Описание методов исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Описание методов исследования



 

Задачей нашего экспериментального исследования является определить особенности адаптации студентов к обучению в вузе с различным уровнем агрессии. 

Для решения поставленной задачи, с целью изучения уровня агрессии у студентов первого курса мы использовали следующие диагностические методики: проективную методику «Хенд-тест» Т.Н. Курбатова, О.М. Муляр; опросник «Изучения агрессивности» Басса-Дарки.

«Хенд-тест», проективная методика исследования личности. Идея создания теста принадлежит Э. Вангеру, система подсчета очков и коэффициенты разработаны З. Пиотровским и Б. Бриклиным, тест адаптирован Т.Н. Курбатовой. Впервые он был опубликован в 1962 году.

В теоретическом обосновании «Хенд-теста» его авторы исходили из следующих положений: превосходство человека над животными обусловлено уровнем развития человеческого мозга и человеческой руки; рука помогает человеку в выполнении множества функций; рука является основным инструментом, обеспечивающим кинестетическую и тактильную обратную связь и, следовательно, дает человеку большую часть интериндивидуальной информации.

Таким образом, логично ожидать, что «Хенд-тест», в котором различные изображения руки используются в качестве визуальных стимулов, позволит выявить многие поведенческие тенденции человека на основании особенностей его индивидуального восприятия предложенного стимульного материала.

Кроме того, в силу своих конструктивных особенностей методика позволяет надежно прогнозировать и качественно оценивать такое специфическое качество личности, как «открытое агрессивное поведение».

Открытое агрессивное поведение описывается Э. Венгером, как противоречащее социальным нормам в ситуациях совместной деятельности. Понятие «агрессивность», предложенное Э. Вангером, включает три необходимых и взаимосвязанных компонента:

1) намеренность (в отличие от случайности),

2) применение насилия, а не просто угрозы,

3) наличие телесных повреждений или каких-либо негативных последствий у потерпевших. Люди, склонны к такому поведению, становятся, как правило, предметом внимания школьной администрации, милиции, суда, врачей психиатрических клиник и так далее.

Крайними примерами открытого агрессивного поведения могут служить драки со сверстниками и учителями в школе, бросание различных предметов с целью нанесения повреждений во время семейных ссор, совершение различных правонарушений, буйное разрушительное поведение пациентов психиатрических клиниках и других психологических учреждениях. «Хенд-тест» предсказывает не конкретный вид агрессии а склонность к агрессивному поведению.

Стимульный материал состоит из 9 карточек со стандартным изображением кистей рук и одной пустой карточки. 10 карточек предъявляют обследуемому в определенной последовательности в конкретной фиксированной позиции со следующей инструкцией «Что, по вашему мнению, делает эта рука?»

Если обследуемый затрудняется с ответом, то ему предлагается следующий вопрос: «Что, как вы думаете, делает человек, которому принадлежит эта рука? Назовите все варианты, которые вы можете представить».

При предъявлении первых трех карточек, обследуемому необходимо напомнить о том, что называть надо все варианты ответов, которые он может представить. Это особенно важно в тех случаях, когда обследуемый ограничивается одним ответом на карточку. Большее количество ответов позволяет получить более надежные результаты тестирования, так как в данном случае личность человекапроявляется более полно.

Десятая карта (пустая) предъявляется с инструкцией: «Сначала представьте себе какую-нибудь руку, а затем опишите те действия, которые она может выполнять». Любые ответы встречаются одобрительной поддержкой. В случае не точного или двусмысленного ответа человека просят пояснить его содержание. При этом необходимо избегать навязывания каких – либо специфических ответов. Уточняющие вопросы могут быть примерно следующими: «Расскажите об этом немного подробнее», «Опишите подробнее эту ситуацию».

Карточку разрешается поворачивать и держать при ответе в любой позиции, выбранной обследуемым. Отмечается латентное время реакции на предъявляемые карточки стимульного набора. Ответы обследуемого относятся в «Бланк фиксации результатов». Процесс обработки результатов заключается в следующем: на первом этапе мы подсчитываем общее количество результатов, данных испытуемым. Авторами «Хенд-теста» были предложены следующие оценочные категории.

