Эстетико-технологические особенности Fo od -фотографии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эстетико-технологические особенности Fo od -фотографии



 

Еда всегда была неотъемлемой частью человеческой культуры, одной из ее основ, а все культурные ценности, как известно, находят свое отражение в искусстве: либо они восхваляются певцами, воплощаются скульпторами и рисуются: от наскальной живописи до шедевров нашего времени. И еда зачастую выступала в качестве фона для художественного сюжета, но ее также изображали и в главной роли.

Натюрморты художников XVII-XVIII веков и стоит рассматривать как отправную точку для того, что мы сегодня называем фуд-фотографией. В те времена уже вполне сформировались основы художественной композиции, которыми не стоит пренебрегать и сегодня.

Техника развивалась семимильными шагами, и в начале XIX века появилась, и начала набирать популярность фотография, но, в те времена она была еще черно-белой. К сожалению, черно-белая еда, в большинстве случаев, выглядит не так аппетитно, как это нужно в некоторых ситуациях, именно поэтому следующим этапом на пути к современной фуд-фотографии следует обозначить этап рисованных рекламных плакатов и иллюстраций в книгах, на тот момент полиграфия уже могла печатать цветные картинки.

К концу 70-х годов в мир приходит цветная фотография.

Если художники и иллюстраторы прежних лет могли приукрасить или дорисовать нужное блюдо, добавить придуманный декор, то теперь стало важно изначально приготовить блюдо так, чтобы на фотографии оно смотрелось аппетитно. В декорировании чаще всего используются повседневные, вполне обычные, соответствующие времени детали.

Пленочная фотография, конечно, накладывала свои ограничения, которых сегодня мы можем избежать, используя новейшую технику и технологии. В западных журналах того времени начинает появляться и развиваться направление фуд-стилистики, где играет роль внешний вид снимаемой еды, и ее окружение.

В 90-х годах понятие фуд-фотографии расширяется. Теперь это не только наглядная иллюстрация приготовленного блюда. Это и сырые продукты, из которых только предстоит что-то приготовить, и просто красивые фрукты, овощи, и специи, чью красоту и фактурность передать исключительно художественными средствами было проблематично. В кадр входят также и кухонная утварь.

На сегодняшний день фуд-фотография является полноценным жанром современной фотографии. Но, все равно у многих возникает вопрос, что же сегодня значит словосочетание «фуд-фото»? Люди, далекие от фотоискусства или же от рекламы, могут предположить, что фуд-фотография это натюрморт, по аналогии с живописью, потому, что идет съемка еды, но вот начинающие рекламисты или те, кто решил стать фотографами, интуитивно поймут, что это намного глубже, чем просто красиво расположить продукты и сфотографировать их.

Итак, постараемся разобраться что же такое фуд-фотография, кто такие фуд-стилисты, и какие же приемы используют фуд-фотографы чтобы продукты в рекламе казались невероятно вкусными и красивыми.

Фудстилистика (от англ. food-style - «пища-стиль») - это не просто изображение еды, а творческий подход к фотографированию и оформлению продуктов питания. Художественные композиции, создаваемые авторами, позволяют не только красочно и выразительно иллюстрировать блюда, но и заинтересовывать зрителя, доставляя ему эстетическое удовольствие.

Фуд-стилистика, как направление художественной фотографии, сформировалось на стыке двух самодостаточных видов деятельности - кулинарии и дизайна. Она дает возможность соединять искусство повара и творческим мастерством, позволяя получить невероятные результаты.

Изображения, которые создаются с помощью работы фуд-стилиста нельзя назвать просто «натюрмортами». В них могут сочетаться красота, креативность, тонкость построения идей, комбинирование деталей, простота, легкость и т.д. Их широко используют: в рекламной индустрии (листовки, буклеты, наружные баннеры, прочее); при создании имиджевой продукции (меню ресторана, фирменных каталогов, пакетов с соответствующим дизайном и т.д.); при изготовлении деловой и иной полиграфии (издании литературы кулинарной направленности); а также, в других случаях, когда необходимо использовать оригинальные графические изображения еды.

Главная направленность фуд-стилистики заключается в наиболее яркой, выразительной визуализации объекта или композиции, выделяя (зачастую создавая искусственно) и демонстрируя определенные качества продуктов.

