэмп = 4,1, Нэмп < χ²) (см. прил.4).

Таким образом, гипотеза о существовании неслучайных различий у студентов с различным уровнем мотивации достижения подтвердилась, то есть существуют неслучайные различия в особенностях их проспективной идентичности - их представлении о себе в будущем в социальном окружении.

Наиболее яркие различия можно выделить у двух групп: с низким - средним уровнем мотивации достижения и высоким уровнем мотивации избегания (группа 3) и с высоким - слишком высоким уровнем мотивации достижения и низким - средним уровнем мотивации избегания (группа 2). В дальнейшем анализ и интерпретация результатов осуществлялась именно по этим группам.

Для группы с низким - средним уровнем мотивации достижения и высоким уровнем мотивации избегания были выявлены следующие особенности: преобладание категории «Физическое Я» (обозначение пола, описание физических данных, внешности, например «тридцатилетняя», «молодой мужчина», «жительница Екатеринбурга», «здоровая»), «Семейное Я» (обозначение семейной роли, указание на родственные отношения, например «дочь», «жена», «муж», «отец двоих детей», «глава семейства», «заботливая мать»), «Материальное Я» (описание собственности, например «владелец авто», «материальнообеспеченная», при этом акцент делается на престиже). Данные представлены в диаграмме 1.

 

Диаграмма 1

Особенности проспективной идентичности по данным методики «Кто Я» (группа 3)

 

Можно говорить о том, что существуют преобладающие категории представления о себе.

Также по данным методики «Q-сортировка» В. Стефансона для группы характерна тенденция «избегания борьбы», которая может проявляться в стремлении уйти от взаимодействия, сохранении нейтралитета в групповых спорах и конфликтах.

По результатам анкеты для исследования проспективной идентичности можно отметить, что для группы с низким - средним уровнем мотивации достижения и высоким уровнем мотивации избегания характерно преобладание представлений о семейной и личной сферах, что предполагает развитие Я как члена семьи и развитие личного Я. Данные представлены в диаграмме 2.

Таким образом, для студентов с низким - средним уровнем мотивации достижения и высоким уровнем мотивации избегания характерно преобладание представлений о себе в контексте семейной сферы, развитие личного Я.

 

Диаграмма 2

Представления о будущем социальном окружении (группа 3)

 

Контент-анализ свободных сочинений на тему «Один день из моего будущего через 10 лет» показал, что для данной группы наиболее наполненными являются следующие категории: «Социальное Я» (в большинстве сочинений указывается место проживания, наличие работы, описание своих обязанностей, выполняемых действий, описание особенностей досуга, также значительно представлена тема семейной жизни, семейного положения); «Я сам» (указываются описание действий совершаемых повседневно, также описываются личностные особенности, например характер, увлечения, предпочтения); «Характеристика партнеров по взаимодействию» включает в основном описание брачного партнера, семейного окружения, раскрываются отношения с родителями, родственниками, собственными детьми, присутствует нераспространенная характеристика о коллегах. Часто при описании работы, подготовке к ней встречаются негативные оценки, при этом детально и с положительным акцентом описывается обстановка в доме, семья.

Таким образом, для студентов с низким - средним уровнем мотивации достижения и высоким уровнем мотивации избегания характерно преобладание представлений о себе в контексте семейной сферы, развитие личного Я. При этом характерно преобладание Я как носителя физических характеристик в контексте преимущественно семейного окружения.

Для группы высоким - слишком высоким уровнем мотивации достижения и низким - средним уровнем мотивации избегания (группа 2) были выявлены следующие особенности: преобладание категории «Персональное Я» (обозначение личностных качеств, особенностей характера, индивидуального стиля поведения например «добрый», «самодостаточный», «общительный», «ответственный»), «Профессиональное Я» (отражающее профессиональную ролевую позицию и отношение к профессиональной сфере, например, «востребованный психолог», «специалист по связям с общественностью», «профессионал», «преподаватель», «занимающийся наукой», «уважаемый коллегами»), также представлено «Семейное Я» (обозначение семейной роли, указание на родственные отношения, например «дочь», «жена», «муж»). Данные представлены в диаграмме 3.

Можно отметить, что преобладающих категорий представлений о себе выявлено несколько.

