Методами исследования являются: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методами исследования являются:



Методами исследования являются:

1. Анализ литературы по проблеме исследования.  

2. Констатирующий эксперимент.

3. Психодиагностический метод.

4. Количественный и качественный анализ данных.

Психодиагностический инструментарий.

1.Методика «Шкала социально-психологической адаптированности». К.Роджерса и Р. Даймона

2.Опросник «Изучения агрессивности». Баса-Дарки.

3.Опросник " Якорь карьеры". Э. Шейна.

4.Проективная методика исследования личности "Хенд - тест" Т.Н. Курбатова. и О.И. Муляр.

Теоретико-методологической основой нашего исследования стали взгляды поведенческой теории А.Басса, который понимает агрессию, как реакцию, в результате свойств которой другой организм получает болевые стимулы. Теория социального научения А. Бандуры, в частности, понимание агрессии, как результата обучения и подражания. Теория И.Б. Бойко, который предлагает включить в типологию видов агрессии адаптивную агрессию.

Позиции А.Ф. Бенедиктова, о проблеме социально-психологической адаптации. Позиции А.М. Кухарчук по проблеме адаптации студентов к условиям вуза.

Практическая значимость: результаты нашего исследования пополнят психолого-педагогическую характеристику студентов первого курса в плане особенности адаптации к условиям вуза с разным уровнем агрессии, могут быть использованы педагогами-психологами в работе со студентами первого курса.  

 

Глава 1. Теоретические основы проблемы адаптации студентов и уровня агрессии в психологии.

Понятие адаптации

 

Понятие "адаптация", возникшее первоначально в биологии, может быть отнесено к таким общенаучным понятиям, которые, по словам Г.И. Царегородцева, возникают на "стыках", "точках соприкосновения" наук или даже в отдельных областях знания и экстраполируются в дальнейшем на многие сферы естественных и социальных наук. [3]

Понятие "адаптация" играет важную роль в разных отраслях современной науки, в том числе и в психологии.

Существует множество определений адаптации, как имеющих общий, очень широкий смысл, так и сводящих сущность адаптационного процесса к явлениям одного из множества уровней – от биохимического до социального. Так, например, в общей психологии В.В. Богословский, определяет адаптацию как ограниченный, специфический процесс приспособления чувствительности анализаторов к действию раздражителя.[5]

В более общих определениях понятия адаптации ему может придаваться несколько значений, в зависимости от рассматриваемого аспекта:

а) адаптация используется для обозначения процесса, при котором организм приспосабливается к среде;

б) адаптация используется для обозначения отношения равновесия, которое устанавливается между организмом и средой;

в) под адаптацией понимается результат приспособительного процесса;

г) адаптация связывается с какой-то определенной "целью", к которой "стремится" организм.

Адаптация – это способность живого отвечать на воздействия внешней среды таким образом, чтобы оставаться самим собой, не утрачивая своей индивидуальности, (Д.В. Колесов). Ключевыми понятиями адаптации является адаптивный эффект – резистентность и реактивность.

Резистентность- это устойчивость, сопротивляемость живого к воздействиям внешней среды, мера его биологической прочности.

Реактивность – это количественно временная характеристика изменений в организме и психике, возникших в ответ на воздействие внешних факторов и ведущих к достижению адаптивного эффекта.  

Процесс адаптации можно обозначить термином адаптирование, состояние организма в результате успешного осуществления этого процесса – адаптированность.

В данном случае можно сказать, что адаптация – это тот социально-психологический процесс, который при благоприятном течении приводит личность к состоянию адаптированности.[13]

В развитие современной теории адаптации в физиологии, биологии и медицине внесли значительный вклад ряд отечественных и зарубежных ученых, в том числе Г. Селье, П.К. Анохин, Р.М. Баевский, Ф.З. Меерсон, В.В. Богословский, Д.В. Колесов, В.И. Медведев, А.Ж. Юревиц и другие.

