Глава 2. Современное якутское эстрадное искусство 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Современное якутское эстрадное искусство



 

Проблемы якутской эстрады

 

Время идет и диктует свои правила, которые требуют от каждого вида жизнедеятельности выбор пути развития или постепенного разрушения. Все в нашей жизни меняется, совершенствуется, модернизируется. Если, эстрада, как термин, включает в себя многожанровость, то это понятие уже кануло в лету. С разветвлением эстрадного искусства на различные профессиональные структуры искусства, все встало на свои места. Клоунада, цирковое искусство, танец, музыка, разговорный жанр, оригинальные жанры давно от артистов требуют исключительно профессионализма. Есть у нас цирк, театр национального танца, симфонический оркестр, драматические театры, театр юного зрителя. Составляющей современной эстрады остались только песня и юмор, где песня - главное. То, что утеряна многожанровость - это продиктовано временем. С течением обстоятельств и определенных условий эстрадное искусство Якутии нашло свое развитие в разветвлении по жанровым видам. Основным жанром, но только уже в рамках Государственного театра эстрады, стала песня. А песня - это результат творчества одного или нескольких людей, и не всегда профессионалов, не всегда талантливых. Что стало настоящей проблемой. Песня - она народное достояние, и в никакие рамки загнать творчество невозможно. А то, что песня, как продукт, в современном мире стала орудием завоевания публики в коммерческих целях - это народная трагедия. Самобытность, этнические корни песни, что раньше считалось одним из важных качеств в исполнении, во многом теряется. Только песня, из всех жанров эстрады, пока остается за рамками профессионализма, что привело к дешевизне понятия "эстрадный артист". Эта легкость и доступность, сегодня, привлекает не только талантливых людей, но и всех, кто ищет легкой наживы, легкой славы. "Пущенное на самотек народное искусство пения в настоящее время претерпевает различного рода явления, в том числе и отрицательного характера, проявленные в создании современных песен, и в особенности, их исполнения молодыми, так называемыми звездами, которые далеки от понятия профессионального звуковедения. И все это происходит от того, что нет достаточного и собственного понимания смысла возрождения певческой культуры народа Саха". (Платонов с.58). О том, как изменялась эстрада, пишет А. Аргунов в своей статье: "Человек - довольно ленивое существо, всё время стремящееся облегчить и упростить свою жизнь, и это также факт. И всё, что нас окружает, будь то живая природа или же различные человеческие изобретения, постоянно находится под действием двух выше обозначенных факторов. Не стала исключением и эстрадная песня, также постоянно изменяющаяся и приобретающая всё новые и новые формы. И ко многим её изменениям, к сожалению, имеет далеко не последнее отношение банальная человеческая лень. Для того чтобы в этом убедиться, достаточно сравнить эстрадную песню начала прошлого века с эстрадной песней начала нынешнего. Что представляет собой эстрадная песня начала прошлого века? Сложные, красивые мелодии, исполняемые вживую на настоящих, а не электронных, музыкальных инструментах; осмысленные и складные тексты, несущие в себе различные настроения, переживания, а не являющиеся простым набором слов со слабой зарифмованностью; сильные голоса исполнителей, чётко выраженные вокальные данные и музыкальный слух. На сочинение текстов и музыки уходит достаточно много времени, к исполнению приходится привлекать целые оркестры, не каждый сможет дома столь же хорошо исполнить эти песни; но зато они душевные, они качественные, они остаются в людской памяти на года, на десятилетия. К середине века у человечества появляются новые возможности в плане обработки и записи музыки, аранжировки заметно выигрывают в качестве звучания, в насыщенности. Однако в большинстве случаев по-прежнему используются настоящие музыкальные инструменты, сохраняются связь мелодии с текстом, смысловая составляющая текста, наличие голоса и слуха у исполнителя. Во второй половине века сила голоса, необходимая для исполнения песен, постепенно уходит на второй план. Если раньше пели единицы, то теперь петь может едва ли не каждый второй. Меняется манера пения, петь можно не во весь голос, не обязательно так сильно выводить, - и так далее. Упрощается процесс записи, появляется фонограмма, существенно упрощающая исполнение на концертах. Но пока ещё сохраняется мелодичность, сохраняется смысл в текстах, сохраняется связь мелодии с текстом - они остаются тесно связанными, неотделимыми друг от друга. Проходит ещё пара десятилетий, и мы видим уже совершенно иную картину: живые исполнения напрочь вытесняются фонограммами, настоящие музыкальные инструменты существенно потесняются электронными, исполнять песни уже может абсолютно любой человек, способный произносить хотя бы какие-то членораздельные звуки. Песни становятся менее душевными, менее чувственными. Во многих случаях в текстах напрочь отсутствует смысловая составляющая, они становятся простым набором слов, лишённых ровного ритма и зачастую - рифмы. Разрушается гармония единства текста и мелодии, под одну и ту же аранжировку можно с одинаковым эффектом исполнять десяток песен. Мелодию, дополнявшую и как бы подчёркивавшую те настроения, которые передавались исполнителями в песнях, заменяет музыкальный фон, голый ритм, под который произносятся строки текста. Один и тот же текст можно с равным успехом воспроизводить под совершенно разные по ритму и звучанию мелодии. Их связь разрушена. Написать и исполнить песню стало гораздо проще. Заняться этим может теперь любой. На запись альбома не уходит так много времени, как уходило в прежние времена. При желании можно даже организовать студию звукозаписи у себя дома, штампуя диски, не выходя из комнаты. Столь же легко и исполнять песни. Не нужно надрываться в микрофон, не нужно возить с собой оркестры; достаточно выйти на сцену и включить запись. Человек существенно упростил процесс создания эстрадной песни, сделав это в ущерб её качеству. Главным стало не качество, главным стало количество. Занимаясь упрощением процесса создания эстрадной песни, человек превратил её из искусства в конвейерное производство, приносящее доход, что лишь ускорило эволюцию эстрадной песни, превращение её в то, что она представляет собой сегодня. Человеческая лень, к которой впоследствии присоединилась столь же сильная жажда наживы, нанесла огромный ущерб искусству, во многом превратив его в так называемый ширпотреб. Настоящая, чувственная, душевная песня ушла на задворки, уступив центральное место её жалкой пародии. И, глядя на весь этот путь, который прошла эстрадная песня, сравнивая ту эстрадную песню, какой она некогда была, с той, какой она стала сегодня, ты невольно задаёшься вопросом: а что же будет дальше? Какой она станет ещё через десять-двадцать лет? Поймёт ли человек то, что он сотворил, осознает ли, или же продолжит свою разрушительную деятельность, потакая глубокой лени и бесконечной, ненасытной жажде наживы, принося им в жертву народное искусство? Сумеет ли он остановить процесс разрушения, деградации, сумеет ли вернуть всё вспять? Захочет ли он это делать? На все эти вопросы ответ даст время. А пока эстрадная песня продолжает двигаться по своему эволюционному пути, не зная и не ведая, что ждёт её впереди". (© Shkolazhizni.ru).

