Анализ института исполнительной власти В Российской Федерации, на украине, В Ирландии, Австрии и Дании 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ института исполнительной власти В Российской Федерации, на украине, В Ирландии, Австрии и Дании



Согласно части 1 статьи 110 Конституции РФ «исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство». Оно является органом государственной власти Российской Федерации, возглавляющим единую систему исполнительной власти Российской Федерации.

«Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров».

Согласно статье 111 Конституции РФ «Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы».

В соответствии с частью 1 статьи 112 Конституции РФ «Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти».

Согласно части 2 статьи 112 заместители Председателя Правительства и федеральные министры назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ. Заместители Председателя Правительства и федеральные министры вправе подавать заявления об отставке.

В случае временного отсутствия Председателя Правительства его обязанности исполняет один из его заместителей в соответствии с письменно оформленным распределением обязанностей.

Правительство РФ действует в пределах срока полномочий Президента Российской Федерации и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации. Решение о сложении Правительством своих полномочий оформляется распоряжением Правительства в день вступления в должность Президента РФ. В случае сложения полномочий Правительство по поручению Президента продолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.

Согласно статье 113 Конституции РФ, Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу.

«Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации».

Согласно части 1 статьи 115 Конституции РФ «на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение».

Правительство РФ вправе делегировать осуществление части своих полномочий федеральным органам исполнительной власти, по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации передавать им осуществление части своих полномочий или принимать осуществление части их полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам.

В последнее время многие ученые, юристы отмечают значительную роль Президента в структуре исполнительной власти. Между Президентом РФ и Правительством РФ, как отмечает А.Н.Мещеряков, существует сложный характер отношений, который заложен уже в нормах самой Конституции России. «Ряд статей Конституции наделяет Президента РФ полномочиями, объем которых позволяет ему коренным образом влиять на деятельность органов государственной власти, при этом особо ярко выражена юридическая зависимость от него органов исполнительной власти».

Согласно части 1 статьи 77 Конституции РФ «система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом».

Согласно статье 113 Конституции Украины высшим органом исполнительной власти является Кабинет министров. Кабинет Министров Украины ответственен перед Президентом Украины, подконтролен и подотчетен Верховной Раде Украины.

По статье 114 Конституции Украины Кабинет министров состоит из премьер-министра, первого вице-премьер-министра, трех вице-премьер-министров и министров. Премьер-министр назначается президентом с согласия более половины состава Верховной рады, остальные члены Кабинета назначаются президентом по представлению премьер-министра; согласия на это Верховной рады не требуется.

Кабинет министров Украины несет двойную ответственность. С одной стороны, он отвечает перед президентом: по его требованию премьер-министр обязан подать в отставку, а в соответствии с конституцией вместе с премьером уходит в отставку все правительство. С другой стороны, Кабинет подконтролен и подотчетен Верховной раде, а принятая ею резолюция недоверия влечет за собой его отставку. Перед вновь избранным президентом Кабинет министров слагает свои полномочия и формируется заново.

В статье 116 Конституции Украины перечислены полномочия Кабинета министров. Кабинет министров обеспечивает государственный суверенитет и экономическую самостоятельность Украины, исполнение конституции и законов, осуществление внешней и внутренней политики, прав и свобод человека и гражданина, проведение финансовой, ценовой, налоговой политики, регулирует положение в сфере труда и занятости, разрабатывает и осуществляет общегосударственные программы, обеспечивает равные условия для развития всех форм собственности, осуществляет меры по обеспечению обороноспособности, ох ране общественного порядка, координирует работу министерств, руководит внешнеэкономической деятельностью и т.д. Согласно статье 117 Конституции Украины Кабинет министров издает постановления и распоряжения, которые подписывает премьер-министр.

