Описание методов работы с семьей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Описание методов работы с семьей



Пояснительная записка

 

Во все времена существуют семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации, так в Минусинском районе 54 семьи находятся в социально-опасном положении (далее СОП), и в них воспитывается 118 детей. Причин тому множество: изменение социально-экономического положения населения, снижение материального уровня жизни, утрата нравственных и семейных устоев и т.д. На фоне этого разрушается психологический микросоциум семьи, изменяются отношения родителей к детям, ослабевает воспитательная функция. Зачастую семьи (особенно, в которых ситуация повторяется из поколения в поколение) оказываются психологически не готовы к самостоятельному решению своих проблем и нуждаются в услугах специализированных учреждений.

В Минусинском районе семьи, оказавшиеся в СОП, обладают разным потенциалом решения проблем, возникших в семье. Одной группе семей достаточно указать на проблему и определить пути ее решения. Другая группа семей обладает скудными моральными, интеллектуальными и финансовыми ресурсами, необходимыми для выхода из ситуации. Таким семьям необходимо длительное психолого-социальное, социальное, юридическое сопровождение, контроль за ситуацией в семье. Работа с такими семьями затратна по времени, так как эта ситуация складывалась в течение не одного года. На сегодняшний день работы с такими семьями в Минусинском районе уже работает 23 специалиста-координатора.

Программа «Технологии реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально – опасном положении» направлена на развитие современных технологий социальной реабилитации семей, находящихся в социально опасном положении и трудной жизненной ситуации.

Использование элементов новых технологий с семьями, находящимися в СОП, в работе социально-реабилитационного отделения КГАУ «КЦСО «Тесь» принесли хороший результат. За I полугодие 2009 года поступило 34 ребенка, возвращено в родную семью 18 детей, в замещающую – 6. КДН Минусинского района 6 семей снято с учета банка семей, состоящих в СОП. Возникла необходимость систематизировать технологии работы с семьями, состоящими в СОП, и составление программы работы с такими семьями.

Цель программы – развитие системы сопровождения семей, оказавшихся в СОП и находящихся на грани социально опасной ситуации, оказание содействия в их успешной социальной реабилитации и адаптации в современных условиях, психолого-педагогическая поддержка таких семей.

 

Принципы программы:

· Актуальность и своевременность оказания помощи семье, находящейся в СОП.

· Активная поддержка родителей. Наиболее эффективный способ помощи ребенку – это помощь его семье.

· Опора на родительскую ответственность. Использование внутреннего потенциала семьи. Семья сама формулирует цели работы и определяет сроки. Специалисты не берут на себя выполнение тех задач, с которыми семья может справиться самостоятельно.

· Опора на позитив в работе с семьей. Отношения к семье, находящейся в СОП, как к равноценному, равноправному партнеру.

· Психологическая поддержка специалистов, работающих с семьей.

· Сотрудничество с организациями и учреждениями, занимающимися профилактикой беспризорности и безнадзорности несовершеннолетних.

Методологической основой для написания данной программы явились:

· Структурная теория семьи С. Минухина, в рамках которой рассматриваются такие параметры семейного взаимодействия, как сплоченность, коалиции, иерархия, границы, описывающие функционирование семьи как системы;

· Теория семьи как системы М. Боуэна, рассматривающая эмоциональные процессы в семье и гибкость семейной системы, включая ее способность переходить с одного этапа жизненного цикла на другой;

· Теория отношений В.Н. Мясищева, в основе которой лежит представление о личности как системе отношений с миром, людьми и самим собой, позволяющая проанализировать жизнедеятельность членов семьи во взаимосвязи их общения и взаимоотношений;

· Концепция Л.С. Выготского о социальной ситуации развития ребенка, рассматривающая комплекс особенностей развития: иерархии деятельности и психологических новообразований;

· Теория самоактуализации и личностного роста А.Маслоу, которая рассматривает влияние неблагополучного окружения и родительского воспитания на проявление вредных привычек у детей, уменьшение их эмоциональной гибкости и способности воспринимать все новое – качества, необходимые индивиду для того, чтобы он мог эффективно действовать в различных ситуациях.