Необходимо выделить психическую адаптацию и социальную адаптацию:

Психическую адаптацию можно определить как процесс установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который (процесс) позволяет индивидууму, удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели обеспечивая в то же время соответствие максимальной деятельности человека, его поведения, требования среды.

Социальную адаптацию можно определить как процесс усвоения личностью социальных норм и правил в обществе.                                                 

Наиболее общая классификация разновидностей социально-психической адаптации личности включает: нормальная адаптация; девиантная или нонконформистская адаптация; патологическая адаптация.

Нормальная адаптация – это такой адаптивный процесс личности, который приводит к ее устойчивой адаптированности в типичных проблемных ситуациях без патологических изменений ее структуры и, одновременно, без нарушений норм той социальной группы, в которой протекает активность личности.

Девиантная адаптация – девиантными, или отклоняющимися, неконформистскими можно назвать те процессы социальной адаптации личности, которые обеспечивают удовлетворение потребностей личности в данной группе или социальной среде, в то время как ожидания остальных участников социального процесса не оправдываются таким поведением.

Патологическая адаптация – это такой социально-психологический процесс, который полностью или частично осуществляется с помощью патологических механизмов и форм поведения и приводит к образованию патологических комплексов характера, входящих в состав невротических и психотических синдромов. [12]

С понятием адаптация тесно связано такое явление как социализация. Его можно определить как процесс усвоения индивидом социального опыта, определенной системы знаний, норм, ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Именно в процессе социализации перед личностью возникают те проблемные ситуации, для преодоления которых формируются адаптивные механизмы.[19]

П.К. Анохин придерживаются мнения, что адаптация является этапом социализации личности, ее частью. В.П. Казначеев и С.В. Казначеев рассматривают адаптацию и социализацию как единый процесс взаимодействия личности и общества.

При этом адаптация выражает приспособление человека к новой для него предметной деятельности, являясь условием социализации, понимаемой как процесс становления личности. А.Ж. Юревиц, напротив, делает вывод, что социализация личности является необходимым условием адаптации индивида в обществе. Здесь стоит отметить, что в разных отношениях адаптация может рассматриваться и уже и шире социализации.

Суть процесса адаптации можно выразить в следующем: оказавшись в проблемной ситуации и отражая ее, индивид переживает определенное психическое состояние.

Это состояние обычно весьма динамично. Таково, например, состояние фрустрированности, которое возникает в особенно трудных для личности проблемных ситуациях, называемых фрустрирующими проблемными ситуациями. Параллельно с активизацией и использованием адаптивных механизмов изменяется и психическое состояние личности. По завершении адаптивного процесса первоначальное психическое состояние вместе с породившей его проблемной ситуацией исчезает или сильно меняется.

Адаптационный процесс можно рассматривать на различных уровнях его протекания, т.е. на уровнях межличностных отношений, индивидуального поведения, базовых психических функций, психофизиологической регуляции, физиологических механизмов обеспечения деятельности, функционального резерва организма, здоровья. По мнению Ф.Б. Березина, у человека в этом ряду решающую роль играет психическая адаптация, в значительной мере оказывая влияние на адаптационные процессы, осуществляющиеся на иных уровнях.

Показателем успешности психической адаптации является прежде всего достижение возможности выполнения основных задач деятельности.

Основной задачей постоянно осуществляющегося процесса адаптации является поддержание состояния гомеостаза. Согласно этому гомеостаз понимается как постоянство ряда показателей внутренней среды организма, которое является необходимым условием жизнедеятельности любой биологической системы.

Нарушение гомеостатического баланса в системе человек-среда, может возникнуть в следующих случаях: при резком изменении условий среды, в результате которого существующие механизмы адаптации могут оказаться недостаточно эффективными; при существенном преобразовании потребностей и целей индивида; при значительном уменьшении физических или психических ресурсов личности.

