Исследование идентичности в рамках символического интеракционизма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исследование идентичности в рамках символического интеракционизма



Исследования, проводящиеся в рамках этой парадигмы, исходят из концепции Я Дж. Мида. Под идентичностью, или Я, Дж. Мид понимал способность человека воспринимать свое поведение и жизнь в целом как связанное, единое целое.

Дж. Мид выделяет осознаваемую и неосознаваемую идентичность. Неосознанная идентичность базируется на неосознанно принятых нормах, привычках. Это принятый человеком комплекс ожиданий, поступающих от социальной группы, к которой он принадлежит. Осознаваемая идентичность возникает, когда человек начинает размышлять о себе, о своем поведении. Переход от неосознаваемой к осознаваемой идентичности возможен только при наличии рефлексии. При этом осознаваемая идентичность формируется при помощи категорий, выработанных в языке.

Дж. Мида выдвинул идею о наличии типов идентичности - социально заданной идентичности (аспект идентичности «me») и отражающей индивидуальное в человеке (аспект идентичности «I») [4].

Эта идея развивалась И. Гофманом, который выделяет три вида идентичности:

) социальная идентичность - типизация личности другими людьми на основе атрибутов социальной группы, к которой он принадлежит;

) личная идентичность - здесь речь идет об индивидуальных признаках человека: во-первых, сюда входят все уникальные признаки данного человека, во-вторых, уникальная комбинация фактов и дат истории его жизни;

) Я - идентичность - субъективное ощущение индивидуумом своей жизненной ситуации, своей непрерывности и своеобразия. [Там же].

Для анализа взаимодействия И. Гоффман вводит понятие знака. Знак - это любой признак человека, который используется им в ситуации взаимодействия для подчеркивания некоторых своих качеств, своего отличия от других. Для понимания процесса означивания вводится различение между актуальной и виртуальной социальной идентичностью. Актуальная социальная идентичность - типизация личности на основе атрибутов, которые легко доказуемы, очевидны. Виртуальная социальная идентичность - типизация личности на основе атрибутов, которые можно только предположить. Влияние человека на информацию о себе, идущую на социальное окружение, И. Гоффман называет «политикой идентичности». Для осуществления такого влияния используются различные техники (избегания, компенсации, «деидентификации»).

Представлениям И. Гоффмана близка модель «борьбы идентичностей» Р. Фогельсона. В данной модели выделяются четыре вида идентичности: 1) реальная идентичность - самоотчет индивида о себе, его самоописание «я сегодня»; 2) идеальная идентичность - позитивная идентичность, к которой стремится индивид; 3) негативная, «вызывающая страх» идентичность, которой индивид стремится избегать; 4) предъявляемая идентичность - набор образов, которые индивид транслирует другим людям с тем, чтобы повлиять на оценку ими своей идентичности. Человек стремится приблизить реальную идентичность к идеальной и максимизировать дистанцию между реальной и негативной идентичностью, манипулируя предъявляемой идентичностью в социальном взаимодействии с помощью «работы идентичности», процесса, аналогичного «политике идентичности» И. Гоффмана [4].

Дж. Мид делал акцент на социальной обусловленности идентичности, придавая исключительное значение символической коммуникации.

Развитие идентичности идет от неосознаваемой идентичности к осознаваемой. С одной стороны, общество определяет идентичность индивида, задавая нормы и законы ее существования; с другой стороны, индивид задает собственное окружение в смысле выбора целей, ценностей, потребностей [30].

Идеи Дж. Мида об осознаваемой идентичности систематизировал Л. Краппман, который выявил, что условием социальной ситуации, при которых идентичность остается сохранной является переработка противоречивой информации в соответствии с прежним накопленным опытом. Также он назвал ряд способностей, необходимых человеку для сохранения своей идентичности в ситуациях взаимодействия: способности к ролевому дистанцированию, к эмпатиии, толерантности к противоречиям, успешной презентации своей идентичности.

По Ю. Хабермасу, Я - идентичность образуется из совокупности личностной и социальной идентичности. Личностная идентичность обеспечивает связанность истории жизни человека. Социальная идентичность обеспечивает возможность выполнять различные требования ролевых систем, к которым принадлежит человек. Я - идентичность возникает в балансе между личностной и социальной идентичностью, установление и поддержание которого происходит с помощью техник взаимодействия. Во взаимодействии человек проясняет свою идентичность, стремясь соответствовать нормативным ожиданиям партнера. В тоже время человек стремится к выражению своей неповторимости [4].

Каганов Ю.А., проанализировав компоненты идентичности в символическом интеракционизме и на основе собственных исследований, выделил следующие разновидности идентичности: 1) самоидентичность - восприятие человеком собственной социальной позиции по отношению к другим; 2) публичная идентичность - точка зрения других на социальную позицию человека; 3) социальная идентичность - оценка того, как другие видят его позицию в социальном пространстве [22].

В рамках интеракционистского подхода выделяется два аспекта идентичности - ориентированный на индивидуальность личности и на социальное окружение; из совокупности социальной и личностной идентичности образуется Я-идентичность, При этом отмечается важное значение смысловой коммуникации и категорий языка в развитии идентичности.

Ряд идей относительно природы идентичности, зародившихся в рамках символического интеракционизма, получили развитее в исследованиях когнитивно ориентированных авторов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.199.212.254 (0.016 с.)