Понятие, значение обязательств по оказанию медицинских услуг 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, значение обязательств по оказанию медицинских услуг



Введение

 

Здоровье является высшим неотчуждаемым благом человека, без которого в той или иной степени утрачивают значение другие блага. В силу такой значимости этого блага для человека государство и право испокон веков охраняют его от неправомерных посягательств.

Максимального учёта специфики медицинских услуг и их объектов требует правовое регулирование ответственности услугодателя перед пациентом, который может быть заказчиком по договору либо выгодоприобретателем. Такой исполнитель услуг может нести как договорную, так и деликтную ответственность, несмотря на наличие договорных отношений.

Построение гражданского общества, максимальная защита прав граждан требуют адекватного реагирования законодателя в сфере регулирования гражданско-правовой ответственности исполнителя медицинских услуг. При этом должен быть учтён терминологический потенциал медицинской науки и практики. Далеко не все употребляемые в медицинской практике термины находят адекватный "перевод" в цивилистике. С другой стороны, каждое универсально применимое для регулирования сугубо имущественных отношений понятие, особенно в сфере ответственности, нуждается во взвешенной оценке при применении ответственности исполнителя медицинских услуг.

В связи с этим, несомненно, назрела острая необходимость комплексного научного исследования гражданско-правовой ответственности услугодателя при оказании медицинских услуг, а также выявления форм методов защиты прав потребителей медицинских услуг.

Темой данной выпускной квалификационной работы является "Защита прав потребителей при оказании медицинских услуг". А также необходимость его дальнейшего изучения и широкого, практического применения в Российской Федерации.

Актуальность темы данного дипломного исследования обусловлена сложностью регулирования отношений, связанных с охраной здоровья граждан. С развитием общества институт охраны здоровья претерпевает эволюцию от признания права человека на соразмерное причинение вреда обидчику до комплекса мер, включающего всестороннюю охрану здоровья как в социальной, так и в естественной среде обитания человека.

Институт охраны здоровья представляет собой сложное явление. Отношения, регулируемые нормами этого института, можно условно разделить по смешанному юридико-фактическому критерию на две большие группы. К первой группе относятся действия направленные на предотвращение причинения вреда здоровью (например, санитарные, экологические нормы) и на организацию предоставления медицинской помощи (например, вопросы медицинского страхования). Ко второй группе относятся действия, непосредственно связанные с предоставлением медицинской помощи. Если проблемы регулирования отношений первой группы и в теории, и в законодательстве освещаются достаточно долгое время, то большинство вопросов правового регулирования отношений, связанных с предоставлением медицинской помощи, являются для нашей теории и практики в основном новыми и мало разработанными.

Это связано в первую очередь с тем, что в советский период истории нашего государства система здравоохранения строилась по принципу военного времени, административного контроля и исключительно ведомственного регулирования процесса оказания медицинской помощи. Поэтому отношения между врачом и пациентом имели не гражданско-правовой характер, а административный. Пациент не мог вопреки ведомственным актам изменить по взаимному согласию с врачом условия оказания медицинской помощи, не мог также установить условия ответственности медицинского работника за нарушение его обязательств. Врач нес ответственность за несоблюдение многочисленных ведомственных актов, и ответственность эта была не перед пациентом, а перед государством, либо организацией в виде административных, дисциплинарных или уголовных санкций.

После известных преобразований в российском обществе ситуация в сфере предоставления медицинских услуг изменилась. Административный контроль и централизованная система стали потихоньку заменяться рынком медицинских услуг и децентрализованной системой, состоящей из медицинских организаций различных форм собственности. Это означает, что теперь отношения по предоставлению медицинских услуг должны регулироваться гражданским правом и свободным усмотрением сторон в рамках закона. Первостепенными вопросами становятся проблемы договорного установления условий о качестве, содержании медицинской помощи, об информировании пациента, порядке разрешения споров, а также проблема применения мер гражданско-правовой ответственности. Основной задачей применения мер имущественной ответственности является установление объективных критериев, которые позволят судам справедливо и единообразно решать дела в этой сфере, а также будут одновременно защищать пациентов и врачей от произвола друг друга и от судебных ошибок.

Целью дипломного исследования является проведение правовой характеристики обязательств по оказанию медицинских услуг, прав потребителей при оказании медицинских услуг, и как следствие - их защита.

Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:

) рассмотреть различные нормативно-правовые подходы к определению не только обязательств по оказанию медицинских услуг, но и исследовать вопрос о понятии медицинской помощи как предмете обязательств;

2) исследовать источники права, направленные на регулирование данных отношений в России, и определить пути совершенствования российского законодательства в области защиты прав потребителей;

3) выделить основные черты договора возмездного оказания услуг и отношений сторон, возникающих из него, закрепленных в действующих нормативно-правовых актах, дать характеристику правовой конструкции данного договора исходя из общих положений гражданского законодательства РФ;

4) определить основания и виды ответственности за нарушение прав потребителей медицинских услуг на законодательном уровне в Российской Федерации.

Объектом исследования выступает совокупность урегулированных нормами права общественных отношений, возникающих между субъектами договора возмездного оказания услуг.

Предмет исследования - общегражданское законодательство Российской Федерации и специальное законодательство о защите прав потребителей.

Процесс формирования, развития и совершенствования российского законодательства в данной области; особенности нормативно-правового регулирования и противоречия в механизме функционирования института охраны здоровья требуют углубленного изучения.

Методологическую основу исследования составляют общенаучные, частные и специальные методы, в том числе методы категориального, логического, формально-юридического и историко-правового анализа, конкретно-социологический и другие методы исследования.

Судебная практика по делам о некачественной медицинской помощи свидетельствует об отсутствии решения многих проблем в теории, и о большом количестве пробелов в действующем законодательстве.

Дело в том, что ведомственные акты, традиционно продолжающие регулировать медицинскую деятельность, часто не могут стать объективным критерием для установления качества медицинской помощи. Медицинская помощь является своеобразным искусством, врачу приходится изучать каждый организм и каждую патологию, а затем действовать по обстоятельствам. Это обусловлено тем, что не бывает одинаковых людей, следовательно, одинаковых организмов, патология в каждом организме развивается своеобразно, и лишь отчасти имеет общие закономерности. Поэтому такую деятельность нельзя всеобъемлюще урегулировать ведомственными актами, как, например, действия по уходу за огнестрельным оружием или другим механизмом. Врач в своей деятельности руководствуется канонами медицины. Эти отношения являются фактическими, следовательно, составляют содержание правовых отношений. Юридической формой для этих отношений является договор оказания услуг. В правовом регулировании необходимо учитывать все особенности фактических отношений. В последнее время все больше внимания уделяется вопросам правового регулирования отношений в сфере предоставления медицинских услуг. Развивается законодательство, выпускаются научные работы по данной проблематике. Следует сказать, что авторами работ в этой области в основном являются не юристы, а медики по профессии, что в определенной степени отражается на взглядах авторов при решении правовых проблем. Но и юристу-профессионалу также достаточно сложно разобраться в специфических вопросах медицинского права. Поэтому особенно хотелось бы отметить работы А.В. Тихомирова, являющегося по образованию одновременно врачом и юристом, практикующим адвокатом, автора многочисленных журнальных статей и трех книг о правовых вопросах в сфере медицинских услуг. Также, необходимо отдельно сказать о В. И. Акопове, чьи работы, безусловно, вносят большой вклад в медико-юридическое просвещение как пациентов, так и врачей. Наконец, нельзя не упомянуть Н.С. и М.Н. Малеиных, которые являются одними из пионеров в разработке правовых вопросов в сфере медицинской деятельности. Структура работы направлена на наиболее полное раскрытие выбранной темы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка. Так, в первой главе рассматривается вопрос о правовой характеристике обязательств по оказанию медицинских услуг и их месте в системе гражданско-правовых обязательств, а именно исследуется:

понятие, значение обязательств по оказанию медицинских услуг;

виды обязательств по оказанию медицинских услуг;

источники гражданско-правового регулирования обязательств по оказанию медицинских услуг.

