Глава 1. Исторический аспект (по теме дипломной работы) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Исторический аспект (по теме дипломной работы)



Оглавление

Введение

Глава 1. Исторический аспект (по теме дипломной работы)

1.1 История возникновения и развития берестяного промысла

1.2 Основные сведения и особенности о березе и бересте

1.3 Современное состояние берестяного промысла

Выводы по главе

Глава 2. Разработка комплекта женских аксессуаров в технике прорезная береста

2.1 Выбор темы художественно-творческой части дипломной работы

2.2 Работа над эскизами

2.3 Технологии и особенности изготовления женских аксессуаров

Выводы по главе

3.2 Разработка занятий в системе детского образования

Выводы по главе

Заключение

Литература

 


Введение

 

Тема дипломной работы: “Народные ремесла в системе художественного образования”.

Актуальность данной темы состоит в том, что ремесло является неотъемлемой частью народного и декоративно-прикладного искусства, которое в свою очередь образуется в часть художественной культуры. Произведения прикладного искусства отражают художественные традиции нации, миропонимание, мировосприятие и художественный опыт народа, сохраняют историческую память.

Народное искусство развивается по своим законам, определяемым его сущностью, и как самостоятельный тип творчества взаимодействует с другим типом творчества - искусством профессиональных творцов.

Особенно важно отметить, что народное искусство, как часть духовной культуры, может быть источником идей и вдохновения профессиональных творцов, воплощенные народные представления о мире, величии человека и природы, общность традиций в древнерусском искусстве и народном творчестве.

В народном искусстве выделяют два направления: художественное ремесло и народные художественные промыслы. В качестве примера традиционных художественных промыслов можно назвать: роспись по дереву, глиняную игрушку, ювелирные изделия, подносы, лаковые миниатюры, берестяные изделия и т.д.

Народное искусство живет веками. Навыки технического мастерства и найденные образы переходят из поколения в поколение, сохраняясь в памяти. В силу этого закрепляемая столетиями традиция отбирает только наилучшие творческие достижения.

Изделия декоративно-прикладного искусства органически сочетают в себе эстетически выразительный и утилитарный моменты. В них сосредоточено единство творчества и труда, они составляют предметную среду, окружающую человека, влияют на его образ жизни. Известный советский исследователь народного искусства А.Б. Салтыков писал: ”Значение окружающих нас вещей никогда не ограничивается одним практическим, узкоутилитарным употреблением. Будучи связаны с удовлетворением тех или иных потребностей, они всегда вызывают разные чувства и мысли, желания и стремления, удовольствие или неудовольствие и т.д., иначе говоря, всегда несут в себе какое-нибудь психологическое содержание. Эта сторона предметов прикладного искусства весьма значительна…”. (19 с.26)

Традиционное народное искусство становится основой для воспитания и формирования ценностей, исторически сложившихся и проверенных временем.

Приятно отметить, что в настоящее время существуют школы народных промыслов, разрабатываются учебные программы и все это в целом способствует духовному, художественному и нравственно-эстетическому образованию подрастающего поколения на материале народного искусства. Через осмысление традиций прошлого, приходит осознание своей близости к наиболее чистым и древним истокам национальной культуры.

Широта образования очень важна при условии нацеливания учащихся на овладение традициями, на воспроизведение лучших образов народного искусства.

Цель народного ремесла в системе художественного образования: привести учащихся к творчеству, вызвать интерес и не оставаться на “примитивном” уровне.

Цель дипломной работы - совершенствование методики народных ремесел в детской художественной школе, на примере традиционного берестяного промысла.

Задачи дипломной работы:

1. Выполнение эскизов комплекта женских аксессуаров.

2. Определить наиболее гармоничную модель аксессуаров.

3. Разработка эскизов орнамента аксессуаров.

4. Изготовление комплекта женских аксессуаров в технике прорезная береста.

5. Анализ литературы по теме дипломной работы.

6. Разработка блока уроков, на основе авторских программ по теме дипломной работы.

Методы исследования дипломной работы - подбор и анализ необходимой литературы в области преподавания берестяного промысла:

· методические пособия, авторские и составительские программы, методические разработки, учебные пособия, плановой документации, психолого-педагогической и исторической литературы.