· Материалы аналитического научно-методического центра «Развитие и коррекция», г.Москва: Программа диагностики детско-родительских отношений в семьях несовершеннолетних группы риска, Программа психопрофилактической работы с несовершеннолетними, не употребляющими наркотики, но вовлеченными в «жизнь улиц»

Отличительной чертой программы «Технологии реабилитационной работы с семьями, находящимися в социально – опасном положении» является следующее:

· Программа включает в себя нововведения, авторские разработки, реализуемые специалистами СРОдН

· Программа ориентирована на ближайшее будущее, на реализацию не только актуальных, но и перспективных ожидаемых, прогнозируемых социально-реабилитационных результатов

· Программа строится на партнерских отношениях с семьями, находящимися в СОП, как с равноправными и равноценными партнерами.

Перспектива работы программы – совершенствование форм и методов работы с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, внедрение новых технологий работы с семьей. Вывод семей из социально опасного положения.


Этапы реализации программы

Сроки реализации программы – февраль 2009 - сентябрь 2011 гг.

Реализация программы идет в двух направлениях.

Первое направление – работа с родителями или семьями Минусинского района, находящимися в СОП, и координация деятельности всех органов и учреждений по профилактике безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних. Второе направление - это методическая работа со специалистами-координаторами, за которыми закреплены семьи Минусинского района, находящиеся в СОП, и дополнительно подключены специалисты органов Управления образованием, школьные педагоги, КДН, Управления социальной защитой населения Минусинского района, медицинские работники, главы поселковых администраций.

Основная идея программы – выведение семей из социально опасной ситуации и профилактика и предупреждение семей, находящихся на грани социально опасной ситуации.

Целью методов работы с семьей, находящейся в СОП – возврат семьи в социум и повышение социального статуса семьи.

Программа решает следующие задачи:

· помочь семье найти внутренние ресурсы и мобилизовать внутренний потенциал всех членов семьи

· научить ставить ближние и дальние цели

· содействовать повышению социального статуса семьи по месту жительства

· оказывать психолого-педагогическую поддержку родителям.

На всех этапах работа с родителями затрагивает разные сферы их жизнедеятельности – как личности, как родителя, как работника, как члена общества и т.д. Успешная реализация себя во многих сферах жизнедеятельности является хорошим внутренним ресурсом. И чем больше ролей может играть человек, тем более гибким становится его поведение, а, значит, и повышается стрессоустойчивость человека к разным социально-экономическим изменениям.

На первом этапеознакомительном – выезжает мобильная бригада из педагогов-психологов, социального педагога, юриста СРОдН КГАУ «КЦСО «Тесь», председателя Комиссии по делам несовершеннолетних Минусинского района, специалистов Управления социальной защиты и специалистов Управления образования Минусинского района. Семьи получают консультацию того специалиста, который может разрешить их проблему, проводит диагностику детско-родительских отношений.

Затем идет обсуждение со специалистами, видение проблемы семьи с разных сторон, как можно помочь семье.

Специалистами СРОдН КГАУ «КЦСО «Тесь» совместно с семьей подписывает трехсторонний договор. Затем проводится наблюдение за изменениями в семье согласно договора, которые фиксируются в Совместном плане. На первом этапе планируются ближние цели, отвечающие за обустройство быта, поиск работы, восстановление связи со школой, такие как убрать квартиру, побелить, постирать, засадить огород, встать на учет в Центр занятости, обеспечить школьными принадлежностями (купить тетради, ручки …) и т.п.

Этап завершается тренингом для родителей, цели которого определены по ознакомительным встречам, консультациям. Он направлен на поиск внутренних ресурсов, их оптимизацию и активизацию.

Методы работы с семьей на I этапе:

· Знакомство с семьями.