Собственно процесс адаптации начинается с фазы разрушения старой программы поддержания гомеостаза, при этом возникает достаточно сложное положение, когда старая программа уже не функционирует, а новые еще не созданы или оказываются не завершенными.[1]

Поведенческие реакции в этот период несут основную защитную функцию, обеспечивающую минимизацию действия адаптогенных факторов и перенапряжения регуляции.

Социально-психическая дезадаптированность личности выражается в неспособности ее адаптации к собственным потребностям и притязаниям.

С другой стороны, личность, имеющая нарушения адаптации или полную дезадаптированность, не в состоянии удовлетворительно идти навстречу тем требованиям и ожиданиям, которые предъявляют к ней социальная среда и собственная социальная роль, ее ведущая в данной среде профессиональная или иная деятельность. Одним из признаков социально-психической дезадаптированности личности является переживание ею длительных внутренних и внешних конфликтов без нахождения их решения.

Это состояние может быть описано с использованием следующих ключевых понятий: стресса, фрустрации и конфликта.

Различные физиологические состояния, вызываемые любой причиной (стрессором), например холодом, интоксикацией, инфекцией, травмой и т.д., несмотря на разнообразие проявлений, имеют однотипную неспецифическую реакцию организма. Возникающее при этом особое состояние организма обозначается термином "стресс".

Возникающий при изменении сбалансированности системы человек - среда, он одновременно сопровождается нарушением удовлетворения актуальных потребностей; состояние, при этом возникающее, называется фрустрацией.

Преграды в реализации некоторой деятельности или запреты на ее осуществление, являются по существу психологически внешними барьерами и порождают ситуацию фрустрации, а не конфликта, несмотря на то, что при этом сталкиваются две, казалось бы, внутренние силы.

Запрет может перестать быть самоочевидным, стать внутренне проблематичным, и тогда ситуация фрустрации преобразуется в конфликтную ситуацию.

Ответы людей на воздействие фрустрирующих ситуаций имеют ряд важных различий. В частности, есть такие реакции, которые непосредственны, но имеются также отсроченные адаптивные ответы, механизмы и процессы.

Для формирования, выработки таких ответов психике требуется определенное время. К их числу относится, например, сублимация. Другие же реакции, например, агрессия, являются преимущественно непосредственными реакциями на фрустратор. Существует множество различных ответных реакций, среди которых: прямая агрессия, замещение, идентификация, апатия и беспомощность, регрессия, подавление, интеллектуализация, проекция, изоляция, рационализация, сублимация.[33]

Разрешение ситуации конфликта, снижение фрустрационной напряженности, устранение тревоги и восстановление гомеостаза может быть достигнуто двумя путями.

В первом случае – при изменении среды путем активного воздействия или в результате ухода из нее, тогда адаптация реализуется без изменения потребностей и целей индивида.

Во втором – устранение несоответствия между актуальными потребностями и возможностью их реализации может быть достигнуто и в относительно стабильной среде в результате изменения личности.

Существуют различные представления о социальной адаптации в различных психологических школах.

Психоаналитическое понимание адаптации опирается на представления З. Фрейда, заложившего основы теории адаптации. Социальная среда рассматривается как изначально враждебная личности и ее стремлениям, и социальная адаптация трактуется как процесс установления гомеостатического равновесия между личностью и требованиями среды.

Процесс адаптации в психоаналитической концепции можно представить в виде обобщенной формулы: конфликт – тревога – защитная реакция. Социализация личности определяется вытеснением влечения и переключением энергии на санкционированные обществом объекты (З. Фрейд), а также как результат стремления личности компенсировать и сверхкомпенсировать свою неполноценность (А. Адлер).

Вслед за З. Фрейдом психоаналитическую концепцию адаптации разрабатывал немецкий психоаналитик Г. Гартман, который признает большое значение конфликтов для развития личности, но он отмечает, что не всякая адаптация к среде, не всякий процесс научения и созревания является конфликтным. Процессы восприятия, мышления, речи, памяти могут быть свободны от конфликтов. Гартман вводит термин «свободная от конфликтов сфера Я».

