Роль эстрады в сохранении якутской культуры 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Роль эстрады в сохранении якутской культуры



 

За 45 лет существования якутской профессиональной эстрады она вырастила 26 заслуженных артистов Республики Саха (Якутия), 3 народных артиста РС (Я) (Ю. Платонов, А. Алексеев, В. Заболоцкий), 2 заслуженных артиста РФ, 1 деятеля искусств РС (Я), 1 заслуженного работника культуры РФ, 31 отличника культуры РС (Я). Многие артисты сегодня участвуют в республиканских, всероссийских, международных конкурсах и более 50 артистов театра являются лауреатами и дипломантами различных степеней. Артисты театра эстрады представляют республику во всех мероприятиях российского и международного уровня, их выступление стало визитной карточкой культуры народа Саха. Постоянными площадками для участия наших артистов стали - Международный конкурс эстрадной песни Азиатско-Тихоокеанского региона "Белый месяц" (г. Улан-Удэ), Международный конкурс "Славянская звезда" (г. Москва), Международный конкурс тюркской молодежи "Урал-Моно" (г. Уфа), Международный конкурс "Бриллиантовый голос России" (г. Москва), Международный конкурс горлового пения "Дыхание земли" (г. Улан-Батор, Монголия), Международный конкурс эстрадной песни арктических регионов "Арт Арктика" (г. Салехард, Ямало-Ненецкий АО), Международный конкурс "Жемчужина Востока" (Китай), Международный конкурс "От ыры" (Хакасия) и многие другие конкурсы республиканского, всероссийского и международного уровня. Наши артисты, участвуя в них, завоевали Гран-при, стали лауреатами, дипломантами.

Победители международных конкурсов:

Аманатова Варвара - лауреат Всемирного фестиваля этнической музыки (1997 г., США), Лауреат Международного конкурса эстрадной песни Азиатско-Тихоокеанского региона "Белый месяц" (2001 г., Улан-Удэ);

Бурнашева Владлена - Сахаайа - Лауреат международного конкурса эстрадной песни "Белый месяц" (2003., Улан-Удэ), обладатель Гран-при Международного конкурса "Славянская звезда" (2009г., Москва);

Дьячковский Алексадр - Саарын - лауреат Международного конкурса тюркской молодежи "Урал-Моно" (2004г., Уфа), лауреат 1 премии "Инструментальное исполнение" Международного фестиваля-конкурса "Хрустальная лира" (2007г., Париж);

Романова Валентина - Чыскыырай - лауреат Международного конкурса "Звезды белого месяца" (2002г., Улан-Удэ), обладатель Гран-при фестиваля "Русское чудо в Тунисе" в составе ансамбля "Сайсары" (2004г., Тунис);

Дуэт Клавдии и Германа Хатылаевых - лауреаты 1 степени Международного фольклорного фестиваля (1994 г., Лланголлен, Великобритания), Гран-при Международного фольклорного фестиваля в г. Лланголлен вместе с танцевальным коллективом "Эрэл" (1995г., Великобритания);

Григорьева Амгаяна - обладатель Гран-при в Международном конкурсе "Жемчужина Востока" (2005г., Китай);

Кривошапкина Наталья - Далаана - лауреат 1 степени в Международном конкурсе эстрадных исполнителей (2007г., Улан-Батор, Монголия);

Константинова Любовь - Кыталы Куо - лауреат 1 премии "Инструментальное исполнение" в Международном конкурсе "Хрустальная лира" (2007г., Франция, Нормандия);

Семенов Павел - Байбал - лауреат 3 степени в Международном конкурсе тюркской молодежи "Урал-Моно" (2004г., Уфа, Башкирия);

Кантри-фольк группа "Иэхэй - чуохай" (рук.В.С. Татаринов) - обладатаель Гран-при Лланголленского Международного фольклорного конкурса (1995 г., Великобритания).

