Последствия условно-досрочного освобождения от отбывания наказания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Последствия условно-досрочного освобождения от отбывания наказания



 

Основным последствием условно-досрочного освобождения является освобождение от исполнения неотбытого наказания осужденным- в случае его примерного поведения за время испытательного срока, равного оставшейся части наказания.

Срок погашения судимости исчисляется исходя из реально отбытого срока наказания с момента освобождения от отбывания дополнительного и основного видов наказания.

В соответствии с ч. 1 ст. 23 Конституции РФ освобожденный обладает правом на семейную и личную тайну,неприкосновенность частной жизни. С учетом вышеуказанных обстоятельств, а также права осужденных на переписку, законодательство не предусматривает, чтоб администрация учреждений исполняющих наказания, оповещала о предстоящем освобождении родственников осужденного и других лиц, исключение сделано лишь в отношении несовершеннолетних, беременных и имеющих малолетних детей осужденных женщин (ст. 180 УИК РФ) ввиду того, эти категории лиц нуждаются в особой заботе со стороны государства, а также больных осужденных, которым нужен посторонний уход. При необходимости об их освобождении ставятся в известность органы попечительства и опеки, учреждения и органы Министерства здравоохранения РФ.

В первую очередь среди граждан об освобождении лиц из числа указанных осужденных извещаются их родственники, чтобы они имели возможность своевременно встретить освобожденных и сопроводить их к месту жительства, если же родственники отсутствуют могут быть поставлены в известность другие лица заслуживающие доверия и достигшие совершеннолетия.

При неприбытии родственников и других лиц, способных сопровождать освобожденного из числа больных лиц, которым нужен посторонний уходе, беременных и имеющих малолетних детей женщин, а также несовершеннолетних не достигших возраста 16 лет, освободившийся направляется к месту жительства в сопровождении сотрудника учреждения исполняющего наказание.

Статья 182 УИК РФ только в общей форме прописаны права лиц, освобожденных от наказания, на некоторые виды необходимой социальной помощи. Уголовно - исполнительный закон в этой сфере должно быть дополнено определенными федеральными законами, к примеру, имеется проект Федерального закона РФ «О социальной адаптации освобожденных из мест лишения свободы»). Принятие таких федеральных законов сдерживается отсутствием необходимых экономических условий. Однако не вызывает сомнения, что в будущем юридические возможности получения рассматриваемой категорией лиц должной помощи будут расширяться. Некоторые предпосылки для этого заложены в действующих нормативных правовых актах и федеральных законах.

Освобождение от отбывания наказания подразумевает отмену всех правоограничений, вытекающих из содержания наказания назначенного осужденному. Одновременно из текста ст. 86 УК РФ следует, что сам факт осуждения лица за совершение преступления к определенному наказанию или факт осуждения и отбытия им определенного наказания имеет особое правовое положение (состояние) осужденного (освобожденного), называемое судимостью. Юридическое значение судимости заключается в том, что она является основанием применения определенных правоограничений, установленных законодательством. Обычно, лицо, отбывшее наказание, считается имеющим судимость в течение времени, длительность которого зависит от характера совершенного преступного деяния и вида отбытого наказания.

Так осужденные к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, считаются судимыми в течение трех лет после отбытия наказания. Осужденные к лишению свободы за тяжкие преступления, - в течение шести лет после отбытия наказания. Если осужденный был досрочно освобожден от отбывания наказания или неотбытая часть наказания была заменена более мягким видом наказания, то данное лицо считается судимым в течение срока, исчисляемого исходя из реально отбытого наказания, то есть с момента освобождения от отбывания дополнительного и основного видов наказания.

Понятия снятие и погашение судимости путать не следует. Для того чтоб судимость считалась погашеной не надо ни специального решения суда, ни другого документа, удостоверяющего данный факт. Оно наступает автоматически по истечении установленных законодательством сроков после отбытия наказания или по истечении испытательного срока при условном осуждении. Что касается снятия судимости, так ч. 5 ст. 86 УК РФ гласит, что если поведение осужденного после освобождения от наказания было безупречно, то по его ходатайству суд вправе снять с осужденного судимость до истечения срока ее погашения.

Вытекающие из судимости правоограничения подразделяют на 2 группы: уголовно - правовые и общеправовые.

Уголовно - правовыми последствиями судимости являются предусмотренные нормами уголовного закона правоограничения, применяемые в случае совершения лицом, освобожденным от наказания, нового преступления. В соответствии с ч. 1 ст. 86 УК РФ судимость учитывается при назначении наказания и рецидиве наказания.

Это влияет на квалификацию преступления, размер и вид наказания, вид исправительного учреждения при осуждении к лишению свободы, ограничивает возможности УДО.

Общеправовыми последствиями судимости являются предусмотренные нормами не уголовного, а других федеральных законов правоограничения для лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость. Они имеют четкую предупредительную направленность, из-за чего их называют "криминологическими". Так, согласно ст. 13 Закона РФ «Об оружии» запрещает выдачу разрешений (лицензий) на приобретение охотничьего и иного не боевого предназначения оружия лицам, имеющим судимость за совершение умышленного преступления.

