Основные направления денежно-кредитной политики республики Беларусь на 2011 год 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные направления денежно-кредитной политики республики Беларусь на 2011 год



 

Денежно-кредитная политика Республики Беларусь в 2011 году направлена на формирование условий стабильного экономического развития Республики Беларусь, выполнение показателей социально-экономического развития страны, повышение благосостояния населения, прежде всего путем защиты и обеспечения устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности, и курса по отношению к иностранным валютам, развития и поддержания устойчивости банковской системы, повышения надежности и безопасности функционирования платежной системы.

Социально-экономическое развитие страны в 2011 году в значительной мере будет определяться динамикой воздействия внешнеэкономических условий и предпринимаемыми мерами по структурным преобразованиям и модернизации экономики на основе ее перехода на инновационный путь развития.

В соответствии с важнейшими параметрами прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 год рост реального валового внутреннего продукта (далее - ВВП) составит 109 - 110 процентов, реальных располагаемых денежных доходов населения - 108 - 109,5 процента, инвестиций в основной капитал - 116 - 117 процентов. Рост индекса потребительских цен составит 107,5 - 108,5 процента. Рост экспорта сложится на уровне 116 - 116,4 процента, отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами составит 8,9 - 9 процентов к ВВП. Основными источниками обеспечения положительного сальдо платежного баланса на уровне не менее 1,2 млрд. долларов США в 2011 году станут прямые иностранные инвестиции в экономику на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) в объеме 6,4 млрд. долларов США. [17]

В 2011 году денежно-кредитная политика будет направлена на формирование условий для сбалансированного экономического развития Республики Беларусь.

Приоритетная цель денежно-кредитной политики - обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам, как важного фактора поддержания стабильного роста экономики.

В 2011 году сохранится режим привязки обменного курса белорусского рубля к стоимости корзины иностранных валют в рамках коридора плюс/минус 8 процентов от центрального значения, равного стоимости корзины, сложившейся к началу 2011 года.

Применение и развитие инструментов денежно-кредитной политики будет направлено на достижение приоритетной цели монетарной политики.

Процентная политика будет ориентирована на обеспечение стабильного функционирования финансовой системы путем поддержания процентных ставок в реальном выражении на положительном уровне, обеспечивающем сохранность и привлекательность вкладов в национальной валюте и доступность банковского кредита для нефинансового сектора экономики.

Операциями на денежном рынке Национальный банк обеспечит движение ставки межбанковского рынка в указанном коридоре, приближая ее к ставке рефинансирования и одновременно способствуя сглаживанию ее ежедневных колебаний. При этом ставка рефинансирования будет задавать минимальный уровень процентных ставок по аукционным операциям поддержки текущей ликвидности и максимальный уровень по аукционным операциям изъятия ликвидности банков.

Предоставление ликвидности в целом будет осуществляться как посредством кредитов Национального банка, так и в равной мере за счет операций по покупке иностранной валюты.[17]

Дальнейшее совершенствование системы регулирования ликвидности на рыночных принципах позволит повысить эффективность процентной политики и снизить процентные риски для банковской системы.

В 2011 году параметры денежно-кредитных показателей будут складываться с учетом спроса экономики на деньги и платежеспособности заемщиков под воздействием производственной, инвестиционной и финансовой деятельности субъектов хозяйствования, а также изменения динамики денежных доходов, расходов и сбережений физических лиц.

Улучшение сбалансированности внешнего сектора и состояния платежного баланса станет основой для дальнейшего наращивания международных резервных активов Республики Беларусь.

Приоритетными направлениями развития банковского сектора Беларуси станут обеспечение его устойчивости и повышение финансового потенциала, рост конкурентоспособности за счет внедрения более эффективных систем и методов управления, новых банковских технологий, а также поддержания размера капитала на уровне, обеспечивающем адекватное покрытие рисков.

Развитие банковского сектора в 2011 году будет проходить в условиях дальнейшего качественного улучшения структуры финансового сектора, связанного с изменением системы финансирования проектов, включенных в государственные программы.

Развитие национальной платежной системы будет направлено на дальнейшее повышение ее эффективности, надежности и безопасности. В 2011 году решение данных задач будет основываться на совершенствовании нормативной правовой базы, ценовой политики, организационной и программно-технической инфраструктуры платежной системы, внедрении новейших информационных технологий и банковских услуг, развитии системы безналичных расчетов на основе электронных платежных инструментов с увеличением доли безналичных расчетов в розничном платежном обороте, совершенствовании систем стандартизации и сертификации, надзора за платежной системой.