Адаптация согласно Гартману, включает как процессы, связанные с конфликтными ситуациями, так и те процессы, которые входят в свободную от конфликтов  сферу Я. Современные психоаналитики вслед за З. Фрейдом выделяют две разновидности адаптации: 

1. аллопластическая адаптация, которая осуществляется за счет изменений во внешнем мире, совершаемых человеком для приведения его в соответствие со своими потребностями.

2. аутопластическая адаптация, которая обеспечивается изменением личности (ее структуры, умений, навыков), помогающих ей приспособится к среде. Эти две собственно психические разновидности адаптации дополняются еще одной – поиск индивида благоприятной для него среды.

Гуманистическое направление исследований социальной адаптации критикует понимание адаптации в рамках гомеостатической модели и выдвигает положение об оптимальном взаимодействии личности и среды. Основным критерием адаптированности здесь выступает степень интеграции личности и среды. Целью адаптации являются достижения позитивного духовного здоровья и соответствия ценностей личности ценностям социума. Процесс адаптации в этом случае можно отмечать формулой: конфликт – фрустрация – акт приспособления.

В основе концепции этого направления лежит понятие здоровой, самоактуализирующейся личности, которое стремится к достижению своих жизненных целей, развивая и используя свой творческий потенциал. Стремление к развитию, к личностному росту, то есть к самоактуализации, образует основу для развития человека и общества.

Выделяются конструктивные и неконструктивные поведенческие реакции.

По А. Маслоу критериями конструктивных реакций являются: детерминация их требованиям социальной среды, направленность на решение определенных проблем, однозначная мотивация, четкое представление цели, осознанность поведения. Не конструктивные реакции не осознаются, они направлены лишь на устранение неприятных переживаний из сознания, не решая при этом самих проблем.

По К. Роджерсу, не конструктивные реакции – это проявление психопаталогических механизмов. Выделяется два уровня адаптированости: адаптация и дезадаптация.

Адаптация наступает при достижении оптимального взаимодействия между личностью и средой за счет конструктивного поведения.

В случае отсутствия оптимального взаимодействия личности и среды наступает дезадаптация.

Процесс адаптации когнитивной психологии можно представить формулой: конфликт – угроза – реакция приспособления. В процессе информационного взаимодействия со средой личность сталкивается с информацией, противоречащей имеющимся у нее установкам (когнитивный диссонанс), при этом переживается состояние дискомфорта (угроза), которое стимулирует личность на поиск снятия или уменьшения когнитивного диссонанса.

В зарубежной психологии значительное распространение получило необихевеористское определение адаптации. Авторы этого направления дают следующее определения социальной адаптации.

Социальная адаптация – это состояние, при котором потребности индивида, с одной стороны, требования среды – с другой – полностью удовлетворены. Это состояние гармонии между индивидом и природой или социальной средой.

Таким образом социальную адаптацию  необихевеористы понимают как процесс изменений (физических, социально-экономических, организационных) в поведении, социальных отношений в культуре. Цель этих изменений – улучшение способности выживания групп или индивидов.

Процесс социальной адаптации предполагает проявление различных комбинаций приемов и способов, стратегий социальной адаптации.

Стратегия социальной адаптации – это универсальный и индивидуальный принцип, способ социальной адаптации человека к жизни в его окружении, учитывающий направленность его устремлений, поставленные им самим цели, способы их достижений.

Стратегии социальной адаптации индивидуальны и неповторимы для каждой личности. Н.Н. Мирославова характеризует типы адаптации в связи с уровнем соответствия личности внешним условиям, «врастания в среду», не включая процесс преобразования, воздействия личности на среду:

Уравновешивание- установление равновесия между средой и индивидом, которые проявляют взаимную терпимость к системе ценностей и стереотипам друг друга.

Псевдоадаптация- сочетание внешней приспособленности к обстановке с отрицательным отношением к ее нормам и требованиям.

Приноравливание-признание и принятие основных систем ценностей новой ситуации, взаимные уступки.

