Современное состояние берестяного промысла 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Современное состояние берестяного промысла



 

Приятно осознавать, что в настоящее время берестяной промысел не угас.

“Берестяные" - центры России - это Великий Устюг, Вологда, Русский Север, Киров, Урал, Новгород, Архангельск, Томск, Новосибирск, Ярославль и некоторые другие города, где растет береза.

В различных регионах в процессе обработки бересты привносились особенности и ньюансы, подчеркивающие и закрепляющие народный колорит промысла.

Существуют разнообразные способы украшения бересты. Тиснение применяется на Среднем Урале, Русском Севере, Среднем Прикамье и Прикамье. Изображались птицы, звери, орнаменты с растительными мотивами и простейшие геометрические фигуры. Расписывают бересту на Урале, Русском Севере, Западной Сибири, Пермогорье (Северная Двина) и Вятском крае. Приоритетом Русского Севера является резьба и прорезная (просечная) береста, возникшая в XVII-XVIII века в поселенье Шемогодье. Для фона часто используют прокладки из фольги, ярко окрашенной бумаги или бересты различных оттенков. Якуты синтезируют различные техники обработки бересты. Это - резьба, гравирование, процарапывание. Кроме этого, используются различные материалы: бисер, конский волос, тальник, металлические литые детали.

На Урале известно четыре основных центра обработки бересты. Это прокопьевская Салда, Нижняя Салда, Нижний Тагил и селенья вокруг него, село Таволги Невьянского района.

У берестяного промысла Урала второй половины XIX века были свои отличительные черты. Наиболее известные и прославленные тагильские бураки (могли называться верхотурскими и пермскими) изготавливались в нескольких вариантах: расписные, простые с тиснением и “лакированные" - шпаклеванные “под малахит”, под “черепашку”, “под яшму”, с гравюрами, переводными картинками, декоративными росписями.

О бересте, как о полезном материале заговорили в 1970-х годах. Постепенно происходило осмысление культурно-исторического и художественного наследия, что в свою очередь способствовало появлению мастеров неординарно думающих и находящихся в постоянном творческом поиске новых форм изделий. Краснотурьинского мастера Андрея Эрнестовича Галлера можно считать одним из первых в Свердловской области, кто в этот период обратился к созданию художественных изделий из бересты. Его работы сразу же заняли достойное место в экспозиции Краснотурьинского краеведческого музея им.А.С. Попова: ларцы, шкатулки с рельефными сюжетами и орнаментикой из белоснежных узоров на темно-охристом фоне несут на себе печать красоты материала и высокий талант мастера.

Были и такие мастера, кто обратился в силу своих способностей и интереса к вещам менее прозаичным и непритязательным, но в быту не лишних. Бывший директор Верхотурского межсовхозного лесхоза Михаил Петрович Кучев после выхода на пенсию, в середине 1980-х годов, возрадил некогда забытые секреты мастерства берестянщика. Его наиболее удачные работы - а среди них были различные бытовые вещи с незатейливыми узорами - расходились в качестве сувениров и подарков среди многочисленных знакомых и родственников.

Уже в преклонном возрасте увлеклись берестой умельцы из Серова Евгений Александрович Феофилов и Валентин Сергеевич Снятков. В конце 1980-х годов о них заговорили как об интересных творцах. Только в одном изделии, представленном на художественной выставке в Санкт-Петербурге в 1990 году В.С. Сняткову пришлось нарезать 82 тысячи отверстий для создания оригинального кружевного узора на шкатулке, получившей всеобщее признание посетителей. И подобных изделий за годы творческой работы - не одна сотня. И каждая вещь - образец кропотливого труда.

В изделиях В.С. Сняткова, как отмечают специалисты, прослеживается влияние вологодской школы мастерства. И это не случайно, он родился и вырос на Вологодщине, хотя в детстве специально и не занимался изготовлением подобных вещей. Шедевры из рук мастера начали выходить как бы сами по себе. И все - на особинку: братина с ковшами, ендова с горками, боченок с кружками, кунган со стопами. Не идут в счет многочисленные шкатулки, в которых прекрасное сочетание нашли вологодские узоры и ральская береста.