Состав дипломной работы:

1. Методическая записка (исторический аспект по теме дипломной работы, ход работы над художественно-творческой частью дипломной работы, методика работы по реализации темы диплома в учебной деятельности с детьми).

2. Художественно-творческая часть дипломной работы (комплект женских берестяных аксессуаров в технике прорезная береста).

3. Методические пособия (иллюстративный материал):

· исторические аналоги;

· современные аналоги;

· детские работы;

· фотографии комплекта женских берестяных сумок;

· элементы выполнения художественно-творческой части дипломной работы;

· элементы выполнения техники орнамента.


Техника безопасности

Находясь в лесу надо быть предельно внимательным. Нельзя появляться на делянке во время вырубки леса - это очень опасно. Пользоваться ножом следует осторожно и умело. При себе необходимо иметь аптечку для оказания первой доврачебной помощи.


Выводы по главе

 

В последнюю четверть века народное искусство привлекает все большее внимание не только исследователей, но и широких слоев населения. Особый интерес вызывает состояние народного искусства в наши дни и перспективы его развития.

С развитием промышленности постепенно (в разных странах в разное время) ремесло как производство ручным способом всего комплекса предметной среды обитания человека исчезает. Но производство ручным способом художественных изделий в сфере искусства не только сохраняется, но и развивается в традиционном народном искусстве.

Важно сохранить традиции, т.к. в настоящее время размывается грань между самостоятельным (наивным, непрофессиональным) искусством и народным.

Многопоколенное и многовековое абстрагирование в образах народного творчества самого сущностного привело к всеобщности восприятия народного искусства. Независимо от возраста, национальности, образования и вида профессиональной деятельности люди склонны к восприятию доброй мудрости традиционного народного изобразительного творчества.


Работа над эскизами

 

Разрабатывая эскизы комплекта женских аксессуаров главной задачей было создание композиционно единого, цельного ансамбля.

В рамках стилевого единства всегда возможно весьма значительное варьирование композиций по их геометрическим и физическим характеристикам таким образом, чтобы каждый из компонентов ансамбля вносил особую ноту, краску, акцент в единый художественный замысел.

Процесс работы над эскизами проводился по принципам и правилам, соблюдение которых обеспечивает в формах такие свойства, как соразмерность, целостность и гармоничность.

Соразмерность форм частей композиций друг другу и всей композиции - другим предметам, помещению или человеку выражается в таком отношении их размерных характеристик, которое создает правильный масштаб для зрительного восприятия каждого из них. Основу соразмерности, или масштабности, составляют сложившиеся у людей представления о нормальных размерах и массе тех или иных предметов и их частей. Соразмерность связана, следовательно, с назначением и функцией вещей, помещений и их отдельных элементов. Так в данном случае, если эту сумку женщина наденет и пойдет в гастроном за продуктами - само изделие в этом случае может производить ненужное впечатление гротеска.

Особая сторона проблемы соразмерности формы - их масштабность относительно размеров человека. Соразмерность этого рода составляет важную предпосылку зрительного комфорта при пользовании этих изделий.

Целостность формы обуславливается выбором таких геометрических и физических (фактура, цвет, масса) характеристик частей композиции, при которых она воспринимается как единый, в высшей мере закономерный организм.

В эскизах были проработаны орнаменты (геометрические, растительные, зооморфные, антропоморфные и комбинированные), в материале также прорабатывались всевозможные технические приемы орнаментации (выскабливание, тиснение, ажурная резьба с подкладным фоном, аппликация, раскрашивание, профилировка краев, накаливание, нанесение узоров штампом); и также декоративные эффекты с использованием кожи.

Гармоничность формы - согласованность, отсутствие в композиции противоречий между разными геометрическими или физическими (цвет, масса, фактура) характеристиками. Несогласованность между конфигурацией формы и ее цветовым решением, между ритмической структурой и пропорциями или массой элементов означает отсутствие гармоничности в композиционном решении. Гармоничность является одним из условий художественной ценности форм.

На основе набранного материала (эскизы, выполнение в материале элементов декора будущего изделия), был отобран наиболее лучший на наш взгляд эскиз комплекта, в котором точно улавливается единое композиционное решение.