Уподобление - психологическая переориентация индивида, трансформация прежних взглядов, ориентаций, установок в соответствии с новой ситуацией.[10]  

    Таким образом, адаптация является частью социализации в обществе и, по мнению большинства ученых психологическая адаптация – это процесс усвоения личностью социальных норм и правил в обществе.

Молодость для большинства людей связана со студенческими годами, когда им приходится выдерживать довольно большие нагрузки – физические, умственные, нравственные.

Время учебы в вузе можно условно разделить на два этапа: этап младших курсов, когда происходит адаптация студента к учебному заведению, к деятельности в условиях вуза, и этап старших курсов (с третьего) – этап профессионального самоопределения студента, как будущего специалиста.

Наиболее сложный этап первый этап – первый этап вузовского обучения. Он связан с корректной перестройкой сложившихся представлений, привычек школьника, необходимо менять и перестраивать свое поведение, деятельность и «входить» в новые условия. Именно в этот период происходит наибольший отсев из вуза.

 Адаптацию студентов можно рассматривать в разных аспектах: когнитивном (усвоении знаний), социально-психологическом (усвоение личностных норм, ценностных ориентаций студенческой микросреды, установлении межличностных отношений) и в профессиональном аспекте, когда приспособление к новым условиям во многом зависит от успешного овладения профессиональной деятельностью.

К числу факторов, неблагоприятно действующих на приспособление личности к новым условиям жизнедеятельности можно отнести слабый тип нервной системы, тревожность, низкий вербальный интеллект, расхождение ожиданий с процессом профессионализации. В настоящее время проблема выбора профессии, профессионального самоопределения приобретает новый смысл. Все чаще речь идет не столько о выборе профессии, сколько о выборе образа жизни, о построении карьеры.

В психологической литературе повышается интерес к изучению карьеры (Л.Н. Макарова, Е.Н. Молл, М.В. Сафонова, Е.Д. Супер), Термин «карьера» связан, в частности, с представлением о пути к видимому общественному поведению.

    Социально - психологическая адаптация личности возникла на основе «онтогенетической социализации», которую можно определить как такой процесс взаимодействия человека и социальной среды, в ходе которого он оказывается в различных проблемных ситуациях, возникающих в сфере межличностных отношений.

Таким образом, индивид усваивает механизмы и нормы социального поведения, установки, черты характера и другие особенности которые в целом имеют адаптивное значение. Каждый процесс преодоления проблемных ситуаций можно считать процессом социально-психологической адаптации личности.

Социально - психологическую адаптированость личности можно охарактеризовать как такое состояние взаимоотношений личности и группы, когда личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные социогенетические потребности в полной мере идет на встречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей, в полной мере идет на встречу тем ролевым ожиданиям, которые предъявляет к ней эталонная группа, переживает состояние самоутверждения и свободного выражения своих творческих способностей.

Социально - психологическая дезадаптированость личности, в первую очередь, выражается в неспособности адаптации личности к собственным потребностям и притязаниям.

В этой связи следует также рассматривать и дезадаптивные цели и, соответственно, уровню притязаний личности в тех основных социально групповых средах, в которых протекают ведущие формы активности.

В связи с проблемой патологической адаптации представляется весьма важным различение адаптации и приспособления. Нормальная адаптация не связана с патологическими изменениями структуры личности и одновременно осуществляется без нарушения норм той социальной группы, в которой протекает ее активность.

 При приспособлении личность меняется, а ситуация в основном остается без изменений. Все разновидности конформизма, являются механизмами и стратегиями приспособления.

Данный вопрос связан с проблемой социально психологической зрелости, так как чем выше уровень адаптированости личности к данной социальной среде, тем выше уровень ее автономности относительно этой среды.

    Ненормативной можно также считать гиперадаптацию, то есть когда человек адаптируется с помощью одного и того же приема, адаптивного механизма или комплекса: периверативная или фиксированная адаптация, склонность к стереотипам.

