Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Временные аспекты Я-концепции и идентичности. Проспективная идентичность
Белинская Е.П. предлагает разводить проблему временных аспектов «Я»-концепции/идентичности и проблему психологического времени личности. Последняя также имеет давнюю традицию изучения в психологии, маркируясь как «временная перспектива личности» (К. Левин), «временной кругозор» (П. Фресс), «концепция времени личности в масштабах ее жизни» (А.А. Кроник), «временная перспектива» (К.А. Абульханова) и т.д. [1]. Безусловно, «осознание времени своего существования - важное дополнение к осознанию собственной идентичности» [3. С.196], и, реализуясь через осмысление человеком своего психологического времени во взаимосвязи с социальным временем, временем эпохи «порождает некоторую Концепцию Времени, свойственную каждой личности» [3. С. 197]. Проблема временных аспектов «Я»-концепции/идентичности задает несколько иной фокус анализа, когда центральным становится осознание человеком своей изменчивости. Тем самым акцент ставится на осознании возможности взаимосвязи разных «ипостасей» «Я», задавая итоговое представление о «себе-во-времени» [9]. Предположения о наличии в структуре «Я» определенных временных «модусов» являются традиционными для психологических исследований личности. Начиная с классических работ У. Джемса, в понятие «Я»-концепции закладывалось не только актуальное самопредставление, но и то, как сам индивид оценивает возможности своего развития в будущем. Идея субъективной «временной развертки» самопредставлений долгое время оставалась некоторой константой - при том, что разные авторы обращались к ней в различных контекстах. Во-первых, идея «времени Я-концепции» явно или неявно присутствовала и присутствует при анализе возможных факторов формирования представлений о себе - в зависимости от конкретных теоретических пристрастий исследователей менялись лишь акценты. Так, если основное внимание уделялось активности, субъектности человека в построении системы Я-представлений, то акцент ставился на соотношение реального и обращенного в будущее идеального Я как основа фактора формирования Я-концепии. Если же преобладала идея социальной обусловленности представлений человека о себе и, соответственно, формирование Я-концепции связывалось с интериоризацией социальных реакций, то акцент ставился на «идущие из прошлого» Я-образы - родительские идентификационные модели (в психоаналитических концепция), фиксированные в раннем детстве Эго-состояния (транзактный анализ), «значимых Других» (символический интеракционизм). Если же процесс формирования Я-концепции рассматривался через призму идентичности, то основное внимание уделялось представлениям человека о своем ближайшем социальном будущем - как, например, желание обретения позитивной социальной идентичности (в концепциях Г. Тэджфела и Дж. Тэрнера) [2], [9].
Во-вторых, многие исследователи обращались и обращаются к идее актуализации того или иного временного «модуса» Я-концепции при анализе мотивации. Отмечается роль «прошлых» и «будущих» образов Я как непосредственных мотивационных составляющих социального поведения человека. В-третьих, идея временной представленности Я-представлений, и особенно их согласованности, определенной связности, сегодня присутствует практически во всех психотерапевтических практиках, традиционно считаясь важным показателем психического здоровья. В-четвертых, ретроспективная и проспективная оценка своего «Я» оказалась заложена во многих методических средствах изучения «Я»-концепции и идентичности - от модификаций классического «Кто Я?» М. Куна до репертуарных решеток К. Келли и психосемантического подхода к диагностике личности [9], [25]. Развитие представлений о временных «модусах» «Я»-концепции во многом стимулировалось также динамикой представлений об идентичности. В целом наблюдался определенный «перенос» содержания от первой ко второй и сегодняшние исследования временных аспектов идентичности во многом унаследовали свою проблематику от более традиционных исследований «Я»-концепции. Во-первых, это касалось собственно структурных характеристик идентичности. Во многом по аналогии с «будущим Я» и под несомненным влиянием идеи существования множественных «возможных Я» в структуре идентичности стали выделять новые компоненты. И сегодня традиционная проблема «времени «Я»-концепции» в ее мотивационном значении все более реализуется через исследования так называемой проспективной идентичности - тех идентификационных характеристик личности, которые отнесены в будущее. Проспективная идентичность в общем понимается как образ «Я-в-будущем», включающий в себя будущую персональную и социальную идентичность субъекта. В сущности, это актуализация одного из «возможных Я», взятого в социальном окружении. При построении своего жизненного пути проспективная идентичность выступает как своего рода «Я-проекция», как иррациональная «картинка» самого себя в «интерьере» будущего.