В 2011 году будет продолжена реализация мероприятий по интеграции банковских систем Республики Беларусь с государствами таможенного союза, Евразийского экономического сообщества, а также другими государствами - участниками Содружества Независимых Государств.[18]

В 2011 году денежно-кредитная политика будет содействовать сохранению финансовой стабильности, снижению внешних дисбалансов и формированию на этой основе устойчивого экономического роста.

Реализация намеченных целей и задач монетарной политики, адекватных развитию экономики, обеспечит значимую поддержку проводимой Правительством Республики Беларусь экономической политики.

 


 

3.3 Анализ проведения денежно-кредитной политики в Беларуси в условиях экономического кризиса

 

В настоящее время наша страна переживает тяжелый экономический кризис. В связи с этим многие положения планируемой денежно-кредитной политики не осуществились. В целях стабилизации ситуации на валютном рынке и строгого выполнения соглашения с Антикризисным фондом ЕврАзЭС Национальный банк Республики Беларусь принимает все необходимые меры по ужесточению денежно-кредитной политики.

С 1 июня 2011 г. Национальным банком полностью прекращено эмиссионное кредитование государственных программ. В настоящее время рефинансирование банков осуществляется только через стандартные операции регулирования ликвидности (на рыночных условиях и на короткие сроки).

При этом по мере повышения ставки рефинансирования и ставок по инструментам регулирования ликвидности банков стоимость рефинансирования для банков постоянно увеличивается.

Ставка рефинансирования Национального банка с начала 2011 года повышена на 16,5 процентного пункта до 30 процентов годовых (планируемая ставка рефинансирования составляла 8%-10%). Ставки по постоянно доступным операциям поддержки ликвидности увеличены на 21 процентный пункт до 37 процентов годовых.

Проследим динамику основных показателей, характерных для денежно-кредитной политики.

Для начала представим динамику за 2011 год такого показателя, как базовая ставка рефинансирования.

 


 

Таблица 3.1 - Размер базовой ставки рефинансирования, %

Дата %
14.09.2011 30
01.09.2011 27
17.08.2011 22
13.07.2011 20
22.06.2011 18
01.06.2011 16
18.05.2011 14
20.04.2011 13
16.03.2011 12

 

Мы видим, что по сравнению с мартом 2011 года, данный показатель возрос в 2,5 раза, что связано с тяжелой экономической ситуацией. Это стало дополнительной мерой по поддержанию положительного значения реальных ставок денежного рынка и стимулированию притока сбережений в банки. Кроме того, девальвация белорусского рубля так же оказывает влияние на многие экономические показатели. Причины повышения ставки рефинансирования - обеспечение стабильности белорусского рубля и дальнейшее повышение доходности вкладов в белорусских рублях с сохранением их высокой привлекательности. Однако, гораздо больше правительство и Нацбанк волнует не приток денег в банковский сектор, а отток в виде кредитов на неэффективные проекты. Очевидный факт, что для большинства белорусских предприятий вопрос высоких процентных ставок и в целом доступности кредитов действительно весьма значимый в силу недостаточности собственных денежных средств. Не смотря на все это, на рост инфляции, вклады в белорусских рублях только за февраль увеличились почти на 750 млрд. рублей, или на 7,4%, и на 1 марта составили 10,9 трлн. рублей. Вклады в валюте выросли только на 2,3%, или на 105,8 млн. долларов.

Далее проследим динамику изменения процентных ставок по кредитам за 2011 год (см. приложение А). Мы видим, что в среднем за 8 месяцев процентные ставки по кредитам увеличились на 4-5 процентных пункта, по депозитам - практически в 2-3 раза. Это связано с тем, что банки путем повышения ставок по депозитам стремились привлечь иностранную валюту. Однако как было сказано выше, вклады выросли незначительно. Рост ставок по кредитам обусловлен повышением ставки рефинансирования. Не смотря на это, количество кредитов все равно выросло. Скорее всего, это можно объяснить отсутствием достаточного количества денег у населения для обеспечения своих потребностей. Кроме того, многие юридические лица вынуждены брать кредиты для поддержания сложившегося уровня развития.