· Выезд мобильной бригады

· Метод совместного планирования работы с семьей или составление трехстороннего договора между родителями, ребенком, специалистами СРОдН КГАУ «КЦСО «Тесь»

· Экспресс-диагностика детско-родительских отношений в семьях, находящихся в СОП

· Консультации специалистов

· Тренинги с родителями

· Сопровождение семей в межтренинговый период в виде консультаций, наблюдений специалистов-координаторов

Второй этап работы начинается с ноября 2009 года. Также как и на предыдущем этапе, работает выездная мобильная бригада, проводятся индивидуальные и семейные консультации, осуществляется патронаж семей. Выясняются трудности, возникшие при реализации раннее поставленных целей, пути их устранения, возможно коррекция самой цели. Основной идеей этого этапа видится развитие у родителей уверенности (подводение к мысли, что можно быть разным, не бояться делать ошибок и простить себя за ранее сделанные), умений достижения цели, постановка ближайших целей, прописывание шагов их достижения, добавление ресурсов к достижению целей, работа с тем, что мешает достичь цели, поиск дополнительных ресурсов, согласно тех ролей, которые играет человек.

Методы работы с семьей на II этапе:

· Выезд мобильной бригады

· Тренинги с родителями

· Консультации специалистов

· Сопровождение семей в межтренинговый период в виде консультаций специалистов, наблюдений специалистов-координаторов

· Подключение к решению проблем семьи органов самоупраправления, работников культуры, медицины

· Вовлечение в досуговую деятельность членов семей по месту жительства

    Третий этап в работе с семьейнаправлен на принятие окружающего мира, изменение ограничивающих представлений, расширение модели мира, перспектива развития семьи (материальная, духовная, участники решают сами с чего начать), повышение ее социального статуса по месту жительства.

Методы работы с семьей на III этапе:

· Выезд мобильной бригады

· Экспресс-диагностика детско-родительских отношений в семьях, находящихся в СОП

· Тренинги с родителями

· Консультации специалистов

· Сопровождение семей в межтренинговый период в виде консультаций специалистов, наблюдений специалистов СРОдН КГАУ «КЦСО «Тесь»

· Подключение к решению проблем семьи органов самоупраправления, работников культуры, медицины

· Вовлечение в досуговую деятельность членов семей по месту жительства

· Выведение семьи из банка данных семей, находящихся в СОП

Конечным итогом работы программы считается вывод семьи из банка данных семей, находящихся в СОП.

СОВМЕСТНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ

 

Предполагаемый результат:

Сроки:

№ п/п Наименование Содержание работы Срок Отметка о выполнении

1

Консультация юриста

     
     
     

2

Консультация социального педагога

     
     
     
     
     

3

Консультация педагога-психолога

     
     
     
     
     
4 Посещение родителем ребенка в СРОдН      
5 Материальное обеспечение ребенка      
6 Трудоустройство родителей      
7 Создание жилищно-бытовых условий для проживания ребенка в семье      
8 Посещение КДН родителями по представлению      
         
         
         

 

Специалист-координатор______________________________

Педагог-психолог

Родитель

С планом работы согласен  

Дата / подпись / расшифровка подписи

Динамика детско-родительских отношений в семье

 

Ответьте на предложенные вопросы, интуитивно проставив балл по пятибалльной шкале

1. Оцените психологический климат в Вашей семье: _______

2. Насколько Вы интересуетесь проблемами своего ребенка? ______

3. Какова степень трудности в общении с ребенком? ______

4. Как Вы думаете, как ребенок относится к Вам? ______

5. Насколько Вы последовательны во взаимоотношениях с ребенком? _____

Из отчета наблюдений за семьей Тимшиной Юлии

Дети (Таня, 12 лет, Ваня, 11 лет, Ира, 6 лет) поступили в социально-реабилитационное отделение в феврале 2009 года. Причина поступления – мать злоупотребляет спиртными напитками, воспитанием детей не занимается, в доме часто отсутствуют продукты питания, несовершеннолетние находятся в социально-опасном положении. Семья проживает в селе Жерлык. В марте дома сделан ремонт. В мае посажен огород и в течение лета обихаживается. Юлия устроилась разнорабочей в колхоз «Прогресс», с.Жерлык в июне. В августе дети отданы домой. В сентябре приобретены все школьные принадлежности, зимняя одежда, телевизор.

