Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Исследование идентичности в рамках символического интеракционизма
Исследования, проводящиеся в рамках этой парадигмы, исходят из концепции Я Дж. Мида. Под идентичностью, или Я, Дж. Мид понимал способность человека воспринимать свое поведение и жизнь в целом как связанное, единое целое. Дж. Мид выделяет осознаваемую и неосознаваемую идентичность. Неосознанная идентичность базируется на неосознанно принятых нормах, привычках. Это принятый человеком комплекс ожиданий, поступающих от социальной группы, к которой он принадлежит. Осознаваемая идентичность возникает, когда человек начинает размышлять о себе, о своем поведении. Переход от неосознаваемой к осознаваемой идентичности возможен только при наличии рефлексии. При этом осознаваемая идентичность формируется при помощи категорий, выработанных в языке. Дж. Мида выдвинул идею о наличии типов идентичности - социально заданной идентичности (аспект идентичности «me») и отражающей индивидуальное в человеке (аспект идентичности «I») [4]. Эта идея развивалась И. Гофманом, который выделяет три вида идентичности: ) социальная идентичность - типизация личности другими людьми на основе атрибутов социальной группы, к которой он принадлежит; ) личная идентичность - здесь речь идет об индивидуальных признаках человека: во-первых, сюда входят все уникальные признаки данного человека, во-вторых, уникальная комбинация фактов и дат истории его жизни; ) Я - идентичность - субъективное ощущение индивидуумом своей жизненной ситуации, своей непрерывности и своеобразия. [Там же]. Для анализа взаимодействия И. Гоффман вводит понятие знака. Знак - это любой признак человека, который используется им в ситуации взаимодействия для подчеркивания некоторых своих качеств, своего отличия от других. Для понимания процесса означивания вводится различение между актуальной и виртуальной социальной идентичностью. Актуальная социальная идентичность - типизация личности на основе атрибутов, которые легко доказуемы, очевидны. Виртуальная социальная идентичность - типизация личности на основе атрибутов, которые можно только предположить. Влияние человека на информацию о себе, идущую на социальное окружение, И. Гоффман называет «политикой идентичности». Для осуществления такого влияния используются различные техники (избегания, компенсации, «деидентификации»).
Представлениям И. Гоффмана близка модель «борьбы идентичностей» Р. Фогельсона. В данной модели выделяются четыре вида идентичности: 1) реальная идентичность - самоотчет индивида о себе, его самоописание «я сегодня»; 2) идеальная идентичность - позитивная идентичность, к которой стремится индивид; 3) негативная, «вызывающая страх» идентичность, которой индивид стремится избегать; 4) предъявляемая идентичность - набор образов, которые индивид транслирует другим людям с тем, чтобы повлиять на оценку ими своей идентичности. Человек стремится приблизить реальную идентичность к идеальной и максимизировать дистанцию между реальной и негативной идентичностью, манипулируя предъявляемой идентичностью в социальном взаимодействии с помощью «работы идентичности», процесса, аналогичного «политике идентичности» И. Гоффмана [4]. Дж. Мид делал акцент на социальной обусловленности идентичности, придавая исключительное значение символической коммуникации. Развитие идентичности идет от неосознаваемой идентичности к осознаваемой. С одной стороны, общество определяет идентичность индивида, задавая нормы и законы ее существования; с другой стороны, индивид задает собственное окружение в смысле выбора целей, ценностей, потребностей [30]. Идеи Дж. Мида об осознаваемой идентичности систематизировал Л. Краппман, который выявил, что условием социальной ситуации, при которых идентичность остается сохранной является переработка противоречивой информации в соответствии с прежним накопленным опытом. Также он назвал ряд способностей, необходимых человеку для сохранения своей идентичности в ситуациях взаимодействия: способности к ролевому дистанцированию, к эмпатиии, толерантности к противоречиям, успешной презентации своей идентичности. По Ю. Хабермасу, Я - идентичность образуется из совокупности личностной и социальной идентичности. Личностная идентичность обеспечивает связанность истории жизни человека. Социальная идентичность обеспечивает возможность выполнять различные требования ролевых систем, к которым принадлежит человек. Я - идентичность возникает в балансе между личностной и социальной идентичностью, установление и поддержание которого происходит с помощью техник взаимодействия. Во взаимодействии человек проясняет свою идентичность, стремясь соответствовать нормативным ожиданиям партнера. В тоже время человек стремится к выражению своей неповторимости [4].
Каганов Ю.А., проанализировав компоненты идентичности в символическом интеракционизме и на основе собственных исследований, выделил следующие разновидности идентичности: 1) самоидентичность - восприятие человеком собственной социальной позиции по отношению к другим; 2) публичная идентичность - точка зрения других на социальную позицию человека; 3) социальная идентичность - оценка того, как другие видят его позицию в социальном пространстве [22]. В рамках интеракционистского подхода выделяется два аспекта идентичности - ориентированный на индивидуальность личности и на социальное окружение; из совокупности социальной и личностной идентичности образуется Я-идентичность, При этом отмечается важное значение смысловой коммуникации и категорий языка в развитии идентичности. Ряд идей относительно природы идентичности, зародившихся в рамках символического интеракционизма, получили развитее в исследованиях когнитивно ориентированных авторов.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.199.212.254 (0.016 с.) |