Победители российских и республиканских конкурсов: Наталья Трапезникова, Владимир Заболоцкий, Владимир Татаринов, Марфа Колесова - Расторгуева, Сергей Попов, Екатерина и Алексей Егоровы, Вера Никифорова, Александр Бурнашов, Аскалон Павлов, Васислий Еремеев, Герман Степанов, Николай Андросов, Тамара Попова, Елена Старостина, Игорь Егоров, Анастасия Готовцева, Иван Тарасов, Иннокентий Васильев - Лэгэнтэй, Иннокентий Готовцев, Анатолий Бурнашев, Мирослав Егоров, Виктор Иванов - Сиэйэ уола, Ольга Спиридонова - Ника, Дуэт "Кофе", Светлана Степанова - Олимпия, Эдуард Власов - Ыра Ча5аан, Светлана Неустроева - Светаслава, София Николаева - Санита Ай и другие.

Конкурсы дают стимул для развития современной эстрады на профессиональном уровне. Победа в конкурсах дает статус не только исполнителю, но и театру эстрады, где получили свои навыки в искусстве пения артисты. В последнее время в республике площадкой выступления самых талантливых артистов стали музыкальная премия "Этигэн Хомус", проводимая радиостанцией "Виктория Саха" (с 1999 г.), интерактивный конкурс "Сана ырыа" (Национальная вещательная компания "Саха" с 2006г.), "Серебряная нота Туймаады" (радиостанция "Виктория" с 2008г.). Также актуальны "Туой Хая", "Ыллаа, эдэр саас!", где в основном участвует молодежь, победители этих конкурсов впоследствии становятся на путь профессионального постижения сути настоящего артиста.

В театре эстрады есть свои проекты: "Ыллаа, эдэр саас!", получивший статус республиканского конкурса с целью привлечения молодых талантов, проводимый на призы народного артиста РС (Я), лауреата премии Якутского комсомола Аркадия Михайловича Алексеева с 1999 года, также новый проект "Ай-ыллаа" под руководством заслуженной артистки РС (Я) Варвары Аманатовой, участниками которого являются талантливые люди любого возраста. Также много лет работу ведет с детьми лагерь вокального мастерства "Ыллыыр Мыраан" под руководством Клима Федорова.

В 2011 году, в целях пропаганды якутского героического эпоса, признанного Всемирной организацией ЮНЕСКО шедевром нематериального наследия человечества в 2005 году, театр эстрады выпустил аудио-диск по мотивам олонхо "Кюн Эрили" известного олонхосута, народного певца, члена Союза писателей СССР Н.И. Степанова - Ноорой с участием талантливых артистов театра, режиссером-постановщиком которого выступила внучка олонхосута, пресс-секретарь театра эстрады, член Союза журналистов РФ Ольга Степанова. Диск был выпущен в рамках Духовного Форума РС (Я).

В ГТЭ, кроме артистов-сольников, имеются вокальные и вокально-инструментальные группы, как "Дайар сахалар" под руководством народного артиста РС (Я) Аркадия Алексеева, кантри-фольк группа "Иэхэй-Чуохай" под руководством заслуженного артиста РС (Я) Владимира Татаринова.

Театр ежегодно выезжает на гастроли по улусам республики, пропагандируя тем самым певческое искусство. Ведет тесную шефскую работу с с. Тулуна Усть-Алданского улуса, Эвено-Бытантайским улусом по поддержке культурной жизни на селе.

Артисты театра эстрады представляют республику во всех мероприятиях российского и международного уровня, именно их выступления становятся визитной карточкой культуры народа саха. Не зря отмечает Ю. Платонов, что певческое искусство народа - лицо нации. "Народная музыка и пение являются одними из составляющих лица нации, ее самобытной культуры, и их надо развивать на профессиональной основе. У каждого отдельно взятого народа есть свои песни, этнические звукоидеалы со своим звуковедением, звукообразованием, формированием звука, и в них заключается колорит и особенности пения, отличающиеся друг от друга. По ним мы отличаем китайцев от татар, русских от узбеков, якутов от казахов и т.д." (Платонов, с.6).

Есть народная поговорка у якутского народа "Якут, севший на быка, становится певцом, а присевший у камелька - сказителем". Это говорит о том, что вся жизнь человека сопровождается пением. "У хорошего певца всегда на душе песня. Достаточно ему открыть рот, и сейчас же летит она. Песня - неотъемлемая часть жизни народа. Редко какое событие, явление, занятие не находили в ней своего отражения". (Серошевский, 98).