Из приведенных положений следует, что, во-первых, основной сферой протекания процесса социально-психологической адаптации личности являются, прежде всего, сфера межличностного взаимодействия, что в свою очередь предписывает необходимость целостного рассмотрения процесса адаптации индивида, то есть не только его адаптивных возможностей, но и характера ситуаций, в которых этот процесс протекает.

    Во вторых, речь идет о личностном уровне адаптации, следовательно, успешность его может зависеть от любого структурного уровня личности, уязвимого или, напротив, соответствующего актуальным требованиям ситуации.

    В третьих, выделяется основной механизм процесса социально – психологической адаптации – преодоление проблемных или конфликтных ситуаций, в связи с чем необходимо дополнительное рассмотрение фрустрации. Необходимо в данном случае необходимо отметить о теории «фрустрации – агрессии», входящий в исследования Дж. Долларда, и Н. Милляра.

 Наиболее изученными являются когнитивный, социально-психологический и психофизиологические аспекты адаптации. Успеваемость студентов, ее динамика, удовлетворенность выбранным профилям обучения, положения в системе межличностных отношений рассматривается в качестве критериев успешности процесса адаптации, а самооценка, ее уровень и адекватность как показатели способности к учебной адаптации.

Адаптация проходит более успешно у тех студентов, чьи ожидания не расходятся с процессом профессионализации в вузе, а неудовлетворенность выбором профессии усложняет процесс профессиональной и социальной адаптации, затрудняет приобщении личности к ценностям и нормам своего коллектива.   

    Что непосредственно касается адаптации к учебной деятельности в вузе, то она включает ряд основных составляющих: социально-психологическую, психологическую и деятельностную.

Социально-психологическая составляющая процесса адаптации отражает изменение социальной роли обучаемого, круга и содержания его общения, корректировку потребностей и системы ценностей, необходимость более гибкой регуляции своего поведения, возникновение потребности в самоутверждении в складывающемся коллективе учебной группы, усвоение норм и традиций, сложившихся в вузе, а также отвечающих характеру избранной профессии.

Психологическая составляющая отражает перестройку мышления и речи студента применительно к условиям профессионального обучения, резкое возрастание роли функций внимания, памяти, увеличение эмоционального напряжения, реализацию задатков и способностей. Деятельностная составляющая отражает приспособление студентов к новым психофизиологическим нагрузкам, ритму жизни, методам и формам работы.

Нарушения гомеостаза и состояния равновесия в системе человек - среда могут вызываться различными факторами, весь комплекс которых можно условно разделить на внутренние (психофизиологические особенности студента, свойства познавательных процессов, характерологические черты) и внешние (социально-бытовые и психогенные).

Таким образом по мнению большинства отечественных авторов, индивидуальные особенности и уровень развития познавательных процессов студентов в значительной степени определяют их адаптивность к обучению в вузе.

 


Выводы по первой главе.

Анализ литературы по проблеме исследования позволил сделать следующие выводы. Адаптация – это способность живого отвечать на воздействие внешней среды таким образом, чтобы оставаться самим собой, не утрачивая своей индивидуальности. Выделяют различные виды адаптации: физиологическую и социально-психологическую. Физиологическая адаптация – это способность живого организма поддерживать гомеостатический баланс, который может возникнуть при резком изменении условий среды. Социально-психологическая адаптация – это способность индивида соответствовать нормам и правилам поведения в обществе.

    Наиболее общая классификация разновидностей социально-психологической адаптации личности включает: нормальная адаптация, девиантная или конформистская и паталогическая адаптация.

    Неспособность личности к потребностям и притязаниям, которые к ней предъявляет среда, ведет к дезадаптации личности. Адаптированность в вузе определяет индивидуальные особенности и уровень развития познавательных процессов студентов.

