Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные направления совершенствования физического воспитания учащихся начальных классов↑ Стр 1 из 8Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Оглавление Введение Глава 1 1.1 Основные направления совершенствования физического воспитания учащихся начальных классов 1.2 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста 1.3 Спорт в физическом воспитании младших школьников 1.4 Соотношение и взаимосвязь физического воспитания и спорта личности младшего школьника Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования 2.1 Цель и задачи исследования 2.2 Методы и организация исследования Глава 3 Теоретические основы культурологического подхода в физическом воспитании младших школьников 3.1 Теоретическая модель спортивной культуры учащихся младших классов 3.2 Технология формирования спортивной культуры у учащихся 4-х классов на уроках физической культуры Глава 4. Организация и методика проведения опытно-экспериментальной работы 4.1 Организация и проведение опытно-экспериментальной работы 4.2 Результаты исследования и их обсуждение Выводы Литература Введение
Физическое воспитание школьников направлено на их физическое и духовное совершенствование средствами физической культуры и спорта, и составляет педагогическую систему занятий двигательными действиями в школе и дома, отражает целенаправленность (цели и задачи) школьного звена белоруской системы Физического воспитания. Понятие "физическое воспитание", входит в общее понятие "воспитание" в широком смысле. Это означает, что, также как и воспитание в целом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определённых воспитательно-образовательных задач, который характеризуется всеми общими признаками педагогического процесса. Образовательная сторона физического воспитания имеет первостепенное значение для рационального использования человеком своих двигательных возможностей в жизненной практике. Другая не менее существенная сторона физического воспитания - целенаправленное воздействие на комплекс естественных свойств организма, относящихся к физическим качествам человека: стимулирование и регулирование их развития посредством нормированных функциональных нагрузок, связанных с двигательной деятельностью (физическими упражнениями), а также путём оптимизации индивидуального режима жизни и рационального использования природных условий внешней среды. Если физическое воспитание осуществляется систематически, то оно играет роль одного из решающих факторов всего процесса физического развития индивида. В процессе физического воспитания приобретается также широкий круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методического содержания. Знания делают процесс занятий физическими упражнениями более осмысленным и в силу этого более результативным. Отличительной же особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков, и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность. Результаты физического воспитания, которые выражаются в показателях совершенствования человека, а также всё то, что обеспечивает достижение этих результатов и создаётся в связи с практикой физического воспитания (специальные средства, знания, методы и т.п.), представляют значительную общекультурную ценность. Объектом исследования является физическое воспитание в начальной школе. Предметом исследования является становление спортивной культуры у учащихся 4-х классов в процессе физического воспитания. Цель дипломной работы - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность технологий становления спортивной культуры. Научная новизна и практическая значимость работы заключается в том, что на основе проведённых исследований было выявлено, целенаправленное становление спортивной культуры в младших классах. Положительное отношение ребят к спорту. Гипотезы исследования: предполагалось, что формирование спортивной культуры у учащихся будет более эффективным если: . спортивная культура будет выступать одной из целей физического воспитания младших школьников; 2. будет разработана теоретическая модель спортивной культуры младшего школьника; . будет разработана технология формирования спортивной культуры в физическом воспитании. Глава 1
Цель и задачи исследования
Данная дипломная работа направлена на изучение становления спортивной культуры у учащихся 4-х классов. Целью исследования является: разработать, теоретически обосновать становление спортивной культуры среди детей младшего школьного возраста. Достижение поставленной цели осуществляется решением следующих задач: . проанализировать становление спортивной культуры в младших классах. 2. разработать сущность, структуру и основные характеристики спортивной культуры учащихся младших классов. . разработать технологию становления спортивной культуры у учащихся 4-х классов и определить ее эффективность.