Эстрада - это нужное и необходимое человечеству искусство. Именно через нее можно передать истинно народное, национальное наследие культуры народа, которому оно принадлежит. "Бесконечно богата и многогранна песенная культура. Народные эпосы, сказания руны воссоздают картины седой древности, величие и героизм. Песни поднимают дух величайшего патриотизма народа, который ощущает неразрывную связь прошлого с будущим". (Глушко, 251).

"Певческое искусство - одно из основных направлений духовной культуры человека, возрождение и развитие которого напрямую зависит от отношения к нему самого человека. Народная музыка и пение являются одними из составляющих лица нации, ее самобытной культуры, и их надо развивать на профессиональной основе, чего у нас в России до сих пор нет", - пишет в своей работе народный артист РСЯ, заслуженный РФ, композитор, профессор СВФУ Ю.Е. Платонов. Он также отмечает, что у каждого народа есть свои песни, этнические звукоидеалы со своим звуковедением, звукообразовнием, формированием звука, и в них заключаются колорит и особенности пения, отличающиеся друг от друга. Поэтому, чтобы возродить искусство пения, нужна профессиональная подготовка артистов, исполнителей. Якутская эстрада не ограничивается только театром эстрады. Если в театр эстрады артистов набирают исключительно талантливых, затем еще и обучают профессиональному мастерству, то на подмостках различных концертов мелькают и другие "звезды", которые особо остро нуждаются в профессионализме. Но им это пока не нужно, до тех пор, пока от них никто не требует этого. Сегодня их ценители и поклонники - слушатели, которые предпочитают западный манер исполнения, шик и блеск костюмов, одним словом шоу. В своей статье профессор Ю. Платонов подчеркивает, что если не прекратим это дилетантство в певческом искусстве в средствах массовой трансляционной системы, то это может привести к аберрации и десемантизации, т.е. искажению, к утрате первоначального смысла возрождения и развития певческого искусства народа Саха. Он предлагает создать профессиональную национальную школу пения (ПНШП). ПНШП преследует следующие цели:

возрождение и развитие певческой культуры народа саха на профессиональной основе;

обеспечение специалистами по развитию певческого голоса на национальной основе в общеобразовательных школах, училищах, ВУЗах;

обеспечение профессиональными солистами - вокалистами национальные певческие коллективы, Государственный театр эстрады, будущий театр национальной классики "Олонхо-опера".

ПНШП может изменить сложившуюся ситуацию в современной якутской эстраде. Так как основной задачей создания школы пения является урегулирование процесса одностороннего распространения западной вокальной культуры, оттеснившего на второй план многовековое народное искусство пения саха с ее уникальностью и колоритом. Также создание ПНШП позволит разрешить вопросы воспроизводства: учебы, возрождения, развития и трансляции певческой культуры народа саха без ассимилирования. Идея формирования личности через традиционную культуру заложена в национальной концепции школ, разработанной доктором педагогических наук Е.П. Жирковым.

В ответ на идею создания профессиональной национальной школы пения свой отзыв представила заслуженный деятель искусств РС (Я) Г.Г. Алексеева: "Идея создания ПНШП (…) сама по себе прекрасна, но при знакомстве с пояснительной запиской к данной концепции возникает вопрос, а в чем суть спора? По-нашему мнению, и академическое, и этническое пение существовали и развивались всегда рядом, бок о бок. Каждая из манер пения выработали свои характерные признаки, особенности и всегда преследовала свои определенные цели. Академические пение - это и есть профессиональное пение, т.к. представляет манеру пения профессионального музыкального искусства. Этническое пение - олицетворяет манеру пения народа, в данном случае, якутского. (…). Скорее всего, солисты РТМЭИ поют в эстрадной манере пения. (…). И дело не в том, что выпускники ЯГУ+ РТМЭИ поют так, благодаря "интеграции дисциплин, особенности знания фольклора, в инноватике системы образования". А дело все упирается в методические установки преподавания данной манеры пения. Исходя из вышеизложенного, хотелось бы констатировать, что сама по себе прекрасная идея создания профессиональной национальной школы пения в Якутии требует серьезных научных теоретических и практических исследований, научных разработок. (…). Кроме того, создание профессиональной национальной школы пения требует всеобщего обсуждения, т.к. этот вопрос касается дальнейшего развития музыкальной культуры республики". (Алексеева, с.61-62).