Основная проблема в настоящий момент - это сокращение золотовалютных резервов, а так же отсутствие единого валютного курса. Рыночный курс валюты превышал официальный практически в 1,5 раза.

В рамках разработанного комплекса мер по выходу на единый равновесный курс белорусского рубля Национальным банком Республики Беларусь с 14 сентября 2011 г. вводится новый порядок совершения валютно-обменных операций на внутреннем валютном рынке.[15]

В соответствии с постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 7 сентября 2011 г. № 367 "О внесении изменения в постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 20 августа 2001 г. № 208" по итогам торгов на основной торговой сессии ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" будут определяться официальные курсы белорусского рубля по отношению к иностранным валютам.[18]

Курс покупки и продажи иностранной валюты на дополнительной торговой сессии ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" будет устанавливаться по результатам фиксинга исходя из спроса и предложения.

Национальный банк будет осуществлять покупку и продажу иностранной валюты как на основной торговой сессии ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа", так и на дополнительной торговой сессии.

Валютно-обменные операции с участием физических лиц в рамках действующего законодательства будут осуществляться без ограничений.

В соответствии с постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 7 сентября 2011 г. № 366 "О внесении изменения в постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 23 мая 2011 г. № 188" отменяются установленные предельные значения обменных курсов, по которым могут осуществляться покупка-продажа и конверсия иностранной валюты на внутреннем валютном рынке.[18]

В связи с этим банки при установлении обменных курсов иностранных валют для совершения валютно-обменных операций на внебиржевом валютном рынке с участием юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и банков, а также с участием физических лиц устанавливают обменный курс, ориентируясь на курсы, сложившиеся по итогам дополнительной торговой сессии на ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа".

При этом Национальный банк обращает внимание банков на необходимость обеспечения высокой степени организации работы при осуществлении валютно-обменных операций в обменных пунктах (кассах), в том числе по своевременному их подкреплению денежной наличностью.

Что касается золотовалютных резервов, по состоянию на 1 февраля 2011 г. объем золотовалютных резервов Республики Беларусь в национальном определении составил 5579,5 млн. долларов США. За прошлый месяц он сократился на 575,8 млн. долларов США, или на 9,4 процента.

Снижение золотовалютных резервов является характерным для января явлением и наблюдается в течение всего периода расчета данных показателей. В качестве основных причин можно выделить сезонные факторы - исполнение расчетов в иностранной валюте по обязательствам прошлого года, а также традиционное падение объемов валютной выручки, поступающей в страну, на фоне высокой потребности в валюте для расчетов за энергоносители.

В январе 2011 г. на объем резервов дополнительное негативное влияние оказали падение цен на драгоценные металлы на мировых рынках, а также восстановление банками валютных позиций, сократившихся в ноябре-декабре 2010 г. из-за высокого спроса населения на иностранную валюту.

Имеющийся уровень резервов является достаточным для решения приоритетной задачи денежно-кредитной политики по поддержанию стабильного курса белорусского рубля в рамках установленного коридора значений. Тем не менее, в целях укрепления макроэкономической и финансовой стабильности Национальным банком совместно с Правительством Республики Беларусь предпринимался целый комплекс дополнительных мер, направленных на увеличение уровня золотовалютных резервов.

Значительному увеличению золотовалютных резервов способствовало поступление в республику займа, предоставленного Азербайджанской Республикой, в сумме 300 млн. долларов США, а также динамика цен на драгоценные металлы на международном рынке.

На объем золотовалютных резервов также оказало влияние погашение внешних и внутренних обязательств в иностранной валюте Национальным банком и Правительством Республики Беларусь в сумме около 66 млн. долларов США в эквиваленте.

Увеличение объема золотовалютных резервов дает возможность Национальному банку в случае необходимости сглаживать отдельные спекулятивные колебания курса белорусского рубля в ходе биржевых торгов на дополнительной сессии ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа".

Вернувшись к проблеме о недостатке иностранный валюты в обменных пунктах, можно отметить следующее.

С открытием дополнительной торговой сессии на ОАО "Белорусская валютно-фондовая биржа" кардинально изменилась ситуация на внутреннем наличном рынке страны. Если ранее граждане жаловались на недостаток валюты в обменных пунктах банков, очереди к ним, то в настоящее время очереди, если и наблюдаются, то из числа желающих валюту продать. Данная ситуация породила другую проблему - во многих обменных пунктах теперь отсутствует не валюта, а белорусские рубли.