В главе второй "Права потребителей при оказании медицинских услуг" дан всесторонний анализ:

правовой природе договора возмездного оказания услуг, его предмету форме, особенностям заключения;

особенностям возникновения и условиям оказания медицинских услуг на иных основаниях;

содержанию обязательств по оказанию медицинских услуг;

основаниям и видам ответственности за нарушение прав потребителей медицинских услуг;

формам и методам защиты прав потребителей при оказании медицинских услуг. В качестве оснований и видов ответственности за нарушение прав потребителей медицинских услуг рассматриваются виды гражданско-правовой ответственности. Вопросы правового регулирования отношений в сфере оказания медицинской помощи являются сложными и дискуссионными, каждый из них достоин отдельного самостоятельного исследования. Поэтому ввиду обширности данной темы не представляется возможным рассмотреть каждый вопрос подробнейшим образом. В рамках данной работы проанализированы наиболее характерные особенности правового регулирования отношений в сфере медицинской помощи, признаки медицинской деятельности, значимые с точки зрения права, и влияние этих признаков на основания и условия гражданско-правовой ответственности, а также выявление форм и методов защиты прав потребителей медицинских услуг.

1.
Правовая характеристика обязательств по оказанию медицинских услуг и их место в системе гражданско-правовых обязательств

Содержание обязательств по оказанию медицинских услуг

 

Как и в любом ином обязательстве, в обязательстве по оказанию медицинских услуг участвуют стороны - заказчик и исполнитель услуги. В правоотношении могут также участвовать третьи лица- пациенты (по договору в пользу третьего лица), третьи лица- исполнители услуги (или части услуги).

Заказчики медицинской услуги - это граждане, имеющие намерение заключить договор либо заключившие договор возмездного оказания медицинских услуг для личного потребления, а также граждане или организации (юридические лица), заключившие договор возмездного оказания медицинских услуг для потребления пациентами - третьими лицами.

Правила предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями, используют такое понятие, как "потребитель, пользующийся платными медицинскими услугами". Под ним с учетом положений Закона РФ "О защите прав потребителей" следует понимать гражданина, имеющего намерение заключить договор либо заключившего договор возмездного оказания медицинских услуг для личного потребления, а также гражданина, непосредственно потребляющего (пользующегося) медицинской услугой, то есть пациента.

Пациентов можно классифицировать на пациентов- заказчиков услуги и пациентов - третьих лиц, в пользу которых другими заказчиками заключен договор возмездного оказания медицинских услуг.

Исполнителем медицинской услуги является медицинский субъект (медицинское учреждение), то есть любое юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, производящие услуги в области здравоохранения.

В обязательстве по оказанию медицинских услуг может иметь место участие нескольких медицинских учреждений (множественность лиц на стороне исполнителя услуги), обязанности и ответственность которых по общему правилу в силу статьи 322 ГК РФ являются солидарными.

Приведем пример из судебной практики.

В Абаканский городской суд обратился гражданин Н. с иском к Больнице о возмещении вреда, причиненного его здоровью, а также компенсации морального вреда вследствие недостатков оказанной медицинской услуги- хирургической операции. Судом было установлено, что хирургическая операция была проведена в Больнице хирургами Медицинского центра, о чем пациент был проинформирован, однако письменный договор с пациентом на оказание медицинской услуги не заключался. Отношения Больницы и Медицинского центра регулируются договором о сотрудничестве, предметом которого является передача медицинской технологии. В соответствии с договором Медицинский центр принял на себя обязанность по обеспечению инструментарием, протезами и расходными материалами, а также по выполнению на базе Больницы нескольких обучающих операций, а Больница обязалась найти пациентов с целью проведения обучающих операций. Поскольку предмет обязательства по оказанию медицинской услуги пациенту Н. является неделимым, то ответственность Больницы и Медицинского центра является солидарной (статьи 322 и 1080 ГК РФ).

Особенности правового регулирования медицинских услуг связаны с исполнением медицинской услуги (полностью или в части) третьим лицом. Третьи лица участвуют в оказании медицинской услуги в случаях, если определенная часть медицинских мероприятий, входящих в объем медицинской услуги, выполняется медицинским учреждением, не являющимся исполнителем по договору, например, консультирование или выполнение отдельных диагностических мероприятий в другом медицинском учреждении по направлению медицинского учреждения-исполнителя услуги, сестринский уход после оперативного вмешательства и т.д.

Согласно пункту 1 статьи 313 ГК РФ исполнение обязательства может быть возложено должником на третье лицо, если из закона, иных правовых актов, условий обязательства или его существа не вытекает обязанность должника исполнить обязательство лично. В соответствии со статьей 780 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором возмездного оказания услуг, исполнитель обязан оказать услуги лично. Следовательно, исполнение услуги в целом или совершение отдельных действий по ее исполнению может быть передано третьим лицам только по согласованию с заказчиком (пациентом). Согласие, отвечающее критериям добровольности и информированности, выражается в форме, установленной законом для сделок.