Ответы на эти вопросы мы находим в концепции создания ПНШП Ю. Платонова: "Создание ПНШП явилось бы базисом надстройки образования национального театра, которую условно назовем театром национальной классики "Олонхо-опера", где осуществилась бы мечта народа Саха - воплотить в жизнь на профессиональном уровне классическое творение эпоса олонхо с его этническими особенностями певческого исполнения, отсутствующего уникального явления во всем мировом вокальном искусстве. При провеччиональной национальной школе пения следует создать отделение по возрождению якутских национальных музыкальных инструментов и освоение игры на них, что станет основой создания оркестра для театра "Олонхо-опера". Как отмечал первый якутский профессиональный композитор, ученый-исследователь Марк Николаевич Жирков, при расшифровке национального кылысаха на теоретическом отделении этого учебного заведения появится возможность внедрения основы 24-ступенного звукоряда с "необычайными" интервалами-коммами (малым полутоном, большим полутоном, малым целым тоном и большим целым тоном), в отличие от принятого стандарта темперированного строя из 12 ступеней, существующего на протяжении многих сотен лет без изменений, с заложенной основой в нотном письме итальянским музыкальным теоретиком - монахом Гвидо Д. Ареццо еще в первом тысячелетии нашей эры. Наукой доказано, что человеческим возможностям нет предела, так почему же в музыкальном мире человечество ограничивается когда-то найденной гаммой из семи нот со всеми полутонами, составляющей всего 12 ступеней, тогда как давно известно, что их гораздо больше и мало-мальски музыкальный человек прекрасно их слышит. Ответ прост и заключается в том, что эти менее полутоновые высоты звуков имеются в народных этнических видах пения (например, в якутском тойуке), отнесенных к самодеятельному искусству и не взятых во внимание из-за погони за модным западным музицированием, принятым за единственное профессиональное искусство. И мы, якуты, русские, буряты, татары, эвены и эвенки, отбросив свое древнее, родное, гораздо богатое искусство, оставленное нам в наследство, стремимся сегодня достичь того, чего добились итальянцы четыреста лет тому назад. Естественно, принятый стандарт мирового искусства мы должны освоить, и это есть у народа Саха. У нас множество лауреатов международных конкурсов, как среди вокалистов, так и среди музыкантов, и это очень отрадно. Но между тем родное национальное искусство находится вне внимания, как со стороны специалистов, так и со стороны Правительства. Создание профессиональной национальной школы пения станет основой утверждения национального искусства пения, и как путь отхода от грядущей глобализации вокального искусства, проникающей через стандартизацию учебных программ существующих музыкальных школ, училищ и консерваторий". (Платонов, с.77-78).

Если мы отмечаем, что единственным жанром современной эстрады стала песня, то тогда сейчас нужно вести активную работу в сохранении народности и национального колорита в якутских песнях, в возрождении народных стилей пения в эстраде. Как отмечают авторы вышеизложенных статей, ПНШП нужна, но это требует научного обоснования. Здесь следует отметить, что академическое пение хорошо, но эстрада со своими выходцами из народа будет всегда. Поэтому ПНШП нужна народу со школьной скамьи, чтобы будущие мастера эстрадного искусства могли опираться на ней, знакомиться с музыкальной грамотой, принципами в искусстве пения. Ведь, песня - это народное богатство, никто не может ее отнять у народа. Но, чтобы эта песня не несла разрушительный характер, а сплачивала в едином духе, во всем смысле этого слова, чтобы была визитной карточкой народа, олицетворяла культуру якутского народа, она должна быть достойной. А для этого надо чтобы продолжалась традиция истинно народного пения (кылысах, дэгэрэн, дьиэрэтии - должны быть вкраплены в песни грамотно). "Певческая культура народа саха обладает богатейшим запасом этнического и музыкального фольклора, находящегося по существу в положении реликта и материала для научных исследований, не имея возможности реализации на профессиональной основе ввиду отсутствия профессиональных исполнителей. Они могут появиться в том случае, когда основная масса людей, в том числе и правительство, отойдет от одностороннего понятия и убежденности в силу своего воспитания, что нет никакой школы пения, кроме единой школы вокала, предлагаемой музыкальными училищами и консерваториями. Да, действительно, наше поколение получило музыкально-певческое образование с твердым понятием и убеждением, что академическое пение, основанное на европейской школе вокала - это профессиональное искусство, а искусство пения народов многонациональной России (бурятов, татар, якутов, русских и др.) относится к самодеятельному искусству. Между тем, пора понять, что академическая школа пения - это условно принятый международный стандарт, который служит эталоном вокального искусства, а народное пение - это культура отдельно взятого народа с ее ландшафтно-климатическими, этническими и иными особенностями, оно должно быть профессиональным и являться гордостью нации". (Платонов,