Выводы
Анализ научно-методической литературы показал, что в настоящее время физической культуре в нашей стране уделяется очень большое внимание. Поэтому процесс физического воспитания должен совершенствоваться с каждым годом. Результаты педагогического тестирования до эксперимента, проводимого в общеобразовательной школе №14 г. Мозыря, показали, что знания о спорте среди учащихся младших классов низкие. В ходе написания дипломной работы были поставлены и решены многие задачи физического воспитания: это становление спортивной культуры у учащихся младших классов, была описана теоретическая модель спортивной культуры (по работам Лубышевой) и была разработана технология становления спортивной культуры у учащихся 4-х классов на уроках физической культуры. Теоретическая модель спортивной культуры состоит из нескольких компонентов: · мотивационный; · информационный; · операционный; · праксиологический. На основе этого была сформирована технология становления спортивной культуры у учащихся младших классов на уроках физической культуры. Было выявлено несколько этапов: . пропедевтический; 2. теоретический; . практический; . поведенческий. . аналитический. В ходе эксперимента нам удалось выяснить, что технология становления спортивной культуры оказалась очень эффективной. Уровень знания учащихся экспериментальной группы повысился. Это дает возможность утверждать, что введение такого предмета, как "Спортивная культура" в школе необходимо. Так как с его помощью можно будет в ходе занятий физическими упражнениями можно поднять не только физический, но и духовный уровень школьников. Литература
1. Басельев В.К. Физическая культура в школе: пути модернизации преподавания // Педагогика. - 2004. - №1. С.26-32. 2. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики. - М., 2000. - 249 с. . Бикмухамтов В.К. Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования // Теория и практика физической культура. - 2003. - №7. С.45-50. . Гавриленко А.В. Оптимизация учебно-воспитательного процесса на уроке физической культуры // Фізічная культура і здароўе. - 2003. - №2.С. 20-30. . Грабарь М.И., Краснянская К.А. Применение математической статистики в педагогических исследованиях. Непараметрические методы. - М., 1997. - 136 с. . Громыко Ю.В. Мыследеятельностная педагогика (теоретико-практическое руководство по оснвоению высших образцов педагогического искусства). - Мн.: Техпринт, 2000. - 376 с. 7. Железняк Ю.Д., Петров П.К. Основы научно-методической деятельности в физической культуре и спорте: Учеб. пособие для студ. высш. учебн. заведений - М.: Изд. центр "Академия", 2001 - 194 с. . Иванов Е.М., Белякова Р.Н. Некоторые аспекты развития физической культуры и спорта в республике Беларусь // Адукацыя і выхаванне. - 1997. - №11. - С.33-37. . Катаева-Венгер А.А. Трудный возраст: подростки сегодня. - М., 2002 - 202 с. 10. Кокарева З.А. Охрана и укрепление здоровья детей в современных образовательных технологиях // Образование. - 2002. - №5. С.92-97. . Корягина М.Г. Дидактические игры как средство формирования гностических умений у студентов физкультурных вузов: Монография. - Гомель: УО "ГГУ им.Ф. Скорины", 2004. - 262с. . Кошман М.Г. Проблемы технологизации физического воспитания школьников // Фізічная культура і здароўе. - 2004. - №2. С.81-82. . Крутецкий В., Хожемко С. Спортивные игры как комплексные средства физического воспитания эффективного воздействия на здоровье занимающихся // Актуальные проблемы ЗОЭ в современном обществе: Тезисы международной научно-практической конференции. - Мн., 2003. - С.250-251. . Кряж В.Н., Кряж З.С. Концепция физического воспитания в условиях реформирования системы образования Республики Беларусь // Фізічная культура і здароўе. - 2000. - №4. С.3-24. . Кряж В.Н., Кряж З.С. Образовательный стандарт учебного предмета "физическая культура” (4-11 классы) // Фізічная культура і здароўе. - 2003. - №2. С.3-12. . Кучерова Л.Г. Теоретические знания по физической культуре для учащихся средней школы: В 2 ч. Ч 1.: Методические рекомендации - Могилев: МГУ им.А. А. Кулешова, 2003. - 60с. . Лукьяненко В.П. Физическая культура: Основы знаний: Учебн. пособие. - М.: Советский спорт. - 2003. - 224с. 18. Медведев В.А. Оздоровительные технологии физического воспитания в школе // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2000. - №4.С. 20-24. . Селевко Г.Н. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. - М.: Народное образование, 1998. - 256с. . Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов н/Д., 2000. - 669с. . Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. - М.: Медицина, 1991. - 221с. . Фурманов А.Г., Юспа М.Б. Оздоровительная физическая культура: Учеб. для студентов вузов. - Мн., Тесей, 2003. - 528с. . Харламов И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. - 4-е изд., перераб и доп. - М.: Гардарики, 2004. - 520с. . Холодов Ж.