Чиркин В. Е. замечает, что «Президент Украины охарактеризован в Конституции только как глава государства, но на практике в соответствии со своими полномочиями он выступает и как орган исполнительной власти. В ст. 94 конституции прямо говорится, что президент принимает законы «к исполнению». К полномочиям президента, которые принадлежат к исполнительной ветви власти, Конституция Украины называет следующие. Президент назначает премьер-министра (но только с согласия Верховной рады) и прекращает его полномочия (для этого согласия парламента не требуется). По предложению премьер-министра он назначает министров, других руководителей государственной администрации. С согласия Верховной рады президент назначает председателя Антимонопольного комитета, председателя Фонда государственного имущества, по представлению премьер-министра создает министерства, отменяет акты Кабинета министров и Совета министров Автономной Республики Крым и т.д. Некоторые полномочия президент выполняет только по предложению парламента, часть полномочий - по предложению премьер-министра.

Исполнительную власть в областях, районах, городах Киеве и Севастополе осуществляют местные государственные администрации, Это органы государственной власти. Органы местной государственной администрации составляют единую вертикаль: они подчинены вышестоящим органам государственной администрации, а в конечном счете Кабинету министров и президенту.

Согласно части 2 статьи 28 Конституции Ирландии «исполнительная власть государства… осуществляется Правительством или по его уполномочию». В состав Правительства Ирландии входят от семи до пятнадцати человек назначенных Президентом. Кандидатура главы Правительства - премьер - министра выдвигается Палатой представителей и назначается Президентом. Других членов Правительства также назначает Президент, но их кандидатура выставляется премьер - министром.

В Конституции Ирландии отведено довольно незначительное место регулированию деятельности Правительства. Так, на основании статьи 12 Конституции Ирландии, Правительство должно подготавливать Смету денежных доходов и Смету денежных расходов государства на каждый финансовый год и представлять их на обсуждение Палаты представителей. Согласно статье 12 Конституции одобрять послание или обращение Президента. По статье 29 Правительство вправе осуществлять любые исполнительные функции государства, относящиеся к внешним сношениям. Конституция не наделяет правительство правом законодательствовать, однако по поручению Парламента отдельные члены Кабинета могут осуществлять законодательную власть.

В Конституции согласно части 4.1° статьи 28 определено, что Правительство несет ответственность перед Палатой представителей и осуществляет свои полномочия, пока пользуется поддержкой большинства ее членов. Правительство Ирландии «должно собираться и действовать как коллективная власть и должно нести коллективную ответственность за государственные департаменты, управляемые членами Правительства».

Высшее управление в Австрии, если оно не передано Федеральному Президенту, возложено на федеральное правительство. Оно состоит из канцлера - главы правительства, вице - канцлера и других министров, число которых не постоянно. Канцлер назначается Федеральным президентом, остальные министры - Президентом по совету канцлера. На эти посты выдвигаются только лица, обладающие правом быть избранными в Национальный совет. Хотя члены правительства не могут быть членами Национального совета, они вправе присутствовать на его заседании, на заседаниях другой палаты и комитетов любой из палат. Члены правительства отвечают за свою деятельность перед Национальным советом. В случае выражения палатой вотума недоверия правительству (его членам) оно прекращает свои полномочия. Кроме того, в случаях, предусмотренных законом Президент может распустить правительство или отстранить от должности отдельных его членов.

Полномочия Правительства в Конституции Австрии не выделены, зато подробно регулируются деятельность исполнительные органы власти по рем отраслям: федеральные органы безопасности, федеральная армия, федеральные школьные органы. Это связано с федеральным устройством страны - к ведению Федерального правительства относят именно эти сферы, остальные находятся в совместном ведении или в самостоятельном ведении земель - субъектов Федерации.

Каждая из федеральных земель имеет свою конституцию, парламент (ландтаг), правительство. Федеральная конституция регулирует разделение компетенции между федерацией и землями, причем явно в пользу федеральных властей, которым предоставляется весьма обширные полномочия. Компетенция же властей земель достаточно узка.

Согласно статье 5 Конституции Королевства Дании «исполнительная власть осуществляется Королем». В статье 12 сказано: «Король обладает в пределах, установленных настоящей Конституцией, верховной властью по всем вопросам Королевства и осуществляет такую верховную власть через министров». Но, судя по тексту Конституции, правительство сосредотачивает в своих руках широкие полномочия по управлению государством, то есть «фактически оно осуществляет большинство королевских функций».