Сумка.

Передняя деталь и клапан изделия оформлены декоративным растительным орнаментом в технике “прорезная береста" с подкладным кожаным фоном. Ручка изготовлена из кожи с вставкой из берестяной ленты. Соединительным элементом для всех деталей понадобится кожаный шнур.

Размеры:

· высота сумки 22 см;

· ширина сумки 18 см;

· длина ручки 1 м 10 см;

· длина боковины и дна будет составлять 59 см;

· ширина дна и боковины будет составлять 4 см;

· ширина клапана к верхнему краю 18 см, а к нижнему краю 10 см;

· высота клапана 8 см;

· ширина крышки 4 см;

· длина крышки 18 см;

· ширина берестяной пуговицы 1 см;

· длина берестяной пуговицы 3 см.

Основные операции: резьба, оплетка, склеивание, пробивка, прорезание, плетение.

Материалы: пласты тонко отслоеной бересты, тонкая кожа (замша), кожаный шнур, клей “Момент”, калька.

Инструменты: ножницы, линейка, чеканы, тупое шило, отвертка, зажимы, скальпель.

Изготовление:

1. Построить выкройку. (Приложение №__)

2. Перенести ее на материал.

3. С помощью кальки перенести на переднюю часть и клапан изделия из бересты растительный орнамент (Приложение №__) тупым шилом.

4. Скальпелем, строго по нанесенным точкам вырезать орнамент.

5. Берестяные детали передней части и клапан изделия наклеить на кожу, которая будет служить фоном, и положить под пресс.

6. Также задняя часть изделия, крышка, боковина и дно приклеиваются на кожу. И все это сохнет под прессом.

7. Все детали сумки, за исключением ручки, по краю пробиваются пробойником, расстояние друг от друга 0,7 мм.

8. С помощью крючка и шила обвязываются края кожаным шнуром.

Изготовление ручки:

Ручка изготовлена из склеенных двух кожаных лент.

9. На кожаную ленту длиной 1 м.10 см. и шириной 2,5 см. прямой стамеской с шириной лезвия 1 см. мягкими покачивающими движениями делаются прорези. (Приложение №__)

10.Плетение. Для этого накладывается свободный край берестяной ленты на первую прорезь так, чтобы он перекрывал прорезь не более чем на 6 мм. Теперь узкой отверткой проталкивается лента через прорезь на лицевую сторону кожи и также вытягивается на лицевую сторону. Снова продолжается плетение, пока не проденется берестяная лента в последнюю прорезь с изнаночной стороны.

11.Концы берестяной ленты подклеиваются к изнаночной стороне кожи.

12.Заготовка ручки перегибается так, чтобы берестяная лента осталась лицевой, а края кожи накладываются друг на друга и проклеиваются клеем (просыхает под прессом).

13.Для того, чтобы ручка имела законченный вид изготавливаются крепления, которые в последующем будут соединены с сумкой.

14.Все детали сумки соединяются сплеткой с помощью крючка.

15.По центру передней части сумки и по центру к нижнему краю клапана, пробойником делается отверстие для застежки.

16.С лицевой стороны клапана крепится петля из полоски кожи, а на изнаночной стороне приклеиваются кончики полоски к основной детали.

17.Вклеенная пуговица (Приложение №__) с лицевой стороны передней части сумки крепится в отверстие кожаными полосками, а на изнаночной стороне приклеиваются полоски к основной детали.

18.В заключительном процессе изготовления сумки к боковым частям от верхнего края 5 см. крепится ручка.

Косметичка

Размеры:

· высота 14 см.;

· длина боковины и дна будет составлять 40 см.;

· ширина дна и боковины 2 см.

Основные операции: резьба, оплетка, склеивание, пробивка.

Материалы: пласты тонко отслоенной бересты, тонкая кожа (замша), кожаный шнур, клей “Момент”, калька.

Инструменты: ножницы, линейка, чеканы, тупое шило, зажимы, скальпель.

Изготовление:

1. Построить выкройку. (Приложение №__)

2. Перенести ее на материал.