Нарушение медицинским учреждением - исполнителем услуги данного правила должно расцениваться как нарушение обязательства. В случае причинения вреда жизни, здоровью или имуществу пациента третье лицо - исполнитель медицинской услуги несет деликтную ответственность по правилам параграфа 3 главы 59 ГК РФ солидарно с исполнителем медицинской услуги на основании статьи 1080 ГК РФ.

Ответственность перед заказчиком (пациентом) за ненадлежащее исполнение или неисполнение услуги в результате действий третьих лиц несет исполнитель. Третье лицо - исполнитель услуги несет самостоятельную ответственность перед пациентом, если вред причинен вне связи с исполнением медицинской услуги.

Законодательством предусмотрены случаи, когда в правоотношении по оказанию медицинской услуги участвуют заинтересованные лица, не являющиеся заказчиками, пациентами либо исполнителями услуги. Заинтересованность таких лиц определяется наличием между ними и пациентами правовой связи (правоотношения) и тем, что результат услуги может оказать влияние на соответствующие права и обязанности заинтересованного лица. В качестве примера можно привести следующие правила: о получении согласия супруга на искусственное оплодотворение и имплантацию эмбриона женщине, состоящей в браке (статья 35 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан).

Заинтересованными лицами должны признаваться также доноры в случае, если предоставление органов и (или) тканей обусловлено ими целью оказания медицинской помощи конкретным лицам.

Таким образом, сторонами договора возмездного оказания услуг являются исполнитель, т.е. лицо, предоставляющее услуги, и заказчик - лицо, которому услуга предоставляется. Ими могут выступать как граждане, так и юридические лица. Исполнители услуг должны быть субъектами предпринимательской деятельности, состоять на учете в налоговых органах, что подтверждается данными о государственной регистрации.

При этом в ряде случаев к исполнителю могут быть предъявлены дополнительные требования, предусмотренные законом или вызванные характером оказываемых услуг. Например, наличие лицензии на осуществления определенной деятельности или специального образования. Перечень видов деятельности, для которых предусмотрено обязательное лицензирование, установлен ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности".

Договор, заключенный с исполнителем, не имеющим соответствующей лицензии, в судебном порядке может быть признан недействительным на основании ст. 173 ГК РФ.

В свою очередь, под правовым статусом пациента следует понимать юридически закрепленное положение лица, обратившегося за медицинской помощью, включающее в себя гарантируемые государством права, свободы, юридические гарантии их реализации, а также защиту законных интересов.

Необходимо различать следующие виды правового статуса пациентов:

общий правовой статус пациентов. Он характерен для любого пациента вне зависимости от заболевания и медицинского учреждения, в которое он обратился за помощью. В основе общего правового статуса пациентов лежат прежде всего соответствующие положения Конституции РФ (ст. 20, 21, 39, 41, 46 и др.);

специальный правовой статус пациентов. Он имеет место в тех случаях, когда речь идет: а) об отдельных категориях пациентов (военнослужащие, клиенты частных лечебно-профилактических учреждений, обладатели полисов добровольного медицинского страхования и т.д.); б) о лицах, страдающих определенными заболеваниями (туберкулез, психические заболевания, СПИД и др.). Как правило, в этих случаях имеется в виду наличие определенных льгот, особенности лечения, сохранение в тайне информации о заболевании, результатах лечения и т.д.;

индивидуальный правовой статус пациентов. В данном случае имеет место характеристика правового статуса конкретного человека, включающая его права, свободы, обязанности и юридические гарантии их реализации. Указанный вариант правового статуса наиболее подвижен, поскольку на его проявление в полной мере влияют изменения как состояния здоровья человека, так и иные обстоятельства (возраст, срок действия договора медицинского страхования, срочность в оказании медицинской помощи и др.).

Общий правовой статус пациента включает в себя:

) права пациента;

2) обязанности пациента;

3) юридические гарантии реализации прав пациентов.