С автором этой статьи нельзя не согласиться. Такая проблема существует сегодня и в якутской эстраде. Произошла некая диффузия. Западные песни стали звукоидеалом нового поколения слушателей. Многие "авторы" песен ищут легкий путь, вместо того, чтобы удивить слушателей своими сочинениями, они под основу берут готовые мелодии песен китайских, корейских, английских исполнителей. В данном упрощении "творчества" об оркестрах, канувших в лету, и речи не может идти. Песня сегодня - товар, певец - поставщик, зритель, слушатель - потребитель. Коммерческая истина гласит: "потребитель всегда прав", или же "спрос диктует предложение". Если говорить о качестве песни, то сейчас большое внимание уделяется музыке, аранжировке и стилю исполнения, артистизма. В погоне за модными ритмами зарубежных мелодий, авторы песен часто искажают родные слова. Смысл слов песни, слушатель может и не понять, так как под зарубежную фанеру якутские слова звучат не по родному, нарушая все правила грамматики, орфоэпии. Об этом Ю. Платонов в своей статье приводит несколько примеров: "Песни исполнителей насыщены всевозможными мелодическими оборотами и ритмами, не присущими музыкальной культуре народа, которому принадлежит сам автор, в результате такой диффузии поклонники эстрады кроме чужой музыки слышат исковерканные слова с текстом на родном языке, что в профессиональном вокале считается нарушением правил певческой орфоэпии. Также автор статьи отмечает: "Несмотря на запись с помощью компьютерной системы все равно вырисовываются недостатки в технике пения, а также нарушения правил звуковедения, что противоречат профессиональным требованиям по вокально-исполнительскому мастерству певца. По этическим соображениям, имен этих "звезд" не будем называть - они молоды, талантливы, и у них все впереди. Повзрослев, сами поймут, что от исполнителей требуется качество исполнения по параметрам вышеперечисленных достоинств. А пока звуковедение - на очень низком уровне, нет округлого ровного одинакового звучания гласных, приятного для восприятия слуха, нет понятия о звукообразовании и формировании певческого голоса, т.к. никто "звезд" этому не учил, в результате следуют: плохая дикция, нарушение орфоэпии (искажение слов до неузнаваемости), слабая атака звука (не слышно начала слов), неполноценная фразировка, а ведь эстрадное пение целиком зависит от нее, т.е. от полноценного звучания содержания текста. И вот такую продукцию "благодаря" улусным студиям, мы слышим каждый день. … Такое положение требует разбирательства. Если кого-то интересует будущее певческой культуры Республики Саха, то такие аспекты воспитательного характера, приведенные выше действующие как метод духовного воспитания подрастающего поколения, должны контролироваться специалистами". (Платонов // СЫККТ, с.59).