К., Кузнеуов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 492с. . Янсон Ю.А. Структура современного процесса физического воспитания школьников // Теория и практика физической культуры. - 2004. - №10. С.22-24. Оглавление Введение Глава 1 1.1 Основные направления совершенствования физического воспитания учащихся начальных классов 1.2 Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста 1.3 Спорт в физическом воспитании младших школьников 1.4 Соотношение и взаимосвязь физического воспитания и спорта личности младшего школьника Глава 2. Цель, задачи, методы и организация исследования 2.1 Цель и задачи исследования 2.2 Методы и организация исследования Глава 3 Теоретические основы культурологического подхода в физическом воспитании младших школьников 3.1 Теоретическая модель спортивной культуры учащихся младших классов 3.2 Технология формирования спортивной культуры у учащихся 4-х классов на уроках физической культуры Глава 4. Организация и методика проведения опытно-экспериментальной работы 4.1 Организация и проведение опытно-экспериментальной работы 4.2 Результаты исследования и их обсуждение Выводы Литература Введение
Физическое воспитание школьников направлено на их физическое и духовное совершенствование средствами физической культуры и спорта, и составляет педагогическую систему занятий двигательными действиями в школе и дома, отражает целенаправленность (цели и задачи) школьного звена белоруской системы Физического воспитания. Понятие "физическое воспитание", входит в общее понятие "воспитание" в широком смысле. Это означает, что, также как и воспитание в целом, физическое воспитание представляет собой процесс решения определённых воспитательно-образовательных задач, который характеризуется всеми общими признаками педагогического процесса. Образовательная сторона физического воспитания имеет первостепенное значение для рационального использования человеком своих двигательных возможностей в жизненной практике. Другая не менее существенная сторона физического воспитания - целенаправленное воздействие на комплекс естественных свойств организма, относящихся к физическим качествам человека: стимулирование и регулирование их развития посредством нормированных функциональных нагрузок, связанных с двигательной деятельностью (физическими упражнениями), а также путём оптимизации индивидуального режима жизни и рационального использования природных условий внешней среды. Если физическое воспитание осуществляется систематически, то оно играет роль одного из решающих факторов всего процесса физического развития индивида. В процессе физического воспитания приобретается также широкий круг физкультурных и спортивных знаний социологического, гигиенического, медико-биологического и методического содержания. Знания делают процесс занятий физическими упражнениями более осмысленным и в силу этого более результативным. Отличительной же особенностью физического воспитания является то, что оно обеспечивает системное формирование двигательных умений и навыков, и направленное развитие физических качеств человека, совокупность которых в решающей мере определяет его физическую дееспособность. Результаты физического воспитания, которые выражаются в показателях совершенствования человека, а также всё то, что обеспечивает достижение этих результатов и создаётся в связи с практикой физического воспитания (специальные средства, знания, методы и т.п.), представляют значительную общекультурную ценность. Объектом исследования является физическое воспитание в начальной школе. Предметом исследования является становление спортивной культуры у учащихся 4-х классов в процессе физического воспитания. Цель дипломной работы - теоретически обосновать, разработать и экспериментально проверить эффективность технологий становления спортивной культуры. Научная новизна и практическая значимость работы заключается в том, что на основе проведённых исследований было выявлено, целенаправленное становление спортивной культуры в младших классах. Положительное отношение ребят к спорту. Гипотезы исследования: предполагалось, что формирование спортивной культуры у учащихся будет более эффективным если: . спортивная культура будет выступать одной из целей физического воспитания младших школьников; 2. будет разработана теоретическая модель спортивной культуры младшего школьника; . будет разработана технология формирования спортивной культуры в физическом воспитании. Глава 1
Основные направления совершенствования физического воспитания учащихся начальных классов