 

ИНДИКАТОРЫ И КРИТЕРИИ РЕЗУЛЬТАТ
Решение конкретных проблем: отсутствие топлива, антисанитарное состояние дома, разбита оконная рама, баня отсутствует, одежда в ветхом состоянии, грязная, отсутствие картофеля, отсутствие постельного белья, места для занятий школьникам, доход семьи – детские пособия Сделан ремонт в доме: стекла вставлены, поставлена новая входная дверь, электроснабжение и запас дров имеется. Вещи лежат на стеллажах, постираны, кровати застелены постельным бельем, заправлены. Мать устроена на работу. Засажен огород (картофель, овощи, зелень)
Стабилизация позитивных изменений в семье   Дома чисто, убрано, имеется все необходимое для проживания из мебели, вещей. Мама работает в течение пяти месяцев, замечаний не имеет, положительно отзываются как о работнике. Огород ухожен, получен свой урожай Закодировалась.
Повышение уровня педагогической компетентности родителей Ваня не посещает школу, Ира не посещает детский сад, Таня часто нервничает, переживает за маму и братьев. Дети агрессивно ведут себя с матерью, разговаривают грубо, не стесняясь посторонних людей. Дети пошли в школу. Таня ведет себя спокойно. Ваня перестал плакать. Мама посещает тренинги, сама обращается за консультацией специалиста.
Использование внутреннего потенциала семьи Желание детей жить дома и желание мамы возвратить детей домой. Поддержка матери детьми: Таня убирается в доме, ухаживает с младшими Ваней и Ирой, за огородом. Улучшилось финансовое положение семьи – не только детские пособия, но и зарплата мамы, оформлена пенсия по потере кормильца, дети одеты в школу, приобретены необходимые принадлежности, бытовая техника.
Применение альтернативных форм поведения членами семьи Мать никогда не обращалась за помощью, переживала свои проблемы сама, в случае обращения получала отказы, часто меняла партнеров. Дети стимулируют хорошее поведение матери и сожителя. Живет с одним сожителем в течении года. Мама сама обращается за помощью к специалистам и администрации села. Наладились отношения между мамой и детьми. Дети посещают школу, внешний вид опрятный.  

Перспектива семьи – 1.возвращение детей в социальную среду села,

2. самореализации Тимшиной Юлии,

3. вывод семьи из банка СОП.


Годовой план работы педагога-психолога Овчаренко Т.В.

С кем проводится работа Вид работы Дата проведения

Воспитанники СРОдН

Диагностика При поступлении ребенка в СРОдН Повторно через три месяца Повторно по необходимости
Индивидуальные занятия 1-2 раза в неделю
Групповые коррекционно/развивающие занятия 1 раз в неделю
Индивидуальные консультации По обращению

Родители воспитанников СРОдН

Диагностика При поступлении ребенка в СРОдН
Индивидуальные занятия 1-2 раза в неделю
Индивидуальные консультации По обращению
Семейные консультации По необходимости
Патронаж Зависит от ситуации
Индивидуальные консультации По необходимости По обращению

Воспитатели

Групповые консультации Тематические 1 раз в месяц По обращению
Педконсилиум 1 раз в месяц
Тренинги 1 раз в месяц
Индивидуальные консультации По обращению

Социальные педагоги

Групповые консультации По обращению
Педконсилиум 1 раз в месяц
Тренинги 1 раз в месяц
Диагностика По обращению

Потенциальные родители

Индивидуальные консультации По обращению
Групповые консультации По обращению
Индивидуальные консультации По обращению

Семьи, находящиеся в банке данных СОП Минусинского района

Семейные консультации По обращению
Тренинги Ноябрь 2009 Февраль 2010 Июнь 2010
Семинары Октябрь, 2009 Январь, 2010 Май, 2010
Индивидуальные консультации По обращению

