Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Управление на основе делегированияСодержание книги Поиск на нашем сайте
Делегирование - назначение рабочих заданий, полномочий и обязанностей сотрудникам организации. Управление посредством делегирования представляет собой особую технику руководства, при которой компетенции и ответственность передаются, насколько это возможно, сотрудникам, самостоятельно принимающих решения и осуществляющим их. Делегирование в организации может распространяться на любые задачи. Главная практическая ценность принципа состоит в том, что руководитель освобождает свое время от менее сложных повседневных дел, рутинных операций и может сконцентрировать свои усилия на решении задач более сложного управленческого уровня; при этом, что весьма важно для руководителя, обеспечивается соблюдение нормы управляемости. Одновременно этот метод является целенаправленной формой повышения квалификации сотрудников, способствует мотивации их труда, проявлению инициативы и самостоятельности. Для эффективного использования управления посредством делегирования необходимы следующие предпосылки: · делегирование сотрудникам задач; · делегирование сотрудникам компетенций; · делегирование сотрудникам ответственности за свои действия; · исключение возможности отказа от компетенций, их возвращение руководству или дальнейшего делегирования; · определение случаев вмешательства руководителя; · исключение случаев вмешательства руководителя при правильном способе действий сотрудников; · взятие на себя руководителем общей ответственности; · создание надлежащей информационной системы. Делегирование задач, компетенции и ответственности должны полностью соответствовать друг другу. Процесс делегирования напрямую связан с решением основной задачи менеджмента - добиться выполнения работы другими лицами. Наука и искусство управления состоят в том, чтобы правильно распорядиться правом делегировать полномочия подчиненным (обязанности, виды работ, ответственность и др.). Важно помнить о том, что полномочия должны соответствовать основным задачам того, кому они делегируются. Полномочия - это единство прав и обязанностей, представляемых возможностей и принимаемой ответственности. Таким образом, делегируются и собственно полномочия, и право на выполнение заданий. В теории управления по отношению к процессу делегирования сформулированы два основных положения. 1.Полномочия делегируются должности, а не индивиду, чем обеспечивается устойчивость организационных структур по отношению к изменениям их кадрового состава. 2.Делегируются только полномочия, а не ответственность, что является прямым следствием единоначалия: конечную ответственность несет руководитель (в случае провала полномочий исполнителем). Исполнитель тоже будет отвечать, но перед руководителем (перед тем, кто делегировал ему полномочия). Ответственность поэтому может быть не делегирована, а только возложена. Объем и сложность процесса делегирования полномочий определяются иерархическим уровнем руководителя. Руководители низшего звена, организующие исполнительскую деятельность, осуществляют делегирование прав на выполнение определенных работ, а не делегирование полномочий, поскольку не имеют между собой и исполнителями дополнительных уровней управления. Руководители среднего и высшего уровней, делегируя уже в основном полномочия, организуют тем самым управление, а не только исполнение. Делегирование полномочий требует соблюдение ряда основных требований, имеющих статус организационных принципов делегирования. Скалярный принцип. От четкости линий полномочий (от исполнителей до высшего руководителя) зависит эффективность системы внутриорганизационной коммуникации и функционирования организации в целом. Принцип делегирования. Достаточность полномочий для обеспечения возможности получения ожидаемых результатов. Принцип абсолютной ответственности. Абсолютной является ответственность за результаты своей работы, которую несут подчиненные перед своим начальником, а он не может уклониться от ответственности за организацию их деятельности. Принцип паритета полномочий и ответственности. Ответственность за действия не может быть ни больше, ни меньше той, которая вытекает из делегированных полномочий. Принцип единоначалия. Подотчетность одному начальнику уменьшает вероятность возникновения противоречий в исполнении и повышает чувство личной ответственности за результаты. Принцип уровня полномочий. Руководители должны сами принимать решения, входящие в их компетенцию, а не направлять их «наверх». Делегирование полномочий, воплощающее в себе эти принципы,- важнейший инструмент управления, между тем, оно часто сопряжено с большими трудностями общеорганизационного и психологического плана: нередко оказывается источником противоречий между производственной необходимостью и психологической составляющей управления. В.