Обоснование выбора пакета методик для исследования особенностей социальной перцепции подростков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обоснование выбора пакета методик для исследования особенностей социальной перцепции подростков



 

Для исследования особенностей социальной перцепции подростков современная психодиагностика предлагает ряд методик. Разработанные тесты позволяют качественно исследовать особенности социальной перцепции в подростковом возрасте, в частности они направлены на изучение таких механизмов социальной перцепции как эмпатия, то есть способность проникнуться эмоциональным состоянием другого человека, «социальная рефлексия», то есть познание себя гипотетическими глазами другого, а также, каузальная атрибуция, то есть приписывание причин и мотивов поведения окружающим.

В настоящее время существует множество методик направленных на изучение особенностей социальной перцепции. Далее опишем более подробно выбранные методики.

Для исследования выше обозначенных механизмов были выбраны следующие психодиагностические методики: Тест «эмпатические способности» В.В. Бойко, «Диагностика уровня развития рефлексивности» А.Е. Карпова, «Методика изучения фрустрационных реакций» С. Розенцвейга.

Также для более целостного понимания феномена социальной перцепции, в частности особенностей подросткового возраста, нами было воспроизведено исследование, проводимое Бодалевым А.А. и описанное им в труде «Восприятие и понимание человека человеком».

Методика заключалась в следующем: испытуемых мы разделили на три группы по 11 человек, перед каждым учащимся стояла задача описать внешне всех остальных одноклассников в своей группе, причем так, чтобы, если понадобится, только по одним «словесным портретам» можно было разыскать тех, кто описывается.

Для выявления особенностей проявления эмпатических способностей у подростков, нами был применен Тест «эмпатические способности» В.В. Бойко, который также позволяет прогнозировать и их возможное развитие. Данный тест состоит из 36 суждений, позволяющих не только диагностировать общий уровень эмпатии, но и развитие различных компонентов данного социально-психологического феномена: рационального, эмоционального, интуитивного каналов; установок, способствующих или препятствующих эмпатии, проникающей способности и идентификации в эмпатии.

1. Рациональный канал эмпатии характеризует направленность внимания, восприятия и мышления человека на понимание сущности любого другого человека, на его состояние, проблемы и поведение. Это спонтанный интерес к другому, открывающий возможность эмоционального и интуитивного отражения партнера. В данном компоненте эмпатии не следует искать логику или мотивацию интереса к другому. Партнер привлекает внимание своей бытийностью, что позволяет эмпатирующему объективно выявлять его сущность.

2. Эмоциональный канал эмпатии позволяет определить способность эмпатирующего входить в эмоциональный резонанс с окружающими - сопереживать, соучаствовать. Эмоциональная отзывчивость становится средством вхождения в энергетическое поле партнера. Понять внутренний мир другого человека, прогнозировать его поведение и эффективно воздействовать возможно только в случае, если произошла энергетическая подстройка к партнеру. Соучастие и сопереживание выполняет роль связующего звена между людьми.

.   Интуитивныйканал эмпатии позволяет человеку предвидеть поведение партнеров, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции замыкаются и обобщаются различные сведения о партнерах.

.   Установки, способствующие или препятствующие эмпатии. Эффективность эмпатии снижается, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным проявлять любопытство к другой личности, убедил себя спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. Подобные умозрения резко ограничивают диапазон эмоциональной отзывчивости и эмпатического восприятия.

.   Проникающая способность в эмпатии расценивается как важное коммуникативное свойство человека, позволяющее создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности. Расслабление партнера содействует эмпатии, а атмосфера напряженности, неестественности, подозрительности препятствует раскрытию и эмпатическому постижению.

.   Идентификация - важное условие успешной эмпатии. Это умение понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место партнера. В основе идентификации легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию [6].

Эмпатия рассматривается как понимание эмоционального состояния другого человека посредством сопереживания, проникновения в его субъективный мир, то есть является одним из механизмов социальной перцепции, отвечающий за восприятие и понимание людьми друг друга [7].

В тесте предлагается ответить на вопросы, согласны ли вы с приводимыми утверждениями, свойственны ли Вам особенности, описанный в тесте.

