Правовые основы индустрии туризма в Российской Федерации и иностранных государствах 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые основы индустрии туризма в Российской Федерации и иностранных государствах



 

Индустрия гостеприимства как вид деятельности представляет собой процесс оказания услуг и организацию размещения, проживания в специализированных предприятиях. Экспертами UNWTO была разработана и принята "Стандартная классификация средств размещения", согласно которой все средства размещения подразделяются на две категории - индивидуальные средства размещения и гостиницы и аналогичные средства размещения, в том числе специализированные заведения, коллективные заведения. Коллективным средством размещения считается, согласно международному документу, объект, предоставляющий туристам размещение в помещении, однако общее количество номеров в таком заведении превышает минимум, установленный в каждом государстве самостоятельно. Все помещения, используемые для размещения гостей должны находиться в подчинении руководства предприятия, а также должны быть разделены по группам и категориям в соответствии с оказываемыми услугами и существующим оборудованием.

Гостиницей именуется предприятие, состоящее из помещений для размещения туристов и гостей (номеров), общее число таких помещений превышает установленный в каждом государстве необходимый минимум; гостиницей управляет администрация; на предприятии гостям предлагается ряд услуг; гостиничные предприятия классифицированы и разделены на категории, в соответствии с ассортиментом оказываемых услуг; гостиницы могут находиться в независимом управлении, а также входить в гостиничные объединения (цепи). Аналогичные заведения представлены пансионатами, туристскими общежитиями, меблированными комнатами, и иными средствами размещения, предоставляющими услуги размещения. Специализированные предприятия также оказывают услуги по размещению туристов, а также предлагают, в зависимости от специализации предприятия, ряд других услуг - проведение конференций и семинаров, или специализированное лечение. К прочим коллективным средствам размещения относятся средства размещения, предоставляющие ограниченный ассортимент гостиничных услуг - уборка помещений является заботой туриста или гостя, такие предприятия могут быть представлены комплексами домов, бунгало, домами на колесах.

К группе "Гостиницы и аналогичные предприятия" в документе отнесены гостиницы, мотели, клубы, гостиницы квартирного типа, пляжные, придорожные гостиницы, пансионаты, меблированные комнаты, а также туристские общежития. Группа "Специализированные предприятия" представлена санаториями, лагерями отдыха, труда, размещением в средствах транспорта (поезда, водные судна), конгресс-центрах. К группе "Прочие коллективные средства размещения" отнесены, как указывалось выше, бунгало, комплексы домов, специализированные площадки для установки палаток и автоприцепов (кемпинги) и т.д.

Индивидуальные средства размещения подразумевают владение собственным жилищем - квартиры, особняки усадьбы, виллы, а также аренду помещений - комнаты или объекты недвижимости, арендуемые у частных лиц или агентств, также к индивидуальным средствам размещения относится размещение у родственников или близких.

В каждом государстве процесс определения принадлежности к средствам размещения определен законодательством, также как и виды средства размещения. Для обозначения категории гостиничного предприятия в каждом государстве существуют различные системы классификации, основанные на присвоении каждой категории гостиниц, классу, определенного символа (системы звезд, корон, буквенные классификации). Существовали попытки разработки единых требований к процессу классификации, единой системы для всех государств, однако на данный момент не существует единой системы классификации, применимой в каждой стране. В связи с этим в 1989 году Секретариатом UNWTO были разработаны Рекомендации по межрегиональной гармонизации критериев гостиничной классификации. В документе указаны требования к зданию, помещениям, номерам, оборудованию, мебели, водоснабжению, электроснабжению, отоплению, указаны нормы санитарии, безопасности, а также представлены требования к качеству гостиничных услуг и квалификации и профессиональности персонала.

Нормативно-правовое регулирование отношений между туристом и гостиничным предприятием основано на положениях из Конституции Российской Федерации, согласно которой на территории России гарантируется единое экономическое пространство, а также свободное перемещение товаров и услуг, а также в Конституции указаны права и свободы человека и гражданина, важные для туристской отрасли и индустрии гостеприимства - право на свободное передвижение, право на выбор местопребывания и жительства, а также право на отдых.

В Гражданском Кодексе Российской Федерации услуги были отделены в самостоятельный объект, а в главе 39 ГК РФ указаны принципы и основы регулирования договорных отношений по по оказанию услуг "Возмездное оказание услуг" (Гражданский Кодекс Российской Федерации (ГК РФ). Часть II. (принят Государственной Думой 22 декабря 1995 г., введен в действие 1 марта 1996 г.).

Одним из важных источников правового регулирования существования гостиничных предприятий является Федеральный Закон от 24 ноября 1996 года №132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в РФ". В законе указано несколько целей государственного регулирования туристской деятельности, однако отношения в сфере гостиничного бизнеса являются также важными, одна из целей государственного регулирования - развитие сектора гостиничной отрасли, услуги по размещению туристов являются важной составляющей туристского продукта.

Помимо указанных выше нормативно-правовых актов, важное место в правовом регулировании гостиничного бизнеса играет Закон РФ от 7 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей", регламентирующий отношения между потребителем и исполнителем услуг, определяющий права потребителей, в том числе права по приобретению услуг надлежащего качества, безопасных для здоровья, на получение достоверной информации об услугах, о предприятии, их оказывающих, а также права на защиту государства и общества.

Законодательные акты об инвестиционной деятельности (Федеральный Закон от 9 июля 1999 года №160-ФЗ "Об иностранных инвестициях", Закон РСФСР от 26 июля 1991 года №1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", а также Федеральный Закон от 25 февраля 1999 года № 39-ФЗ "Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений") выделяют гарантии прав инвесторов на вложение инвестиций и получение доходов и прибыли и условия ведения предпринимательской деятельности в гостиничной индустрии России.