Из Закона РФ о медицинском страховании, действительно, не ясно, к кому и с какими исками может обратиться застрахованный гражданин. Но здравая логика и расставленные в ст. 27 Закона акценты об ответственности страховой организации перед страхователем и застрахованными за невыполнение условий договора медицинского страхования, а медицинской организации -за объем и качество медицинских услуг свидетельствуют в пользу того, что с иском о возмещении вреда здоровью застрахованный должен обращаться к непосредственному причинителю вреда, т.е. к медицинской организации. Каким бы неудачным ни был выбор страховщиком лечебного учреждения для реализации программы ОМС или ДМС (с точки зрения технической оснащенности и укомплектованности специалистами) и каким бы небрежным ни был контроль за качеством медицинской помощи - все это лишь условия (предпосылки), но не причина нанесения вреда здоровью застрахованного.

Ни законодательство о медицинском страховании, ни условия договора страхования не отменяют обязанности лечебного учреждения оказывать пациенту квалифицированную медицинскую помощь - своевременную, безопасную и эффективную. Соответствие медицинской услуги перечисленным требованиям определяется с помощью стандартов диагностики и лечения заболеваний, знание и соблюдение которых является профессиональной обязанностью медика, но не страховщика. Практика привлечения страховой медицинской организации в качестве ответчика по искам застрахованных о возмещении вреда здоровью противоречит принципу работы страховщика в данной сфере. В соответствии со ст. 15 Закона о медицинском страховании одной из главных обязанностей страховой компании является защита интересов застрахованных, в том числе путем предъявления в судебном порядке иска к медицинскому учреждению о возмещении вреда, причиненного застрахованному в результате ненадлежащего оказания медицинской помощи. Для работы с обращениями, заявлениями и жалобами застрахованных в большинстве страховых организаций созданы отделы по защите прав застрахованных, в которых работают врачи-эксперты и юристы. В случае предъявления застрахованным жалобы на ненадлежащее оказание медицинской помощи страховая компания организует проведение экспертизы качества медицинской помощи в соответствии с Положением о системе вневедомственного контроля качества медицинской помощи в РФ. На основании акта экспертизы специалистами страховой компании решается вопрос о возможности предъявления к лечебному учреждению требования о возмещении вреда здоровью, причиненного ненадлежащим оказанием медицинской помощи. При наличии просьбы застрахованного юрист страховой компании может представлять его интересы в суде.

В этой связи можно привести пример из судебной практики. К. предъявила иск страховой компании "Н." и лечебному учреждению "Р." о расторжении договора страхования, возмещении убытков и компенсации морального вреда. Истица потребовала взыскать с ответчика "Н." в качестве убытков сумму страховой премии (3975 р.), с ответчика "Р." - расходы на проведение восстановительной операции (10000 р.) и солидарно с обоих ответчиков - компенсацию морального вреда (50000 р.).

В судебном разбирательстве был подтвержден факт существенного нарушения договора страховщиком. Вопреки договору ДМС по программе "Благополучные роды. Комфорт", предусматривающему более комфортное и квалифицированное медицинское обслуживание, роды у застрахованной К. принимались в обычных условиях: при участии минимального количества специалистов, в общем зале вместо отдельной палаты. Суд посчитал, что застрахованная была лишена практически всех благ и удобств, на которые могла рассчитывать, заключая договор со страховщиком, и удовлетворил ее требование о расторжении договора (п. 2 ст. 450 ГК РФ). В пользу истицы с ответчика "Н." взыскана страховая премия (в полном объеме).

В остальной части иска было отказано. Требование о компенсации морального вреда отклонено по той причине, что в судебном разбирательстве "не был доказан факт нарушения личных неимущественных прав К.", к коим суд отнес жизнь, здоровье, честь и пр.

Основными причинами, которые привели к возрастанию значимости прав пациентов в системе юридического обеспечения здравоохранения, считаются:

совершенствование нормативно-правовой базы медицинской деятельности;

увеличение роли и значения деятельности различных общественных правозащитных (в том числе и в области охраны здоровья) организаций;

увеличение количества так называемых врачебных дел, в основе которых лежит нарушение или ограничение законных прав пациентов;

постепенный отход от патерналистских и переход к демократическим взаимоотношениям медицинских работников и пациентов.

В связи с этим на законодательном уровне был принят Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации".

В соответствии со статьей 53 данный документ вступил в силу с 1 января 2011 года, за исключением отдельных положений, вступающих в силу с 1 января 2012 года.

При поиске оптимального варианта классификации нужно использовать комплексный подход, который должен учитывать следующие аспекты данного явления: разноплановость медицинской деятельности, наличие в ней разных отраслей и направлений; изменения отечественного законодательства; те права пациентов, которые регламентируются посредством норм морали, этики; и др.