Специалисты-координаторы, работающие с семьями, находящимися в банке данных СОП

Групповые консультации По обращению
Тренинги Ноябрь, 2009 Март, 2010 Июнь, 2010
Тренинги По запросам

 

Диагностическая работа

Вид работы Сроки
1 Выявление особенностей высших психических функций В течении года
2 Выявление личностных особенностей В течении года
3 Выявление индивидуальных межличностных особенностей В течении года
4 Диагностика уровня тревожности и агрессивности В течении года
5 Индивидуальная работа по активизации резервных возможностей В течении года
6 Профдиагностика Февраль 2010 г.
7 Диагностика семей СОП В течении года

 

Консультативная работа

Вид работы Сроки
1 Индивидуальные беседы, консультации детей В течении года
2 Индивидуальные консультации родителей и членов семьи В течении года
3 Индивидуальные беседы, консультации педагогов В течении года
4 Групповые консультации родителей и членов семьи В течении года
5 Групповые консультации родителей и детей В течении года
6 Групповые консультации педагогов и детей В течении года
7 Групповые консультации педагогов и родителей, членов семьи В течении года

 

Работа с документацией

Вид работы Сроки
1 Заполнение индивидуальных карт психологического развития детей В течении года
2 Составление индивидуальных графиков эмоционального состояния детей В течении года
3 Составление психологических характеристик на каждого ребенка В течении года
4 Подготовка документов на городскую, краевую ПМПК В течении года
5 Изготовление и разработка тестового материала В течении года
6 Знакомство с личными делами каждого ребенка В течении года
7 Работа с методической литературой В течении года
8 Составление совместного плана индивидуальной работы с семьей В течении года
9 Заполнение профдиагностических карт В течении года

 

Понедельник

Время проведения Вид и форма работы Место проведения
 8.20 – 8.40 Планерка

Тесь

8.40 – 12.00 Обработка результатов диагностики, разработка рекомендаций (родители).
13.00 – 17.20 Консультирование (дети, педагоги). Групповые занятия (дети).
вторник 8.00 – 13.20   Патронаж. Консультирование (родители). Работа с личными делами. Минусинск

Среда

8.20 – 8.40 Планерка

Тесь

8.40 – 12.00 Психодиагностика, обработка результатов, разработка рекомендаций (дети)
13.00 – 17.20 Консультирование (дети, педагоги). Индивидуальные занятия (дети).

Четверг

8.20 – 8.40 Планерка

Тесь

8.40 – 12.00 Обработка результатов, разработка рекомендаций (дети). Разработка конспектов занятий.
13.00 – 16.00 Консультирование (дети, педагоги).

Пятница

8.00 – 12.00 Консультирование, диагностика (родители).

Минусинск

13.00 – 17.00 Методический часы.

 

Тренинг с координаторами

 

Цель: понимание и принятие другого человека с его системой ценностей.

 

Приветствие.

На первую букву своего имени назвать себя каким-либо прилагательным.

2. Тест «Дом моей мечты».

«Представьте дом своей мечты, вы заходите в него и видите перед собой лестницу. Куда она ведет: наверх или вниз? Она освещена или нет? Какое место в вашем доме самое грязное? (туалет, ванная, коридор, кухня).

Интерпретация: лестница – это жизненная цель; освещение – насколько она видна, осознанна, либо насколько она тревожит; чистое место – нет проблем; грязное место – есть проблемы; туалет – деньги, ванна – здоровье, коридор – друзья, близкие, коллеги, т.е. окружение, кухня – семья.

Обсуждение: Были ли такие ответы, что есть проблемы в семейном окружении или в общении с окружающими?

Как вы думаете, почему они возникают?

Вы правы, нам бывает трудно принять позицию другого человека, его взгляды, жизненные убеждения.

Упр. «Подстройка»

Инструкция. Выберите того человека, с которым вы хотели бы работать в паре. Определите: кто будет номер 1, а кто – 2. Номер один танцует под музыку как хочет, а второй – подстраивается, копирует движения первого.

