Сравнительный анализ результатов исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сравнительный анализ результатов исследования



 

В конце экспериментальной работы повторили методики, использованные на контрольном этапе экспериментальной работы.

По результатам исследования по методике Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной получили следующие данные.


Таблица 6 Развитие умения принимать роль у детей ЭГ

Фамилия, имя ребенка Развитие умения принимать роль соответствует возрасту Развитие умения принимать роль соответствует возрасту
1.Артур +  
2.Регина +  
3. Денис   +
4.Айзиля +  
5. Костя +  
6. Эдик +  
7. Марат +  
8. Аделя +  
9. Юля +  
10 Вика +  

 

Таким образом, из таблицы 6 видно, что у 90% детей развитие умения принимать роль соответствует возрасту, в то же время у 10% детей этот показатель возрасту не соответствует. Следует отметить, что данный ребенок очень часто пропускает детский сад из-за болезней.

В таблице 7 приводятся показатели детей контрольной группы.

 

Таблица 7 Развитие умения принимать роль у детей КГ

Фамилия, имя ребенкаРазвитие умения принимать роль соответствует возрастуРазвитие умения принимать роль соответствует возрасту    
1.Ксюша +  
2. Олег +  
3. Антон +  
4. Ринат   +
5. Элина +  
6.Айгуль   +
7. Артем +  
8. Алеша +  
9. Настя +  
10. Даша +  

 


Таким образом, из таблицы 7 видно, что у 90% детей развитие умения принимать роль соответствует возрасту, в то же время у 20% детей этот показатель возрасту не соответствует.

Дети обозначают выполняемую роль словом. Это чаще всего бывает до игры. Для взаимодействия с партнером по игре дети используют ролевую речь, предметные действия, мимику и пантомимику. Ролевой диалог, как правило, строится из отдельных реплик, фраз и направлен к реальному партнеру, гораздо реже к игрушке. Дети пытаются передать характерные особенности персонажа, используя при этом мимику, пантомимику, характерные данному персонажу реплики, действия. Дети чаще при распределении ролей обращаются к воспитателю. У каждого ребенка есть свои любимые роли, которые он выполняет с удовольствием.

Дети, как правило, иногда играют в одиночестве или вдвоем. Иногда численность игрового объединения достигает 4 - 5 человек, однако в любую минуту оно может развалиться. Характер взаимоотношений детей бывает разный: чаще всего дружелюбный, конструктивный, однако, иногда возникают конфликты.

Кроме этого повторно провели игру «Кто в домике живет?». Детям задавались те же вопросы, что и на констатирующем этапе экспериментальной работы.

По результатам проведенного исследования составили таблицы:

 

Таблица 8 Результаты, полученные в ходе игры «Кто в домике живет?» с детьми ЭГ

Фамилия, имя ребенка Не принимает на себя роль Принимает на себя роль, но не взаимодействует Принимает на себя роль и развивает сюжет игры
1.Артур     +
2.Регина     +
3. Денис   +  
4.Айзиля     +
5. Костя   +  
6. Эдик   +  
7. Марат     +
8. Аделя     +
9. Юля     +
10 Вика     +

 

Из таблицы 8 видно, что 30% детей только принимают на себя роль, но не взаимодействуют в игре и 70% опрошенных не только принимают на себя роль, но и пытаются развить сюжет игры.

 

Таблица 9 Результаты, полученные в ходе игры «Кто в домике живет?» с детьми КГ

Фамилия, имя ребенкаНе принимает на себя рольПринимает на себя роль, но не взаимодействуетПринимает на себя роль и развивает сюжет игры      
1.Ксюша     +
2. Олег   +  
3. Антон   +  
4. Ринат   +  
5. Элина +    
6.Айгуль +    
7. Артем     +
8. Алеша     +
9. Настя     +
10. Даша     +

 

Из таблицы 9 видно, что 20% детей не умеют принимать на себя роль, 30% - только принимают на себя роль, но не взаимодействуют и 50% опрошенных не только принимают на себя роль, но и пытаются развить сюжет игры.

