Проведение экспериментального исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Проведение экспериментального исследования



 

Экспериментальное исследование проводилось с целью изучения особенностей принятия роли детей младшего дошкольного возраста.

Исследование проводилось на базе МБДОУ № 49 города Нижнекамска с февраля по апрель 2011 года. В нем приняло участие 20 детей младшего дошкольного возраста, условно разделенные на экспериментальную и контрольную группы.

Эксперимент проводился на основании методики «Изучение особенностей сюжетно-ролевой игры» из книги «Практикум по дошкольной психологии» Г.А. Урунтаевой и Ю.А. Афонькиной. Но так как методика позволяет исследовать особенности сюжетно-ролевой игры в разных аспектах, мы выбрали исследование, касающееся выполнения роли и взаимодействия детей в игре.

Были выбраны критерии, по которым оценивались умения детей принимать на себя роль:

Обозначает ли выполняемую роль словом и когда (до игры или во время игры).

Какие средства использует для взаимодействия с партнером по игре (ролевая речь, предметные действия, мимика и пантомитмика).

Каковы отличительные особенности ролевого диалога (степень развернутости: отдельные реплики, фразы, длительность ролевого диалога, направленность к игрушке, реальному или воображаемому партнеру).

Передает и каким образом характерные особенности персонажа.

Как участвует в распределении ролей. Кто руководит распределением ролей. Какие роли чаще исполняет: главные или второстепенные. Как

относится к необходимости выполнять второстепенные роли.

Что предпочитает ребенок: играть один или входить в игровое объединение. Дать характеристику этого объединения: численность, устойчивость и характер взаимоотношений;

Есть ли у ребенка любимые роли и сколько он может выполнять ролей в разных играх. ролевой игра дошкольный возраст

Критерии оценки:

Развитие умения принимать роль соответствует возрасту:

Бытовые сюжеты преобладают, но они уже менее статичны. Чаще дети используют в играх эпизоды из хорошо знакомых сказок.

Ребенок берет на себя роль, но пока еще редко называет себя соответственно этой роли. Дети с интересом воспроизводят ролевые действия, эмоционально передают ролевое поведение. Сначала игра сопровождается отдельными ролевыми репликами, постепенно развивается ролевой диалог, в том числе и с воображаемым собеседником. Дети тяготеют к совместным играм со сверстниками. Они активно включаются в игры других детей. Сначала их объединения носят кратковременный характер, затем они становятся более длительными.

Развитие умения принимать роль не соответствует возрасту:

Сюжеты по преимуществу бытовые. Они немногочисленны, однообразны, неустойчивы. Дети начинают объединять в игре 2 - 3 хорошо знакомых события, иногда включают в игру эпизоды из сказок.

Ребенок только начинает обозначать роль словом. С переходом к обобщенным игровым действиям появляется основание для содержательного ролевого общения. Дети часто разговаривают с игрушками как с партнерами по игре. Постепенно роль партнера переносится на сверстников, которые понимают смысл воображаемых действий, значение предметов-заместителей. Дети переходят к играм вдвоем, а затем к групповым играм.

Кроме этого провели игру «Кто в домике живет?» С этой целью приготовили домик и игрушку - зайчика. Детям задавали следующие вопросы:

Хочешь поиграть?

Как ты думаешь, кто в этом домике живет?

Так кто же живет в домике?

А ты хочешь зайти в гости к зайке?

Зайка спрашивает: Кто там?

А ты кто?

Зайка спрашивает: кто там? Давай ответим зайке.

По результатам исследования по методике Г.А. Урунтаевой, Ю.А. Афонькиной получили следующие данные.

 

Таблица 1 Развитие умения принимать роль у детей ЭГ

Фамилия, имя ребенка Развитие умения принимать роль соответствует возрасту Развитие умения принимать роль не соответствует возрасту
1.Артур +  
2.Регина +  
3. Денис   +
4.Айзиля +  
5. Костя   +
6. Эдик   +
7. Марат +  
8. Аделя +  
9. Юля   +
10 Вика +  

 

Таким образом, из таблицы 1 видно, что у 60% детей развитие умения принимать роль соответствует возрасту, в то же время у 40% детей этот показатель возрасту не соответствует.

В таблице 2 приводятся показатели детей контрольной группы.

 

Таблица 2 Развитие умения принимать роль у детей КГ

Фамилия, имя ребенкаРазвитие умения принимать роль соответствует возрастуРазвитие умения принимать роль не соответствует возрасту    
1.Ксюша +  
2. Олег +  
3. Антон +  
4. Ринат   +
5. Элина   +
6.Айгуль   +
7. Артем +  
8. Алеша +  
9. Настя +  
10. Даша +  

 

Таким образом, из таблицы 2 видно, что у 70% детей развитие умения принимать роль соответствует возрасту, в то же время у 30% детей этот показатель возрасту не соответствует.

Кроме этого по результатам игры «Кто в домике живет?» установили следующее. Одни дети только вели диалог с воспитателем и не вступали в ролевые отношения. Другие дети вступали в диалог с зайчиком, но на его вопрос: «Кто ты?» - отвечали: «Даша» или «Артем».

Третьи дети брали на себя определенную роль: кто-то был мишкой, другим зайчиком, лисичкой, белочкой. Причем они не только брали на себя роль, но и развивали сюжет: предлагали «побегать с зайчиком», «поиграть с ним», «подружиться», «потанцевать», «покормить его», «угостить морковкой» и т.д.

По результатам проведенного исследования составили таблицы:

 

Таблица 3 Результаты, полученные в ходе игры «Кто в домике живет?» с детьми ЭГ

Фамилия, имя ребенка Не принимает на себя роль Принимает на себя роль, но не взаимодействует Принимает на себя роль и развивает сюжет игры
1.Артур   +  
2.Регина     +
3. Денис +    
4.Айзиля   +  
5. Костя +    
6. Эдик +    
7. Марат     +
8. Аделя     +
9. Юля   +  
10 Вика     +

 

Из таблицы 3 видно, что 30% детей не умеют принимать на себя роль, 30% - только принимают на себя роль, но не взаимодействуют и 40% опрошенных не только принимают на себя роль, но и пытаются развить сюжет игры.

 

Таблица 4 Результаты, полученные в ходе игры «Кто в домике живет?» с детьми КГ

Фамилия, имя ребенкаНе принимает на себя рольПринимает на себя роль, но не взаимодействуетПринимает на себя роль и развивает сюжет игры      
1.Ксюша     +
2. Олег   +  
3. Антон   +  
4. Ринат +    
5. Элина +    
6.Айгуль +    
7. Артем     +
8. Алеша     +
9. Настя     +
10. Даша     +

 

Из таблицы 4 видно, что 30% детей не умеют принимать на себя роль, 20% - только принимают на себя роль, но не взаимодействуют и 50% опрошенных не только принимают на себя роль, но и пытаются развить сюжет игры.

Таким образом, изучив особенности принятия роли детьми экспериментальной и контрольной групп, отмечаем, что показатели детей контрольной группы несколько выше, поэтому принимаем решение, провести с детьми экспериментальной группы работу по обучению принятию роли в игре.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.39.55 (0.009 с.)