Физическое воспитание младших школьников, является начальным этапом физического совершенствования личности в условиях школы. Физическое воспитание - единственный предмет в школе, призванный решать комплекс задач, направленных на оздоровление и формирование разностороннего физического и психического развития учащихся. В процессе занятий ребенок усваивает ту часть, которая доступна и необходима ему в данный момент, в данном возрасте (при данном уровне его физического и умственного развития). Эта цель конкретизируется в общих задачах физического воспитания для начальных классов: · 1. дать детям радость движения и на этой основе развить и закрепить у них интерес к физкультурным и спортивным занятиям; · 2. обучить школьников доступным их возрасту физкультурным занятиям, двигательным умениям и навыкам, составляющим школу движения; · 3. добиться разносторонней физической подготовленности и правильного физического развития учащихся; · 4. оздоравливать учащихся и повышать их умственную работоспособность; · 5. сформировать у детей жизненно-важные гигиенические умения, навыки и полезные привычки; · 6. способствовать гармоническому развитию, нравственному воспитанию, формированию и закреплению в процессе физкультурных и спортивных занятий положительных черт характера, определяющих дальнейшее становление его личности. физическое воспитание младший школьник Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. Она заложена наследственной программой индивидуального развития ребенка и обуславливает необходимость постоянного подкрепления расширяющихся функциональных возможностей органов и структур организма. Педагогический процесс физического воспитания школьников должен отвечать потребностям общества и подготовке здоровых, физически образованных учеников к жизнедеятельности при условии обеспечения ее безопасности. Развитие ребенка осуществляется не только на основе знаний, умений и навыков, сколько совершенствованием личности, обучением ученика самостоятельно мыслить, принимать в жизни адекватные обстоятельствам решения. При этом развитие строится на основе закономерностей функционирования живой природы с учетом возрастных и других особенностей Детей. Саморазвитие ребенка направлено на формирование активного "Я", обучение его умениям саморазвиваться в условиях рыночных отношений и после окончания школы на протяжении всей жизни. Определенную часть забот о физическом воспитании ребенка берет на себя школа. Однако без участия родителей проблему формирования полноценного физического воспитания не решить. Здесь нужно подчеркнуть, что наиболее существенным моментом в физическом воспитании ребенка в этот период является формирование личностного отношения к физической культуре, воспитание у него активной позиции к своему здоровью, крепости тела и закалке. Ясно, что пример родителей, сестер, братьев и т.д. будет самым главным стимулом для приобретения устойчивой привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями. Уроки физического воспитания должны правильно сочетаться с другими уроками в расписании учебного дня и равномерно располагаться в недельном расписании занятий. Слишком большие перерывы между уроками (более 3-х дней) ведут к снижению их тренировочного эффекта. Это объясняется тем, что след от предшествующей физической нагрузки сохраняется примерно в течении 2-х, 3-х дней. Если последующая нагрузка восполняется по прошествии 3-х дней, то она осуществляется как бы впервые, не суммируется с предыдущей и не приводит к тренировочному эффекту. Вместе с тем совершенствование физического воспитания младших школьников на основе сложившихся современных концептуальных положений посредством использования преимущественно двигательного (телесного) компонента, когда запросы, интересы и индивидуальность личности почти не учитываются, не представляется возможным, так как не может привести к конструктивным результатам в формировании физической культуры детей. Данная проблемная ситуация является следствием не разработанности культурологического аспекта физического воспитания и однородной направленности процесса на двигательную ориентацию (Л.И. Лубышева). В процессе физического воспитания необходимо по возможности обеспечивать индивидуальный подход к учащимся с учетом состояния их здоровья, физического развития, пола и физической подготовленности. Индивидуализация физического воспитания является одной из вечных проблем, так как обуславливается противоречиями между коллективной формой обучения и личностными особенностями освоения материала. При современной наполняемости классов специалисты видят единственное решение этой проблемы в организации дифференцированного обучения за счет дифференциации средств, методов, интенсивности учебно-воспитательного процесса. Такое обучение осуществляется по группам, составленным из примерно одинаковых по уровню подготовленности учеников (сильная, средняя, слабая). Данный подход не устраняет, но всегда снижает опасность физических перегрузок учащихся. В рамках групповой организации сочетаются преимущества фронтальной и индивидуальной форм организации занятий. Дифференциация на группы может проводится по различным признакам: полу, физическому развитию, физической