3. С помощью кальки перенести ее на переднюю часть изделия из бересты растительный орнамент (Приложение №__) тупым шилом.

4. Скальпелем, строго по нанесенным точкам вырезать орнамент.

5. Берестяные детали передней части и задней части изделия, также боковину и дно наклеить на кожу. Детали положить под пресс до полного высыхания.

6. Все детали косметички по краю пробиваются пробойником, расстояние друг от друга 0,7 мм.

7. С помощью крючка и шила обвязываются края кожаным шнуром.

8. Все детали косметички соединяются оплеткой с помощью крючка.

Кошелек

Размеры:

· высота кошелька 10 см.;

· ширина кошелька 11 см.;

· длина петли 10 см.;

· ширина 0,5 см.;

· длина 2 см.

Основные операции: резьба, оплетка, склеивание, пробивка.

Материалы: пласты тонко отслоеной бересты, тонкая кожа (замша), кожаный шнур, клей “Момент”, калька.

Инструменты: ножницы, линейка, чеканы, тупое шило, зажимы, скальпель.

Изготовление:

1. Построить выкройку. (Приложение №__)

2. Перенести ее на материал.

3. С помощью кальки перенести на переднюю часть изделия из бересты растительный орнамент (Приложение №__) тупым шилом.

4. Скальпелем, строго по нанесенным точкам вырезать орнамент.

5. Берестяные детали передней части и задней части изделия наклеить на кожу. Детали положить под пресс до полного высыхания.

6. Все детали кошелька по краю пробиваются пробойником, расстояние друг от друга 0,5 мм.

7. С помощью крючка и шила обвязывают края кожаным шнуром.

8. Все детали кошелька соединяются оплеткой с помощью крючка.

9. По центру передней и задней части кошелька к верхнему краю пробойником делается отверстие для застежки.

10.С лицевой стороны передней детали кошелька в отверстие вставляется склеенная пуговица (Приложение №__) с полосками кожи, которые подклеиваются с изнаночной стороны.

11.С лицевой стороны задней детали кошелька в отверстие вставляется петля, концы которой подклеиваются с изнаночной стороны.

Выводы по главе

 

Благодаря композиционным поискам был найден наиболее удачный эскиз творческой работы и выполнен в материале.

В данном комплекте женских аксессуаров можно проследить гармоничность, соразмеренность и целостность.

В процессе изготовления изделий возникло много трудностей, т.к. не просто подобрать ровные, довольно большие пласты бересты с нужным оттенком, чтобы подчеркнуть выразительность.

Новизна художественно-творческой работы состоит в том, что несет в себе сочетание бересты с кожей. При этом береста выступает главенствующим материалом. Несмотря на это орнамент и обработка бересты выполнены с соблюдением технологических правил.


3.2 Разработка занятий в системе детского образования

 

Учебно-тематический план 1 год обучения - год. Ремесла (7-8 лет 1 класс)

Темы часы

в том числе

      теория практика
1 Вводная тема 2 1 1
2 Основные сведения о березе и бересте 8 4 4
3 Художественная обработка бересты (тиснение) 22 2 20
4 Художественная обработка бересты (плетение) 72 4 68
5 Художественная обработка бересты (прорезная резьба) 72 6 66
6 Экскурсии 12 9 3
7 Подготовка и проведение выставок 28 2 26

Всего:

216 29 187

 

Год обучения - год Ремесла

( 7-8 лет 1 класс)

Вступление в мир бересты.

12.Вводная тема

Знакомство с историей и видами художественной обработки бересты. Просмотр и обсуждение слайдов о декоративно-прикладном искусстве. Охрана труда.

13.Основные сведения о березе и бересте

Выезд в лес. Изучение возраста берез. Знакомство с заготовкой и хранением бересты. Правила техники безопасности и поведения в лесу.

14.Художественная обработка бересты (тиснение)

О технике тиснения. Просмотр и обсуждение иллюстрированного материала. Знакомство с чеканами и материалами.

Практика. Работа над эскизами. Пробные варианты техники тиснения. Изготовление закладки для книг.

15.Художественная обработка бересты (плетение)

Беседы о разных видах плетения. Просмотр и обсуждение наглядных пособий (фотографии, слайды и т.д.). Техника безопасности.