В этой связи можно предложить собственный вариант классификации прав пациентов, в соответствии с которым можно различать:

. Общие права пациентов.

. Права пациентов в области медицинского страхования.

. Права пациентов при оказании различных видов медицинской помощи.

. Права различных профессиональных и социальных категорий пациентов.

Говоря о первой группе - общие права пациентов, необходимо обратить внимание на права, указанные в ст. 30 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, основными из которых могут считаться права пациента на:

сохранение в тайне информации о факте обращения за медицинской помощью, о состоянии здоровья, диагнозе и иных сведений, полученных при его обследовании и лечении;

информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство;

отказ от медицинского вмешательства;

получение информации о своих правах и обязанностях и состоянии своего здоровья, а также на выбор лиц, которым в интересах пациента может быть передана информация о состоянии его здоровья;

возмещение ущерба в случае причинения вреда его здоровью при оказании медицинской помощи.

Рассматривая вторую группу прав пациентов - в области медицинского страхования, важно отметить их тесную связь с действующим в России медицинским страхованием. Граждане РФ имеют определенные права, основными из которых являются права на:

выбор медицинской страховой организации;

выбор медицинского учреждения и (или) врача в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования;

получение медицинских услуг, соответствующих по объему и качеству условиям договора, независимо от размера фактически выплаченного страхового взноса;

предъявление иска страхователю, страховой медицинской организации, медицинскому учреждению, в том числе на материальное возмещение причиненного по их вине ущерба, независимо от того, предусмотрено это или нет в договоре медицинского страхования.

Права пациентов при оказании различных видов медицинской помощи - третья из предложенных групп прав пациентов.

Если же рассмотреть такие специфические области медицины, как трансплантология, акушерство и гинекология, психиатрия, борьба с туберкулезом и СПИДом, то, вне всякого сомнения, правовой статус пациентов здесь будет иметь существенные различия.

И наконец, четвертая группа прав пациентов - права различных профессиональных и социальных категорий пациентов. Речь идет о правах пациентов, которые относятся к категориям: несовершеннолетних; военнослужащих, граждан, подлежащих призыву на военную службу и поступающих на военную службу по контракту; лиц, задержанных, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, ареста, заключенных под стражу, отбывающих наказание в местах лишения свободы либо административный арест; беременных женщин и матерей.

Обязанности пациентов представляют собой малоизученную проблему современного юридического обеспечения здравоохранения. Причин тому немало. Ключевыми могут считаться:

а) восприятие пациента как изначально более уязвимой стороны во взаимоотношениях (правоотношениях) в системе "врач - пациент";

б) сама природа оказания медицинской помощи, подразумевающая, что есть лицо, которое в силу своего состояния здоровья имеет право на получение медицинской помощи (субъект, получающий медицинскую помощь), и лица, которые в силу своей профессии должны облегчать страдания больного (субъекты, оказывающие медицинскую помощь);

в) конституционная норма, свидетельствующая о том, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.

На теоретико-правовом уровне выделяются следующие обязанности пациента:

соблюдение предписаний врача относительно приема лекарственных средств, соблюдения режима, диеты, которые рекомендованы пациенту в связи с заболеванием;

соблюдение правил внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения в случае стационарного лечения;

явка на профилактические медицинские осмотры в сроки, указанные медицинским работником;

соблюдение правил поведения, сводящих к минимуму заражение другого лица венерической болезнью или ВИЧ-инфекцией (в случаях, если сам пациент страдает данными болезнями).

Таким образом, безусловно, правовое закрепление данных прав и обязанностей на уровне закона выглядит весьма проблематичным. В то же время на уровне подзаконных актов предусмотреть их вполне реально.


Заключение

 

Анализ поставленной проблемы позволил сделать следующие выводы.

Здоровье - это неотчуждаемое первостепенное благо личности, без которого в той или иной степени утрачивают значения другие блага.

Для человека всегда существует риск причинения вреда его здоровью.

Для личности является естественным защита себя и своего здоровья. До возникновения государства человек либо самостоятельно защищал свое здоровье, либо это делали его сородичи, что проявилось в древнем обычае кровной мести за причиненный вред.