 

Диаграмма 3

Особенности проспективной идентичности по данным методики «Кто Я» (группа 2)

 

Также по данным методики «Q-сортировка» В. Стефансона для группы характерна тенденция «к борьбе», которая может проявляться в активном стремлении личности участвовать в групповой жизни, добиваться высого статуса.

По результатам анкеты для исследования проспективной идентичности можно отметить, что для группы с высоким - слишком высоким уровнем мотивации достижения и низким - средним уровнем мотивации избегания (группа 2) характерно примерно равная представленность представлений о профессиональной, семейной о личной сферах, которые включают развитие Я как индивидуума, Я как профессионала и Я как члена семьи. Данные представлены в диаграмме 4.


Диаграмма 4

Представления о будущем социальном окружении (группа 2)

 

Контент-анализ свободных сочинений на тему «Один день из моего будущего через 10 лет» показал, что для данной группы наиболее наполненными являются следующие категории: «Социальное Я» (в большинстве сочинений указывается, наличие работы, описание своих обязанностей, выполняемых действий, статус, должность, режим работы, особенности себя как сотрудника, описание места жительства, также представлена тема семейной жизни, семейного положения, при этом имеется тенденция к совмещению успешной профессиональной деятельности и счастливой семейной жизни); ««Характеристика партнеров по взаимодействию» включает в описание брачного партнера, семейного окружения, партнеров по профессиональной деятельности, коллег. Описываются особенности взаимодействия, ролевые позиции, личностные и профессиональные особенности; «Я сам» (описываются личностные особенности, например характер, увлечения, предпочтения).

Часто присутствует детальное описание работы, профессиональной деятельности на фоне положительного описания семейной обстановки.

Таким образом, для студентов с высоким - слишком высоким уровнем мотивации достижения и низким - средним уровнем мотивации избегания характерно разнообразие представлений о себе в социальном окружении, как в профессиональном, так семейном и личном. Представления о себе в профессиональной сфере, окружении взаимосвязаны с представлениями о себе и семейной и личной сферах. При этом Я выступает как носитель персональных характеристик, которые могут быть реализованы в профессиональном контексте развития Я.

По результатам сравнения выбранных групп можно говорить о том, что у группы студентов высоким - слишком высоким уровнем мотивации достижения и низким - средним уровнем мотивации избегания характерна более развитая система представлений о себе, своем социальном окружении в будущем, которые рассматриваются в рамках различных сфер развития Я.

У студентов с низким - средним уровнем мотивации достижения и высоким уровнем мотивации избегания можно отметить ограниченность представлений о сферах развития Я, преобладает семейная сфера.

Возможно, семейное окружение создает для человека условия, в которых не возникает ситуации угрозы его успешности или последствия неуспеха минимальны. Такая представленность своего образа в семейном окружении позволяет избежать возможных представлений о себе в окружении, где вероятность проявления ситуации неуспеха возрастает, например, в профессиональной сфере.

При этом профессиональная сфера выступает как возможность реализации, совершенствования себя как профессионала, создает условия для реализации целей, предоставляет возможность добиться успеха, что, в свою очередь, влияет на представление о себе как личности.

Становление и развитие человека в социальном окружении связано с определенной стратегией поведения в обществе. Такую стратегию поведения обеспечивает мотивация достижения, отражающая отношение индивида к себе как личности и субъекту деятельности, в том числе и его представления о себе в будущем.

Мотивация достижения направлена на определенный конечный результат, получаемый благодаря собственным особенностям человека, а именно: на достижение успеха или избегание неудачи. Таким образом, мотивация достижения, по сути своей ориентирована на цель и связана с планированием, с категорией «возможного».

Так как поведение людей с различным уровнем мотивации имеет различия, следовательно, имеются и различия в их представлении о себе в социальном взаимодействии, которое сопровождает человека во всех сферах его жизни.

В ходе нашего исследования было выявлено, что у студентов с высоким - слишком высоким уровнем мотивации достижения и низким - средним уровнем мотивации избегания характерна более развитая система представлений о себе, своем социальном окружении в будущем, которые рассматриваются в рамках различных сфер развития Я. Эти данные дополняют сведения об особенностях людей мотивированных на достижение успеха, для которых характерна полная мобилизация всех своих ресурсов и сосредоточенность внимания на достижении поставленной цели, при этом большое значение имеет социальное окружение человека, которое может выступать как средство или условия для развития Я.

