Денежно-кредитная политика Беларуси в условиях перехода к рынку 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Денежно-кредитная политика Беларуси в условиях перехода к рынку



 

Говоря о денежно-кредитной политике Республики Беларусь, следует отметить, что она, являясь неотъемлемой частью общегосударственной системы социально-экономической политики, имеет многофункциональную природу и должна обеспечить решение различных задач, вытекающих как из общего контекста развития страны и макроэкономической ситуации, так и из более специфических, связанных с особенностями банковского сектора - "кровеносной системы экономики", которая должна обеспечить сохранность и эффективное размещение активов предприятий и домашних хозяйств, нормальный ход платежного процесса. Все эти задачи одинаково важны и взаимосвязаны между собой. И эффективность денежно-кредитной политики в конечном счете определяется тем, насколько удается обеспечить баланс и учет всего множества стоящих перед ней задач, решение которых требует применения различных, порой "разнонаправленных" мероприятий.

Решение данных проблем существенно усложняется в условиях "экономики переходного периода" в связи с тем, что рыночные механизмы экономического регулирования, как правило, в недостаточной степени отработаны, а банковская система не обладает существенным финансовым и организационно-технологическим потенциалом.

Самостоятельно денежно-кредитную политику Республика Беларусь начала проводить с момента обретения независимости. Начало её реализации связано с введением в оборот белорусского рубля в 1992г., который первое время обращался параллельно с рублем бывшего СССР и использовался только в наличных расчетах. С марта 1993 г. он начал котироваться на валютной бирже, а в августе 1994 г. белорусский рубль был объявлен единственным законным платежным средством на территории республики. То есть реализация самостоятельной денежно-кредитной политики Республики Беларусь де-факто началась в 1993 г., а де-юре - в 1994 г. [12, c.647].

В реализации денежно-кредитной политики в республике можно выделить несколько временных этапов. Политика, проводимая в 1992 - 1994 гг., имела серьезные просчеты, которые объяснялись нестабильностью экономики и недостатком опыта денежно-кредитного регулирования. В этот период прирост совокупной денежной массы значительно обгонял темпы роста ВВП; ресурсы банка направлялись на кредитование коммерческих фирм; осуществлена либерализация цен, валютного регулирования и политики установления обменных курсов. Эти и другие факторы обусловили высокую инфляцию. В 1993 г. индекс потребительских цен составил 2096,5 %, а в 1994 г. - 2059,9 %. В целях снижения инфляции Национальный банк с конца 1994 г. начал проводить жесткую денежно-кредитную политику, направленную на ограничение монетарных факторов инфляции путем неуклонного сокращения темпов роста денежной массы в обращении, стабилизации белорусского рубля. В первой половине 1995 г. и ноябре 1996 г. удалось добиться установления положительной процентной ставки по кредитам и срочным депозитам, что сделало более выгодным хранение сбережений в национальной валюте и способствовало некоторой стабилизации курса белорусского рубля. В результате уровень инфляции снизился. В 1995 г. индекс потребительских цен составил 344,0 %, в 1996 г. - 139,3 %. [22, с.152]

С конца 1996 г. Национальный банк перешел к довольно мягкой денежно-кредитной политике, направленной на стимулирование экономического роста. Уже в 1997 г. был удешевлен курс национальной валюты, резко возросла кредитная эмиссия Национального банка.

Постепенно рыночно ориентированные методы и инструменты денежно-кредитного регулирования все больше заменяют административные методы. В 1998-1999гг. преобладало жесткое и последовательное проведение государством административных принципов прямого директивного управления денежным рынком. Был введен режим множественности курса рубля, валютный рынок начал дробиться на не связанные друг с другом сегменты. Проникновение иностранных банков на межбанковский рынок было сначала ограничено, а затем запрещено. Последствия директивного управления были негативны.

Подытоживая сказанное, можно отметить, что денежная система республики находилась в неравновесном состоянии. Если в 1993-1994 гг. данное состояние сопровождалось ростом инфляционных ожиданий, падением производства и эмиссионной денежно-кредитной политикой, то в последующем началось ужесточение монетарной политики и увеличение размеров денежных суррогатов. Причем в течение 1996-1999 гг. денежная сфера характеризовалась значительной несбалансированностью, которая, главным образом, проявлялась в множественности валютных курсов и являлась составной частью противоречивой общеэкономической системы. Низкая эффективность предприятий "поддерживалась" за счет мягких бюджетных ограничений, искажений в системе ценообразования, постоянным давлением инфляции издержек.