Условно, фудстилистику можно разделить на два основных вида:

·   фотографии реальных блюд, способные вызвать аппетит, и желание заказать данный продукт и съесть его;

·   оригинальные снимки, на которых изображены различные композиции из продуктов питания. Такие фотографии представляют собой скорее некое эстетическое творчество, которое применяется в рекламе и дизайне брендов, которые не относятся к еде, так как позиционируют ее не как то, что может удовлетворить аппетит, а, наоборот, в качестве средства реализации креативных идей.

В первом случае главной задачей для фуд-стилистов и фуд-фотографов становится не просто передача, им необходимо приукрасить вкусовые качества пищи. Цель их деятельности - заинтересовать, вызвать немедленное желание съесть изображенное блюдо, но, перед этим, восхититься его красотой. Полученные снимки должны соблазнить любого смотрящего на них, независимо от различных личных ограничений и прочих условий, заставить купить этот продукт и попробовать его. Покупатели глядя на снимок должны искренне верить в невероятный вкус продукта.

Для фуд-стилистов довольно сложно сформулировать какие-либо четкие задачи, рамки. Очень важна оригинальность идеи и ее соответствие установленным задачам, способствующим достижению конечной цели: проявлению нужных эмоций, ассоциаций, побуждению к совершению покупки.

На практике, фуд-стилистика - больше дизайнерский процесс, нежели чем кулинарный. Здесь руководит именно фотограф-дизайнер, а не повар.

Для того чтоб увидеть и точно выразить привлекательность продукта питания и придать ему необходимую форму и цвет, фуд-стилисты прибегают к разнообразным средствам и ухищрениями, позволяющим создавать неотразимый образ золотистой корочки на жареной курице или доказывать, что суп из пакетика не хуже домашнего ни по навару, ни по количеству разнообразных ингредиентов.

В фудстилизме существует два направления: так называемые «пуристы» - используют только настоящую пищу, в то время как другие их коллеги прибегают к искусству фуд-муляжа, то есть «фальсифицированию» продукта. Если фотография является частью рекламной кампании, то, как правило, заказчики требуют того, чтобы в кадре был реальный продукт. Однако искусственная клубника на слегка размытом заднем фоне или акриловые кубики льда в стакане искусственного лимонада вполне приемлемы.

В дополнение к стандартному реквизиту в арсенале фуд-фотографов есть специальное оборудование и приспособления из ткани, медикаментов, хозяйственных товаров.

Причиной почему фуд-фотографы используют зачастую несъедобную еду является то, что еда одна из самых капризных «моделей», снимать ее очень сложно, и далеко не каждый фотограф возьмется за это. Горячая еда со временем остывает, а съемки длятся, зачастую, по 6-8 часов, и подогревать каждый раз блюдо неудобно: это занимает время, и в течении дня портится внешний вид. Замороженная еда тает при свете ярких ламп, поэтому, в любом случае, приходится ее заменять на муляжи из специальных пластиковых или силиконовых составов. Также, продукты могут просто испортиться, завять и утратить привлекательность, что недопустимо при съемке.

Многие фуд-фотографы для создания свежести морепродуктов или овощей и фруктов используют глицерин, который разбрызгивают на продукты для придания свежести объекту съемки.

Для создания иллюзии пара используются ароматические палочки, которые создают мягкий дым или же вата, намоченная и разогретая в микроволновой печи. Зачастую такой прием используют фотографы когда снимают рекламу горячих напитков и на картинке нужно показать как персонаж наслаждается ароматом напитка.

Такие элементы бытовой химии как дезодорант-спрей, лак для волос или защитный спрей для ткани используют тогда, когда необходимо создать эффект изморози, или защитить продукты от пропитки маслом или чем-то иным, что может подпортить внешний вид. Лак для волос придает блеск продукту, но так, что он не кажется жирным и неприятным.

Зубочистки помогают придать сэндвичам идеальную форму, что сократит время обработки фото в дальнейшем.

Порой, специалисты используют такие вещи как, например крем для обуви. Такой, на первый взгляд странный инструмент, помогает создать «сочный» вид «только что зажаренному» сырому мясу.