Таким образом, в результате проведенного исследования установлено, что в младшем дошкольном возрасте дети учатся не только принимать на себя роль, но и начинают развивать сюжет игры. А способствует этому проводимая воспитателями работа по обогащению ролевого опыта.


Заключение

 

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развернутую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Сюжетно-ролевая игра является как раз той деятельностью, которая создает оптимальные условия для развития важнейших сфер психической жизни, потому она и является наиболее эффективным средством формирования и волевого, и произвольного поведения в дошкольном возрасте.

Целью нашей работы было изучить особенности принятия роли детьми младшего дошкольного возраста. Нами установлено, что уровень принятия роли в игре детьми младшего дошкольного возраста соответствует возрасту детей. Об этом говорит то, что замыслы игр более устойчивые, но не статичные, а развивающиеся. Появляются попытки длительной перспективы игры.

Значительное место в их играх занимают эпизоды из сказок, общественных явлений. Речь занимает все большее место в реализации роли. У детей насчитывается 5 - 6 ролей в играх, причем 2 - 3 их них любимые. Игровое действие часто заменяется словом. Дети широко пользуются предметами-заместителями, природным и подсобным материалом, игрушками. По ходу игры они подбирают или заменяют необходимые предметы. Цель исследования была достигнута. Теоретически обоснованы и экспериментально выявлены особенности принятия роли детьми младшего дошкольного возраста.

Гипотеза о том, создание специальных условий при организации сюжетно-ролевой игры эффективно влияет на принятие роли детьми младшего дошкольного возраста. Мы и впредь будем заниматься этой проблемой, пополнять имеющиеся материалы и делиться полученными знаниями с коллегами и родителями.

 

 


Список используемой литературы

 

1. Аникеева, Н.П. Воспитание игрой. - М.: Просвещение, 1987. - С.21.

. Бондаренко, А.К. Воспитание детей в игре / А.К. Бондаренко, А.И. Матусик. - М., 1979. 3. Бондаренко, Е.А. О психическом развитии ребенка / Е.А. Бондаренко. Минск, 1974.

. Выготский, Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка / Л.С. Выготский // Вопросы психологии. - 1996. - № 6. - С. 23-25.

. Воспитание детей в игре / Под ред. Д.В.Менджерицкой. М.: Просвещение, 1987.

. Венгер, Л.А. Психология / Л.А. Венгер, В.С. Мухина. - М., 1988. - С.78.

. Дошкольная педагогика. Под ред. В.И.Логиновой, П.К. Саморуковой. - М., 1988.

. Доронова, Т.Н. Игра в дошкольном возрасте / Т.Н. Доронова. - М., 2002. - С.31.

. Жуковская, Р.И. Игра и ее педагогическое значение / Р.И. Жуковская. - М., 1975.

. Запорожец А.В. Некоторые психологические проблемы детской игры /А.В. Запорожец //Дошкольное воспитание. - 1965. - № 10. - С. 15-18.

. Запорожец, А.В. Эмоциональное развитие дошкольников / А.В. Запорожец, Я.З. Неверович. - М., 1985.

. Крупская, Н.К. Роль игры в детском саду. //Пед.соч. М.: 1980 - Т. 6

. Козлова, С.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - М.: Академия, 2001. - С.191.

. Михайленко, Н.Я., Короткова, Н.А. Организация сюжетной игры в детском саду / Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова. - М., 2002.

. Мухина, В.С. Психология дошкольника / В.С. Мухина.- М.: Просвещение, 1976.

. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях / Под ред. М.А. Васильевой. - М., 1986.

. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн.- СПб.: Питер, 2003 18. Урунтаева, Г.А. Дошкольная психология / Г.А. Урунтаева. М.: Академия, 1996.

. Урунтаева, Г.А., Афонькина, Ю.А. Практикум по дошкольной психологии / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Академия, 1998.

. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей / М., 1976. - С.82

. Эльконин, Д.Б. Психология игры / Д.Б. Эльконин. - М.: Владос, 1999.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 95; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.139.122 (0.018 с.)