подготовленности, обучаемости, межличностным отношениям учащихся. Вопрос о дифференциации физического воспитания детей неоднократно являлся предметом исследования медицинских работников, специалистов физического воспитания. Одним из основных подходов в укреплении здоровья ребят является разработка программно - методических основ дифференциации физического воспитания младших школьников. Учащиеся отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, занимаются на уроках физической культуры совместно с учащимися основной медицинской группы. Сведения об анатомо-функциональных особенностях учащихся подготовительной медицинской группы способствует правильной, всесторонней и эффективной организации физического воспитания. Такие ребята обладают пониженной общей реактивностью организма. Особенно заметно при физических нагрузках, требующих проявления выносливости. В тоже время недостаточная физическая подготовленность отрицательно сказывается на психике таких детей во время выполнения физических упражнений. Их двигательная деятельность характеризуется вялостью, малоактивностью, нерешительностью, стеснительностью. Из-за своей частичной неловкости такие дети стремятся быть незаметными на уроках. А это, в свою очередь, еще больше увеличивает их отставание от основной медицинской группы. Дифференциация физического воспитания школьников по группам здоровья с акцентом на оптимизацию двигательной подготовленности учащихся подготовительной группы заключается, в следующем. . Школьники, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной группе здоровья с низким физическим развитием и подготовленностью, занимаются физической культурой вместе с основной группой при условии тщательного дозирования и индивидуального отбора физических нагрузок. 2. Дифференциация физического воспитания младших школьников - это организация учебно-воспитательного процесса с учетом возрастно-половых, индивидуальных и психофизиологических особенностей. Она включает и целесообразность использования различных комплексов физических упражнений в зависимости от диагноза и группы заболеваний, а также необходимость разработки подходов к оценке результатов контрольных нормативов подготовительной группы. . Для организации учащихся подготовительной группы на уроке следует использовать различные методы проведения занятий, но с преимущественным проведением основной части по отделениям и со строгим ограничением использования соревновательного метода. . Для улучшения состояния здоровья с учащимися подготовительной медицинской группы должны проводится дополнительные занятия по общефизической подготовленности один - два раза в неделю по 45 - 60 минут в послеурочное время. . Основное содержание уроков и дополнительных занятий этих детей заключается в выполнении (наряду с упражнениями школьной программы) специальных упражнений в зависимости от характера заболеваний, возрастно-половых особенностей и состояния спортивной базы. Школьники этой группы могут участвовать в соревнованиях и в физкультурно-оздоровительных мероприятиях строго по допуску врача и только в тех видах, которые им не противопоказаны. . В зависимости от реакции организма все заболевания делятся на три подгруппы. Подгруппа А объединяет заболевания, при которых выбор физических нагрузок обусловливается преимущественной реакцией на них сердечно - сосудистой системы. К подгруппе Б относятся заболевания, при которых выбор нагрузок зависит от состояния органов брюшной полости, малого таза, от степени болевого синдрома. Подгруппу В составляют заболевания и анатомические дефекты опорно-двигательного аппарата. . Все учащиеся подготовительной группы выполняют нормативные упражнения, за исключением противопоказанных. Для подгруппы А осторожность следует соблюдать при выполнении прыжков в длину с места и при поднимании туловища (для девочек); для подгруппы Б - при выполнении наклонов туловища из положения сидя, подтягивании на перекладине, прыжка в длину с места. Для подгруппы В контрольные упражнения подбираются индивидуально с учетом двигательных возможностей. . Оценка текущей успеваемости должна проводится на основании отношения ученика к урокам физической культуры и положительной динамики приростов контрольных нормативов. Уровень средней и итоговой отметки определяется по выполнении нормативам независимо от их количества. При выставлении четвертных отметок учащимся подготовительной группы уровень физической подготовленности не учитывается. . Несомненно, необходимым условием для решения проблемы является разработка программно-методических требований и рекомендаций по дозировке различных видов физических упражнений, а также определение должных величин контрольных нормативов для учащихся подготовительной медицинской группы. Также одним из основных направлений совершенствования физического воспитания учащихся младших классов является физическое воспитание на основе