Методы регулирования и инструменты денежно - кредитной политики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы регулирования и инструменты денежно - кредитной политики



 

Инструменты ДКП в основном воздействуют либо на количество денег, главным образом в форме банковских депозитов, либо на процентные ставки.

Имеющиеся в распоряжении ЦБ инструменты различаются по непосредственным объектам воздействия (предложение денег и спрос на деньги), по форме (прямые и косвенные), по характеру параметров, устанавливаемых в ходе регулирования (количественные и качественные), по срокам воздействия (кратко- и долгосрочные) [8, с.276].

Как известно, инструменты денежно-кредитного регулирования по форме разделяются на административные (прямые) и рыночные (косвенные). Административные инструменты имеют форму директив, предписаний, инструкций, исходящих от ЦБ и направленных на ограничение сферы деятельности кредитных учреждений. Под инструментами рыночного характера подразумеваются способы воздействия ЦБ на денежно-кредитную сферу посредством формирования определенных условий на денежном рынке и рынке капитала. В процессе перехода экономики к рыночным отношениям необходимым элементом реформирования центрального банка является замена прямых инструментов денежно-кредитной политики косвенными инструментами. Набор прямых инструментов центрального банка достаточно прост и ограничен, по существу, установлением для банков лимитов (минимальной или максимальной величины), точных обязательных значений процентной ставки, объемов операций. В отличие от прямых инструментов, которые являются директивными указаниями для банков, косвенные инструменты денежно-кредитной политики представляют собой операции центрального банка, осуществление которых обеспечивает достижение намеченных центральным банком целевых показателей.

Определяющее различие между косвенными и прямыми инструментами заключается в том, что косвенные инструменты - часть функционирования денежных рынков. Этим и обусловлены преимущества применения косвенных инструментов. Их использование ограничено и не ведет к появлению диспропорции в денежно-кредитной сфере. Такие диспропорции рано или поздно будут накапливаться при применении прямых (административных) методов воздействия на банки вне зависимости от того, в какой степени вся экономическая система, в том числе и кредитные отношения, регулируются рынком, и могут проявиться в дальнейшем не только в сфере денежного обращения. Косвенные инструменты включаются в работу рынков и способны, что особенно важно в условиях переходной экономики, содействовать их развитию. Подход к банку со стороны центрального банка как к рыночному партнеру, также использование различных видов финансовых активов при осуществлении операций способствуют укреплению межбанковских рынков соответствующих активов, повышению прозрачности в банковской среде, вовлечению в оборот финансовых рынков средств новых участников. Для эффективного функционирования инструментов денежно-кредитной политики требуется участие центрального банка в работе различных рынков, чем диктуется разнообразие косвенных инструментов. Разнообразие косвенных инструментов связано и с тем, что в процессе реализации денежно-кредитной политики центральный банк сталкивается с необходимостью решения различных задач, для реализации которых часто оказываются наиболее пригодны узкоспециализированные инструменты. Например, самый специфичный из косвенных инструментов - обязательные резервные требования. Таким образом, основными косвенными методами регулирования являются изменения учетной ставки и норм обязательных резервов, операции на открытом рынке [14, с.147].

Изменение учетной ставки - старейший метод денежно-кредитного регулирования. В его основе лежит право центрального банка предоставлять ссуды тем коммерческим банкам, которые обладают прочным финансовым положением, но в силу определенных обстоятельств нуждаются в дополнительных средствах. За предоставленные средства центральный банк взимает с заемщика определенный процент. Норма такого процента называется учетной ставкой. Таким образом, учетная ставка - это "цена" дополнительных резервов, которые центральный банк предоставляет коммерческим. Центральный банк имеет право изменять ее, регулируя тем самым предложение денег в стране. При снижении учетной ставки увеличивается спрос коммерческих банков на ссуды. Предоставляя их, центральный банк увеличивает на соответствующую сумму резервы коммерческих банков-заемщиков. Эти резервы являются избыточными, так как для поддержания таких ссуд, как правило, не требуется обязательных резервов. Поэтому взятые у центрального банка средства коммерческие банки могут полностью использовать для кредитования, увеличивая тем самым денежную массу. Рост предложения денег ведет к снижению ставки ссудного процента, т.е. того процента, по которому предоставляются ссуды предпринимателям, населению. Кредит становится дешевле, что стимулирует развитие производства. При повышении учетной ставки происходит обратный процесс. Оно ведет к сокращению спроса на ссуды центрального банка, что замедляет (или сокращает) темпы роста, предложение денег и повышает ставку ссудного процента. "Дорогой" кредит предприниматели берут реже, а значит, меньше средств вкладывается в развитие производства. Считалось, что обязательные резервы коммерческих банков необходимы, чтобы гарантировать вкладчикам выплату денег в случае банкротства. Однако, как показала практика, они оказались малоэффективным средством защиты депозитов. Поэтому для гарантирования возврата денег стали использовать страхование вкладов, а обязательные резервы получили другое назначение: с их помощью осуществляется контроль за объемом денежной массы и кредитом.

