Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретическая модель спортивной культуры учащихся младших классов

Поиск

 

В последнее время в рамках научного, в том числе социологического, исследования спорта все чаще используется понятие "спортивная культура", хотя ему даются различные интерпретации.

При всех различиях в понимании спортивной культуры она рассматривается как элемент культуры, связанный со спортом. Опираясь на изложенную выше концепцию культуры, эту характеристику спортивной культуры можно разъяснить и уточнить следующим образом.

Спортивная культура возникает в рамках позитивного ценностного отношения социального субъекта (индивида, социальной группы, общества в целом) к спорту, т.е. когда последний выступает для него как ценность. Это значит, что социальный субъект позитивно оценивает спорт (рассматривает его как значимый, важный, полезный) и обосновывает эту оценку.

Спорт может выполнять разнообразные функции, использоваться для решения различных социально и личностно значимых задач.

Основными ценностями этой деятельности могут быть, например: основанная на определенных знаниях и умениях методика тренировки, восстановления, самоконтроля, позволяющая целенаправленно формировать и совершенствовать физические кондиции человека; формирующиеся в ходе упорной тренировки и спортивных соревнований такие личностные качества, как собранность, организованность, упорство в достижении поставленных целей, способность к систематической работе над своим совершенствованием, умение побеждать и проигрывать, не теряя своего достоинства и веры в будущий успех и т.п. Однако на первый план для социального субъекта могут выступать и совсем иные ценности спортивной деятельности - например, возможность ее использования для того, чтобы проявить свою склонность к агрессии, насилию, продемонстрировать свое превосходство над другими людьми и т.д.

Та или иная система ценностей, которую социальный субъект связывает со спортом, т.е. то, что для него является наиболее важным, значимым в спортивных соревнованиях, в процессе подготовки к ним, определяет конкретное содержание, направленность, форму спортивной культуры. На различных этапах общественного развития, в различных социально-экономических и культурных условиях спортивная культура может существенно видоизменяться, модифицироваться, приобретать разнообразные формы, т.е. носит конкретно-исторический характер.

Если для спортивной культуры личности характерен именно такой - гуманистический - подход к позитивной оценке спорта, она выступает как "спортивно-гуманистическая культура личности" ("гуманистически ориентированная спортивная культура личности").

Конкретными показателями этой культуры являются:

·   знание, понимание и позитивная оценка социокультурного значения спортивной деятельности, тех гуманистических идеалов и ценностей, которые могут быть реализованы в спорте и посредством спорта;

·   декларативная (провозглашаемая) и реальная (в поведении) ориентация на эти идеалы и ценности (интерес к ним, стремление их реализовать; реальное поведение, соответствующее этим идеалам и ценностям; негативное отношение к спортсменам, поведение которых противоречит этим идеалам и ценностям; негативные чувства и эмоциональные реакции в связи с актами насилия, агрессивности, обмана и другими антигуманными проявлениями в спорте);

·   качества и способности (умения и навыки) личности, которые позволяют ей эффективно действовать в соответствии с такой ориентацией.

О спортивно-гуманистической культуре, как и о спортивной культуре вообще, можно говорить применительно не только к спортсменам, но также к тренерам, организаторам спортивных соревнований, зрителям и т.д., т.е. ко всем лицам, имеющим отношение к спорту, независимо от того, какую роль они выполняют в данной сфере.

Важно учитывать, что при определенных социальных условиях в рамках спортивной культуры складывается особая "спортивная субкультура", которая включает в себя нормы и ценности, не совпадающие с общекультурными ценностями гуманистической ориентации.

Итак, спортивная культура - это позитивное ценностное отношение социального субъекта (индивида, социальной группы или общества в целом) к спорту, деятельность и ее результаты по усвоению, сохранению и развитию тех ценностей, которые связаны со спортивными соревнованиями и подготовкой к ним.

В соответствии с таким пониманием спортивной культуры она может включать в себя самые разнообразные социальные явления, связанные со спортом: качества и способности человека; определенные формы деятельности; ее средства, механизмы и результаты; определенные типы поведения и связанные с ними идеалы, нормы, правила, санкции; эмоциональные реакции, знания, убеждения, интересы, потребности; социальные институты, отношения, процессы и др. Однако все эти социальные явления становятся элементами спортивной культуры лишь в том случае, если:

а) для социального субъекта они выступают как ценности (признаются как значимые, важные, имеющие положительное значение), а потому поддерживаются, сохраняются, передаются из поколения в поколение, или

б) они обеспечивают и регулируют производство, потребление, функционирование, селекцию, трансляцию, тиражирование, сохранение и развитие ценностей, связанных со спортом.