Часто фотографы используют и клей ПВА: используется вместо молока для фотографий хлопьев и сухих завтраков, а также для склеивания пирога (который на самом деле наполнен картофельным пюре и лишь на разрезе замазан лимонным заварным кремом или клубничным джемом).

Обычные бумажные кухонные полотенца фуд-стилисты могут использовать для придания вязкости сиропу, который по замыслу должен стекать с десерта. Хотя, наверняка, сироп у пуристов будет сварен из сахарной пудры и жира.

Но не только пуристы прибегают к использованию различных приспособления для съемки, обычные фуд-стилисты также иногда пользуются, например, небольшими квадратами, сделанные из прочного картона при съемке сэндвичей для того, чтобы предотвратить соприкосновения жирного мяса с листом салатом.

Фотографы, которые снимают «живые» продукты уверены в том, что кулинария располагает особой методикой и огромным количеством различных приемов, которые позволяют придать продукту необходимый внешний вид, фактуру или консистенцию, для получения нужного фото. Так молоко, нагретое до 60 градусов, прекрасно сбивается в объемную стойкую пену, которая необходима в рекламе пивных напитков. Соус, сделанный по самому простому рецепту, выглядит прекрасно сам по себе, без добавления глицирина; обычное сливочное масло поможет создать румяную и поджаристую корочку, если она необходима при съемки мясных продуктов; если кофе сварено хорошо, то красивая пенка на нем всегда появляется сама; правильно приготовленный крем, без добавления клея ПВА, будет великолепно сам по себе смотреться на снимаемом выпечке.

Существуют различные технологические особенности. Например, мясо для съемки всегда немного недожаривают или недоваривают, бульон делается обезжиренным - красивые «линзочки» из жира формируются на поверхности супа вручную. Главным обстоятельством при съемке супа - это, конечно, освещение.

Самая большая сложность состоит в том, что через фотографию нельзя передать запах. А ведь 90% информации о вкусности еды мы получаем именно через обоняние. Поэтому фуд-фоторгафам и фуд-стилистам приходится много работать над созданием идеальной фотографии.

Вкусная еда на фотографии должна быть яркого сочного цвета, который ассоциируется с цветом еды, готовой к употреблению. Например, мясо должно быть подрумяненным, фрукты - спелыми, а суп - золотистым. Также важную роль играет текстура еды: рис должен выглядеть разваренным и мягким, но не липким; помидоры должны быть сочными, с упругой кожицей, а куриные ножки - мясистыми и не сухими, покрытыми неаппетитной корочкой.

В реальности приготовленная пища выглядит не так идеально и аппетитно, как это нужно для фотографии. Для того чтобы передать невероятный вкус, фотографы часто используют человеческие эмоции на фотографии. Глядя на аппетитно приготовленную еду людям свойственно облизываться, а после наслаждения вкусом - закрывать глаза. Именно такие приемы работают, когда еду снимают не изолированно, а взаимодействуя с моделью.

Некоторые блюда, например, пироги с начинкой, слоеные торты - содержат самые вкусные ингредиенты внутри. Чтобы полностью передать вкус и состав блюда его приходится надрезать и фотографировать срез. При этом очень важно фотографировать аккуратный, идеально отрезанный кусочек. Никого не привлечет фотография раскрошенного поломанного пирога с потекшим джемом.

То же самое относится к съемке супов. Самые вкусные и живописные ингредиенты - яркая морковка, зелень, лапша и прочее - оказываются на дне тарелки. В результате на фотографии суп выглядит неаппетитным. Мастера прибегают к желатину, который заливают на дно тарелки, следом на застывший желатин выливают бульон и аккуратно пинцетом раскладывают овощи.

Занимаясь съемкой еды, необходимо учитывать технические моменты, такие как свет, положение камеры, композицию и многое другое.

Существует несколько вариантов света:

·   Натуральный свет - свет из окна даст прекрасный свет и используя белый или серебристый отражатель для подсветки теней, вы получите прекрасную фотографию еды. При необходимости, натуральный свет комбинируется с любым другим. Для фотосъемки еды и напитков такой подход оптимален, если задача фотографа придать изображению натуральность.

·   Импульсный свет - это любые вспышки, которые позволяют добиться универсальности, создавая необходимый световой рисунок.