Агрессия (Agg).

Эта категория включает ответы, в которых рука воспринимается как угрожающая, наносящая повреждения, нападающая, оскорбляющая, господствующая или активно хватающая другого человека или какой - либо объект.

Примеры: «Дает пощечину», «Бьет», «Толкает», «Отбирает», «Шлепает ребенка», «Ударяет кого – то кулаком», «Дерется», «Отбирает что – то», «Ворует фрукты», «Сжимает кого – то», «Высмеивает», «Ругает кого-то», «Царапает», «Меряется силой» и так далее.

Директивность (Dir).

Эта категория включает ответы, в которых рука воспринимается как доминирующая, руководящая, управляющая, отдающая команды, перечащая, мешающая или каким-то другим способом активно влияющая на другого человека.

Примеры: «Дирижирует оркестром», «Управляет подъемным краном», «Милиционер дает команду остановиться», «Делает предупреждение», «Указывает направление», «Читает нотации», «Дает указания», «Предлагает сильную опеку», «Приказывает», «Заставляет».

Ответы этой категории отражают установку превосходства над другими людьми, ожидание, что другие должны вести себя в соответствии с намерениями руки, повышенную готовность использовать других людей в своих интересах.

Аффектация (Aff).

Эта категория включает ответы, в которых рука воспринимается как выражающая привязанность любовь, эмоциональноположительное, благожелательное отношение к другим. К этой категории относятся ответы, в которых рука предлагает дружбу или помощь.

Примеры: «Жалеет кого-то», «Протягивает руку для оказания помощи», «Обнимает», «Добро пожаловать», «Дарит кому-нибудь цветы», «Аплодирует», «Гладит собачку».

Эти ответы отражают способность к активной социальной жизни, желание субъекта сотрудничать с другими. Они прежде всего характеризуются благожелательными отношениями.

Коммуникация (Com).

К этой категории относятся ответы, в которых рука общается или  пытается общаться с кем-то. При этом общающийся находится в равной или подчиненной позиции по отношению к своему партнеру. В этих ответах совершенно очевидно, что коммуникатор хочет поделится информацией, нуждается в обратной связи, хочет быть понятым и принятым своей аудиторией. Условно этот показатель можно назвать показателем «делового» общения, в то время как предыдущую категорию «Aff» - показателем «эмоционального» общения.

Примеры: «Стремится договориться», «Передает информацию», «Пытается быть понятым», «Рука здоровается» и так далее.

Зависимость (Dep).

К этой категории относятся ответы, в которых рука воспринимается как ищущая помощи или поддержки других людей. В эту категорию входят ответы в которых рука воспринимается как подчиняющаяся другим.

Примеры: «Умоляет», «Просит подать руку», «Ожидает получить что-то», «Дает клятву», «Пытается остановить такси», «Поднимает руку для ответа на уроке», «Поднимает руку, чтобы спросить» и так далее.

Страх (F).

Эта категория включает ответы, отражающие страх перед ответным ударом, агрессией со стороны других людей. В таких ответах рука может выступать как жертва чьих-то агрессивных проявлений или стремится оградить себя от физических воздействий и повреждений. К категории « относятся не «истинные» тенденции к действию а защитные реакции.

Примеры: «Рука поднята от страха с целью защитить себя», «Отводить удар», «Руке угрожает боль, травма», «Что-то прячет, так как боится, чтобы не узнали», и так далее. В эту категорию относятся ответы, в которых рука выступает как жертва собственной агрессии или воспринимается как наносящая вред обследуемому (мазохистские тенденции).

Примеры: «Царапает себя», «Рука душит меня» и так далее.

Эксгибиционизм (Ex).

К этой категории относятся ответы, в которых рука принимает участие в деятельности, связанной с развлечениями, самовыражением, демонстративностью.

Примеры: «Показывает кому-то руку», «Любуется ногтями», «Женщина протягивает руку, чтобы привлечь к себе внимание», «Танцует», «Хочет показать фокус», «Играет на пианино» и так далее.

Калечность (Crip).

Эта категория включает ответы в которых рука воспринимается как больная, искалеченная, деформированная или каким-либо образом поврежденная.

