Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Современное состояние берестяного промыслаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Приятно осознавать, что в настоящее время берестяной промысел не угас. “Берестяные" - центры России - это Великий Устюг, Вологда, Русский Север, Киров, Урал, Новгород, Архангельск, Томск, Новосибирск, Ярославль и некоторые другие города, где растет береза. В различных регионах в процессе обработки бересты привносились особенности и ньюансы, подчеркивающие и закрепляющие народный колорит промысла. Существуют разнообразные способы украшения бересты. Тиснение применяется на Среднем Урале, Русском Севере, Среднем Прикамье и Прикамье. Изображались птицы, звери, орнаменты с растительными мотивами и простейшие геометрические фигуры. Расписывают бересту на Урале, Русском Севере, Западной Сибири, Пермогорье (Северная Двина) и Вятском крае. Приоритетом Русского Севера является резьба и прорезная (просечная) береста, возникшая в XVII-XVIII века в поселенье Шемогодье. Для фона часто используют прокладки из фольги, ярко окрашенной бумаги или бересты различных оттенков. Якуты синтезируют различные техники обработки бересты. Это - резьба, гравирование, процарапывание. Кроме этого, используются различные материалы: бисер, конский волос, тальник, металлические литые детали. На Урале известно четыре основных центра обработки бересты. Это прокопьевская Салда, Нижняя Салда, Нижний Тагил и селенья вокруг него, село Таволги Невьянского района. У берестяного промысла Урала второй половины XIX века были свои отличительные черты. Наиболее известные и прославленные тагильские бураки (могли называться верхотурскими и пермскими) изготавливались в нескольких вариантах: расписные, простые с тиснением и “лакированные" - шпаклеванные “под малахит”, под “черепашку”, “под яшму”, с гравюрами, переводными картинками, декоративными росписями. О бересте, как о полезном материале заговорили в 1970-х годах. Постепенно происходило осмысление культурно-исторического и художественного наследия, что в свою очередь способствовало появлению мастеров неординарно думающих и находящихся в постоянном творческом поиске новых форм изделий. Краснотурьинского мастера Андрея Эрнестовича Галлера можно считать одним из первых в Свердловской области, кто в этот период обратился к созданию художественных изделий из бересты. Его работы сразу же заняли достойное место в экспозиции Краснотурьинского краеведческого музея им.А.С. Попова: ларцы, шкатулки с рельефными сюжетами и орнаментикой из белоснежных узоров на темно-охристом фоне несут на себе печать красоты материала и высокий талант мастера.
Были и такие мастера, кто обратился в силу своих способностей и интереса к вещам менее прозаичным и непритязательным, но в быту не лишних. Бывший директор Верхотурского межсовхозного лесхоза Михаил Петрович Кучев после выхода на пенсию, в середине 1980-х годов, возрадил некогда забытые секреты мастерства берестянщика. Его наиболее удачные работы - а среди них были различные бытовые вещи с незатейливыми узорами - расходились в качестве сувениров и подарков среди многочисленных знакомых и родственников. Уже в преклонном возрасте увлеклись берестой умельцы из Серова Евгений Александрович Феофилов и Валентин Сергеевич Снятков. В конце 1980-х годов о них заговорили как об интересных творцах. Только в одном изделии, представленном на художественной выставке в Санкт-Петербурге в 1990 году В.С. Сняткову пришлось нарезать 82 тысячи отверстий для создания оригинального кружевного узора на шкатулке, получившей всеобщее признание посетителей. И подобных изделий за годы творческой работы - не одна сотня. И каждая вещь - образец кропотливого труда. В изделиях В.