·   Постоянный свет, является, пожалуй, самым творческим инструментом фотографа. Его неоспоримое преимущество перед импульсным светом в том, что вы сразу видите в кадре как будет выглядеть еда на конечной фотографии. Различные насадки позволяют рисовать лучи и имитировать солнечный свет, рисовать и подчеркивать фрагменты блюда, расставляя акценты.

Как правило, снимаемые продукты покрыты прозрачной пленкой жидкости, капельками масла, воды. Бывают прозрачные и полупрозрачные кусочки. Здесь лобовое, а часто и боковое освещение не работает. К сожалению, универсального принципа постановки света при съемке пищевых продуктов для рекламы и упаковки не существует. Если освещение выстроено правильно, это заметно сразу, даже невооруженным глазом и такой свет не будет требовать каких-либо специальных настроек. Но если освещение приходится исправлять то это признак того, что схему освещения необходимо кардинально изменить.

При выстраивании света в студии, в первую очередь нужно обратить внимание на фон - он должен быть освещен так, чтобы было минимум отражения, максимум преломления.

Избыточная освещенность будет отвлекать внимание от объекта. Поэтому фуд-фотографы стараются не усложнять схему освещения, чтобы не создавать лишних проблем при съемке. Лучше начинать работу с одним источником света, а остальные добавлять, если в них будет необходимость.

Чрезмерное количество лишних деталей может внести беспорядок в композицию, поэтому добивайтесь лаконичности. Несколько тщательно отобранных элементов смотрятся куда лучше, чем их нагромождение. Оживить картинку можно отблесками на бокалах и бутылках. Этот несложный эффект стоит взять на вооружение. Но не забывайте и о главном блюде. Попробуйте найти для него интересные формы и цвета. Потренироваться можно на овощах и фруктах: Маловероятно, что они растают, сморщатся или развалятся во время съемок.

Не стоит забывать, что фон существенно влияет на солидность каждого из элементов снимка, поэтому его нужно выбирать с особой осторожностью. Определенные цвета, стили и текстуры прекрасно сочетаются с отдельными блюдами. Красная рыба, например, великолепно смотрится в голубых тонах.

Еду обычно снимают на однотонном фоне. Это может быть белый или серый бумажный фон, так же возможны белая скатерть или однотонная поверхность стола. Также можно использовать матовые или глянцевые поверхности, последние помогут создать красивые отражения.

В рекламной съемке кулинарии специалисты часто используют термин «визуальный приоритет». Дело в том, что в коммерческих целях красиво приготовленное и сервированное блюдо нужно показать с самой привлекательной стороны, оно должно быть аппетитным. Такой эффект достигается в основном при помощи грамотно выстроенного освещения, как описывалось выше, но фуд-фотографам, также следует помнить о том, какая область кадра должна привлекать внимание зрителя в первую очередь, и именно эта часть и должна быть наиболее резкой, по сравнению с фоном.

Иногда для того, чтобы показать, что еда свежая, вкусная и приготовлена из качественных ингредиентов, фотографы или фуд-стилисты создают целые композиции из еды. Вы часто могли видеть такой подход когда рядом с блюдом раскладывают все ингредиенты, которые выглядят невероятно свежими и сочными. У зрителя не остается сомнений, что и само готовое блюдо внутри такое же свежее и сочное.

Также композиции при съемке еды могут строится на ассоциациях. Например, в рекламе пива часто снимают не только само пиво, но и закуски - раков, сухарики и т.п. А, например, для съемки борща можно рядом поставить мисочку сметаны и свежей зелени. Таким образом, вы играете с устойчивыми ассоциациями, принятыми вкусовыми сочетаниями и способом подачи снимаемого блюда.

Необходимо уделять внимание мелочам. Выкладывая композицию, следует проверить наличие крошек, ненужных пятен и других оюъектов, которые могут испортить картинку. В хорошей фотографии всегда есть свободное пространство и правильный правильное соотношение света и тени, а также акцент. Второстепенные по значимости элементы на фотографии не должны отвлекать внимания зрителя от акцентируемого объекта. Необходимо знать свойство оптики, которая используется при съемки, это поможет создать красивую картинку, оставляя в зоне резкости нужный объект и мягко размыть второстепенные элементы.