Новые подходы к денежно-кредитному регулированию, стратегические установки и тактические решения вырабатываются и выполняются в рамках реализации долгосрочной концепции развития банковской системы республики Беларусь на 2001-2010 годы и ежегодно разрабатываемых Национальным банком во взаимодействии с Правительством Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь, которые утверждаются Президентом страны. В настоящее время основным документом, регламентирующим правовые отношения в области денежно-кредитного регулирования, является Банковский кодекс Республики Беларусь, вступивший в действие в 2001 году.

В соответствии с Банковским кодексом основными целями денежно-кредитной политики являются:

·   защита и обеспечение устойчивости белорусского рубля, в том числе его покупательной способности и обменного курса по отношению к иностранным валютам;

·   развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь;

·   обеспечение эффективного, надежного и безопасного функционирования платежной системы. [2]

Фактически современный этап денежно-кредитной политики республики Беларусь начался в 2000г., его главная цель - обеспечение стабильного и предсказуемого обменного курса белорусского рубля. При этом в тактическом плане политика направлена на постепенное и последовательное снижение темпов девальвации рубля, но не на его жесткую фиксацию.

Начиная с 2000 г. и по настоящее время Национальный банк проводит умеренно жесткую денежно-кредитную политику, которая позволила достичь определенных положительных результатов.

Уже в 2000г. были установлены более жесткие пределы прироста рублевой денежной массы, чистого внутреннего кредита Национального банка. Благодаря проводимой процентной политике впервые с 1996 г. установились положительные процентные ставки, что позволило белорусскому рублю выполнять функцию средства сбережения, привело к уменьшению спроса на иностранную валюту и сделало национальную валюту более устойчивой.[22]

С 14 сентября был осуществлен переход к единому валютному курсу, что является, пожалуй, наиболее важным положительным результатом денежно-кредитной политики 2000г. Ликвидация системы множественных обменных курсов и расширение сферы использования белорусского рубля во внешней торговле сформировали нормальные условия для осуществления внешнеэкономической деятельности белорусскими предприятиями. Кроме того, переход к единому валютному курсу, с одной стороны, в существенной степени устранил экономические предпосылки для развития "теневых отношений" в валютной сфере; с другой - создал необходимые условия для достижения высокой прозрачности и контролируемости системы валютных отношений. [10, c.42].

Начиная с 2000 г. сложился механизм усредненного формирования банками обязательных резервов, который используется и в настоящее время. Он предполагает выполнение банками резервных требований путем поддержания средней величины фонда обязательных резервов на требуемом уровне в течение месяца. Наблюдается тенденция к снижению нормативов обязательных резервов. Если на 1 марта 2002 г. они составляли по привлеченным средствам в национальной валюте физических лиц 14 процентов, юридических лиц - 16 %, по привлеченным средствам в иностранной валюте - 12 %, то с 1 ноября 2004 г. соответственно стали равны 5, 8 и 8 %.

Следует отметить, что отличительной чертой "Основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2002 г." является то, что они разработаны на многовариантной основе. В зависимости от характера и особенностей развития общеэкономической ситуации, состояния внешнеторгового баланса, изменения уровня реального спроса на деньги в данном программном документе предусматриваются нижняя и верхняя границы прогнозных показателей денежно-кредитных агрегатов (включая прирост чистого внутреннего кредита, чистых иностранных активов, денежной базы и т.д.).

В 2004 году выполнен контрольный показатель денежно-кредитной политики. Внешняя устойчивость национальной валюты существенно возросла. Обеспечение ее стабильности внесло весомый вклад в замедление инфляционных процессов, в том числе за счет сдерживания роста цен на импортные товары.

Значительно повысилась и внутренняя устойчивость национальной валюты. В результате согласованных действий правительства и национального банка прирост индекса потребительских цен в 2004 году составил 14,4 процента против 25,4 процента в 2003 году, что соответствует прогнозу и является самым низким показателем с 1991 года.

Обеспечение стабильности белорусского рубля наряду с другими факторами способствовало ограничению инфляционных процессов в стране и явилось важным фактором экономического роста, повышения на этой основе благосостояния населения.