Художественный компонент с каждым годом все уверенней находил свое воплощение в изделиях из бересты, и в этом несомненная заслуга организаторов художественных выставок, пропагандирующих деятельность мастеров народного творчества. Первые крупные выставки прошли в Нижнетагильском музее - заповеднике горнозаводского дела Среднего Урала и Екатеринбургском музее изобразительных искусств в 1994 году. Одна из них была посвещена творческой деятельности тагильчан Натальи Яковлевны и Павла Васильевича Камневых.28 изящных изделий из бересты сочетали в себе технику резьбы и тиснения, орнаментальные и изобразительные мотивы на бураках и шкатулках. Увлечения Камневых берестой начались в 1991 году. Кропотливо оттачивая технику мастерства обработки бересты Камневы научились создавать совершенно отличительные от остальных мастеров изделия, обладающие оригинальной отделкой и притягательностью. В своих работах Камневы сочетали бересту с поделочными цветными выставками из камня. Это нововведение вызывало немало споров у ценителей искусства прекрасного, хотя сами авторы считали это оправданным. Обогревая природную красоту бересты камень создавал иллюзию выразительности и благородства изделия.

В 1994 году в Екатеринбурге состоялась выставка, полностью посвященная сибирской бересте. Демонстрировалось более 200 изделий 11 авторов из Кемеровской области. Мастера-берестянщики из Мариинска и Прокопьевска представляли собой творческое объединение “Сонмище” преобладали на выставке популярные в народе туеса, народные инструменты, декоративные панно - пейзажи, сочетавшие в себе различные технические приемы обработки бересты: тиснение (В.П. Данилов), цветную тонировку (В.В. Емельянов), скобление и процарапывание (Ю.М. Михайлов), роспись акварелью (К.П. Баранников), оплетку (Р.А. Фаршев), аппликацию (Г.Н. Плохин). Изделия покорили екатеринбуржцев своей красотой и великолепием, которые по достоинству оценили богатые пластические возможности природного материала. Это, в свою очередь, дало толчек к переосмыслению сторон творческой деятельности сибиряков уральскими мастерами.

С 1993 года освоил технику художественной обработки бересты и Сергей Иванов (г. Екатеринбург). Представленные им в Североуральске изделия отличались композиционной продуманностью и завершенностью, использованием техники прорезной резьбы и аппликации, чистотой отделки и изысканностью. Это один из лучших педагогов: его авторская программа “Живая береста”, подготовленная для школы народной культуры по заказу Министерства образования Свердловской области, пользуется огромной популярностью. За период своей педагогической деятельности в профессионально-техническом училище №91 (отделение “народные художественные промыслы”) он подготовил не мало прекрасных мастеров-берестянщиков.

Произведения этих мастеров согреты теплом их рук, душевным теплом. Изделия не только радуют глаз, они согревают и напоминают о том, что необходимо хранить в себе стремление к прекрасному, совершенствовать, изменять мир, нести добро и красоту.


Выводы по главе

 

В последнюю четверть века народное искусство привлекает все большее внимание не только исследователей, но и широких слоев населения. Особый интерес вызывает состояние народного искусства в наши дни и перспективы его развития.

С развитием промышленности постепенно (в разных странах в разное время) ремесло как производство ручным способом всего комплекса предметной среды обитания человека исчезает. Но производство ручным способом художественных изделий в сфере искусства не только сохраняется, но и развивается в традиционном народном искусстве.

Важно сохранить традиции, т.к. в настоящее время размывается грань между самостоятельным (наивным, непрофессиональным) искусством и народным.

Многопоколенное и многовековое абстрагирование в образах народного творчества самого сущностного привело к всеобщности восприятия народного искусства. Независимо от возраста, национальности, образования и вида профессиональной деятельности люди склонны к восприятию доброй мудрости традиционного народного изобразительного творчества.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 109; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.130.31 (0.005 с.)