Политические изменения в жизни страны вызвали не только развал всей прежней системы управления и функционирования эстрады, но и содержательный слом в самом искусстве. Создание больших шоу-программ, в которых превалирует зрелищная сторона, использование всевозможной современной аудио-визуальной техники в корне изменяют сложившееся представление об эстраде. как искусстве ярких актерских индивидуальностей, искусстве прямого контакта, непосредственного общения актера со зрителями. Утрачивается (временно?) одно из главных качеств эстрады - многожанровость. Стремление во что бы то ни стало, если не "покорить", то сравняться с Западом приводит исполнителей к прямому подражательству и, как следствие, стиранию, усреднению индивидуальности. Само понятие "Эстрада" все чаще заменяется современным "шоу-бизнес"; на практике нередко превалирующим оказывается вторая составная - бизнес. Ночные клубы заменили многим концертные площадки, возвращая эстраду на новом витке истории к кафешантану, варьете. В условиях свободного рынка снова отчетливо выявляется противоречие, замеченное критиком в начале века: эстрада, способствующая формированию личности актера, в ситуации непрерывной погони за успехом нивелирует личность, становится средством обогащения.

Проблемы современной эстрады в целом:

утеряна многожанровость;

главная составляющая эстрады - песня, стала дешевым орудием славы, товаром;

отсутствие профессионализма в вокальном творчестве и подборе репертуара приводит к кризису певческого искусства;

сложившиеся условия в материально-технической базе, отсутствие собственного здания.