Примеры: «Рука, больная артритом», «Сломанное запястье», «Рука со сломанным пальцем», «Нетрудоспособная рука» и так далее.

Описание (Des).

Эта категория включает ответы, являющиеся физическим описанием руки, при этом не фиксируется и не подразумевается какая – либо тенденция к действию и наличие энергии. Рука как бы нарисована, происходит описание образа или настроения без проецирования тенденции к действию.

Примеры: «Красивая рука», «Пухлая рука», «Рука с растопыренными пальцами» «Рука интеллигентного человека» и так далее.

Напряжение (Ten).

К этой категории относятся ответы, в которых рука затрачивает определенную энергию, но практически ничего не достигает. Энергия уходит на то, чтобы удержать свои чувства и поддержать себя в сложных ситуациях. Для этих ответов характерны переживания тревоги, напряжения дискомфорта.

Примеры: «Рука дрожит», «Сжатый в гневе кулак», «Напрягает руку», «Кулак сжатый в состоянии тревоги», «Стучит пальцами по столу», «Не приятно смотреть на эту руку» и так далее.

Активные безличные ответы (Act).

Эта категория включает ответы в которых рука совершает какое-либо действие выполнение которого не требует присутствия другого лица, в которых рука меняет свое физическое положение или противодействует силе тяжести, оцениваются по этой категории.

Примеры: «Тащит», «Проделывает нитку в иголку», «Вяжет», «Шьет», «Опирается на что-то», «Достает что-то», «Плывет» и так далее.

Пассивные безличные ответы (Pas).

Эта категория включает ответы, в которых рука совершает пассивные действия, не требующие присутствия другого лица. Безличные действия, в которых рука не меняет своего физического положения и не сопротивляется силе тяжести, так же оцениваются по этой категории.

Примеры: «Лежит, отдыхает», «Спокойно вытянута», «Сушит ногти», «Спит», «Роняет что-то» и так далее.

Галлюцинации (Bas).

К этой категории относятся ответы невероятного, необычного, и вместе с тем страшного и пугающего содержания. При этом контуры рисунка, как правило, игнорируются.

Примеры: «Большой клоп», «Голова смерти», «Петух с отрубленной головой» и так далее.

Отказ от ответа (Fail).

Человек не может дать ответ на карточку.

Далее подсчитывается процент ответов каждой категории по отношению к общему количеству ответов.

С помощью данной методики мы определяем у испытуемых склонность к агрессивному поведению.

Изучение агрессивности «Опросник Басса-Дарки», разработан А. Бассом. Опросник состоит из семидесяти пяти утверждений, на которые испытуемый отвечает «Да» или «Нет». Данная методика позволяет нам определить различные виды агрессии и враждебных реакции. А Басс и А. Дарки выделили различные виды агрессии:

1.Физическая агрессия (нападение) – использование физической силы против другого человека.

2. Косвенная агрессия – агрессия которая окольными путями направлена на другое лицо (сплетни, злобные шутки)

3. Склонность к раздражению – готовность к проявлению при малейшем возбуждении, вспыльчивости, резкости, грубости.

4. Негативизм – оппозиционная мера поведения, обычно направленная против авторитета или руководства; это поведение может нарастать от пассивного сопротивления до активной борьбы против установившихся законов и обычаев.

5. Обида – зависть и ненависть к окружающим, обусловленные чувством горести, гнева на весь мир за действительные или мнимые страдания.

6. Подозрительность – недоверие или осторожность по отношению к людям, основанные на убеждении, что окружающие намерены причинить вред.

7. Вербальная агрессия – выражение негативных чувств, как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятья, ругань). Кроме того, выделяется еще один пункт – угрызения совести. Данная методика позволяет нам определить различные виды агрессии у испытуемых.

Для изучения уровня адаптации студентов первого курса мы использовали следующие диагностические методики: «Оценка социально-психологической адаптированности» К. Роджерса; опросник «Якорь карьеры», Э. Шейна;

Шкала социально - психологической адаптированости разработана К. Роджерсом и Р. Даймоном и адаптирована Т.В. Снегиревой. Шкала состоит из сто одного суждения, из них тридцать шесть соответствуют критериям социально-психологической адаптированости личности.