Социально - правовое значение ограничений, вытекающих из судимости,преувеличивать не следует. Пунктом 6 ст. 86 УК РФ установлено, что с момента снятия или погашения судимости лицо,судимое в прошлом, признается несудимым и все правовые последствия, которые были связаны с наличием судимости, ликвидируются. Так, факт совершения лицом в прошлом преступления, судимость за которое снята или погашена, при совершении очередного преступления не влияет на квалификацию последнего, не может рассматриваться в качестве отягчающего наказание обстоятельства, не учитывается судом при решении спора о рецидиве преступлений.

В статье 179 УИК РФ не тоже случайно указано, что лица, отбывшие наказание, несут обязанности и пользуются правами, которые установлены для граждан Российской Федерации. Воспользовавшись приведенными выше примерами, следует, что если лицо, освобожденное от наказания и имеющее судимость, не совершает очередных преступлений, не желает приобрести в личную собственность оружие, а также придерживается правил административного надзора, если в отношении него установлен последний, то фактически его правовой статус не чем ни отличий от общегражданского.

Отмена УДО и исполнение оставшейся неотбытой части наказания осуществляется в следующих случаях. Если в течение неотбытой части наказания осужденный нарушил общественный порядок, с наложением на него административного наказания, или злостно уклонялся от исполнения обязанностей, возложенных на него судом при применении УДО, суд вправе постановить об отмене УДО и исполнении оставшейся неотбытой части наказания.

Согласно п. 23 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 8 от 21.04.2009 г. под злостным уклонением от выполнения обязанностей, возложенных судом на осужденного, предусмотренным пунктом "а" части 7 статьи 79 УК РФ, следует понимать повторное невыполнение таких обязанностей после вынесения контролирующим поведение осужденного органом, письменного предупреждения о возможности отмены УДО. Наряду с тем вопрос о том, является ли уклонение от выполнения возложенных судом на осужденного обязанностей злостным, должен решаться в каждом конкретном случае с учетом его причин уклонения и продолжительности, а также иных обстоятельств дела.

Если осужденный в течение испытательного срока совершает другое умышленное преступление, суд назначает ему наказание по совокупности приговоров (ст. 70 УК РФ), то есть к наказанию по последнему приговору п частично или полностью присоединяется неотбытая часть наказания по предыдущему приговору. Если осужденный в течение испытательного срока совершает преступление по неосторожности, суд может отменить УДО, и тогда наказание назначается также по совокупности приговоров. Однако в соответствии с п. «б» ч. 7 ст. 79 УК РФ суд может сохранить УДО.

На практике сохранение УДО при осуждении лица за неосторожное преступление может иметь место в случаях назначения ему за это преступление условного осуждения или наказания, не связанного с его изоляцией от общества.

Опыт борьбы с преступностью в РФ и других странах показал целесообразность установления контроля за лицами, освобожденными от отбывания наказания, в целях закрепления положительной динамики применения к осужденным уголовно-правовых мер предупреждения рецидива преступлений.

Нормы статьи 183 УИК РФ закрепляют обязанности по контролю за лицами, освобожденными от отбывания наказания.

Как отмечал Н.В.Сергеев, в юридической литературе контроль за лицами, освобожденными от исполнения наказания называется криминологическим, профилактическим, посткриминальным, постпенитенциарным.

Этот вид контроля выходит за рамки отношений, регулируемых нормами уголовно-исполнительного права, поэтому статья 183 УИК РФ только в общей форме указывает на его применение, а подробная правовая регламентация предполагается в отдельном федеральном законе, проект которого пока находится на стадии обсуждения. В настоящее время контроль за некоторыми категориями лиц, освобожденных от отбывания наказания и имеющих судимость, предусмотрен ведомственными нормативными правовыми актами и федеральными законами.

Частью 6 ст. 79 УК РФ предусмотрен контроль за поведением лица, условно-досрочно освобожденного от отбывания наказания, в течение неотбытой им части срока наказания. Такой контроль осуществляется в отношении военнослужащих командованием воинских частей и учреждений, а в отношении других освобожденных - уполномоченным на то специализированным государственным органом.

В настоящее время в Государственной думе РФ находится проект Федерального Закона "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" № 151943-4.

Проект Федерального Закона предусматривает порядок установления, приостановления, возобновления, продления, прекращения и осуществления административного надзора.

Законопроект устанавливает права, обязанности и ответственность поднадзорных лиц.

Проект Федерального закона регламентирует обязанности и права ОВД при осуществлении административного надзора.

Законопроект содержит норму о том, что административный надзор может быть установлен судом в отношении ранее судимых лиц, которые освободились из мест лишения свободы до дня вступления его в силу, если судимое лицо после освобождения из мест лишения свободы систематически совершает антиобщественные действия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 448; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.233.41 (0.01 с.)