Практика. Плетение разных видов плетенок.

1) плетенка “косичка”;

2) плетенка обыкновенная из четырех полос;

3) плетенка “зубатка” из четырех полос;

4) плетенка “зубатка” с поворотом.

Изготовление плетеночного ремня.

Работа будет производиться с помощью ножниц. Для изготовления потребуются заготовленные берестяные ленты.

1. Художественная обработка бересты (прорезная береста)

Исторический экскурс по данной теме. Знакомство с техникой “Прорезная береста”.

Просмотр и обсуждение наглядных пособий.

Техника безопасности.

Практика. Разработка эскизов.

Изготовление салфетки.

Работа с калькой, резцами и шилом.

Техника безопасности.

2. Экскурсии

Изучение в музеях изделий из бересты. Рассказы о живой природе, о нашем единстве с ней, о ее сохранении.

3. Подготовка и проведение выставок

Беседы об умении скомпоновать выставку, о месте каждого предмета в общей экспозиции, о гармонии и контрастах на выставках.

Практика. Подготовка и проведение в классе всех работ, сделанных за каждые 2-3 месяца учебы.

Участие в подготовке и проведении итоговой выставки. Выбор лучших работ. Оформление экспозиции.

Предполагаемый результат

Воспитание чувства ответственности за результаты своего труда.

Эстетическое наслаждение итогами труда.

Воспитание правильного отношения к оценке своего труда.

Воспитание чувства необходимости своего труда людям.

Тема 1 - Оберег “Шаркун”

Вид урока: практическая работа

Цель: восприятие трехгранной фигуры

Задачи:

4. Обучение технике плетения с натуры и схемы последовательности изготовления “Шаркуна”.

5. Развитие мелкой моторики рук.

6. Воспитать интерес к художественному творчеству.

Методы обеспечения: для учителя - наглядные пособия (схема

изготовления, изделия в материале);

для учащихся - полоска берестяной ленты 20 см. длины,

см. ширины, шнур, несколько зерен гороха

Используемые методы: наблюдение и художественный анализ.

Ход занятия

Урок начинается с вводной беседы, учитель демонстрирует плетеные берестяные изделия и знакомит учащихся с заданной темой: Оберег “Шаркун”.

Затем можно уделить внимание истории возникновения оберегов. После этого педагог раздает каждому ученику заготовленную ленту бересты и схему последовательности изготовления.

Учитель совместно с учащимися выполняет задание, приходит на помощь тем, кто в этом нуждается.

Изготовленную трехгранную фигуру наполняют парой горошин и делают небольшой прокол для шнура.

В конце занятия педагог анализирует вместе с учениками готовые изделия. Отмечает их сходство и различия и делает вывод о том, что одним способом можно получить много разных изделий (бусы, серьги, разнообразные кулоны и т.д.).

Организация рабочего места

В помещении должно быть естественное и электрическое освещение, водопровод, кладовая для хранения материала, низкий стол и стул. В учебном классе столы должны размещаться с таким расчетом, чтобы работающие не мешали друг другу. Если нет возможности обеспечить всех специальной мебелью, можно пользоваться обычными стульями и столами.

Техника безопасности и противопожарная профилактика

Береста - быстро воспламеняющийся материал, поэтому пользоваться открытым огнем вблизи мест ее хранения запрещается. Основные причины пожара - курение в неустановленном месте, применение открытого огня в помещении, нарушение правил эксплуатации электроприборов, в том числе работа неисправных электроприборов.

При работе с синтетическим клеем необходимо соблюдать особую осторожность, хранить его и пользоваться им вдали от источников открытого огня в хорошо проветриваемом помещении, которое должно быть оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией. Рабочее место необходимо соблюдать в частоте. После окончания занятий, обрезки бересты выносят в специально отведенное для этого место.

Учебные классы, мастерские и рабочие места должны быть оборудованы в соответствии с требованиями санитарии, гигиены и техники безопасности.

На рабочем столе отводится место для инструмента, но лучше складывать его в специальный ящик. Беспорядок на столе, разбросанные инструменты могут стать причиной травмы.