реализации личностно ориентированного подхода. Проблема разработки системы воспитания в области физической культуры в последнее время все больше привлекает внимание. Это объясняется объективно сложившейся негативной ситуацией в подготовке учащихся общеобразовательной школы по учебному предмету " физическая культура". В этой связи приобретает решающее значение знание личностных характеристик школьников, которые определяют эффективность учебно-педагогического процесса в области физического воспитания. Разработка образовательной программы по физической культуре, ориентированной на личностные показатели школьников, позволит более полно формировать знания, умения и навыки в области физической культуры в соответствии с индивидуальными особенностями личности и в конечном итоге существенно повысить эффективность адаптации ребенка в обществе. Цель личностно ориентированного воспитания по физической культуре - формирование личности учащихся общеобразовательных школ средствами физического воспитания. Задачи личностно ориентированного воспитания по физической культуре: формирование знаний по физическому воспитанию (образовательная деятельность); формирование умений (оздоровительная деятельность); формирование двигательной подготовленности (развивающая деятельность); формирование культурологических стремлений (воспитательная деятельность); формирование значимых качеств личности (воспитательная деятельность). Разработано содержание личностно ориентированного воспитания по физической культуре учащихся начальной школы. Основа содержания - двигательные умения и навыки на базе которых строится система воспитания по физической культуре. Базой для такого подхода послужили основные цели и задачи личностно ориентированного воспитания по физической культуре, где приоритетом является двигательная активность, то есть двигательные умения и навыки. Содержание состоит из пяти главных разделов: . Двигательные навыки и умения (оздоровительная деятельность). Формирование умений и навыков оздоровительной деятельности: дыхательная гимнастика; упражнения для зрения; упражнения для профилактики простуды; тренировка эмоциональной сферы; упражнения для профилактики нарушений осанки; подвижные игры - на силу, быстроту, выносливость, ловкость. . Знания по физическому воспитанию (образовательная деятельность). Основные правила выполнения: дыхательной гимнастики; упражнений для профилактики нарушений осанки; упражнений для профилактики нарушений зрения; упражнений для предупреждения простудных заболеваний; упражнений для регуляции эмоциональной сферы; подвижных игр. . Двигательная подготовка: (развивающая деятельность). Формирование двигательных качеств; силы мышц (выполнение общеразвивающих упражнений, упражнений с предметами, подвижных игр на развитие силы; быстроты движений (метания малых мячей в цель и на дальность, бег на короткие дистанции до 20 м., выполнение общеразвивающих упражнений на скорость); общей (аэробной) выносливости (подвижные игры на выносливость, бег на дистанции до 1 км., элементы спортивных игр); ловкости (лазание по гимнастической стенке и скамейке, подвижные игры с мячом); гибкости. 4. Культурологические стремления (воспитательная деятельность). Реализация культурологических стремлений в соответствии с индивидуально - групповыми показателями их сформированности у школьников: нравственных стремлений, психорегулятивных стремлений, эстетических стремлений, познавательных стремлений. . Социально значимые качества личности (воспитательная деятельность). Формирование социально значимых качеств личности: уважение к окружающим, коллективизма, желания приносить пользу, трудолюбия, желания приносить пользу, трудолюбия, творчества, целеустремленности. В заключение надо сказать, что физическое воспитание школьников (особенно младших классов) - сложнейшая педагогическая система совершенствования человека, направленная на их подготовку к жизни и деятельности в нашей стране. Ещё один способ совершенствования физкультурного воспитания школьников является технологизация физического воспитания. Технологизация системы образования - одно из ведущих направлений реформы современной школы. Учеными разрабатываются подходы к созданию образовательных, спортивных, оздоровительных, физкультурных, реабилитационных, рекреационных технологий; технологий олимпийского образования; спортизации физического воспитания; спартанских технологий и др. Повышение педагогического профессионализма (особенно становление мыследеятельностного) в сфере физической культуры сегодня невозможно без освоения учителями различных типов и видов образовательных технологий. К ведущим образовательным технологиям, которые достаточно хорошо зарекомендовали себя в педагогической практике и транслируемы в педагогической культуре, можно отнести технологии проблемного, программированного, развивающего, активного, модульного и игрового