Принятый 27 декабря 2002 года Федеральный Закон № 184-ФЗ "О техническом регулировании" используется для оценки качества услуг, а также контролирует и вводит определенный регламент на отношения, которые возникают при разработке, принятии, применении и последующем исполнении требований по оказанию услуг.

В национальном стандарте Российской Федерации ГОСТ Р 51185-2008 "Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования" даны определения понятиям "средство размещения", "гостиница", и другим, установлены различные виды средств размещения и помещений (номеров). В данном ГОСТ находятся общие требования рекомендательного характера.

Источником правового регулирования отношений по оказанию гостиничных услуг являются "Правила предоставления гостиничных услуг", которые были приняты Правительством (постановлением) 25 апреля 1997 года, однако последние изменения были внесены в Правила 13 марта 2013 года. В документе указываются определение понятия "гостиница", а также установлено, кем могут являться стороны договора об оказании гостиничных услуг. Помимо этого, в документе определены права и обязанности, ответственность сторон по договору. Согласно правилам, потребителем именуется гражданин, имеющий намерение заказать услуги, или заказавший и использующий услуги только для личных, семейных нужд, не связанных с получением прибыли. Отношения между исполнителями и потребителями услуг регулирует Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей" (Федеральный закон "О защите прав потребителей" от 7 февраля 1992 года № 2300-I (в ред. от 28.07.2012.). Действие документа не распространяется на юридических лиц, предпринимателей, использующих, приобретающих или заказывающих, имеющих намерение приобрести услугу для получения прибыли. Правилами предусмотрены порядок доведения информации до потребителей (об исполнителе, об услугах, о сертификации услуг, о порядке оформления услуги размещения и оплаты услуг, о порядке заключения договора на бронирование мест в гостинице и последствиях при невыполнении условий указанного договора, и т.д.), порядок предоставления услуг (перечень услуг, ответственность исполнителя за сохранность имущества потребителя), возможностей потребителя при обнаружении недостатков при оказании услуги исполнителем (требование устранения недостатков, указанного уменьшения цены на услуги, расторжения договора, и т.д.). Также в Правилах указаны возможности отказа от исполнения договора потребителем, ответственность исполнителя за вред, который был причинен потребителю, компенсации за моральный вред, возмещение потребителем ущерба исполнителю в случаях повреждения имущества гостиничного предприятия.

Одним из основных Федеральных органов исполнительной власти в сфере туризма является Федеральное агентство по туризму (Ростуризм). Ростуризм находится в ведении Министерства культуры Российской Федерации. Касательно сферы гостиничной индустрии Ростуризм выполняет следующие работы: анализирует и прогнозирует развитие данной сферы, разрабатывает и вносит в Правительство РФ проекты законов и нормативных правовых актов, а также принимает нормативные акты по регулированию деятельности гостиничных предприятий. Другой орган государственного регулирования - Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, а также подведомственный данному агентству технический комитет по стандартизации. Комитет занимается деятельностью по совершенствованию системы стандартизации в области гостиничной индустрии, разрабатывает национальные стандарты в области гостиничного бизнеса. Государственное регулирование гостиничной индустрии на территории субъектов Российской Федерации находится в ведении органов исполнительной власти субъектов.

При государственном регулировании деятельности гостиничных предприятий важную роль играют такие процессы как лицензирование, стандартизация и сертификация. Согласно Федеральному Закону от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", деятельность гостиничных предприятий не подлежит лицензированию.

Государственное регулирование деятельности по оказанию услуг исполнителем потребителю осуществляется путем использования механизмов стандартизации и сертификации. В качестве национального стандарта используется ГОСТ Р 51185-2008 "Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования", где требования подразделены на группы требований: общие требования - освещение, водоснабжение, вентиляция, благоустроенность территории, и т.д., требования к номерам в гостинице - площадь, мебель, оборудование, и т.д., требования к персоналу - квалификация, опыт, знания и т.д. Применение ГОСТ является на данный момент добровольным.

Помимо этого, в Российской Федерации существует добровольная система классификации гостиничных услуг, основанная на классификации гостиничных предприятий по системе накопления "звезд" (Приказ Федерального агентства по туризму от 21 июля 2005 года № 86 "Об утверждении системы классификации гостиниц и других средств размещения"). По итогам прохождения процесса классификации гостиничному предприятию присваивается определенная категория, обозначенная звездами, соответственно низшая категория представлена одной звездой, а высшая - пятью звездами. Процесс осуществления сертификации возможен на основе договора, заключаемого между гостиничным предприятием и органом по добровольной сертификации. Для прохождения процесса предприятию необходимо подготовить и оформить заявку, приложить к заявке анкету-опросник. При получении вышеперечисленных документов орган по сертификации создает комиссию, осуществляющую процедуру оценки соответствия гостиницы категории. По итогам выписываются протоколы с оценкой, указанной в баллах, затем составляется акт, к которому прилагаются протоколы. Затем происходит процесс аттестации гостиничного предприятия. Один экземпляр акта направляется в Центральный орган сертификации, для передачи в Аттестационную комиссию с целью принятия решения. При положительном решении сертификат с приложениями подписывается председателем Аттестационной комиссии и высылается в центральный орган сертификации для регистрации в реестре. Срок действия сертификата - 5 лет. В течении срока действия сертификата проводится инспекционный контроль.

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 178; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.213.209 (0.004 с.)