Национальный банк постоянно осуществляет мониторинг операций банков с участием населения с наличной иностранной валютой и рекомендует банкам усилить контроль за работой обменных пунктов, касс и своевременно подкреплять их наличными денежными средствами для бесперебойной работы.

Таким образом, проводимые мероприятия могут помочь "оживить" валютный рынок, однако все равно экономика требует кардинальных перемен. Необходимо значительно сокращать государственные расходы (в частности, на необоснованные проекты, такие как постройка различных грандиозных сооружений, организация дорогих фестивалей и праздников и т.д.). Только предприняв подобные меры, можно рассчитывать на скорое оздоровление экономики.

 


 

Заключение

 

Через проведение денежно-кредитной политики проявляется макроэкономическая роль государства. Задача денежно-кредитной политики состоит в том, чтобы количество денег в экономике соответствовало повышению деловой активности, снижению инфляции и поддержанию платежного баланса страны. Эту политику государство проводит через банковскую систему.

Долгие годы среди экономистов ведутся дискуссии по поводу воздействия денежно-кредитной политики на состояние экономики в целом, которые отражают противостояние двух концепций: неокейнсианской и монетаристской. Кейнсианцы считают денежно-кредитную политику второстепенным средством стабилизации экономики по сравнению с бюджетно-налоговой. Монетаристы утверждают, что общее состояние экономики непосредственно зависит от денежного предложения. Как отмечалось ранее, экономический рост зависит от проводимой денежно-кредитной политики. Поэтому государства значительную роль отводят разработке задач и инструментов денежно-кредитной политики.

Денежно - кредитная политика, оказывая влияние на установление валютных курсов, определяет эффективность внешнеторговых операций, состояние платежного баланса государства. От эффективности проводимой центральным банком денежно-кредитной политики зависит функционирование национальной экономики. В периоды экономического кризиса и роста безработицы, падения производства необходимо увеличивать денежное предложение, чтобы стимулировать процесс инвестирования финансовых ресурсов в производство, а также потребительских расходов, т.е. увеличить совокупный спрос. И, наоборот, в период экономического роста, сопровождаемого инфляцией, следует снижать предложение денег.

Вместе с тем денежно-кредитная политика может не только способствовать выходу из экономического кризиса, но и привести к ухудшению сложившихся в рыночной системе негативных тенденций. Поэтому лишь взвешенные решения, принимаемые на основании серьезного анализа сложившейся ситуации, рассмотрения альтернативных путей воздействия денежно-кредитной политики на экономику государства, дадут положительные результаты.

Что касается экономики Беларуси, то можно отметить, что в последние годы в республике проводится денежно-кредитная политика, важнейшей задачей которой остается реализация мер, направленных на минимизацию отрицательного влияния мирового финансово-экономического кризиса на экономику и финансово-кредитную систему РБ, обеспечение устойчивости белорусского рубля и поддержание финансовой стабильности в целом.

 


 

Список использованной литературы

 

1  Алымов, Ю. Денежно-кредитная политика и развитие банковского сектора: итоги и перспективы. / Ю.Алымов. // Вестник Ассоциации белорусских банков. - 2008. - №9. - С. 25-33.

    Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 г. № 441-З (в ред. Законов Республики Беларусь от 17.07.2006 N 145-З, от 26.12.2007 N 301-З, от 08.07.2008 N 372-З)

    Вечканов, Г.С., Вечканова, Г.Р. Микро- и макроэкономика. Энциклопедический словарь. /Под общей ред. Г.С.Вечканова. - СПб. - Издательство "Лань". -2007. - С. 352.

    Войтешенко,Б. Денежно-кредитная политика при переходе к рынку.//Белорусский банковский бюллетень - 2011 - №7.

    Головачев, А.С., Раковец, А.А. Денежно-кредитный механизм регулирования экономики. //Белорусский экономический журнал. - 2003.- № 3.

    Гулев, В. Косвенные инструменты денежно-кредитной политики: операционный аспект.//Банковский вестник. -2000. -№21.- С.8-12.

    Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика: Долан Э. Дж. и др. Пер. с англ. Лукашевича В. и др. /Под общ. ред. Лукашевича В.Л. -2006. - С. 448.

