Исследование идентичности в когнитивно ориентированной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование идентичности в когнитивно ориентированной психологии



Идея о наличии двух аспектов идентичности - ориентированного на социальное окружение и на уникальность проявления человека - наиболее полно воплотилось в теории социальной идентичности Х. Тэджфела и Дж. Тэрнера [7], [8].

Идентичность, или «Я- концепция», представляется в данной теории как когнитивная система, выполняющая роль регуляции поведения в соответствующих условиях. Она включает две подсистемы: личностную идентичность и социальную идентичность, которые представляют собой два полюса одного биполярного континуума. Первое относится к самоопределению в терминах физических, интеллектуальных, нравственных черт. Вторая складывается из отдельных идентификации и определяется принадлежностью человека к различным социальным категориям [2], [4], [20].

Г. Брейкуэлл подчеркивает взаимосвязь между личностной и социальной идентичностями. С точки зрения реальной динамики личностная и социальная идентичности - не различные части или аспекты единой идентичности, а разные точки в процессе развития последней.

В содержании идентичности он выделяет следующие структурные компоненты:

) биологическое измерение - идентичность является продуктом взаимодействия биологического организма с социальным контекстом.

) содержательное измерение включает все характеристики, которыми индивид пользуется, чтобы описать себя, и которые описывают его как уникальную личность. Предполагается, что содержательное измерение непрерывно во времени и сводит воедино характеристики, относящиеся к личностной и социальной идентичности; оно расширяется по мере жизни человека.

Актуальность содержания идентичности и их структурная организация не статичны, они изменяются в соответствии с изменения социального контекста.

) ценностные измерения - каждый элемент содержательного измерения имеет свою оценку, позитивную или негативную, которая приписывается ему индивидам, исходя из социальных норм и ценностей. Ценности индивида находятся в состоянии изменения.

) временное измерение - развитие идентичности протекает в плане субъективного времени. Биографическое время определяется содержательным и ценностными параметрами измерения идентичности, влияя на их структурную организацию [4].

По Х. Тэджфелу, достижение идентичности возможно как по средством развития личностной идентичности, так и через формирование социальной идентичности. В целях приспособления к различным ситуациям Я - концепция регулирует поведение человека, делая более выраженные осознание либо социальной, либо личностной идентичности. Дж. Тэрнер развил идею биполярного континуума, введя понятие самокатегоризации - когнитивного группирования себя с некоторым классом идентичных объектов. Он выдели три уровня самокатегоризации:

). самокатегоризация себя как человеческого существа (человеческая идентичность);

). групповая самокатегоризация - социальная идентичность;

). личностная самокатегоризация - личностная идентичность [4], [18].

Г. Брейкуэлл подчеркивает социальное происхождение идентичности, причем она считает личностную идентичность вторичной по отношению к социальной. Во взаимодействии с социальным миром человек активно усваивает понятия, с помощью которых познает себя. Усвоенные им категории социальной идентичности и социальных ролей обеспечивают:

а) формирование содержательной структуры личностной идентичности (набора характеристик, используемых для самоописания);

б) оценку элементов содержательной структуры (моральные и социальные нормы, задаваемые референтной группой). Таким образом, личностная идентичность является продуктом социальной идентичности, но, будучи сформированной, начинает активно влиять на последнюю: эволюция идентичности человека - это процесс непрерывного диалектического взаимодействия личностной и социальной идентичности.

Структура идентичности развивается на протяжении всей жизни человека в соответствии с изменениями социального контекста.

Развитие идентичности осуществляется с помощью двух основных процессов:

) ассимиляции и аккомадации: происходит отбор новых компонентов в структуру идентичности, затем приспособление структуры к этим компонентам (переструктурирование);

) оценки - определения значения и ценности содержаний идентичностей, как новых, так и старых.

Взаимодействие этих процессов во времени приводят к формированию содержательного и ценностного измерения идентичности [4].

С позиции когнитивистского подхода идентичность формируется на основе представлений человека о мире, которые организуются в связанные между собой интерпретации - установки, стереотипы, ожидания и цели, которые выступают регуляторами поведения. Структура идентичности зависит от социального опыта индивида. Социальная и личностная идентичности находятся в диалектическом взаимодействии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.30.118 (0.006 с.)