Танец в паре, смена три раза.

Обсуждение: Что было легко? трудно? Что хотели сделать, поменять, как справились с желанием?

Упр. «Паровозики»

Разбейтесь на тройки. Первый с открытыми глазами – ведет, остальные с закрытыми – следуете за паровозом.

Обсуждение: Какое место в паровозе вам понравилось занимать больше всего?

На каком месте чувствовали себя некомфортно и почему?

Какие чувства вы испытывали и что вам хотелось сделать (что делали)?

Что помогло вам справиться со своим состоянием?

В жизни возникают ситуации, в которых нам приходится вести себя иначе, по-другому, не привычно, не так, как мы привыкли себя вести. Эти ситуации вызывают дискомфорт. Как поступать в таких ситуациях?

Самый легкий способ – убегать от таких ситуаций. Как долго мы можем бегать? Другой способ – принять ситуацию и подумать как действовать в ней, попробовать новый способ поведения, поэкспериментировать.

Сейчас вы можете попробовать себя в разных ролях, заметьте – что вы чувствуете и что помогает вам эту роль выполнять (пережить это состояние).

Упр. «Ведущий - ведомый»

Танцуют в паре, держась за руки и смотреть глаза в глаза. Один ведет, другой подстраивается. Интуитивно меняться ролями.

Прогон с двумя парами.

Обсуждение: Что сложно? Легко?

Как чувствовали, что вам отдают или забирают инициативу?

Хотели ли забирать, отдавать инициативу?

Какие новые эмоции, ощущения испытали, играя незнакомую вам роль?

Упр. «Гидра»

Инструкция вы единый организм. Вам важно сохранить его целостность. Под музыку вы двигаетесь так, как вам хочется, идете, куда хочется, сохраняя при этом целый единый организм.

Обсуждение: Удалось группе выполнить задание?

Что помогло? Мешало?

Что чувствовали, когда приходилось делать то, что делали? Не то, что хотели? Когда заставляли возвращаться на свое место? Идти со всеми?

Что было лично для вас открытием? Что поняли для себя? Какие новые ощущения испытали?

Пытались ли вы понять, почему человек в связке ведет себя именно так?

Какую роль вы брали на себя в связке: управления или подчинения?

Иногда мы играем одновременно две роли: ведущую и ведомую. Насколько это комфортно или некомфортно и как справляться в такой ситуации?

Когда другие люди ведут себя по-другому, не так как нам хочется, раздражает ли это нас? Как часто мы встаем на их позицию и пытаемся понять, зачем они так себя ведут, не критикуя их поступки. Какие эмоции владеют нами или мы ими?

Иногда бывает полезнее понять и принять другого человека, чем давить на него и устанавливать свои правила.

С чего начинается принятие другого человека? Чтобы принять другого человека, нужно принимать себя. Сделаем это.

Упр «Я такая»

Рефлексия

Вспомните все, что вы сегодня делали в кругу. Какие вы испытывали чувства сначала, потом, сейчас. Вспомните, что для вас было знакомым, что – открытием, что было значимым? Поделитесь с нами.


Заполнение анкет.

Анкета обратной связи Дата занятия _____________ 1. Степень включенности: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Что мешало быть включенным в занятие: _______________________________ ___________________________________________________________________ 2. Самые значимые (полезные) для тебя эпизоды, упражнения, во время которых удалось что-то лучше понять в себе, в чем-то разобраться: ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ 3. Что раздражало, вызывало напряжение, неприятие: _________________ ___________________________________________________________________ 4. Твои замечания и пожелания ведущим (по содержанию, по форме занятия и т.п.): ________________________________________________ ___________________________________________________________________  

День 1.

Цель: знакомство с новой формой работы, раскрепощение, сплочение, поиск и раскрытие внутренних ресурсов.

Приветствие. В парах - презентация друг друга. –Как зовут? –Любимое блюдо? –Любимое дело? –Что во мне мне нравиться? (1 минута).

Обсуждение и принятие правил «Здесь и сейчас», «Уважение друг к другу».