В состав правительства входят премьер - министр и министры. В соответствии со статьей 14 Конституции члены правительства назначаются королем. «На деле премьер - министром становится лидер парламентского большинства, который затем формирует правительство. Статья 17 Конституции Королевства Дании указывает, что «министры, члены Правительства, образуют Государственный совет, в состав которого входит также престолонаследник по достижении совершеннолетия. Ведет заседания Государственного совета Король».

Совет министров обладает законодательными и исполнительными полномочиями. Остановимся подробнее на исполнительных полномочиях. Совет министров руководит министерствами и ведомствами; может создавать новые и ликвидировать старые; представляет королю кандидатуры на руководящие должности в аппарате. Правительство активно участвует в международной жизни государства: заключает договоры с иностранными державами, назначает (с согласия короля) дипломатических представителей государства.

Конституция устанавливает правило, по которому весь состав правительства или отдельный министр должен уйти, если парламент вынесет ему вотум недоверия.

Сравнение институтов исполнительной власти в Российской Федерации, в Австрии, в Ирландии, в Королевстве Дании и на Украине показало, что высшим исполнительным органов власти в большинстве стран являются коллективные или коллегиальные органы. Каждый из этих органов имеет свои отличия в составе и порядке формировании, полномочиях и ответственности.

Сравнительный анализ теории конституционного права и текстов конституций по исполнительной ветви власти помог выявить следующее:

исполнительная власть - самостоятельная ветвь единой государственной власти, которая тесно взаимодействует с законодательной и судебной властями. Функции исполнительной власти связаны с организацией нормальной и эффективной работы всех подчиненных ей объектов экономики, культуры, здравоохранения, образования и т.д. в рамках прямого исполнения требований законодательства того или иного государства;

высшими исполнительными органами в Российской Федерации и Ирландии, на Украине, в Австрии являются коллегиальные органы - правительства, которые несут ответственность перед парламентами или президентом, в зависимости от формы правления. Исключение - Королевство Дания, где исполнительная власть по Конституции осуществляется Королем, но широкие полномочия имеет правительство. Правительства чаще всего назначаются главой государства по предложению главы правительства. Основными полномочиями высших органов исполнительной власти является государственное управление в экономических и социальных сферах в соответствии с законодательством страны.

 


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Выводы по теме курсового исследования следующие.

. Выполненный обзор основных положений Конституций Российской Федерации, Украины, Австрии, Ирландии и Дании показал следующее:

В указанных странах различаются формы правления. Российская Федерация и Украина - республики со смешанной формой правления, на практике юристы и политологи отмечают усиление президентской власти; Ирландия и Австрия - парламентские республики; Дания - конституционная монархия. Конституции называют главами государств президента - в Российской Федерации, Австрии, Ирландии и на Украине. Следует заметить, что в ирландской Конституции Президенту принадлежит «первенство», но по кругу полномочий ведущую роль играет парламент. В Австрии глава государства называется Федеральным президентом. В Дании главой государства является монарх - король, который реально имеет влияние на исполнительную власть. По территориальному устройству Украина, Ирландия и Дания - унитарные государства. Россия и Австрия имеют федеративное устройство. По режиму правления государства провозглашают себя демократическими, или, без указания на демократический строй, имеют все признаки демократизма: участие народа в управлении государством, разделение властей, плюрализм и т.д. Конституции Российской Федерации, Украины, Австрии, Ирландии, Дании можно классифицировать как постоянные, народные. Конституции Российской Федерации, Украины, Ирландии, Дании по форме кодифицированные, Конституция Австрии - некодифицированная. Конституция Королевства Дания, несмотря на то, что она представляет собой собственно текст Конституции и Акт о престолонаследии, на наш взгляд, следует отнести к кодифицированным конституциям. Все конституции по способу изменения - «жесткие».