обучения, информационные, управленческие, воспитательные и системно-мысле-деятельностные технологии, технологии личностно ориентированного обучения. Перечисленные выше технологии (при определенной адаптации) вполне возможно и нужно использовать в практике физического воспитания учащихся. Раскроем возможности основных образовательных технологий, с помощью которых можно решать актуальные задачи и проблемы в сфере физического воспитания учащихся. Технология проблемного обучения направлена на развитие мышления и творческих способностей учащихся. Организация обучения происходит с помощью специально разработанных педагогических средств (формы, методы, приемы, ресурсное обеспечение). В процессе, преподавания учебной дисциплины "Физическая культура" можно разрабатывать системы проблем по различным структурным компонентам учебного материала (физкультурные знания, методические, двигательные умения, физические качества). Организуя их решение школьниками с помощью проблемных уроков, бинарных методов, алгоритмических предписаний и др., можно развивать физкультурное мышление и творческие способности в процессе физического воспитания. Технология программированного обучения направлена на повышение эффективности организации учебного процесса с помощью специально разработанных программных продуктов. Ее результативность выражается в качестве усвоения учебного материала. Разрабатывая обучающие (линейные, разветвленные, комбинированные, адаптивные) и контрольные программы на основе информационно-компьютерных комплексов, учитель физической культуры сможет более качественно организовать учебную деятельность и осуществить ее метрологически обоснованный педагогический контроль. Развитие физкультурного мышления детей и подростков на уроках физической культуры можно осуществить с помощью технологии развивающего обучения (Эльконина - Давыдова). Данные подходы, схемы, методические предписания можно адаптировать для физического воспитания учащихся начальных классов. Самое главное при этом - это организация учебной деятельности школьников на основе целевой и проблемно-ситуативных форм организации образовательного процесса. Информационные технологии сегодня особо актуальны в предметном поле общеобразовательной школы. Дисциплина "Физическая культура" должна быть также подвергнута информатизации по следующим направлениям: методическое, программно-нормативное обеспечение учебного процесса; разработка документов планирования; мониторинг результативности учебной деятельности школьников; организация физкультурно-массовой, спортивной и оздоровительной работы в школе; организация связи с физкультурным пространством; автоматизация и машинизация образовательной деятельности учителя физической культуры; обеспечение индивидуальной траектории физкультурного развития учащихся. Технология активного обучения реализуется с помощью методов активного обучения, которые достаточно хорошо описаны в педагогической литературе. К сожалению, в физическом воспитании учащихся они практически не используются, хотя в них заложены большие потенциальные возможности (например, при формировании физкультурных знаний у детей). Технология модульного обучения направлена на структурную организацию учебного материала. Она может использоваться при организации занятий, направленных на формирование физкультурных знании, усвоение видов физических упражнений (легкая атлетика, гимнастика, спортивные игры, плавание и др.). Для ее реализации педагогу следует разрабатывать учебные модули, прототипы которых есть в специальной литературе. Технология игрового обучения должна быть одной из основных в системе физического воспитания учащихся, особенно в системе начального образования. В качестве основного педагогического средства используются подвижные и спортивные игры. Необходимо шире применять данную технологию при преподавании дисциплины "Физическая культура" в школе. Больше внимания следует уделять физкультурным знаниям, методическим умениям и навыкам, двигательным умениям. Важно проектировать и использовать разнообразные типы и виды ролевых, сюжетных, сюжетно-ролевых, сюжетно-тематических, дидактических, педагогических, деловых, инновационных, организационно-обучающих, организационно-педагогических, организационно-мыслительных, организационно-деятельностных и др. игр. Обучение должно носить воспитывающий характер, поэтому при преподавании учебного предмета "Физическая культура" следует, интегрировано, системно использовать воспитательные технологии, исходя из идеи целостности личности. Важны нравственные, мыследеятельностные, эстетические, экологические, этические и другие технологии (макро-, мезо - и микроуровней). Управленческие технологии (пока они слабо разработаны) в основном относятся к управляющей системе в физическом воспитании (администрация обр
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.166.223 (0.011 с.) |