Упр. «Круг удовлетворенности». Инструкция: «Отметьте на каждом луче степень удовлетворенности по пятибалльной шкале, 1 – меньше всего, 5 – больше всего). Соедините точки.

Обсуждение: Это колесо вашей жизни. Посмотрите, далеко ли вы на этом колесе уедете? Можно ли вообще на нем куда-то уехать? Что мешает ехать на этом колесе? Какие сферы у вас западают? (Именно эти сферы мешают ехать ровно). От кого зависит, что бы колесо стало ровное? Что вы можете для этого сделать? Что вам нужно для этого? (чего не хватает?).

Упр. «Меняются местами те, кто …»

Упр. «Точка опоры». Инструкция: «у каждого из нас есть сильные стороны, то есть то, что мы ценим, принимаем, любим в себе, что дает нам чувство внутренней свободы и уверенности в своих силах. Назовем это «точкой опоры», ведь, действительно, эти качества помогают нам в трудную минуту. Давайте договоримся, не умаляя своих достоинств вы составите список своих сильных сторон. Вы не обязаны объяснять, почему считаете те или иные качества точкой опоры, сильной стороной. Достаточно того, что вы сами в этом уверены». Озвучивание в кругу своего списка. Группа дополняет список каждого участника.

Обсуждение: Что было легче: дополнять другого или определить свои черты? Не важно, трудно определять в себе или в другом сильные стороны, в любом случае, в каждом человеке есть ресурсы, которые помогают решать проблемы.

Упр. «Стул». Инструкция: Выберите круг, в центре поставьте стул. Возьмите лист бумаги, подпишите его красиво, сделайте красивый узор и т.д. Это – непростой круг, а волшебный. Когда вы будите сидеть на этом листе – вспомните ситуации, когда вы были успешными, когда вы решили какие-то проблемы, вам удавалось достичь чего-то. (5 минут). Сейчас сложите лист конвертом и положите к себе в карман. Носите этот лист всегда с собой и, когда вам будет трудно, достаньте лист и посидите на нем.

Упр. «Лев». Участники садятся спиной в круг. Инструкция: «Давайте поучимся у животных. Представьте себя сильной выносливой неуязвимой львицей или львом. Сядьте как это животное. Выпрямите спину. Сделайте осанку гордой и грациозной. Взгляд спокойный и уверенный. А теперь рыкните как львица. Громко. Еще раз. Как можно громче и увереннее заявите о себе».

Упр. «Я первый». Инструкция: «У вас были ситуации, когда в семье, в школе, среди соседей, друзей или во всей деревни (а может даже и на всей планете Земля) вы были первыми. Например: первыми купили магнитофон, научились доить корову, научились читать, закончили школу, водить автомобиль и т.д. Вспомните, что вы сделали первым» (5 минут).

Работа в парах: Поделиться друг с другом ситуациями. Были ли ситуации, которые были только у вас?

Работа в кругу: выявляются несколько индивидуальных ситуаций. «Вы были первыми! Молодцы! Здорово, что есть ситуации, когда вы можете крикнуть «Вау! У меня это получилось!» тогда, глядя на вас могут потянуться и другие, веря, что у них тоже получится.

Подведение итога: сегодня вы узнали, свои сильные стороны, вспомните ситуации, где вы были первыми, успешными. А зачем вам эти знания? Что дает вам уверенность? Зачем она вам нужна? Давайте вернемся к началу нашего занятия и посмотрим на то колесо, которое вы делали. Где вы поставили себе меньшую оценку? Что вы можете сделать, чтобы изменить ситуацию?

Согласна, что не все зависит только от вас, есть вопросы, на которые влияют другие факторы. Завтра мы поговорим с вами о том, как сделать так, чтобы эти факторы вам помогали.

День 2.

Цель: трансформация детских негативных переживаний в ресурсное состояние; постановка цели на ближайшее время; усиление и расширение внутренних ресурсов.