С. Сняткова, как отмечают специалисты, прослеживается влияние вологодской школы мастерства. И это не случайно, он родился и вырос на Вологодщине, хотя в детстве специально и не занимался изготовлением подобных вещей. Шедевры из рук мастера начали выходить как бы сами по себе. И все - на особинку: братина с ковшами, ендова с горками, боченок с кружками, кунган со стопами. Не идут в счет многочисленные шкатулки, в которых прекрасное сочетание нашли вологодские узоры и ральская береста. Художественный компонент с каждым годом все уверенней находил свое воплощение в изделиях из бересты, и в этом несомненная заслуга организаторов художественных выставок, пропагандирующих деятельность мастеров народного творчества. Первые крупные выставки прошли в Нижнетагильском музее - заповеднике горнозаводского дела Среднего Урала и Екатеринбургском музее изобразительных искусств в 1994 году. Одна из них была посвещена творческой деятельности тагильчан Натальи Яковлевны и Павла Васильевича Камневых.28 изящных изделий из бересты сочетали в себе технику резьбы и тиснения, орнаментальные и изобразительные мотивы на бураках и шкатулках. Увлечения Камневых берестой начались в 1991 году. Кропотливо оттачивая технику мастерства обработки бересты Камневы научились создавать совершенно отличительные от остальных мастеров изделия, обладающие оригинальной отделкой и притягательностью. В своих работах Камневы сочетали бересту с поделочными цветными выставками из камня. Это нововведение вызывало немало споров у ценителей искусства прекрасного, хотя сами авторы считали это оправданным. Обогревая природную красоту бересты камень создавал иллюзию выразительности и благородства изделия.
В 1994 году в Екатеринбурге состоялась выставка, полностью посвященная сибирской бересте. Демонстрировалось более 200 изделий 11 авторов из Кемеровской области. Мастера-берестянщики из Мариинска и Прокопьевска представляли собой творческое объединение “Сонмище” преобладали на выставке популярные в народе туеса, народные инструменты, декоративные панно - пейзажи, сочетавшие в себе различные технические приемы обработки бересты: тиснение (В.П. Данилов), цветную тонировку (В.В. Емельянов), скобление и процарапывание (Ю.М. Михайлов), роспись акварелью (К.П. Баранников), оплетку (Р.А. Фаршев), аппликацию (Г.Н. Плохин). Изделия покорили екатеринбуржцев своей красотой и великолепием, которые по достоинству оценили богатые пластические возможности природного материала. Это, в свою очередь, дало толчек к переосмыслению сторон творческой деятельности сибиряков уральскими мастерами. С 1993 года освоил технику художественной обработки бересты и Сергей Иванов (г. Екатеринбург). Представленные им в Североуральске изделия отличались композиционной продуманностью и завершенностью, использованием техники прорезной резьбы и аппликации, чистотой отделки и изысканностью. Это один из лучших педагогов: его авторская программа “Живая береста”, подготовленная для школы народной культуры по заказу Министерства образования Свердловской области, пользуется огромной популярностью. За период своей педагогической деятельности в профессионально-техническом училище №91 (отделение “народные художественные промыслы”) он подготовил не мало прекрасных мастеров-берестянщиков. Произведения этих мастеров согреты теплом их рук, душевным теплом. Изделия не только радуют глаз, они согревают и напоминают о том, что необходимо хранить в себе стремление к прекрасному, совершенствовать, изменять мир, нести добро и красоту. Выводы по главе
В последнюю четверть века народное искусство привлекает все большее внимание не только исследователей, но и широких слоев населения. Особый интерес вызывает состояние народного искусства в наши дни и перспективы его развития. С развитием промышленности постепенно (в разных странах в разное время) ремесло как производство ручным способом всего комплекса предметной среды обитания человека исчезает. Но производство ручным способом художественных изделий в сфере искусства не только сохраняется, но и развивается в традиционном народном искусстве.
Важно сохранить традиции, т.к. в настоящее время размывается грань между самостоятельным (наивным, непрофессиональным) искусством и народным. Многопоколенное и многовековое абстрагирование в образах народного творчества самого сущностного привело к всеобщности восприятия народного искусства. Независимо от возраста, национальности, образования и вида профессиональной деятельности люди склонны к восприятию доброй мудрости традиционного народного изобразительного творчества.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 126; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.80.252 (0.01 с.) |