).

Из выступления Анастасии Николаевны Варламовой на 1 республиканском форуме авторов-песенников: "Сегодня есть реальная возможность преодолеть глубочайшие противоречия духовного кризиса, избежать экологического тупика и атомной ночи посредством духовного образования. Песенная культура обеспечивает выражение и отбор тех ценностей, которые обеспечивают человека более эффективными регулятивами: учит житейской мудрости, искусству жить. (…). В нынешнем столетии стало ясно, что диалог культур предполагает взаимопонимание между различными культурами, образованиями и требует духовного сближения огромных культурных регионов. (…). Культура песенная, есть память общества. Самостоятельная культура может возрождаться вновь и вновь, беря живую культуру от родниковой культуры. Она и есть генетический код живых связей этапов развития, создает единое поле в пространстве и времени поступательного движения. (…). Песенная культура живая сила, она и природна, и социальна. Она душа и сознание народа. Будущее Республики Саха (Якутия) можно представить как сочетание единства духовного многообразия, единства национального многообразия. (…). Песенная культура Севера давно упрочило доверие, согласие, дружбу между народами". (из выступлений А. Варламовой на 1 республиканском форуме авторов-песенников // СЫККТ. с.112-113). Также верная своей культуре Анастасия Варламова в разговоре с К.Д. Уткиным отметила, словно напророчила, что интерес к якутской песне в 21 веке еще возрастет, что песня - судьба не только одного человека, в ней заключены судьбы всех ее авторов, исполнителя, слушателя, что через песню передается настроение народа, его сплоченность, что в песнях и музыке должны отразиться дух и вера народа. (Уткин, 176). Действительно, в последние годы репертуар эстрадных песен обогатился национальными мелодиями, их вкрапления в современном исполнении звучат уже по-другому. Но проблема подбора репертуаров исполнителей актуальна будет всегда. Если песня олицетворяет чувства только одного человека, то она, как бы ни нашла своих слушателей, поклонников творчества одного определенного автора, затеряется со временем. Истинно народные песни, напевы, мотивы - они бессмертны, потому что они отражают чувства целого народа, настроение поколений и времен. "Тема природы встречается в фольклоре, песне всех народов, но у немногих она имеет столь самостоятельное значение, развита так широко, как у якутов. Это обусловлено самим характером жизнедеятельности народа". (Никулин, 26).

Культура и язык неотъемлемы друг от друга. Певческая культура тесно связано с языком народа. "Одна из проблем нашего времени - это защита культуры национальных меньшинств от процесса нивелирования, который размывает национальные элементы. (…) С позиции диалога культур как жизненной философии любая культура представляет собой совокупность неповторимых и незаменимых ценностей, поскольку именно через свои традиции и формы выражения каждый народ заявляет о себе всему миру. Культурная самобытность представляет собой неоценимое богатство, которое расширяет возможности для развития наций, заставляя нас черпать силы не только в своем прошлом, но и усваивая элементы других культур, тем самым продолжая процесс самосозидания". (Санджиев, 40). Песенная культура, певческое искусство ведут за собой немаловажные аспекты, побуждают интерес к культуре народа, изучению языка и истории народа, что помогает сохранить наш малочисленный народ в этом глобально развивающемся мире.