Большинство эффектов при съемке зависят от положения камеры. Большинство фуд-фото снимаются крупным планом. Ввиду небольшой глубины резкости детали фона размыты и внимание приковано к ключевому объекту. При узком поле съемки выставляется большее значение диафрагмы, что позволяет гибко варьировать выдержки. При большом ее значении необходим штатив. Обычно кулинарные блюда снимают с ракурса, близкого к взгляду человека, который на это блюдо смотрит. У зрителя должно возникнуть ощущение того, что он сидит за столом и смотрит на приготовленное блюдо. Поэтому необходимо проводить съемку под таким углом.

Довольно часто блюда снимаются на тарелках в ракурсе «вид сверху» или «top view». Это особенно популярный ракурс при съемке блюд для ресторанного меню. «Неважно, в каком ракурсе вы снимаете, главное, чтобы то, что лежит на тарелке, хотелось съесть!».

Если вы снимаете несколько блюд еды в одном кадре, то фотографы используют умеренные широкоугольные линзы или стандартный объектив 50 миллиметров.

Если предстоят съемки одного блюда и его элементов, то фуд-фотографы будут использовать макро-линзу. Логичнее всего использовать макро - объективы 60 и 105 миллиметров, а также тилт-шифт линзы.

На первый взгляд кажется, что существует дефицит изобразительных средств, которые можно использовать при съемке еды, но это далеко не так. Можно снимать в «старом» стиле, как правило, в этом случае задний план будет темным. Можно делать съемку в «новом» стиле, тогда фон будет светлым. Последнее время очень модно работать с совершенно белым, так называемым «нулевым» фоном, освещение при этом будет либо совсем жестким либо очень рассеянным. Расфокус, игра света и тени заставляют воображение «дорисовывать» картинку. Самое главное это, безусловно, сама еда, варианты ее подачи, сервировки стола, разнообразие посуды на которой она будет представлена и различные дополнения и аксессуары. Фудстилизм это съемка не только пищи - объектом могут стать и посуда, на которой представлена еда, и человек, который готовит, или ест ее или просто красиво накрытый стол с блюдами.

Сегодня у фотографов появилась невероятное количество возможностей обрабатывать фотографии, используя различные графические редакторы. Возникает вполне уместный вопрос, которым задаются начинающие фотографы - в каких случая нужно применение подобных редакторов?

Большинство профессиональных фотографов приходят к такому выводу-то, что будет лучше смотреться нарисованным кисточкой или «мышкой» - лучше нарисовать, что лучше сфотографировать - фотографируйте. Даже если фотограф снимает, а после завершает работу на компьютере, при съемки он должен получить 99% того, что может дать фотоаппарат и съемка, и лишь после этого дополнить работу на компьютере.

Доработка уместна только в том случае, если требуется достичь эффекта недоступного для фототехники и освещения.

Для того, чтобы сделать удачный снимок, нужно помнить о нескольких вещах:

Не следует выкладывать слишком много еды на тарелку. Во время съёмки блюд всегда следует оставлять значительное пространство для различного декора;

Можно использовать бумагу. Пергамент и бумага для выпечки сделают картинку более привлекательной;

Профессионалы часто используют контрастный фон. Для съемки блюд ярких цветов используется белый фон, для светлых, пастельных цветов блюд - тёмный;

Лучше выкладывать еду хаотично, а не в строго заданном порядке. Естественное расположение придаст блюду аппетитность.

При съемки продуктов питания или готовых блюд уместнее всего использовать простую, однотонную посуду. В противном случае всё внимание зрителя будет сосредоточено на яркой посуде.

Фуд-стилистика в очередной раз доказывает: даже если всё гениальное уже придумано и сфотографировано, то в любом случае, остается масса простого, того, что может быть заново открыто, преобразовано и продемонстрировано, согласно новым тенденциям, при этом обретая новую форму и суть. Фуд-стилист и фуд-фотограф не кулинары, они художники, творцы, они предоставляют зрителю пищу не только как просто продукт питания, а идут гораздо дальше - они способны создать пищу для глаз и дать возможность воображению раскрыться в полной мере.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 142; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.142.146 (0.028 с.)