Изменение норм обязательных резервов позволяет центральному банку регулировать предложение денег. Это связано с тем, что норма обязательных резервов влияет на объем избыточных резервов, а значит, и на способность коммерческих банков создавать новые деньги путем кредитования. Предположим, центральный банк повысил резервную норму. Коммерческие банки могут, во-первых, оставить обязательные резервы прежними и соответственно уменьшить выдачу ссуд, что приведет к сокращению денежной массы. Во-вторых, они могут увеличить обязательные резервы, чтобы выполнить требования центрального банка. Для этого им понадобятся свободные денежные средства. Чтобы найти их, банки будут продавать государственные облигации, потребуют возврата денег по ссудам. Покупатели ценных бумаг, заемщики, чьи ссуды были истребованы, используют свои депозиты, потребуют возвращения ссуд, которые они выдали другим лицам. Этот процесс будет вести к сокращению вкладов на текущих счетах и, следовательно, снижению способности банков к созданию денег. Как правило, в ответ на повышение нормы резервов банки одновременно увеличивают обязательные резервы и сокращают выдачу ссуд. Напротив, понижение резервной нормы переводит часть обязательных резервов в избыточные и тем самым увеличивает возможности коммерческих банков по созданию денег путем кредитования. Следует учитывать, что повышение и понижение нормы обязательных резервов изменяет также денежный мультипликатор [11, с.184].

Сущность операций на открытом рынке заключается в покупке и продаже центральным банком государственных ценных бумаг. Для применения этого инструмента необходимо наличие в стране развитого рынка ценных бумаг.

Покупая и продавая ценные бумаги, центральный банк воздействует на банковские резервы, процентную ставку и, следовательно, на предложение денег. При необходимости увеличить денежную массу он начинает покупать государственные бумаги у коммерческих банков и населения. Если ценные бумаги продают коммерческие банки, то центральный банк увеличивает резервы коммерческих банков на своих счетах на сумму покупок. Это позволяет коммерческим банкам расширить выдачу ссуд и увеличить предложение денег. Покупку государственных ценных бумаг у населения ЦБ оплачивает чеками. Население приносит чеки в коммерческие банки. Где ему на соответствующую сумму открывают текущие счета, а коммерческие банки предъявляют их к оплате центральному. Он оплачивает их путем увеличения резервов коммерческих банков. Рост резервов расширяет возможности создания банками кредитных денег.

Если количество денег в стране необходимо сократить, ЦБ продает государственные ценные бумаги. Их покупку коммерческие банки оплачивают чеками на свои вклады в центральном банке. Последний учитывает чеки, уменьшая на сумму покупки резервные счета банков. Это ведет к сокращению кредитных операций и денежной массы.

Население, покупая ценные бумаги, выписывает чеки на коммерческие банки. ЦБ учитывает эти чеки, уменьшая резервы коммерческих банков, находящиеся на его счетах, а, следовательно, и предложение денег.

Операции на открытом рынке являются наиболее важным оперативным средством воздействия ЦБ на денежно-кредитную сферу.

По характеру параметров инструменты денежно-кредитного регулирования разделяются на количественные и качественные. С помощью количественных методов оказывается влияние на состояние кредитных возможностей КБ, а следовательно, и на денежное обращение в целом. Качественные инструменты представляют собой вариант прямого регулирования стоимости банковских кредитов.

По срокам воздействия инструменты ДКП разделяют на долго- и краткосрочные. Под долгосрочными (конечными) целями подразумеваются те задачи, реализация которых может осуществляться от одного года до нескольких десятилетий (например, финансовая стабилизация, экономический рост). К краткосрочным относятся инструменты воздействия, с помощью которых достигаются промежуточные цели ДКП (например, преодоление финансового кризиса в стране).

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 172; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.154.171 (0.007 с.)