Заключение

 

Истоком якутской профессиональной эстрады является фольклор народа Саха. Устное народное творчество сохранилось благодаря якутскому празднику Ысыах, и, конечно же, талантливым людям, выходцам из народа. Сегодня профессиональная эстрада, пройдя все этапы становления, укрепилась как структурная единица в республике в лице Государственного театра эстрады РС (Я). В те года, когда эстрада была многожанровой, театр эстрады включал в себя не только вокальную студию, но и танцевальную, разговорную, цирковую. С самого начала руководством театра были приняты решения о профессиональной подготовке кадров в ВТМЭИ им. Маслюкова, ГУЦЭИ. Со временем при театре заработала Республиканская творческая мастерская циркового и эстрадного искусства (РТМЦЭИ). Из профессиональных студий, трудившихся во благо процветания культуры и искусства в Якутии, вышли и нашли свое развитие Государственный цирк РС (Я), Национальный театр танца РС (Я), Театр юного зрителя. Руководителей этих учреждений и высококвалифицированных профессионалов в свое время подготовили Всероссийская творческая мастерская эстрадного искусства им.Л. Маслюкова (ВТМЭИ) и Государственный университет циркового эстрадного искусства (ГУЦЭИ) в Москве по направлению театра эстрады. Первые выпускники ВТМЭИ стали первыми профессиональными артистами эстрады в начале 70-х годов прошлого века. С тех пор в течение прошедших 45 лет песенная культура развивается в ногу со временем, привлекая многих талантливых людей в якутскую эстраду.

С развитием направление эстрадной деятельности изменилось: с годами утерялись многие жанры. Сейчас эстрада в основном держится на вокальном искусстве. Песня в последнее время стала товаром, что отразилось и на качестве продукта. Ради легкой наживы и сомнительной славы многие рвутся на сцену. Народ разделился на выступающих и зрителей, последние покупают услуги первых, и именно качество песни, качество ее исполнения стали единственным требованием. А это напрямую зависит от профессионализма. Чтобы эту нишу заполняли только профессионалы, театр ведет целенаправленную работу. Государственный театр эстрады РС (Я) единственный театр (после ВТМЭИ) в России, который готовит свои кадры сам. РТМЭИ под руководством первого профессионального эстрадного артиста, народного артиста РС (Я), заслуженного артиста РСФСР, профессора Юрия Егоровича Платонова с 90-х годов сотрудничает Якутским Государственным университетом (ныне Северо-Восточный федеральный университет). Также ежегодно по особому отбору направляет талантливую молодежь на обучение в ВТМЭИ. Сегодня в театре трудятся настоящие профессионалы своего дела. Театр - кузница артистов, где ставят им голос, оформляют аранжировки, подбирают репертуар, готовят каждому сценические костюмы, работают над стилем и сценическим имиджем. Артисты Государственного театра активно участвуют в различных конкурсах республиканского, всероссийского, международного уровня. Их отточенный образ, стиль и манера исполнения, национальный колорит не оставляет их без внимания публики, жюри. Многие сегодня являются лауреатами, дипломантами и обладателями Гран-при самых престижных конкурсов. В этом заслуга и самих артистов, и театра. Огромную роль в этом играет слаженная коллективная работа.

Эстрадное искусство - окно в мир. Через эстраду народ может показать свою культуру всему миру. Эстрада помогает возрождать национальные традиции певческого искусства народа. Это - мир, объединяющий народ духовно. Чтобы у якутской профессиональной эстрады была перспектива в развитии, чтобы истинно народное певческое искусство сохранилось и передавалось в будущее поколение сегодня необходимо создать профессиональную национальную школу пения (ПНШП) для подготовки профессиональных артистов. Именно через выступление эстрадных артистов слаживается первое впечатление о культуре народа. Воспитывая профессионалов, мы будем гордиться за наш народ, за его богатую культуру с древними корнями, за талантливых людей нашего народа, не будем беспокоиться за духовный кризис. Песенная культура народа - душа народа.