    Проблемой агрессии в отечественной психологии занимались Э.Ш. Бубнова, Е.В. Змановская, Л.М. Семенюк, А.И. Харчеко. В зарубежной психологии феномен агрессии изучали: А. Бандура, З. Фрейд, А Басс и другие. Наиболее общим определением агрессии для исследователей отечественной и зарубежной психологии является следующее: агрессия – это разрушительное поведение, характеризующееся вспыльчивостью, раздражительностью, приносящее вред другим людям. В разных концепциях выделены различные причины агрессивного поведения. С точки зрения этологического подхода, причинами агрессивного поведения являются врожденные инстинкты борьбы за выживание, которые присутствуют у людей и у других живых существ. Согласно социобиологическому подходу причинами агрессивного поведения являются конкурентность с целью повышения успешности репродукции. Теории побуждения предполагают, что источником агрессивного поведения является позыв, или побуждение.

В. Змановская утверждает, что агрессия способствует адаптации, то есть она способствует проявлению смелости, способствует проявлению уверенности в своих действиях. 

    К числу факторов, неблагоприятно действующих на приспособление личности к новым условиям жизнедеятельности можно отнести слабый тип нервной системы, тревожность, низкий вербальный интеллект, расхождение ожиданий с процессом профессионализации.


Агрессия (Agg).

Эта категория включает ответы, в которых рука воспринимается как угрожающая, наносящая повреждения, нападающая, оскорбляющая, господствующая или активно хватающая другого человека или какой - либо объект.

Примеры: «Дает пощечину», «Бьет», «Толкает», «Отбирает», «Шлепает ребенка», «Ударяет кого – то кулаком», «Дерется», «Отбирает что – то», «Ворует фрукты», «Сжимает кого – то», «Высмеивает», «Ругает кого-то», «Царапает», «Меряется силой» и так далее.

Директивность (Dir).

Эта категория включает ответы, в которых рука воспринимается как доминирующая, руководящая, управляющая, отдающая команды, перечащая, мешающая или каким-то другим способом активно влияющая на другого человека.

Примеры: «Дирижирует оркестром», «Управляет подъемным краном», «Милиционер дает команду остановиться», «Делает предупреждение», «Указывает направление», «Читает нотации», «Дает указания», «Предлагает сильную опеку», «Приказывает», «Заставляет».

Ответы этой категории отражают установку превосходства над другими людьми, ожидание, что другие должны вести себя в соответствии с намерениями руки, повышенную готовность использовать других людей в своих интересах.

Аффектация (Aff).

Эта категория включает ответы, в которых рука воспринимается как выражающая привязанность любовь, эмоциональноположительное, благожелательное отношение к другим. К этой категории относятся ответы, в которых рука предлагает дружбу или помощь.

Примеры: «Жалеет кого-то», «Протягивает руку для оказания помощи», «Обнимает», «Добро пожаловать», «Дарит кому-нибудь цветы», «Аплодирует», «Гладит собачку».

Эти ответы отражают способность к активной социальной жизни, желание субъекта сотрудничать с другими. Они прежде всего характеризуются благожелательными отношениями.

Коммуникация (Com).

К этой категории относятся ответы, в которых рука общается или  пытается общаться с кем-то. При этом общающийся находится в равной или подчиненной позиции по отношению к своему партнеру. В этих ответах совершенно очевидно, что коммуникатор хочет поделится информацией, нуждается в обратной связи, хочет быть понятым и принятым своей аудиторией. Условно этот показатель можно назвать показателем «делового» общения, в то время как предыдущую категорию «Aff» - показателем «эмоционального» общения.

Примеры: «Стремится договориться», «Передает информацию», «Пытается быть понятым», «Рука здоровается» и так далее.

Зависимость (Dep).

К этой категории относятся ответы, в которых рука воспринимается как ищущая помощи или поддержки других людей. В эту категорию входят ответы в которых рука воспринимается как подчиняющаяся другим.

Примеры: «Умоляет», «Просит подать руку», «Ожидает получить что-то», «Дает клятву», «Пытается остановить такси», «Поднимает руку для ответа на уроке», «Поднимает руку, чтобы спросить» и так далее.

Страх (F).