Но песня, как единственный жанр эстрады, со временем обогатилась в плане стилей и направления вокального искусства. На первый план якутской эстрады вышло национальное исполнение: дэгэрэнг, дьиэрэтии, национальные элементы, как кылысах, горловое пение пользуются особым успехом не только в республике, но и на международном уровне. Немаловажную роль сыграли в развитии и возрождении традиционных форм исполнения сопровождение вокальных номеров на национальных музыкальных инструментах, забытых временем и поколениями надолго, которые нашли свое применение именно в современном эстрадном искусстве нашей республики. Несмотря на то, что вышеупомянутые инструменты имели место быть и на заре якутской профессиональной эстрады, у первых групп, широкое распространение национальные инструменты в современной эстраде нашли в конце годов. В этом большой вклад внесли творческая чета Клавдии и Германа Хатылаевых, этно-группа "Иэхэй-Чуохай” под руководством одного из первых эстрадников Владимира Татаринова, хомусистка, виртуоз мира Альбина Дегтярева. Наши артисты могли и держаться простого пути, пойти по тропам современной попсы, по стопам западных исполнителей. Но это было бы слишком просто и банально. А эстрада должна отражать культуру своего народа, именно на нее возложена большая ответственность показать "лицо нации”. Мы говорим, что песня - это единственный жанр, которым гордится эстрада, но ведь сама песня - искусство многожанровое. Поэт сочиняет стихи, мелодист, композитор создает музыку. Но дух любой песне и особенный тон задает именно исполнитель. Он - тот самый посредник, с помощью которого песня находит место в сердце слушателя. В сове время прошла борьба за завоевание той или иной ниши в вокальном искусстве. Сейчас уже налицо знают, кто есть кто. Например, песня дэгэрэнг в исполнении Павла Семенова, Анатолия Бурнашева, Саарын стала для визитной карточкой. Песни под сопровождение хомуса великолепно звучат в исполнении группы "Айархаан”, Юлианы Кривошапкиной. А современное исполнение якутских песен - попсу выбирают многие молодые артисты, в начале творческого пути, но кто-то закрепляется в них, как Ника, Сахая, Дария Лаврова и многие другие. Есть среди нихте, которым присущи и академические данные. Также большую роль играет и репертуар. Некоторые только благодаря своему хорошо подобранному репертуару заняли особенную нишу в эстраде, такие как Аскалон Павлов, Лэгэнтэй, Ыра Ча5аан - выбранная ими настоящая мужская тема, пристутствие в песнях патриотического духа и живого задора тоже своего рода жанровая особенность исполнения.

Также особенную колоритность и самобытность наших исполнителей показывают хорошо продуманные образы, созданные нашими талантливыми модельерами. Среди которых хочется отметить Андрея Зыкова, Амгалену Барашкову. Участие во многих конкурсах обогащает культуру исполнения и содействует процветанию нашей самобытной культуры. Это отличает наших артистов от других эстрадных исполнителей в мире шоу. Также исполнение песен на разных языках артистами якутской эстрады тоже всегда имел успех, благодаря тому, что зрители - аудитория республики многонациональная. Прежде всего, имея ограниченное направление эстрадного искусства, как вокальное искусство, от творческих, талантливых людей требуется большая и ответственная работа над репертуарами и стилем исполнения. Для этого важно профессиональная подготовка артистов.

Для подготовки профессиональных кадров, для процветания якутской эстрады важны также условия существования. Профессиональной эстраде уже 45 лет. Но все эти годы театр работал без специализированного здания. А последние около 30 лет приютил эстрадников храм - ветхое здание Свято-Троицкого собора. Все творческие начинания многих артистов связаны с этим зданием. В театре, благодаря огромной площади собора, работало много студий: хореографический зал, концертный, костюмерные, гримерные, музыкальный, стдия звукозаписи, кабинеты для администрации, отдельные студии для артистов, групп, даже столовая и общежитие для работников. Музыкальный салон "Чароит" при Государственном театре эстрады РС (Я) работает с 1990 года. В салоне проходят камерные концерты, творческие вечера, сольные, юбилейные концертные программы артистов эстрады, тематические праздничные вечера для жителей города с участием звезд эстрады. С 2009 года в салоне проходит ежегодный конкурс "Ыллаа, эдэр саас!" на призы народного артиста. Аркадия Алексеева. Также салон занимается проведением праздничных мероприятий, юбилейных, свадебных торжеств, корпоративов. Салон славится якутской традиционной кухней, также национальным стилем проведения торжеств. Благодаря четкой и налаженной работе администрации, постоянно улучшающемуся качеству сервиса, музыкальному оформлению, салон с каждым годом становится все популярнее и привлекательнее. Рядом с салоном находится концертный зал, где проходят пресс-конференции, презентации, лекции, круглые столы, съемки телепередач. Музыкальный салон "Чароит" вносит свою лепту в развитие музыкальной культуры республики. Здесь трудится любящий свою работу профессиональный персонал.