"Развитые культура и искусство укрепляют государственность Республики Саха (Якутия). Нация без высокой культуры, без своей интеллигенции обречена на заимствование чужой культуры, на утрату национального самосознания, а значит, на самосожжение, на самороспуск. Русские, японцы, французы, немцы будут уважать якутскую нацию, если мы будем одаренными людьми. И мы имеем огромный потенциал во всем, что вечно ценит человечество…". (Николаев, М., 2000).

Чтобы у профессиональной эстрады была перспектива в развитии, чтобы истинно народное творчество сохранилось и передавалось в будущее поколение сегодня надо сохранить эстраду как средство демонстрации искусства, а не как развлекательное шоу. И не забывать, что эстрада это искусство удивлять. Мы можем удивлять мир именно через выступления наших эстрадных артистов. От их искусства удивлять слаживается впечатление о культуре народа, чье искусство несут они в массы. Воспитывая профессионалов, демонстрирующих национальное искусство, мы будем гордиться за наш народ, за его богатую культуру с древними корнями, за талантливых представителей нашего народа.

Культура - достояние народа. Песенное искусство отражает дух народа. Сегодня в Якутии эстрадное искусство процветает по различным жанровым направлениям, которые на свой путь встали именно в стенах театра эстрады. Но при всем при этом театр эстрады не обеднел, если даже мы говорим, что единственным жанром сегодня является песня. Якутская песня сама многожанровая, она богата различными стилями и колоритами. И каждый артист, который ищет, находит собственный стиль исполнения тех или иных песен. На первом плане стоит вопрос по подготовке настоящих профессионалов. А для этого огромную роль играет материально-техническая база, которая бы стала опорой для продвижения нашей песенной культуры и ее процветания. Отсутствие специализированного здания под театр эстрады создает большие трудности. Творчество нуждается в поддержке. В связи с годом культуры в России есть большая надежда, что это направление культуры, как эстрада, которая сегодня оказалась на обочине, обретет хотя бы малейшую поддержку со стороны руководства республики и в будущем найдет свою пристань. Но это пока вопрос времени. А время великая сила, кого лечит, а кого и калечит. Решить и принимать меры по сохранению эстрадного искусства, песенной культуры на профессиональном уровне нужно сейчас.

"Закономерность гласит, что культура является совокупным коллективным достоянием всего человечества; все культуры всех народов внутренне едины и одновременно самобытны, уникальны. Каждый народ вносит самостоятельный вклад в сокровищницу культурных достижений человечества. (…) Потеря любых завоеваний любого народа, даже самого малочисленного, неизбежно оборачивается потерей для всего человечества". (Попов, 45).

За 45 лет существования якутской профессиональной эстрады она вырастила 26 заслуженных артистов Республики Саха (Якутия), 3 народных артиста РС (Я), 2 заслуженных артиста РФ, 1 деятеля искусств РС (Я), 1 заслуженного работника культуры РФ, 31 отличника культуры РС (Я). Многие артисты сегодня участвуют в республиканских, всероссийских, международных конкурсах и более 50 артистов театра являются лауреатами и дипломантами различных степеней. Артисты театра эстрады представляют республику во всех мероприятиях российского и международного уровня, их выступление стало визитной карточкой культуры народа Саха. Певческое искусство народа - лицо нации!


Использованная литература

 

1. Алексеева Г.Г. От фольклора до профессиональной музыки. Я., 1994.

2. Алексеева Г.Г. "Отзыв на концепцию ПНШП" // Саха ырыата кэм-кэрдии тэтиминэн. Якутск, 2012.

.   Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1995.

.   Владимирова Е. Выпуск группы "Якутская эстрада - 72" // Советская эстрада и цирк. М., 1972.

.   Гоголев А.И. Якуты. Проблема этногенеза и формирование культуры. Якутск, 1993.

.   Головнева Н.И., Кириллина З.И. Якутская музыкальная литература.Я., 1991.

.   Гусарова Т.П., Дмитриева О.В., Филиппов К.С. Введение в специальные исторические дисциплины. М.: МГУ, 1990.

.   Глушко Д.Е. "Якутская песня - это уникальный самобытный памятник культуры" // Саха ырыата кэм-кэрдии тэтиминэн. Якутск, 2012.