Материалы и инструменты

Средствами обучения теоретических занятий могут послужить репродукции с работ известных мастеров, слайды и видеофильмы.

Для практической части ученикам понадобится:

· ножницы - среднего размера; нужны при обработке бересты, заготовке ленточек и плетения изделий;

· шаблон - готовый образец, по которому изготавливают изделия;

· клей, типа “Момент”, “Марс" и т.д.;

· шило;

· линейка;

· угольник;

· чеканы - для тиснения;

· резцы - для прорезного орнамента.

Художественная обработка бересты

1. Плетение.

Прежде чем приступать к плетению того или иного изделия, необходимо определить его назначение и форму. Желательно сделать эскиз, рисунок, чтобы верно расчитать размеры и необходимое количество лент.

Красота изделия зависит от правильного подбора толщины и цвета бересты. Нужный цвет определяют по целому куску бересты, т.к. по тонкой ленточке трудно установить цвет будущего изделия.

Правильная форма, плотность и устойчивость изделия зависит исключительно от точности нарезки ленты. Если одна из десяти лент будет шире или уже остальных, изделие потеряет устойчивость и форму.

Приступая к изготовлению изделий, необходимо особенно тщательно подготовить материал, качественно его обработать, правильно и умело использовать.

Для того, чтобы нарезать берестяные ленты, необходимо рулоны раскрутить и вогнуть в обратном направлении. На стол или верстак кладут доску с рейкой и упором в один конец, бересту протирают тряпочкой, смоченной в подсолнечном масле, ровно обрезают ленторезом одну сторону и укладывают изнаночной стороной, чтобы береста плотно присосалась к рейке на доске.

Затем прижимают берестяной пласт плотно к рейке, придерживая его левой рукой, а правой отрезают ленту ленторезом. При этом надо следить, чтобы нож на доске проходил по одному и тому же месту, тогда ленты будут одинаковой ширины. Ширину ленточек тщательно вырезают, а затем ножницами заостряют с обеих сторон.

Для плетения конкретного изделия не следует заготавливать лишние ленты: они высохнут и будут не пригодны к работе.

Схемы различных плетенок и изготовление изделий указано в Приложении № __.

2. Прорезная резьба

Для прорезного орнамента берется береста ровная, гладкая, без сучковых отверстий, наплывов и наростов. Для резных работ необходимы более тонкие пласты (0,5 - 0,8 мм.), которые можно резать, не прилагая больших усилий. Чтобы получить бересту нужной толщины, ее расслаивают. Снятая с дерева береста (пока не просохла) расслаивается сравнительно легко. Высохшую же бересту можно распаривать в горячей воде в течении 3-4 часов и лишь потом расслоить. При этом придется пользоваться деревянным ножом: в местах “прилипания" одного слоя к другому им удобно отделять слои, не опасаясь их повредить.

Внутреннюю сторону бересты называют лицевой, на ней и режут орнамент.

Наружный белый слой очищают наждачной бумагой.

Заготовку, которую необходимо украсить прорезной резьбой, располагают на подкладной доске. На ней шильцем по линейке наносят основные части и контуры рисунка: каемки и центральное поле. Затем наносят сам растительный узор центрального поля. Для этого проще всего взять кальку с нарисованным заранее рисунком, наложить ее на заготовку и шилом передавить рисунок на бересту.

Для приобретения навыков резьбы по бересте можно на обрезках, непригодных для изготовления изделий, шилом провести несколько параллельных линий на небольшом расстоянии друг от друга. В этих полосках резать такие простые элементы, как ромбики, треугольники, овалы. Затем можно перейти к выполнению несложных растительных орнаментов и их элементов: трилистника, обрамленного полукруглым стеблем. Чтобы успешно резать сложные растительные орнаменты, необходимо научиться выполнять их элементы в упрощенном варианте. После того, как вырезан весь узор, его элементы отделывают “чертежкой” и прорезкой: это мелкие прорези на ягодках, растительные прожилки на листочках и многое другое. (Приложение № __)

3. Аппликация

Бархатистая с сеткой тонких редких полос, поверхность бересты красива в изделиях уже сама по себе, даже без росписи или резьбы. Характерны для окраски бересты оттенки золотисто-медовых, приглушенных красновато-коричневых тонов великолепно гармонируют друг с другом. (Приложение №__) Эту особенность бересты можно использовать при выполнении различных картин и панно методом интарсии, т.е. подбором пластинок бересты, отличающихся друг от друга цветом и текстурой.