А. Розанова выделяет следующие трудности, связанные с нежеланием руководителей делегировать полномочия: 1. Заблуждение «Я это сделаю лучше». Руководитель, полагающий, что он должен сам выполнять работу, которую в принципе может сделать лучше, чем кто-то другой, совершает большую ошибку, часто имеющую катастрофические последствия для организации. Это - перегрузка руководителя, отвлечение от его основных функций, ограничение профессионального роста и инициативы подчиненных, что ведет к деградации или распаду всей системы управления. . Отсутствие способности руководить. Некоторые руководители настолько они погружены в текучку повседневной работы, что не в состоянии распределять работу между подчиненными. 3. Отсутствие доверия к подчиненным. Если не доверять подчиненным, они будут работать соответственно этому отношению к ним, что чревато потерей инициативы с их стороны и формированию чувства неуверенности. 4. Боязнь риска. Руководители боятся передать часть полномочий из-за того, что им, с их точки зрения, придется отвечать за работу своих подчиненных 5. Отсутствие выборочного контроля для предупреждения руководства о возможной опасности. Руководители одновременно с делегированием полномочий должны иметь механизмы контроля за работой подчиненных. Однако более негативным, чем эти ошибки, вызванные заблуждениями, является другой феномен, противоположный им. Это - явление гиперделегирования («перекладывание» руководителем на других своих прямых функций). Основными причинами этого являются слабая профессиональная компетентность, низкие организационные способности, боязнь ответственности, а также некоторые собственно психологические качества (неустойчивость к неопределенности, нежелание рисковать, слабое развитие мотивации достижения, импульсивность, конформизм и т. д.). При попустительском управлении гиперделегирование усиливается. Когда «команда» ближайших сотрудников выходит из-под контроля руководителя, он вынужден гиперделегировать полномочия. В концепции «баланса властей» это явление описывается как доминирование «власти подчиненных» над «властью руководителя». Используя технику делегирования полномочий, необходимо помнить о возможных ошибках. Эта техника будет эффективна в том случае, если: · подчиненные действительно знают и понимают, какие новые обязанности переданы им; · сотрудник будет подготовлен к выполнению новых функций заблаговременно; · подчиненный не будет получать указаний от другого начальника через голову своего непосредственного руководителя; · исполнитель свободен в своих действиях: чем менее заметно участие руководителя в выборе путей реализации поставленных задач, тем лучше; · исполнитель четко знает свои права и обязанности; · исполнитель уверен в своем праве идти на продуманный риск и в праве совершения ошибок; · будут установлены конкретные цели и сроки выполнения задания; · подчиненный будет правильно понимать необходимость контроля хода выполнения и давать объективную информацию об отклонении от плановых показателей; · исполнитель понимает, что он не только имеет право принимать оперативные решения, но и обязан применить их в случае необходимости, что чрезвычайно важно при возникновении экстремальных ситуаций, в условиях кризиса, когда человеческий фактор приобретает особое значение. Делегирование полномочий возможно и целесообразно в том случае, если руководитель подготовил достойных исполнителей, доверяет им и может искусно руководить ими. Оно является основой европейской концепции руководства с делегированием ответственности в условиях рыночной экономики. Управление по целям Управление по целям - техника руководства, в основе которой лежит постановка целей в начале отчетного периода и контроль их достижения в конце. Задачи при этом делегируются рабочим группам, определяется достижение конкретных результатов. Управление по целям - это система не только управления, но и мышления и поведения членов организации. Целевое управление делает основной упор на мотивацию человеческих ресурсов, обеспечение сотрудничества между всеми членами трудового коллектива, развитие работников, постоянное обогащение труда. Принципами управления по целям являются: · построение многоуровневых целей организации, причем цели нижнего уровня поддерживают выполнение целей верхнего уровня; · для каждого члена команды устанавливаются индивидуальные цели; · решение принимаются при участии всех членов; · установление четких сроков; · оценка производительности и предоставление обратной связи. Управление по целям позволяет улучшить результаты управленческой деятельности и в наибольшей степени подходит руководителям высшего звена управления, однако его можно успешно применять и ко всей организации, включая низовой уровень управления. Управление это процесс, направленный на достижение поставленных задач и результатов, в котором: с помощью процесса планирования определяются в разных интервалах времени устремления организации и ее членов; настойчивое осуществление планов подкрепляется сознательным ежедневным управлением делами, людьми и окружением; результаты оцениваются для принятия решений, ведущих к проведению последующих мероприятий. В этом процессе выделяют из 4 независимых этапа: 1. формулирования целей; 2. разработка реальных планов их достижения; . систематический контроль и измерений качества работы и результатов; . принятие корректирующих мер для достижения планируемых целей.