. Из общего анализа теоретических положений об исполнительной ветви власти следует, что:

Конституционный принцип «разделение властей» выделил наряду с законодательной и судебной исполнительную ветвь власти. Исполнительная власть представляет собой относительно самостоятельную ветвь единой государственной власти, тесно взаимодействующую с законодательной и судебной ее ветвями. Самостоятельность этой власти ограничена в функционально-компетенционным смысле. Для исполнительной власти характерно в основном прямое исполнение требований законодательства, прежде всего, в целях организации нормальной и эффективной работы всех находящихся под ее воздействием объектов экономики, культуры и т.п. Исполнительная власть олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной компетенцией.

. Из практического сравнения институтов исполнительной власти в Российской Федерации, в Австрии, в Ирландии, в Королевстве Дании и на Украине следует, что:

Высшим исполнительным органом в Российской Федерации и Ирландии является Правительство, на Украине - Кабинет министров, в Австрии управление, если оно не передано Федеральному Президенту, возложено на Федеральное правительство. Из текста Конституций названных стран следует, что во всех государствах функции исполнительной власти выполняют коллективные органы.. Исключение - Королевство Дания, где фактически исполнительная власть осуществляется Королем, но широкие полномочия имеет правительство. Высшие органы исполнительной власти несут ответственность перед парламентами или президентом, в зависимости от формы правления, на Украине - двойная ответственность правительства - перед Президентом и Верховной Радой. Назначается правительство главным образом главой государства по предложению главы правительства. Законодательный орган государства в большинстве стран может вынести вотум недоверия всему правительству или отдельному его члену. При этом в каждой из стран существует свой порядок отстранения главы и членов правительства от их деятельности.

В федеративных государствах - В Российской Федерации и Австрии исполнительная власть в субъектах РФ и землях Австрии имеет свою исполнительную власть, компетенция которой поделена с федеральной исполнительной властью в Конституциях.

К основным полномочиям органов исполнительной власти в Российской Федерации, на Украине, в Ирландии, Дании и Австрии Конституции относят: разработку и исполнение бюджета, обеспечение единой государственной политики в экономической и социальной областях.

 


Список использованной литературы

 

I. Нормативные акты

1. Конституции Российской Федерации: Принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря.

2. Конституция Украины: Принята на 5-й сессии Верховной Рады Украины 28 июня 1996 г.

.   Конституция Королевства Дании от 5 июня 1953 года: Копия.

.   Конституции Ирландии: Копия

.   Закон о престолонаследии от 5 июня 1953 года: Копия Конституционного Закона Дании.

.   Конституция Австрийской республики: Федеральный конституционный закон от 10 ноября 1920 года: Копия документа.

.   Основной закон Австрийской республики от 21 декабря 1867 года «Об общих правах граждан королевств и земель, представленных в имперском совете»: Копия документа.

.   Федеральный конституционный закон от 26 октября 1955 года «О нейтралитете Австрии»: Копия документа.

.   Федеральный конституционный закон Австрийской республики от 29 ноября 1988 года «О защите личной свободы»: Копия документа.

II. Юридическая литература

.  Андреева Г. Н. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.

11. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. - М.: Юрист, 2005.

.   Ведяхин В.М. О форме российского государства // Государственная власть и местное самоуправление. - 2006. - N 6.

.   Вишняков В. Г. Система и структура федеральных органов исполнительной власти: теории и практика. // Журнал российского права. - 2006. - N 8.

.   Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России. - М.: Юристъ, 2001.

.   Конституционное право зарубежных стран: Учебник / Под ред. М.В. Баглая, Ю.И. Лейбо, Л.М. Энтина. - М.: Норма, 2005.

.   Конституционное право государств Европы / Под ред. Д. А. Ковачева. - М.: Право, 2001.

.   Мещеряков А.Н.Конституционные способы воздействия Президента РФ на исполнительную власть и связанные с ними особенности Российской формы правления // Конституционное и муниципальное право. - 2005. - N 5.

.   Мукиенко И. Н. Типология современных правовых систем: критерии и сравнительная характеристика // История государства и права. - 2007. - N 3.

.   Правовые системы стран мира: Энциклопедический справочник / Отв. ред. А.Я. Сухарев. - М.: НОРМА - ИНФРА, 2000.

20. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран: Учебник. - М.: Юристъ, 1997.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 98; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.218.254 (0.029 с.)