Приветствие. Здравствуйте, мы рады сегодня вас сегодня вас видеть. Мы начинаем 2-й день и хотели бы, что бы вы поделились своими впечатлениями о вчерашнем вечере и сегодняшнем утре. Что изменилось за это время? Как вы себя чувствуете?

Упр. «Машина стиральная». Инструкция: Представьте себя в каком-либо образе. Все мы – волшебная стиральная машина, которая может постирать абсолютно все.

Обсуждение: Вы всех стирали одинаково? От чего зависело то, как вы стирали? Вам понравилось, как вас стирали?

«Медитация детства» Инструкция: Выберите любое место в помещении (лучше угол) и встаньте лицом к стене. Сейчас будет звучать музыка, я буду говорить слова, прислушайтесь к ним, к тому, о чем я буду говорить и представьте эти образы. Если вам захочется плакать – плачьте.

Сейчас я хочу, чтобы вы вспомнили себя 5-6 – летним ребенком, когда вы были сильно расстроены чем-то, на кого-то сильно обижены или наказаны кем-то. Вы маленький и беззащитный человечек, который остался один на один со своими тревогами, обидами, проблемами. Вы зареванный и заплаканный стоите один и думаете – как несправедливо с вами поступили. Этот маленький ребенок чувствует нехватку любви и внимания, заботы мамы и папы. Чувствуя себя одиноким, вы стали бродить по дому, пока не нашли тихий уютный уголок. Вы забрались в кресло…или на диван…может быть это кровать или…место под столом… вы удобно устроились, поджав ноги под себя или свернувшись калачиком…вам стало спокойно…И вы замечаете, что этого маленького обиженного ребенка нежно гладит и прижимает к себе большой сильный взрослый. Это вы. Вы берете этого ребенка на руки, прижимаете к своей груди, успокаиваете его и говорите ему: «Какая ты замечательная девочка или замечательный мальчик, я так сильно тебя люблю» и говорите, что ей не надо переживать. У нее все будет хорошо, замечательно. Она не будет расстроенной и покинутой. Вы выполните это обещание. Этот ребенок, живущий в вас, никогда не испытает тревогу, унижения, горечь, обиду, несправедливость. И будет чувствовать только радость, заботу, спокойствие, успех, уважение, защиту, счастье… С этого дня вы обещаете заботиться о нем, любить его, уважать, называть только хорошими словами, слышать его, понимать его. С этого момента этот ребенок чувствует только любовь, уважение, заботу, поддержку, понимание, потому что рядом с ним всегда есть вы: взрослый… сильный… мудрый… заботливый… понимающий… любящий… Почувствуйте эту силу… значимость… мудрость… уверенность… надежность… стабильность… … … вы справитесь с любыми трудностями, преодолеете любые преграды, потому что с этого момента вы взрослый сильный, мудрый, уверенный, надежный, смелый.

Рисование Инструкция: Сейчас молча, не разговаривая, садимся, берем кисточку, краски, бумагу и рисуем. Рисунок может быть любым, по вашему желанию.

Меняем рисунки.

Составление характеристики Инструкция: Посмотрите на рисунок, который перед вами. Каким представляется вам человек, который это нарисовал? Напишите, что думаете об этом человеке.

Далее участники зачитывают свои характеристики.

Сейчас, я хочу, чтобы вы прочитали то, что написали не вслух, для себя. И подумайте, что из написанного напоминает вас.

В каждом человеке мы видим те качества, которые есть в нас самих. Они нам могут нравиться или нет, но они есть. И когда мы обращаемся за помощью к другому, мы думаем, что он нам может помочь. Когда вы ищите помощи или поддержки у других, теперь вы знаете, что можете обратиться к себе, потому что вы – взрослый, сильный, мудрый, уверенный, надежный, смелый.

Упр. «Дождь» Инструкция: все стоят в кругу. Ведущий щелкает пальцами – остальные присоединяются, строго по очереди. Далее идут другие движения (хлопки по плечам, хлопки по коленям, хлопки по плечам, щелканье пальцами, умолкание).



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 191; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.34.191 (0.11 с.)