У студентов с низким - средним уровнем мотивации достижения и высоким уровнем мотивации избегания можно отметить ограниченность представлений о сферах развития Я, преобладает семейная сфера. Это соотносится с уже имеющимися представлениями о том, как ведут себя индивиды, мотивированные на избежание неудачи. Их явно выраженная цель в деятельности заключается не в том, чтобы добиться успеха, а в том, чтобы избежать неудачи. Все их мысли и действия подчинены именно этой цели. Человек, изначально мотивированный на неудачу, не верит в возможность добиться успеха, он не испытывает удовольствия от деятельности, тяготится ею. И в соответствии с этим человек формирует свое социальное окружение, представления о себе в обществе.

Эти данные подтверждают имеющиеся представления об особенностях людей с различными уровнями мотивации достижения, а также вносят дополнительные характеристики об их представлениях о себе в социальном окружении в будущем.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В выпускной квалификационной работе был проведен теоретический анализ проблемы проспективной идентичности и эмпирическое исследование особенностей проспективной идентичности у студентов с различным уровнем мотивации достижения.

В первой части нашей работы мы наиболее подробно рассмотрели взгляды на проблему идентичности в различных направлениях в отечественной и зарубежной психологии.

Во-первых, мы рассмотрели теоретико-методологические основы изучения идентичности: определение понятия, структуры и ее формирования. Проанализировав данные подходы, мы пришли к выводу, что идентичность определяют как динамическую структуру, развивающуюся на протяжении всей жизни человека, связанное с решением жизненно значимых проблем с принятием решений по поводу себя и своей жизни; возможно выделение различных типов идентичности; идентичность является социальной по происхождению, так как она формируется в результате взаимодействия индивида с другими людьми и усвоения им выработанного в процессе социального взаимодействия языка; личностная идентичность является вторичной по отношению к социальной;

Во-вторых, рассмотрели понятие «проспективной идентичности», это понятие вводится в научный аппарат для исследования проблематики выстраивания человеком себя во времени как некой до конца не осуществленной возможности в условиях меняющейся социокультурной действительности. Проспективная идентичность понимается как один из возможных образов «Я-в-будущем» в социальном окружении.

Также нами были проанализированы психологические подходы к изучению мотивации достижения в различных направлениях в отечественной и зарубежной психологии. Мотивация достижения рассматривается как структурное образование, мотивы которой - достижение успеха и избежание неудачи. От доминирования у человека мотивации достижения успеха или мотивации избегания неудач во многом зависит жизнь человека, его положение в обществе.

В следующей части нашей работы было проведено эмпирическое исследование выявления различий особенностей проспективной идентичности у студентов с различным уровнем мотивации достижения.

На заключительном этапе работы были представлены описание организации и проведения исследования, описание основных методов и методик, а так же представлены полученные результаты, их анализ, на основании которых сделаны следующие выводы: группы студентов с различным уровнем мотивации достижения имеют неслучайные различия по таким переменным как зависимость, общительность превышает критическое; представлениями человека о себе в профессиональной, семейной и личной сферах в будущем; особенности проспективной идентичности.

По результатам нашего исследования можно сделать выводы о том, что у студентов с высоким - слишком высоким уровнем мотивации достижения и низким - средним уровнем мотивации избегания характерна более развитая система представлений о себе, своем социальном окружении в будущем, которые рассматриваются в рамках различных сфер развития Я.

У студентов с низким - средним уровнем мотивации достижения и высоким уровнем мотивации избегания можно отметить ограниченность представлений о сферах развития Я, преобладают представления о себе в будущем в семейной сфере.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.    Абульханова, К.А.Время личности и время жизни [Текст] / К.А. Абульханова, Т. Н.Березина. - СПб.: Алетейя, 2001. - 304 с.

2. Агеев, В.С. Теория социальной идентичности и её эмпирические верификации [Текст] / В.С. Агеев, А.К. Толмасова // Психология самосознания: хрестоматия / под ред. Д.Я Райгородского. - Самара.: Издательский Дом «БАХРАХ - М», 2000. - С.624-638.