Интарсия - это своего рода инкрустация деревом по дереву или берестой по бересте. Слова “интарсия" и “инкрустация” часто употребляют как синонимы, когда говорят о мозаике по дереву. И это не является ошибкой, хотя понятие “инкрустация” более широкое, т.к. кроме дерева или бересты могут использоваться и другие материалы - металл, бисер, перламутр и т.д.

При занятиях аппликацией по бересте необходимо знать некоторые особенности и свойства бересты. Так, светлые части рисунка на темном фоне обычно кажутся крупнее, а темные на светлом фоне - мельче истинных размеров. Если на однотонную поверхность бересты нанести рисунок яркого, интенсивного цвета, то цвет фона приобретет оттенок близкий к цвету рисунка. Взаимовлияние цветов снижается, если границы между разными тонами бересты обвести темным или светлым контуром. Темный контур создает впечатление тени, а светлый выделяет рисунок.

Разработанный рисунок по частям перерисовывается на бересту определенной текстуры, при этом учитывается направление полос или ее цвет.

Затем кусочки бересты наклеиваются на бумагу и только после этого вырезаются.

При вырезании рисунка обязательно нужно совмещать точки и линии частей рисунка, для того чтобы не исказить изображение.

После того, как все части рисунка вырезаны, их накладывают на соответствующее рисунку место и еще раз проверяют точность совмещения, подбор по цвету и рисунку. Если все сделано правильно, можно наклеивать бересту на основу.

Вырезанные из бересты фигурки, жанровые сценки или орнаменты можно наклеивать в берестяных изделиях на какой либо фон, например, дерево, картон или фанеру. Этот метод называется аппликацией или накладным рисунком.

Тиснение и выскабливание по бересте.

Для украшений берестяных изделий нередко применяется тиснение и выскабливание (гравировка). Эти техники просты, но дают большую возможность достигнуть разнообразия узоров и обогатить поверхность изделия выразительными рельефными рисунками.

Тиснение по бересте делают специальными чеканами. (Приложение № __)

Предварительные эскизы помогут остановиться на наиболее выразительном рисунке для тиснения.

Перед нанесением тиснения бересту размечают шилом на полоски или квадраты, в которых чеканами будет оттиснут рисунок. Для того, чтобы сделать оттиск чекана на бересте, ее располагают на дощечке внутренним слоем наружу. В объемные изделия необходимо вложить деревянные бруски. Приложив необходимый по рисунку чекан к бересте, по нему сильно ударяют молотком. В результате на бересте получается отпечаток. Таким образом делается весь рисунок. В процессе тиснения качество рисунка, его глубина и четкость зависит от силы удара и точного прикладывания чекана к месту узора.

Выскабливание (гравировка) выполняется следующим образом. Составив эскиз или шаблон будущего узора на бумаге, его переносят на готовое изделие с помощью разметочных инструментов: циркуля и линейки. Затем слегка подрезав контур элементов узора ножом, им же выскабливают верхний тонкий слой бересты. Можно использовать и плоскую стамеску, если ширина линий узора в его элементах одинаковая. В украшении берестяного изделия можно использовать и гравировку. Подрезанный с двух сторон край элементов узора поддевают ножем. Благодаря слоистому строению бересты, элементы легко расслаиваются. Получаются слои различные по цвету.

Выводы по главе

 

Проведенная работа имела цель определить содержание и методы преподавания занятий по изучению берестяного промысла, выяснить значение занятий по берестяному ремеслу для приобретения навыков.

Разрабатывая данную методику основной упор делался на методику Фильдман В.З. “Резьба по дереву” и методику, предложенную составителем книги “Изделия из бересты" В.В. Финягиным. Фельдман В.З. в своей методике по средствам ознакомления с изделиями декоративно-прикладного искусства развивает художественный вкус, творческую инициативу. В методике, предложенной в книге В.В. Финягиным, большое внимание уделяет традициям и непосредственно технологии изготовления изделий из бересты, развивающему пониманию и освоение выразительных средств бересты, а это очень важно.