Эта категория включает ответы, отражающие страх перед ответным ударом, агрессией со стороны других людей. В таких ответах рука может выступать как жертва чьих-то агрессивных проявлений или стремится оградить себя от физических воздействий и повреждений. К категории « относятся не «истинные» тенденции к действию а защитные реакции.

Примеры: «Рука поднята от страха с целью защитить себя», «Отводить удар», «Руке угрожает боль, травма», «Что-то прячет, так как боится, чтобы не узнали», и так далее. В эту категорию относятся ответы, в которых рука выступает как жертва собственной агрессии или воспринимается как наносящая вред обследуемому (мазохистские тенденции).

Примеры: «Царапает себя», «Рука душит меня» и так далее.

Эксгибиционизм (Ex).

К этой категории относятся ответы, в которых рука принимает участие в деятельности, связанной с развлечениями, самовыражением, демонстративностью.

Примеры: «Показывает кому-то руку», «Любуется ногтями», «Женщина протягивает руку, чтобы привлечь к себе внимание», «Танцует», «Хочет показать фокус», «Играет на пианино» и так далее.

Калечность (Crip).

Эта категория включает ответы в которых рука воспринимается как больная, искалеченная, деформированная или каким-либо образом поврежденная.

Примеры: «Рука, больная артритом», «Сломанное запястье», «Рука со сломанным пальцем», «Нетрудоспособная рука» и так далее.

Описание (Des).

Эта категория включает ответы, являющиеся физическим описанием руки, при этом не фиксируется и не подразумевается какая – либо тенденция к действию и наличие энергии. Рука как бы нарисована, происходит описание образа или настроения без проецирования тенденции к действию.

Примеры: «Красивая рука», «Пухлая рука», «Рука с растопыренными пальцами» «Рука интеллигентного человека» и так далее.

Напряжение (Ten).

К этой категории относятся ответы, в которых рука затрачивает определенную энергию, но практически ничего не достигает. Энергия уходит на то, чтобы удержать свои чувства и поддержать себя в сложных ситуациях. Для этих ответов характерны переживания тревоги, напряжения дискомфорта.

Примеры: «Рука дрожит», «Сжатый в гневе кулак», «Напрягает руку», «Кулак сжатый в состоянии тревоги», «Стучит пальцами по столу», «Не приятно смотреть на эту руку» и так далее.

Активные безличные ответы (Act).

Эта категория включает ответы в которых рука совершает какое-либо действие выполнение которого не требует присутствия другого лица, в которых рука меняет свое физическое положение или противодействует силе тяжести, оцениваются по этой категории.

Примеры: «Тащит», «Проделывает нитку в иголку», «Вяжет», «Шьет», «Опирается на что-то», «Достает что-то», «Плывет» и так далее.

Пассивные безличные ответы (Pas).

Эта категория включает ответы, в которых рука совершает пассивные действия, не требующие присутствия другого лица. Безличные действия, в которых рука не меняет своего физического положения и не сопротивляется силе тяжести, так же оцениваются по этой категории.

Примеры: «Лежит, отдыхает», «Спокойно вытянута», «Сушит ногти», «Спит», «Роняет что-то» и так далее.

Галлюцинации (Bas).

К этой категории относятся ответы невероятного, необычного, и вместе с тем страшного и пугающего содержания. При этом контуры рисунка, как правило, игнорируются.

Примеры: «Большой клоп», «Голова смерти», «Петух с отрубленной головой» и так далее.

Отказ от ответа (Fail).

Человек не может дать ответ на карточку.

Далее подсчитывается процент ответов каждой категории по отношению к общему количеству ответов.

С помощью данной методики мы определяем у испытуемых склонность к агрессивному поведению.

Изучение агрессивности «Опросник Басса-Дарки», разработан А. Бассом. Опросник состоит из семидесяти пяти утверждений, на которые испытуемый отвечает «Да» или «Нет». Данная методика позволяет нам опред



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.124.8 (0.096 с.)