.   Андреева, Г.М. Психология социального познания [Текст] / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 288 с.

.   Антонова, Н.В. Проблема личностной идентичности в интерпретации современного психоанализа, интеракционизма и когнитивной психологии [Текст] / Н.В Антонова // Вопросы психологии. - 1996. - №1. - С. 131 - 143

.   Аринушкина, Н.С. Об определении и типах идентичности [Текст] / Н.С. Аринушкина // Мир психологии. - 2004. - №4. -С. 48-53.

.   Асеев, В.Г. Мотивация поведения и формирование личности [Текст] / В.Г. Асеев. - М.: «Мысль», 1976. - 158с.

.   Баклушинский, С.А. Развитие представлений о понятии «социальная идентичность» [Текст] / С.А. Баклушинский, Е.П. Белинская // Идентичность: хрестоматия / сост. Л.Б. Шнейдер. - Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - С.116 - 135.

.   Баранова, Т.С. Теоретические модели социальной идентификации личности [Текст] / Т.С. Баранова // // Психология самосознания: хрестоматия / под ред. Д.Я Райгородского. - Самара.: Издательский Дом «БАХРАХ - М», 2000. - С.602 - 612.

.   Белинская, Е.П. Временные аспекты «Я»- концепции и идентичности [Текст] / Е.П. Белинская // Мир психологии. - 1999. - №3 - С. 140 - 147.

.   Белинская, Е.П., Представления подростков о своем социальном будущем [Текст] / Е.П. Белинская, И.В. Куликова // Мир психологии.- 2000. № 4 - С.135 - 147

.   Белинская, Е.П. Социальная психология личности [Текст]: учебное пособие / Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2001. - 301с.

.   Богомолова, Н.Н Контент-анализ. Спецпрактикум по социальной психологии. [Текст] / Н.Н. Богомолова, Т.Г. Стефаненко. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. - 97с.

.   Бодалев, А.А. О характеристиках идентификаций и идентичности на ступени взрослости [Текст] / А.А. Бодалев // Мир психологии. - 2004. - №2. -С. 46 - 52.

.   Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике [Текст] / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов - СПб.: Питер, 2001. - 528с.: ил.

15.  Васильев, И.А. Мотивация и контроль за действием [Текст] / И.А Васильев, М.Ш. Магомед-Эминов. - М.: Издательство МГУ, 1991. - 144с.

16. Вилюнас, В.К. Психология развития мотивации [Текст] / В.К. Вилюнас. - СПб.: Речь, 2006. - 458с.

17.  Гордеева, Т.О. Психология мотивации достижения [Текст] / Т.О. Гордеева. - М.: Смысл; Издательский центр «Академия», 2006. - 336с.

18. Дмитриева, Н.В. Психологические факторы трансформации идентичности личности [Текст]: автореф. дис… д-ра психол. наук/ Н.В. Дмитриева. - Новосибирск: [б.и.], 1999. - 39с.

.   Дорфман, Л.Я. Полимодальное Я и мотивация достижения у удмуртских и русских студенток [Текст] / Л.Я Дорфман, М.В. Рябикова. - Пермь, 2007.

20. Жичкина, А.Е. Взаимосвязь идентичности и поведения в Интернете пользователей юношеского возраста [Текст] / А.Е. Жичкина. - М., 2008. - Режим доступа: // www.flogiston.ru

21.  Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы [Текст] / Е.П. Ильин. - СПб: Питер, 2000. - 512с.

.      Каганов, Ю.Л. Проблема ситуационной и трансверсальной идентичности личности как агента социальных отношений [Текст] / Ю.Л. Каганов // Психология самосознания: хрестоматия / под ред. Д.Я Райгородского. - Самара.: Издательский Дом «БАХРАХ - М», 2000. - С.613-623.

.      Коновалова, О.В. Гендерные различия в проявлении мотивации достижения и избегания неудач у старшеклассников [Текст] / О.В. Коновалова // Практическая психология '2007: ежегодник. Том Х: матер. региональной науч.-практ. конф. 30 марта 2007г. / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2007. - С. 87 - 93.

.      Крайг, Г. Психология развития [Текст] / Г. Крайг. - СПб.: Питер, 2001. - 992с.: ил.

