Выбор темы художественно-творческой части дипломной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Выбор темы художественно-творческой части дипломной работы



 

Мода на изделия художественного творчества в настоящее время приобрела форму китча. На всевозможных лотках красуются матрешки, рисунки на пасхальных яйцах из дерева. Также подчас пародируют проблемы русской глубинки, а изделия из Ржели старательно имитируют не слишком оригинальные анекдоты о новых русских. Также множество однообразных, стандартных изделий широкого спроса из бересты.

Исходя из этого, выбором данной темы, последовало то, что захотелось выполнить творческую работу эксклюзивную, с большим творческим простором, доступную в материале. И через ряд изученной литературы выбор пал на изделие из бересты.

В культурном наследии нашего народа особую художественную ценность представляют изделия из бересты.

Береста - древнейший из древесных материалов, использующийся в художественных промыслах. В берестяных изделиях сохранилась редчайшая для нашего времени архаичная стилистика и техника. Поэтому удивительно разнообразны и выразительны их узоры и формы.

Береста - антисептик. В хлебницах и туесах из бересты не появляются грибок и плесень. Береста имеет эффект мембраны: забирает лишнюю влагу из продуктов (соль, сахар, хлеб, крупы), не позволяют продукту высохнуть или “задохнуться”.

Береста оказывает положительное влияние на человека: нормализует давление, снимает головную боль, повышает жизненный тонус. Таковы удивительные свойства этого природного материала.

В берестяных изделиях русских мастеров материал никогда не скрывался, а напротив, всегда был открыт и ощутим. Берестяные изделия сельских мастеров большей частью не орнаментированы. Таковы, например, бураки или туеса для крупы, соли, молока, сметаны, ягод. Ровная, гладкая поверхность сосуда отмечена лишь легкими поперечными полосками естественного рисунка бересты. Законченность форме придают чуть выступающие ободки донца и верхнего края, а также деревянная крышка с ручкой - петелькой. Технология изготовления туеса определена не только стремлением мастера сделать прочный, не пропускающий влагу сосуд, но и безупречное по форме изделие, в котором бы ничто не нарушало ясности и красоты конструкции. Даже шов, скрепляющий наружный пласт бересты, декоративен и согласуется с естественным рисунком материала.

В искусстве разных народов при всем своеобразии форм и декора изделий заметен единый подход по бересте как к поделочному материалу. Это проявляется прежде всего в конструировании предметов, которые отличает округлость форм, мягкость сгибов, что подчеркивает пластичность материала и выявляет его красивый золотистый цвет и фактуру.

Бытовые берестяные изделия составляли часть повседневного крестьянского обихода. Они постоянно находились перед глазами, их часто брали в руки, поэтому эти вещи не могли быть неудобными, неуклюжими. Берестяные изделия всегда выделяет найденность формы, это единение материала и формы и составляет красоту предметов.

Благодаря своим природным качествам, береста оказалась тем благодатным материалом, на который легко можно было нанести любой знак, символ, слово (берестяные грамоты), орнамент.

Можно выделить десять способов художественной обработки бересты: выскабливание (процарапывание), тиснение, ажурная резьба с подкладным фоном, аппликация, мозаика (стачивание, смешивание различно окрашенных кусков бересты), раскрашивание, профилировка краев, накаливание, нанесение узора штампом. Бересту вываривали в рыбьем жире (позднее - в жире с водой), иногда предварительно окрашивали в черный цвет или прокапчивали, смачивали смолой, прямоугольные лубяные коробки раскрашивали оленьей кровью, слегка разбавленной настоем ольховой или лиственной коры - и все это придавало берестяному изделию новые функции украшения жилища, напоминая о дарителе, мастере.

В берестяных изделиях выявляется еще одна особенность, присущая прикладному народному искусству, - это умелое сочетание в одном изделии различных материалов. При этом береста всегда выступает главенствующим материалом, определяющим художественную образность изделия. Выбор дополнительных материалов продиктован их практическими свойствами.

Так, в творческой дипломной работе в качестве крепежного и вместе с тем отделочного материала будет использован кожаный шнур. Также кожа будет служить фоном, который придаст дополнительный декоративный эффект и фактурность.

Работа над эскизами

 

Разрабатывая эскизы комплекта женских аксессуаров главной задачей было создание композиционно единого, цельного ансамбля.

В рамках стилевого единства всегда возможно весьма значительное варьирование композиций по их геометрическим и физическим характеристикам таким образом, чтобы каждый из компонентов ансамбля вносил особую ноту, краску, акцент в единый художественный замысел.

Процесс работы над эскизами проводился по принципам и правилам, соблюдение которых обеспечивает в формах такие свойства, как соразмерность, целостность и гармоничность.

Соразмерность форм частей композиций друг другу и всей композиции - другим предметам, помещению или человеку выражается в таком отношении их размерных характеристик, которое создает правильный масштаб для зрительного восприятия каждого из них. Основу соразмерности, или масштабности, составляют сложившиеся у людей представления о нормальных размерах и массе тех или иных предметов и их частей. Соразмерность связана, следовательно, с назначением и функцией вещей, помещений и их отдельных элементов. Так в данном случае, если эту сумку женщина наденет и пойдет в гастроном за продуктами - само изделие в этом случае может производить ненужное впечатление гротеска.

Особая сторона проблемы соразмерности формы - их масштабность относительно размеров человека. Соразмерность этого рода составляет важную предпосылку зрительного комфорта при пользовании этих изделий.

Целостность формы обуславливается выбором таких геометрических и физических (фактура, цвет, масса) характеристик частей композиции, при которых она воспринимается как единый, в высшей мере закономерный организм.

В эскизах были проработаны орнаменты (геометрические, растительные, зооморфные, антропоморфные и комбинированные), в материале также прорабатывались всевозможные технические приемы орнаментации (выскабливание, тиснение, ажурная резьба с подкладным фоном, аппликация, раскрашивание, профилировка краев, накаливание, нанесение узоров штампом); и также декоративные эффекты с использованием кожи.

Гармоничность формы - согласованность, отсутствие в композиции противоречий между разными геометрическими или физическими (цвет, масса, фактура) характеристиками. Несогласованность между конфигурацией формы и ее цветовым решением, между ритмической структурой и пропорциями или массой элементов означает отсутствие гармоничности в композиционном решении. Гармоничность является одним из условий художественной ценности форм.

На основе набранного материала (эскизы, выполнение в материале элементов декора будущего изделия), был отобран наиболее лучший на наш взгляд эскиз комплекта, в котором точно улавливается единое композиционное решение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.13.113 (0.006 с.)