Государственный театр эстрады, как кузница кадров, гордится работой своей студии звукозаписи, которая была образована в 2001 году. Студия, из года в год развиваясь в техническом и творческом плане, обеспечивает артистов качественным звуковым материалом. Также студия работает и как музыкальная лаборатория, где есть возможность провести музыкальные эксперименты для изыскания новых стилей и образов направлений для каждого артиста индивидуально. Студией в течение всего времени руководит сам основатель - опытный звукорежиссер и аранжировщик, творческая личность, профессионал своего дела Евгений Тазетдинов. Он также известен как талантливый музыкант, соло-гитарист, неоднократный участник Международного фестиваля рок-музыки "Табык".

Сегодня храм по соответствующему указу передан в собственность РПЦ. Театр эстрады, единственное гнездо, где куются профессиональные кадры (единственная творческая мастерская эстрадного искусства по всей России после Всероссийского ТМЭИ им. Маслюкова) остается без крыши над головой. Все, что накоплено за эти годы, из-за отсутствия условий может разрушиться как карточный домик. Как бы мы не говорили, что у нас самобытная культура, время диктует и требует свое: самобытность, что мы сохранили в искусстве, культуре, нужно проявить все в новом русле, новых качествах. Чтобы наша богатая культура не только держалась на том уровне, котором закреплена, а именно развивалась и прославляла якутский народ, во внимание нужно взять все ее стороны. Ведь, именно эстрада, как самая доступная часть, нуждается в особой поддержке, чтобы быть ей качественной и действительно олицетворяющей культуру народа нужен профессиональный подход.

2.2 Профессиональная подготовка эстрадных артистов

 

На профессиональную подготовку артистов было уделено большое внимание с самого начала. Первые профессиональные артисты - это выпускники Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства (ВТМЭИ, выпуск 1972г.). Именно они стали профессиональным пластом якутской эстрады. Их традиции, передаваясь из поколения в поколение, продолжаются по сей день. Позже театр сам стал кузницей кадров. В 1991 году при Государственной филармонии на основе авторских школ мастеров эстрадного искусства для подготовки молодых кадров из талантливой молодежи народов республики была создана Республиканская творческая мастерская эстрадного искусства. С 1996 года РТМЭИ работает в интеграции с Северо-Восточным Федеральным университетом им. М.К. Аммосова (тогда Якутский государственный университет) по дополнительной специализации студентов культурологического отделения. Специализация проводится на основе знаний и опыта мастеров искусств по принципу "Мастер-подмастерье" с преподаванием комплексов музыкального воспитания (общий курс аккомпанемента по буквенным гармониям на фортепиано, синтезаторе, шестиструнной гитаре; элементарная теория музыки, сольфеджио). Основным курсом специализации является подготовка солистов-вокалистов эстрады с навыками пения по школе "Развитие певческого голоса", разработанной Ю.Е. Платоновым. Совместно выпускал культурологов со специализацией "Культуролог. Солист - вокалист эстрады", "Культуролог. Артист разговорного жанра", "Культуролог. Специалист по развитию певческого голоса" до 2012 года. Выпускники получили право работы на профессиональной сцене в качестве артиста эстрады, преподавателей по национальной культуре в общеобразовательных школах и согласно полученных специализаций в РТМЭИ могут работать специалистами по развитию певческого голоса народного, эстрадного пения, разговорного жанра. По окончании СВФУ+РТМЭИ университетом выдается диплом всероссийского стандарта и свидетельство на право руководства студиями по развитию певческого голоса. Прошедшим аттестацию при Государственном театре эстрады вручается рабочий диплом артиста-вокалиста с правом профессиональных выступлений. С 2012-2013 учебного года в связи с реорганизацией факультета якутской филологии и культуры (ФЯФК в Институт языков и культур народов Северо-Востока РФ при СВФУ (ИЯКН СВ РФ) и введением специальности 071500 "Народная художественная культура" кроме совей основной задачи по воспитанию артистов эстрады РТМЭИ реализует выполнение учебной программы ООП ВПО по профильному модулю "Руководство любительским театром".