Критерии адаптированости отчасти совпадают с критериями личной зрелости, в их числе: чувство собственного достоинства, умения уважать других, открытость реальной практики деятельности и отношений, пониманий своих проблем и стремлений овладеть, справится с ними.

Напротив, критерий дезадаптации (тридцать семь критериев) предполагают: непринятие себя, других, наличие защитных барьеров в осмыслении своего актуального опыта, кажущееся решением проблем, негибкость. Оставшиеся двадцать восемь суждений – нейтральны. С помощью данной методики мы определяли уровень адаптации и дезадаптации.

    Опросник «Якорь карьеры». Э.Шейна позволяет оценить свои карьерные ориентации. «Якорь карьеры» отражает наличие осознаваемых приоритетных профессиональных потребностей в структуре личности. Опросник включает сорок одно утверждение, которые необходимо оценить от одного до десяти. Э. Шейн выделяет следующие карьерные ориентации: профессиональная компетенция, менеджмент, автономия, стабильность работы, место жительства, служение, вызов, интеграция стилей жизни, предпринимательство.

1.Профессиональная компетентность – эта установка связана с наличием способностей и талантов в определенной области. Люди с такой установкой хотят быть мастерами своего дела, они бывают особенно счастливы, когда достигают успеха в профессиональной сфере, но быстро теряют интерес к работе которая не позволяет развивать свои способности.

2. Менеджмент. Понимание этой карьерной ориентации связано с возрастом и опытом работы. Человек с карьерной ориентацией на менеджмент будет считать, что не достиг целей своей карьеры, пока не займет должность, на которой будет управлять различными сторонами деятельности предприятия: финансами, маркетингом, производством продукции, разработками, продажами.

3.Автономия. Ярко выраженная потребность все делать по-своему, самому решать, когда, над чем и сколько работать. Такой человек не хочет подчиняться правилам организации, личность готова отказаться от продвижения по службе и от других возможностей ради сохранения своей независимости.

4. Стабильность. Эта карьерная ориентация обусловлена потребностью в безопасности и стабильности для того, чтобы будущие жизненные события были предсказуемы.

5. Служение. Основными ценностями при данной ориентации является «работа с людьми», «служение человечеству», «желание сделать мир лучше».

6. Вызов. Основные ценности в карьерной ориентации этого типа – конкуренция, победа над другими людьми.

7. Интеграция стилей жизни – человек ориентирован на интеграцию различных сторон жизни. Он не хочет, чтобы в его жизни доминировала только семья или карьера, или только саморазвитие. Он хочет, чтобы все это было сбалансировано.

8. Предпринимательство. Человек с такой карьерной ориентацией стремится создавать что-то новое, хочет преодолевать препятствия, готов к риску. С помощью данной методики мы определяли карьерные ориентации студентов.

 

 


2.2. Анализ особенностей адаптации студентов с разным уровнем агрессии.

 

Задачей нашего экспериментального исследования является определить особенности адаптации студентов к обучению в вузе с различным уровнем агрессии. В ходе экспериментального исследования принимали участие 50 студентов первого курса факультета коррекционной педагогики и психологии Шадринского Государственного педагогического института. Эксперимент проводился на базе

Экспериментальное исследование проходило в три этапа:

1. изучались особенности проявления агрессии у студентов первого курса.

2. выявлялся уровень адаптации у студентов первого курса.

3. Выявление особенностей адаптации студентов с разным уровнем проявления агрессии.

1. С целью выявления уровня агрессии мы использовали следующие методики: проективную методику исследования личности «Hand-тест» Т.Н. Курбатова, О.М. Муляр. С помощью данной методики мы определяли склонность испытуемых к агрессивному поведению.

Анализ результатов позволил установить, что 17% испытуемых склонны к агрессивному поведению, то есть они могут нанести вред другому лицу или самим себе, они, как правило импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, что затрудняет их общение с окружающими. У оставшихся 83% испытуемых не наблюдается склонность к агрессивному поведению.  Результаты методики отражены в диаграмме 1.

 

Диаграмма 1



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 312; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.246.254 (0.041 с.)