25. Кун, М. Эмпирическое исследование установок личности на себя [Текст] / М. Кун, Т. Макпартлэнд // Современная зарубежная социальная психология / Под ред. Г.М. Андреевой, Н.Н. Богомоловой, Л.А. Петровской., 1984. -256с.

.   Минюрова, С.А. Особенности проспективной идентичности в ситуации жизненного самоопределения выпускников вуза [Текст] / С.А. Минюрова, Л.Л. Плеханова // Психологические проблемы развития и существования человека в современном мире: сб. науч. тр. / Урал. гос. пед. ун-т; отв. ред. С.А. Минюрова. - Екатеринбург, 2005. - С. 42-58.

.   Наследов, А.Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных [Текст]: учебное пособие / А.Д. Наследов. - СПб.: Речь, 2004. - 392с.

.   Нугаева, О.Г. Становление самосознания у детей и подростков [Текст]: учеб. -метод. пособие / О.Г. Нугаева - Екатеринбург.: Урал. гос. пед. ун-т, 2004. - 103с.

.   Нуркова, В.В. Роль автобиографической памяти в структуре идентичности личности [Текст] / В.В. Нуркова //Мир психологии. - 2004. - №4. -С. 77 - 86.

.   Павленко, В.И. представления о соотношении социальной и личностной идентичности в современной западной психологии психологии [Текст] / В.И. Павленко // Вопросы психологии. - 2000. - №1. - С. 135 - 142.

.   Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты [Текст] / Д.Я. Райгородский. - Самара: Изд. Дом «БАХРАХ - М», 2006. - 672с.

.   Румянцева, Т.В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре [Текст]: учебное пособие / Т.В.Румянцева. - СПб.: Речь, 2006. - 176с.

.   Сидоренко, Е.В. Методы математической обработки в психологии [Текст] / Е.В. Сидоренко. - СПб.: ООО «Речь», 2001. - 350с., ил.

34.  Хекхаузен, Х. Психология мотивации достижения [Текст] / Х. Хекхаузен. - СПб.: Речь, 2001. - 240с.

.      Хекхаузен, Х. Мотивация и деятельность [Текст] / Х. Хекхаузен. - СПб.: Питер; М.: Смысл, 2003. - 860с.

.      Хьелл, Л. Теории личности [Текст] / Л. Хьелл, Д. Зиглер - СПб: Питер, 2000. - 607 с.

37. Цельмина, М.В. Психологические условия развития идентичности личности [Текст]: дис...канд. психол. наук/ М.В. Цельмина. - Новосибирск: [б.и.], 2003. - 24с.

38. Шендрик, И.Г. Кризис идентичности и образование в период взрослости [Текст] / И.Г Шендрик // Мир психологии. - 2004. - №4. -С. 98 - 106.

39. Шпаковская, И.А. Влияние мотивации достижения успеха и избежания неудач на поведение человека(женский аспект проблемы) [Текст] / И.А. Шпаковская. - М., 2007. - Режим доступа: <http://www.komanda.ru/shpakovskaja/007e.html>

40.  Эриксон, Э. Идентичность: юность и кризис [Текст] / Э. Эриксон; пер. с англ; общ. ред. А.В.Толстых. - М.: Прогресс, 1996. - 344с.

41. Якобсон, П.М. Психологические проблемы мотивации человека [Текст] / П.М. Якобсон. - М.: Просвещение, 1969. - 317с.

42. Marcus H.R. Culture and the Self: implications for cognition, emotion and motivation / H.R. Marcus, Sh. Kitayama // Psychological Review. - 1991. - V 98 (2). - P. 224 - 253.

.   Markus, H., Nurius, P. Possible Selves: The Interface between Motivation and the Self-Concept. In Yardley, K., Honess, T. (Eds). Self and Identity: Psychosocial Perspectives. Wiley, 1987. - Режим доступа: psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/markus.htm


Приложение 1

 

Таблица 1

Состояния (статусы) идентичности по Дж. Марсиа

Единицы идентичности После кризиса Кризис До кризиса
Сформировались Достигнутая идентичность _ Преждевременная идентичность
Не сформировались Диффузная идентичность Мораторий Диффузная идентичность

 


Приложение 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 156; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.212.99 (0.061 с.)