    Ивашковский, C.Н. Макроэкономика: Учебник [для эконом. спец. вузов]/ Ин-т бизнеса и делового администр. АНХ при Прав. РФ, Моск. гос. ин-т междунар. отнош.(Ун-т) МИД РФ. - М.: Дело. - 2005. - С. 471.

    Тарасов, В.И.Денежно-кредитная политика Республики Беларусь: проблемы и перспективы.//Финансы, учет, аудит. - 2010. - №9

    Тихонов, О.А. Денежно-кредитная политика Республики Беларусь: проблемы и перспективы. //Белорусский экономический журнал. - 2011. - № 3.

    Финансовый менеджмент: денежно-кредитная политика: учебное пособие. А.С Головачев, А. А. Раковец. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь. - 2007 г. - C. 218

    Шимов, В.Н. Национальная экономика Беларуси: Потенциалы. Хозяйственные комплексы. Направления развития. Механизмы управления: Учеб. Пособие. / В.Н.Шимов, Я.М.Александрович, А.В.Богданович и др. Под общ. ред. В.Н.Шимова. - Мн.:БГЭУ. - 2005. - С. 844.

    Экономическая теория: Пособие для преподавателей, аспирантов и стажеров. / Н.И.Базылев, С.П.Гурко. -3-е изд., стереотип. - Мн.: Книжный Дом; Экоперспектива. - 2004. - С. 637.

    Экономическая теория: учебное пособие. / Под ред. А.Г.Грязновой, В.М.Соколинского. -2-е изд., перераб. и доп. -М.:КНОРУС. -2005. - С.464.

    Об итогах выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики за 2011 год и задачах банковской системы на 2012 год. // Банковский вестник. - 2011. - №9.

    Тенденции в денежно-кредитной сфере Республики Беларусь в январе-июле 2011 г.// Банковский вестник. - 2011. - № 29.

    Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2011 год. Указ Президента Республики Беларусь от 19.11.2010 г. № 597

    Национальный банк Республики Беларусь. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.nbrb.by.

    Официальный Интернет-портал Президента Республики Беларусь. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.president.gov.by

    Эффективность денежно-кредитной политики [Электронный ресурс]/ Интернет-проект "Деньги и финансовые рынки" - Москва, 2010 г. - Режим доступа: http://finless.ru/?p=189.

    Фролова, Т.А. Экономическая теория/ Т.А. Фролова. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2009. - 206 с.

    Материалы второй международной студенческой научно-практической конференции "Студенческая наука - будущее государства" Часть I. - Пинск, ПГУ. -2008. - С. 213.

    Прокопович, П.П. Об итогах выполнения Основных направлений денежно-кредитной политики за 2004 год и задачах банковской системы на 2005 год. // Банковский вестник. - 2005. - №4.

    Передаточный механизм кредитно-денежной политики, ее связь с бюджетно-налоговой и валютной политикой [Электронный ресурс]/ Экономика -Москва, 2009 - Режим доступа: http://economics.wideworld.ru/macroeconomics_1/12/3/

 


Приложение

 

Динамика ставок кредитно-депозитного рынка за 2011 год

  Январь Февраль Март Апрель Май Июнь Июль Август
А. Средние процентные ставки в национальной валюте  9,6  5,1  9,2  8,4 13,1  14,0  13,2  19,1
1.Вновь привлеченные депозиты                
юридических лиц до востребования на срок до 1 года                
   9,8  10,9  13,0  14,1 15,8  17,9  21,3  24,0
на срок свыше 1 года  7,7  2,6  10,1  5,4 14,0  16,9  20,1  21,3
физических лиц до востребования  3,5  3,6  2,2  4,5  4,3  5,0  6,2  7,4
на срок до 1 года  15,3  15,4  15,6  17,3 19,0  23,1  25,4  27,6
на срок свыше 1 года  15,9  16,2  16,9  18,0 19,4  22,8  25,9  28,0
2.Вновь выданные кредиты юридическим лицам на срок до 1 года  12,8  12,2  13,7  16,5 17,9  21,0  24,4  27,1
на срок свыше 1 года  10,5  9,0  9,5  9,0 10,4  13,7  15,8  18,1
физическим лицам на срок до 1 года  18,5  17,6  17,6  18,4 18,7  20,1  21,9  23,3
на срок свыше 1 года  11,0  10,6  13,1  13,5 11,7  12,0  10,1  15,5

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.111.9 (0.036 с.)