Рис. 1 Этапы управления по целям Успешное внедрение рассматриваемого метода предполагает решение ряда проблем: . Трудности при постановке целей. Цели должны быть реально достижимыми, ясными, конкретными, простыми и измеримыми; . Ранжирование целей. Руководители подразделений должны научиться правильно определять приоритеты в своей работе и эффективно распоряжаться всеми своими ресурсами (административный ресурс предприятия); . Отсутствие соответствующей квалификации. У руководителей подразделений, особенно низового уровня, может отсутствовать необходимая квалификация для определения целей и планирования своей работы, передачи и получения информации на основе обратной связи, обучения и консультирования и др; . Увеличение количества отчетности и планов. Процессы планирования деятельности подразделений и периодической (обычно раз в месяц) отчетности по выполнению планов и достижению поставленных целей увеличивают количество канцелярской работы, что может вызывать недовольство и сопротивление некоторых работников, особенно низового и среднего уровня; . Отсутствие должной индивидуальной мотивации. Необходимо установление достаточного вознаграждения в явной и скрытой форме (как материального, так и морального) для стимулирования сотрудников к дополнительной работе; . Интеграция с другими системами и подсистемами. Этапы постановки целей и проверки результатов должны активно сочетаться с другими процессами в деятельности организации - прогнозированием, перспективным планированием, составлением бюджета и др. Управление по целям позволяет решить ряд проблем: · сфокусировать работников на достижение основных целей организации; · поставить общие для всей организации цели; · улучшить управление материальными, информационными, административными и иными ресурсами организации; · представить программу и сроки достижения целей организации персоналу; · развить организаторские способности и навыки сотрудников; · выявить индивидуальные способности работников. Преимущества данного способа управления состоят в повышении результативности работы, снижении издержек, улучшении условий труда, ускорении продвижения наиболее способных работников и развитие необходимых для организации способностей у подчиненных. Управление по целям должно способствовать улучшению деятельности организации и повышать степень вовлеченности работников организации в сам процесс управления, что напрямую связано с их мотивацией, установками и ожиданием. Суть применения рассматриваемой техники заключается в том, что цели деятельности предприятия определяются на ближайшую и дальнюю перспективы - это главное в менеджменте компании, а цели - для подразделений - конкретные конечные результаты деятельности цехов, отделов и управлений, обязательные к достижению. На основе целей предприятия ведется разработка стратегии развития управлений и производственных отделений, которые являются исходными данными для разработки планов действий и конкретных мероприятий подразделений. Формулирование целей и разработка планов управления по целям осуществляется с учетом достигнутого: результатов прошлого года, потенциальных возможностей подразделений и их обеспеченности соответствующими ресурсами. Управление по целям при должной постановке в организации является эффективным и мощным инструментом совершенствования системы управления современного предприятия направленным на вскрытие внутренних ресурсов развития предприятия, раскрытие творческого потенциала и оценки руководящего состава предприятия, повышения эффективности организации. Однако для успешного его применения необходимы современный уровень организационной структуры, процессный подход в организации и управлении производством, высокий уровень заинтересованности, подготовки и мотивации высшего руководства организации. Кроме того, успешным внедрение может быть только при наличии полной и безусловной поддержки высшего руководства, в идеальном случае оно само должно быть инициатором таких инноваций. Средства руководства
В своей деятельности руководитель располагает целым рядом средств воздействия на подчиненных. Традиционными являются позитивные и негативные экономические и административные санкции, поощрение и наказание, однако наряду с ними существуют и такие, как информирование; индивидуальная беседа; обсуждение; конференция; переговоры; жалоба; признание и похвала; критика и порицание.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 225; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.65.133 (0.01 с.) |