На основе их методического опыта была построена данная методика преподавания уроков берестяного промысла, которые должны развивать у учащихся ремесленные навыки посредством которых появляются такие качества как, лаконизм выразительных средств, экономность и отточенность приемов исполнения, чувство материала, знание его выразительных свойств.

Следовательно, в процессе приобретенных ремесленных навыков растет уровень “мастерства”, который включает в себя наличие творческих способностей и умение правильно организовать работу, соблюдая определенную последовательность создания художественной вещи: замысел, разработки и технологии, изготовление в материале, отделка, самооценка. Но темы, предлагаемые в данной методике на наш взгляд устарели, поэтому разработку темы к дисциплине “Берестяной промысел” мы взяли на себя.

Предложенная нами методика содержит методические рекомендации к урокам по бересте и разработку практических занятий по дисциплине “Береста”.

Методические рекомендации ориентированы на подготовку преподавателя к дисциплине “Береста” и включают в себя:

· Психологическую и возрастную готовность детей - занятия по бересте можно проводить с детьми младшего школьного возраста.

· Первые уроки должны знакомить детей с историей возникновения берестяного промысла, мастерами, художественной обработкой бересты.

· Подготовка к практическим урокам. В разработку практических занятий вошли уроки, знакомящие с художественной обработкой бересты, уроки, состоящие из технологических приемов на тему, близкую ученикам.

Несмотря на кажущуюся внешнюю простоту детских работ, необходимо помнить, что за этим стоит нелегкий труд.


Заключение

 

Подводя итог хочется отметить, что народные ремесла в системе художественного образования развивают у учащихся высокий уровень умений и навыков за счет многократного повторения, развивают усидчивость, терпение, кропотливость, аккуратность. В какой-то мере развивается патриотизм - прикосновение к истокам, корням народного ремесла. Постепенно (поэтапное) задачи влияют на повышение умственных способностей, развивают способность анализировать. Развивают художественные и творческие способности.

В педагогической части дипломной работы особое внимание акцентировалось на развитие художественных и творческих способностей. Сначало копирование, в процессе которого анализируется поэтапность работы, затем, когда необходимо внести в работу что-то своё развивается способность к творческому мышлению, развивается фантазию. В ремесле практика невозможна без теории исторического развития данного ремесла в связи с познанием этого у учащихся повышается общий уровень развития, расширяется кругозор. Влияет (способствует) гармоническому развитию школьников, развивает трудовые умения и навыки, формирует эстетический вкус, творческое отношение к действительности и умении “преобразовать” ее по законам красоты. В современном педагогическом процессе обучения ДПИ и народным промыслам необходимо, чтобы учащиеся знали традиции своей родины, историю ремесла.

В дипломной работе можно просмотреть, что достаточно подробно была изучена история и технология берестяного промысла. Опираясь на традиции данного промысла в художественно-творческой работе выявляются “запросы” сегодняшнего дня. Представленный комплект женских аксессуаров выполнен по замыслам и эскизам. С большим творческим энтузиазмом. И хочется надеяться, что эти изделия не будут пылиться на полках, а принесут эстетический и зрительный комфорт при пользовании. Также был проведен анализ литературы и разработаны занятия в системе детского образования на примере традиционных художественно-творческих работ из бересты.

Функциями народной традиции выступают сохранение и адаптация художественной культуры к изменяющимся социально-экономическим условиям. Поэтому современное народное искусство, сохраняется, но с отражением современности. В наше время важно поддерживать и развивать интерес у подрастающего поколения к познанию мира и сохранению культурного наследия.

Полученные знания, умения и навыки, особенно на начальном развитии личности, помогут учащимся адаптироваться к современным условиям, найти свое место в жизни.


Литература

 

1. Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах. - М.: Знание, 1979.

2. Боженко Ю. Берестяные кружева // Уральский рабочий, 1986, 31августа.

.   Газарян С. Прекрасное своими руками - М.: "Детская литература", 1979.

.   Гринева А. Камневы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 168; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.143 (0.178 с.)