.   Давидович В.Е., Жданов Ю.А. Сущность культуры. Ростов-на-Дону, 1979.

.   Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. СПб.; М., 1882

.   Жирков М.Н. Якутская народная музыка. Якутск, 1981.

.   Илвенков Э.В. Философия и культура. М., 1991.

.   Калининский А.К. "Саргыбыт сайыннын".Я., 2013.

.   Кононенко Б.И. Культурология в терминах, понятиях, именах. М., 1999.

.   Кривошапко Г.И. "Якутская песня: эволюция и динамика" // Саха ырыата кэм-кэрдии тэтиминэн. Якутск, 2012.

.   Махаров Е.М. Пробуждение сознания // "Олонхо - духовное наследие народа саха". Якутск, 2000.

.   Межуев В.М. Актуальные проблемы теории культуры. М., 1993.

.   Николаев М.Е. Духовное развитие народа Саха - стратегия государственной политики 21 века. М., 2000.

.   Никулин В.Г. Пути становления и развития хоровой культуры Якутии. Творчество, исполнительство, образвоание.Я., 2010.

.   Никулин В.Г. Якутская песня в спектре времени // Саха ырыата кэм-кэрдии тэтиминэн. Якутск, 2012.

.   Новый иллюстрированный энциклопедический словарь. М., 1999.

.   Очерки по истории мировой культуры. М., 1997.

.   Петров Н.Е. Оhуохай туохтан, хаhан, хайдах үɵскээбитин туһунан (Когда и каким образом зародился осуохай). Якутск, 2003.

24. Платонов Ю.Е. "Отношение к песне" // Саха ырыата кэм-кэрдии тэтиминэн. Якутск, 2012.

.   Платонов Ю.Е. Певческое искусство народа - лицо нации. Якутск, 2006.

.   Попов Б.Н. Культурология. (Курс лекций для студентов высших учебных заведений). М., 2000.

.   Решетникова А.П. "Эпический стиль дьиэрэтии ырыа ы инструментальной музыке якутских композиторов" // Эпическое творчество народов Сибири и Дальнего Востока.Я., 1978.

.   Санджиев Н.Д. "Соотношение языка и культуры" // Этнокультурная концептология и современные направления лингвистики (Материалы постоянно действующего семинара 17-21 апреля 2007 года). Элиста, 2007.

.   Семенова А.Т. "Социокультурная динамика песенного творчества" // Саха ырыата кэм-кэрдии тэтиминэн. Якутск, 2012.

.   Серошевский В.Л. Якуты М., 1993.

.   Сидоров О.Г. "Николаев и якутский культурный прорыв" // "Михаил Николаев. Восхождение. Ступени мужества".Я., 2012.

.   Уткин К.Д. "Киhи бүппэт ырыа” // Саха ырыата кэм-кэрдии тэтиминэн. Якутск, 2012.

.   Уткин К.Д. "Саха ырыатыгар философскай өйдөбүллэр" // Саха ырыата кэм-кэрдии тэтиминэн. Якутск, 2012.

.   Федоров - Ленский В.М. "Только песня остается с человеком" // Саха ырыата кэм-кэрдии тэтиминэн. Якутск, 2012.

.   Хрестоматия по культурологи. М., 1998.

.   Шейкин Ю.И. Музыкальная культура народов Северной Азии. Якутск, 1996.

.   Шейкин Ю.И. "О мелодистах" // Саха ырыата кэм-кэрдии тэтиминэн. Якутск, 2012.

.   Энциклопедический словарь по культурологи. М., 1997.

.   Энциклопедия культуры и искусства Якутии.Я., 2011.

.   Эргис Г.У. Очерки по якутскому фольклору. М., 1974.

.   Эстрада в России,20 век. Энциклопедия. М.: "Олта-Пресс", 2004.

.   Якутская эстрада. Якутск, 2003.

.   40 лет Якутской эстраде. Якутск, 2009.

.   45 лет профессиональному эстрадному искусству Якутии.Я., 2013.

.   Интернет-сайт © Shkolazhizni.ru

46. WWW.1sakhaprezident.ru



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 174; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.055 с.)