Активизация производственной деятельности, рост потребностей предприятий и населения в платежных и кредитных средствах увеличили в 2004 году спрос экономики на деньги. Это обусловило прирост денежного предложения в белорусских рублях на 58,1 процента [23, c.5].

Благодаря постепенному переходу к более жесткой денежно - кредитной политике в сочетании с мерами ценового регулирования произошли позитивные сдвиги по финансовой стабилизации и укреплению доверия к белорусскому рублю, существенно снижены темпы инфляции и девальвации. Если в 2000 году снижение обменного курса белорусского рубля к доллару США составило 269 %, то за 2005 год произошло номинальное его укрепление. Прирост индекса потребительских цен в 2005 году составил 8 % по сравнению с 107,5 процента в 2000 году.

Если в 2000 году уровень инфляции в стране составлял 107,5 %, то в 2006 году он снизился до 6,6 %. Активы и капитал банков увеличивались темпами, значительно превышающими темпы роста ВВП и инвестиций в основной капитал; возросло доверие к банкам со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков. Так, за 2001- 2005 годы в абсолютном выражении совокупный собственный капитал банковского сектора увеличился в 10,4 раза. Активы банковского сектора выросли в 8,1 раза. Депозиты населения увеличились в 13,1 раза, а субъектов хозяйствования - в 5,5 раза. В 8,8 раз выросли кредиты банков в экономике. За 2007 год обеспечена стабильность белорусского рубля к доллару США, расширено участие банковской системы в кредитовании нефинансового сектора экономики..

По итогам работы за 2007 год (по сравнению с 2006 годом) доходы Национального банка возросли на 67,8%, расходы - на 53,9%, прибыль - в 2,75 раза.

Несмотря на то, что экономике Беларуси в 2008 году пришлось несколько месяцев работать условиях влияния мирового экономического кризиса, рост ВВП в целом за год составил 110%, рост инвестиций - 123,1%. На основе такого роста экономики достигнуто увеличение реальной заработной платы населения на 12,3%. То есть основные экономические задачи 2008 года выполнены в полном объеме.

По итогам 2008 года выполнены показатели по укреплению самой банковской системы. В частности, произошло беспрецедентное увеличение уставных фондов белорусских банков: они возросли более чем в 2 раза.

Успехи 2008 года в экономике связаны, в том числе и с тем, что Беларусь в значительной мере использовала внешнее кредитование и золотовалютные резервы. Так, золотовалютные резервы в 2008 году сократились на 1,33 млрд. долларов. Эти средства были направлены на обеспечение эффективной работы реального сектора экономики и достижение запланированных темпов экономического роста.

С конца 2008 года Беларусь вела активные переговоры с Международным валютным фондом по привлечению кредитных ресурсов. МВФ дал предварительное согласие на предоставление нашей стране кредита в размере $2,5 млрд. Но в ходе переговоров острая дискуссия развернулась по поводу необходимости девальвации белорусского рубля. Принципиальные расхождения у сторон были по тому, как именно ее провести: одномоментно или постепенно. Наиболее эффективной была одномоментная девальвация, несмотря на такие негативные факторы, как повышение цен на импортные товары, так как в любом случае повышение цен в течение какого-то времени произошло бы. Постепенная девальвация не имеет такой эффективности. Что касается объема девальвации (20%), то здесь у Национального банка разногласий с МВФ не было.

Итоги работы экономики в первые дни 2009 года говорят о том, что решение о проведении разовой девальвации было правильным. Ситуация на валютном рынке в части работы банков с населением за первые дни нового года по сравнению с декабрем 2008 года не ухудшилась. Несмотря на повышенный спрос на валюту, в целом он оставался на уровне декабря. Определенные трудности с приобретением валюты возникали в связи с тем, что банки своевременно не могли справиться с одномоментным высоким спросом на валюту.

Со 2 января 2009 года Национальный банк перешел к использованию механизма привязки курса белорусского рубля к корзине иностранных валют. Стоимость корзины валют будет оставаться практически неизменной. В 2009 году допускаются ее колебания в пределах +/-5% в зависимости от соотношения спроса и предложения валюты на внутреннем рынке и иных факторов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.159.150 (0.014 с.)