История развития законодательства об ответственности за нарушение правил несения пограничной службы В России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История развития законодательства об ответственности за нарушение правил несения пограничной службы В России



 

Рассматривая вопрос развития законодательства об ответственности за нарушение правил несения пограничной службы необходимо отметить следующее. История охраны Государственной границы, в том числе в пунктах пропуска (специально отведенных местах), - это составная часть истории Российского государства, и она напрямую связана с историей формирования ее территорий и установления границ, политической историей, историей развития экономики, культуры. Поэтому нельзя сводить историю охраны Государственной границы к истории собственно пограничной стражи и войск. К охране границ Государства Российского, осуществлению пропуска через границу лиц, транспортных средств, перемещения товаров, животных были причастны таможенные органы, пограничники, жандармское, внешнеполитическое и военное ведомства, корчемная стража и др.

Наличие контроля за пересечением границы в России, как и в других странах, позволяло государству обеспечивать суверенитет над своей территорией, ее безопасность, пресекая попытки въезда «нежелательных лиц», иметь значительный доход в бюджет государства путем взимания различного вида пошлин, способствовало развитию отечественного промышленного производства за счет ограничения ввоза некоторых иностранных и вывоза отечественных товаров и др.

Несмотря на то, что охрана государственной границы осуществлялась на протяжении всего времени существования государства российского, специальные составы за нарушение правил несения пограничной службы были не всегда.

Анализ исторических источников России и других стран показал, что постепенно, в течение нескольких веков, институт военно-уголовного права претерпевал ряд существенных изменений, которые выразились в полном исчезновении или в частичном изменении либо в появлении новых уголовно-правовых норм. Это явилось следствием изменения общественно-политических условий, военных доктрин государства, его интересов. Но главная идея законодателя заключалась в том, что совершенствование этих норм должно было способствовать укреплению армии - важного инструмента в решении военно-политических задач.

До царствования Петра I российское военно-уголовное законодательство существовало наравне с общеуголовным и соответствовало развитию военной организации общества.

В России первые особые постановления о проступках ратных людей появились в изданном при царе Михаиле Федоровиче в 1621 г. Уставе ратных, пушкарских и других дел, касающихся до военной науки, а затем получили развитие в Соборном уложении 1649 г. царя Алексея Михайловича.

Окончательное закрепление ответственности военнослужащих за нарушения, допущенные при несении караульной службы и против лиц, несущих службу в карауле, происходит в Воинском артикуле Петра I от 26 апреля 1715 г.

В Воинском артикуле Петра I четко прослеживается стремление к укреплению государственной власти и ее опоры - армии путем введения единоначалия, жесточайшей воинской дисциплины. Особое внимание было уделено регулированию ответственности за злоупотребление командиров по службе, за насильственные действия против офицеров всех рангов и, наоборот, за насилие командиров в отношении подчиненных, в том числе и ответственности за нарушение службы в караулах.

Следующим и наиболее значимым законодательным актом (Александровские реформы), регулирующим уголовную ответственность за нарушение правил караульной службы, являлся Воинский устав о наказаниях 1868 г. В связи с изданием Уложения о наказаниях 1845 г. возникла необходимость принятия новых военно-уголовных законов, и уже в 1846 г. была образована особая комиссия под руководством сенатора Капгера, которая приступила к составлению проекта нового Военно-уголовного уложения.

Воинский устав о наказаниях 1868 г., с последующими изменениями, действовавший до Октябрьской революции, был базовым для дореволюционного военно-уголовного законодательства как с точки зрения собственно материального права, так и с точки зрения конструкции его норм. Он не являлся составной частью общеуголовного законодательства и не применялся без Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. Применение Воинского устава без Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. было невозможно, поскольку в последнем были изложены общие нормы о преступлении и наказании. Воинский устав содержал лишь исключения, находившиеся вне области правового регулирования Уложения, поскольку они были обусловлены спецификой воинских преступлений и статусом лиц, совершивших эти преступления.

До Октябрьской революции службу по охране границ империи нёс Отдельный корпус пограничной стражи, а контроль за въездом в империю и выездом за её пределы осуществляла пограничная жандармерия.

Декретом Совнаркома 28 мая 1918 года была учреждена Пограничная охрана РСФСР. Тогда же было создано Главное управление погранохраны, в которое в полном составе перешли офицеры бывшего Управления отдельного корпуса погранстражи России.

Уголовный Кодекс РСФСР 1922 года в особенной части содержит отдельную главу VII. воинские преступления, однако данная глава не содержала самостоятельного состава об ответственности за нарушения правил несения пограничной службы.

Следующий уголовный кодекс 1926 года, также содержал отдельную главу о воинских преступлениях, однако специального состава об ответственности за нарушения правил несения пограничной службы в нем так же не было.

УК РСФСР 1926 включал статью 59.10, которая предусматривала уголовную ответственность за способствование переходу государственной границы без соответствующего разрешения, совершенное в виде промысла или должностными лицами. Однако данный состав не выделял военнослужащих пограничных войск в качестве специального субъекта.

И только принятый в 1960 году УК РСФСР уже содержал самостоятельный состав об ответственности за нарушение правил несения пограничной службы. В соответствии со статьей 256 УК РСФСР 1960 года

а) нарушение правил несения пограничной службы лицом, входящим в состав наряда по охране Государственной границы СССР, - наказывается лишением свободы на срок от одного года до трех лет;

б) то же деяние при смягчающих обстоятельствах - влечет применение правил Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Союза ССР;

в) деяние, предусмотренное пунктом «а» настоящей статьи, повлекшее тяжкие последствия, - наказывается лишением свободы на срок от трех до десяти лет.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.252.23 (0.005 с.)