Во-вторых, многие современные исследователи (Дж. Марсиа, В. Ватерман) при анализе становления персональной и социальной идентичности все чаще обращаются к их процессуальным характеристикам. При этом в целом постулируются два основных положения: во-первых, персональная и социальная идентичности развиваются в плане субъективного времени личности и, во-вторых, феноменологически проявляются через наблюдаемые паттерны «решения проблем», связанных с актуальным социальным выбором. В итоге в структуру социальной идентичности личности включаются как прошлые реализованные социальные самоопределения, так и прогнозируемые будущие социальные выборы, что также говорит о ее «потенциальности». Таким образом, идея наличия временных аспектов в идентичности все более связывается с идеей существования ее как некоторой до конца не осуществленной «возможности». Примером подобного подхода является интересный теоретический анализ временных аспектов социальной идентичности, данный в концепции М. Синниреллы [9]. Автор основывает свою позицию, исходя из теории социальной категоризации Тэджфела - Тэрнера и концепции «возможных Я» X. Маркус [2], [42]. Согласно Синнирелла, процесс построения человеком репертуара своих «возможных Я» неотделим от оценки той вероятности, с которой эти «возможности» будут реализовываться. При этом, как правило, человек исходит из оценки возможностей своей коммуникации, существующих у него образов своего ближайшего окружения. Возможная социальная идентичность определяется в данной концепции как совокупность индивидуальных и групповых представлений о возможных прошлых и будущих группах членства и существующих у индивида образов возможного прошлого и будущего «своей» (или «своих») групп. Подобная трактовка, включающая в себя одновременно как индивидуальные, так и групповые представления, достаточно нетрадиционна для большинства концепций социальной идентичности, для которых все же более характерно «приписывание» социальной идентичности отдельному индивиду - вслед за Эриксоном и Тэджфелом они, как правило, считают социальную идентичность результатом индивидуальной самокатегоризации в рамках существующих социальных групп. Итак, в целом содержание выдвигаемых Синниреллой гипотез касается взаимосвязи возможной социальной идентичности и «возможного Я» и может быть суммировано следующим образом. Желание реализовать то или иное «возможное Я» актуализирует у человека представления о возможных стратегиях достижения определенной социальной идентичности, и наоборот - представления о необходимости реализации той или иной возможной социальной идентичности могут изменить содержание «возможного Я». В итоге взятое в своей мотивирующей функции «возможное Я» влияет на большинство элементов достигнутой социальной идентичности, а возможная социальная идентичность - на содержание «Я»- реального.
Что касается динамики возможной социальной идентичности, то, опираясь на известное положение концепции Тэджфела - Тэрнера о стремлении человека к поддерживанию позитивной социальной идентичности, Синнирелла постулирует наличие желания поддерживать положительные образы прошлого и будущего ин-группы, сохраняя тем самым определенное содержание возможной социальной идентичности. Наконец, согласно Синнирелле, существование и «возможного Я», и возможной социальной идентичности культурально обусловлено: в индивидуалистических культурах максимально выражены «возможные Я», а в коллективистических возможные социальные идентичности [11].
Выводы по первой главе Подводя итог вышесказанному, можно видеть, что своего рода общей линией в развитии исследовательских подходов к анализу временных аспектов идентичности был все больший переход от представлений об их структурно-функциональной определенности к идеям их динамической изменчивости и неопределенности. В итоге «Я-во-времени» оказалось связано, с одной стороны, с рефлексией своей нереализованности/потенциальной осуществимости («возможное Я»), а с другой - с множественной идентичностью [8]. Если согласиться с тем, что в современном мире человек обладает реальной социальной мобильностью и множеством альтернатив в выборе модели мира и себя, то получается, что «Я» из структуры превращается в процесс и приобретает текучесть и подвижность, обусловленные разнообразием впечатлении о постоянно меняющемся социальном мире, и в итоге образы себя и мира становятся вероятностными. Тогда проспективная идентичность, постоянно меняющаяся, являет собой результат постоянной режиссуры своего будущего, производимый человеком в своем сознании [8], [26]. Таким образом, концепт «проспективная идентичность» вводится в научный аппарат для исследования проблематики выстраивания человеком себя во времени как некой до конца не осуществленной возможности в условиях многообразной и постоянно меняющейся социокультурной действительности. Проспективная идентичность понимается как один из возможных образов «Я-в-будущем» в социальном окружении. 2. Психологические подходы к изучению мотивации достижения
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 450; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.204.65.189 (0.068 с.) |