После возникновения государства, право, поддерживаемое авторитетом публичной власти, берет на себя функцию охраны и защиты здоровья личности. Это проявляется в том, что закон признает за человеком право на здоровье и его охрану. Но закон не дарует это право, т.к. оно в силу своей природы является естественным и возникает с момента рождения.

Право на охрану здоровья эволюционирует вместе с обществом и правом, пройдя путь от возможности получить денежное возмещение или причинить эквивалентный вред обидчику до целого комплекса мер, направленных не только на защиту от причинения вреда, но и на обеспечение условий благоприятных для здоровья человека с точки зрения социальной, экономической, экологической, культурной среды, а также эффективные меры по оказанию медицинской помощи в случае необходимости.

От права на охрану здоровья следует отличать право на здоровье. Право на здоровье осуществляется в различных общественных отношениях, которые имеют свою специфику и регулируются различными отраслями права, в том числе, и гражданским правом. Роль гражданского права проявляется в данном случае, во-первых, в признании за гражданином юридического права на здоровье, во-вторых, в охране этого права, которая осуществляется постоянно, как в моменты отсутствия каких-либо нарушений этого права, так и в моменты нарушения права на здоровье (защита).

Способом защиты нарушенного права на здоровье является применение мер юридической ответственности. Основанием для применения ответственности является правонарушение. Меры ответственности всегда являются дополнительным бременем для правонарушителя. Только в таком качестве ответственность стимулирует субъектов права к надлежащему исполнению своих обязанностей.

Все действия, направленные на охрану здоровья, и регулируемые этими отраслями можно разделить на две группы в зависимости от того, связаны они с непосредственным оказанием медицинской помощи или нет.

Такая "сквозная", поверх отраслей права классификация является не случайной, так как имеет значение для теории и практики применения юридической ответственности в сфере охраны здоровья. Дело в том, что причинение вреда и наступление юридической ответственности в сфере действий, связанных с непосредственным оказанием медицинской помощи, обладают существенными особенностями, ставящими эту сферу особняком по отношению к другой группе действий, в результате которых может также быть причинен вред здоровью.

Понятие "медицинской помощи" не раскрывается ни в одном законодательном акте, хотя неоднократно в них упоминается. Подобный пробел в праве приводит к различному толкованию этого понятия, а, следовательно, к неоднозначности правоприменительной практики, что недопустимо исходя из основополагающего принципа всей системы права - законности. В специальной литературе медицинская помощь характеризуется следующими признаками.

Медицинская помощь - категория профессионально-нравственная, а не правовая, поэтому она подчиняется непреложным положениям медицины и сложившимся в обществе нравственным законам.

Цель медицинской помощи приобретает объективный характер и не определяется усмотрением пациента, т.к. медицина может добиться только того, что достижимо ее средствами на конкретном этапе ее развития и что всегда имеет пределы.

Существо медицинской помощи определяется характером составляющих ее действий, а принадлежность к медицинской профессии оказывающего лица ужесточает меру оценки этих действий.

Содержание осуществляемых при оказании медицинской помощи действий обусловливает их объем, который определяется объективно сложившимися правилами медицинской профессии: например, нельзя закончив операцию, не ушить операционную рану.

Медицинская помощь представляет особый вид творческой деятельности. Это связано с тем, что организм каждого человека - уникален. Познать все процессы, происходящие в нем, предсказать реакцию организма невозможно. Следовательно, врач всегда действует в условиях неполного знания об объекте воздействия, что предопределяет необходимость нестандартного подхода в каждом конкретном случае.

Медицинская помощь - это система управления, в которой присутствует два объекта: организм и патология. Оказывающий медицинскую помощь может справляться или не справляться с процессом управления поведением организма и/или патологии. Потеря управления может быть фатальной и не фатальной. Негативные последствия, вызываемые потерей управления происходят от двух причин: некомпетентности лица, оказывающего медицинскую помощь, и несовершенства самой медицины.

Негативные последствия потери для здоровья пациента выражаются в том, что он выходит из процесса оказания медицинской помощи с большими утратами, чем если бы этого не произошло. Помимо фатальных, такие последствия могут заключаться в осложнениях - обусловленных медицинским воздействием и/или обусловленных прогрессированием имеющейся патологии.

Отношения по оказанию медицинской помощи являются фактическими, право же для них представляет особую форму.

Наиболее подходящей юридической формой для вовлечения медицинской помощи в экономический оборот является договор оказания услуг.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.66.13 (0.092 с.)