За годы совместной учебно-практической работы СВФУ (ЯГУ) + РТМЭИ с 1996 по 2013 годы 108 выпускников СВФУ (ЯГУ) получили свидетельство о прохождении специализации в РТМЭИ. Из них 33 выпускника получили рабочие дипломы с правом профессионального выступления на сцене "Артист-вокалист эстрады". Имена выпускников РТМЭИ хорошо известны в республике. Выпускники РТМЦЭИ и РТМЭИ Клавдия Хатылаева, Герман Хатылаев, Ирина Никифорова, Лариса Троева, Варя Аманатова, Влада Бурнашева - Сахая удостоены высокого звания "Заслуженный артист РС (Я)". Награждены знаком "Отличник культуры РС (Я)" Тамара Попова, Александр Дьячковский - Саарын, Николай Андросов, Лариса Троева, Татьяна Андросова, Мирослав Егоров, Валентина Романова - Чыскыырай, Иннокентий Васильев - Лэгэнтэй, Виктор Иванов - Сиэйэ Уола.

Стажеры РТМЭИ занимаются по программе, составленной Ю.Е. Платоновым - автором концепции ПНШП.

В 2002 году в театре эстрады начался процесс комплектации студии звукозаписи. С того момента студия профессионально занимается изготовлением аранжировок, конечного сведения и мастеринга музыкальных композиций на специальном оборудовании студии проджект-класса. Проектом руководит профессиональный звукорежиссер и аранжировщик, ранее работавший в Москве в Останкинском комплексе и в компании "Байланд" Евгений Тазетдинов, известный в республике как талантливый музыкант соло-гитарист, участник Международного фестиваля "Табык".

В театре имеется собственный музыкальный салон на 150 зрительских мест, где проводятся различные развлекательные программы, концерты, тематические вечера.

Сценический образ артиста имеет тоже немаловажную роль. Изготовлением сценических костюмов солистов, танцевальных групп и оркестра для выступления на концертных площадках, участия в конкурсах республиканского, российского, международного уровня занимаются мастера швейного цеха при театре эстрады. Профессиональные модельеры Матрена Андреева и Андрей Зыков - постоянные участники республиканского конкурса "Саьар5а".

Основными направлениями работы театра являются:

. Подготовка высокообразованных, профессиональных артистов эстрады.

пролонгирование работы Республиканской творческой мастерской эстрадного искусства с Северо-Восточным Федеральным университетом им. М.К. Аммосова в целях получения специалистов с высшим образованием;

направление для обучения во Всероссийскую творческую мастерскую эстрадного искусства им. Л.С. Маслюкова по одному представителю ежегодно;

систематическое направление артистов эстрады на российские и международные конкурсы, фестивали.

. Повышение профессионального уровня художественно-постановочной группы театра эстрады посредством стажировки, обучение на курсах, пополнение молодыми, профессионально подготовленными кадрами.

. Расширение географии гастрольной работы. Активизация гастрольной деятельности по северным улусам, Южной Якутии. Усиление творческих контактов с соседними областями, странами.

. Улучшение, укрепление материальной базы. Обновление оборудования, аппаратуры новейшими моделями. Внедрение компьютерной техники в сценографии. Активное ведение коммерческой деятельности, расширение формы платных услуг в связи с переходом театра эстрады на условия работы автономного учреждения.

Также при театре существуют различные вокальные, музыкальные студии, проекты, конкурсы. Так с 2000 года народный артист РС (Я) Аркадий Михайлович Алексеев ведет проект - республиканский конкурс-фестиваль молодых исполнителей "Ыллаа, эдэр саас!", который имеет немаловажное значение в подготовке кадров. Аркадий Алексеев, ежегодно набирает талантливую молодежь, по итогам этого конкурса, обучает, организует гастроли по улусам, устраивает концерты с их участием. С 2011 года заслуженная артистка Варя Аманатова открыла свою школу по вокалу "Ай-ыллаа", в которую набирает всех желающих, независимо от возраста. Выездная комиссия определяет талантливых певцов, затем устраивается концерт в Якутске.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.100.180 (0.022 с.)