Если учитывать, что спорт - это прежде всего спортивные соревнования и подготовка к ним, то можно выделить два элемента спортивной культуры: культуру спортивного соревнования и культуру подготовки к ним.

Спортивная культура, как и культура вообще, - это культура определенного социального субъекта, которым может быть отдельный человек (индивид), социальная группа или общество в целом. В зависимости от этого правомерно говорить соответственно о спортивной культуре отдельной личности, какой-то социальной группы или общества в целом.

Основу спортивной культуры личности составляет такое позитивное ценностное отношение к спорту, в рамках которого эталоны, ценности и нормы культуры, связанные со спортом, интериоризованы индивидом, стали достоянием его собственного внутреннего мира.

Структура спортивной культуры включают в себя следующие основные компоненты:

)   предрасположенность (диспозицию, установку) по отношению к спорту, его ценностям и нормам, показателями (индикаторами) которой являются:

а) позитивное мнение о спорте в виде соответствующих высказываний, суждений о нем;

б) интерес к спорту, к тем образцам, нормам поведения и ценностям, которые с ним связаны, потребность в занятиях спортом, участии в спортивных соревнованиях, желание готовиться к ним (тренироваться), показывать высокие спортивные результаты и т.п.;

в) положительные чувства, переживания, эмоциональные реакции, связанные с занятиями спортом, участии в спортивных соревнованиях, наблюдения за ними и т.п. (мотивационный компонент спортивной культуры);

) знания о спорте:

а) исходные знания о том, что такое спорт, которые позволяют выделять его, отличать от других видов деятельности, ориентироваться в мире спорта;

б) знания о методике тренировки, организации спортивных соревнований и т.п., которые позволяют правильно организовать подготовку к соревнованиям и участвовать в них в соответствии с принятыми образцами и нормами поведения;

в) знания о возможностях, заключенных в спортивной деятельности для позитивного воздействия на личность и социальные отношения, о системе связанных с ней ценностей, культурных норм и традиций, на основе которых осознается и обосновывается позитивное значение этой деятельности, занятий спортом (информационный компонент спортивной культуры);

) умения, навыки, качества, способности (физические качества, двигательные умения и навыки, комплекс психических качеств - интеллект, воля, внимание и др.), позволяющие эффективно готовиться к соревнованиям, участвовать в них, показывать высокие результаты, использовать занятия спортом для решения поставленных задач (операциональный компонент - "блок" реального поведения - спортивной культуры);

) спортивный образ (стиль) жизни, предусматривающий активные занятия спортом и регулярное участие в спортивных соревнованиях, соблюдение принятых в спорте норм, традиций, образцов поведения (праксиологический компонент - "бло" реального поведения - спортивной культуры).

У конкретного человека возможны различные уровни сформированности спортивной культуры.

Прежде всего они связаны с тем, насколько у него в данной культуре представлены указанные выше ее компоненты. В этом плане возможны:

А) уровень гармоничного развития - наличие у человека всех указанных выше компонентов спортивной культуры - соответствующих знаний, интересов, потребностей, способностей, а также адекватного поведения;

Б) уровень одностороннего развития - наличие у человека лишь некоторых из указанных выше компонентов спортивной культуры при отсутствии других. В этом плане часто встречается, например, такое одностороннее развитие спортивной культуры, при котором в ее структуре отсутствует самый важный ее компонент - блок реального поведения, т.е. положительное отношение к спорту, а, значит, и сама спортивная культура личности, носит ярко выраженный декларативный характер.

Кроме того, возможен и различный уровень сформированности у человека каждого из компонентов спортивной культуры (например, знания могут быть полными, недостаточными, глубокими, поверхностными и т.д.).

Еще два уровня спортивной культуры личности связаны с наличием или отсутствием активности индивида в плане формирования этой культуры у других лиц. Активный уровень предполагает его активность с целью помочь другим людям расширить и углубить знания о спорте, сформировать у них интерес к занятиям спортом и т.д. Пассивный уровень характерен для тех лиц, которые не проявляют такой активности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.72.55 (0.007 с.)