На эти вопросы не может быть «правильных» или «неправильных» ответов так как каждый человек имеет право на свою собственную точку зрения.

Подсчитывается число совпадений ответов по ключу по каждой шкале, а затем определяется суммарная оценка. Оценки по каждой шкале могут варьироваться от 0 до 6 баллов и указывают на значимость каждого конкретного параметра в структуре эмпатии. За каждое совпадение с ключом начисляется один балл.

Шкальные оценки выполняют вспомогательную роль в интерпретации основного показателя - уровня эмпатии. Суммарный показатель может изменяться от 0 до 36. По предварительным данным считают: 30 баллов и выше - очень высокий уровень эмпатии; 29-22 - средний; 21-15 - заниженный; менее 14 баллов - очень низкий.

Для выявления уровня рефлексивности нами была применена методика «Диагностика уровня развития рефлексивности» А.В. Карпова, которая базируется на теоретическом конструкте, конкретизирущем общую трактовку рефлексивности, а также ряд иных существенных особенностей данного свойства. Рефлексия является одним из механизмов социальной перцепции, в частности под рефлексией понимают познание самого себя в процессе общения [8].

В социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, «глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается внутренний мир первого исследователя» [9].

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Связь эта двоякая: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек (в большем количестве и более глубоких характеристик), тем более полным становится и представление о самом себе [10].

В тесте предлагается дать ответы на несколько утверждений опросника. В бланке ответов напротив номера вопроса нужно поставить цифру, соответствующую варианту ответа, где 1 - абсолютно неверно; 2 - неверно; 3 - скорее неверно; 4 - не знаю; 5 - скорее верно; 6 - верно; 7 - совершенно верно.

Испытуемым рекомендуется не задумываться подолгу над ответами. Правильных или неправильных ответов в данном случае быть не может.

Подсчитываются баллы, переводятся по ключу в стены. При интерпретации результатов целесообразно исходить из дифференциации индивидов на три основные категории. Результаты методики, равные или большие, чем 7 стенов, свидетельствуют о высокоразвитой рефлексивности. Результаты в диапазоне от 4 до 7 стенов - индикаторы среднего уровня рефлексивности. Наконец, показатели, меньшие 4-х стенов, - свидетельство низкого уровня развития рефлексивности.

Третьим изучаемым нами механизмом социальной перцепции является каузальная атрибуция.

Для выявления типов каузальной атрибуции была выбрана экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга. Под каузальной атрибуцией интерпретацию субъектом своего восприятия причин и мотивов поведения других людей, полученную на основе непосредственного наблюдения, анализа результатов деятельности и прочего путем приписывания личности, группе людей свойств, характеристик, которые не попали в поле восприятия и как бы домысливаются им [11].

«Методика изучения фрустрационных реакций» впервые описана в 1944 году С. Розенцвейгом под названием «Методика рисуночной фрустрации» (Фрустрация (от лат. frustratio - обман, тщетное ожидание) - негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей). Стимулирующая ситуация этого метода заключается в схематическом контурном рисунке, на котором изображены два человека или более, занятые еще не законченным разговором. Изображенные персонажи могут различаться по полу, возрасту и прочим характеристикам. Общим же для всех рисунков является нахождение персонажа во фрустрацнонной ситуации.

На каждом рисунке изображены два или несколько человек. Человек слева всегда изображен говорящим какие-то слова. Испытуемому необходимо на листе ответов под номером, соответствующим рисунку, написать первый пришедший на ум ответ на эти слова.

Ситуации, представленные в тексте методики, можно разделить на две основные группы:

1. Ситуации «препятствия». В этих случаях какое-либо препятствие, персонаж или предмет, обескураживает, сбивает с толку словом или еще каким-либо способом. Сюда относятся 16 ситуаций - рисунки номер 1, 3, 4, 6, 8,9,11,12,14,15,18,20,22,23,24.

2. Ситуации «обвинения». Субъект при этом служит объектом обвинения. Их восемь: рисунки номер 2,5,7,10,16,17,19,21.

Между этими типами имеется связь, так как ситуация «обвинения» предполагает, что ей предшествовала ситуация «препятствия», где фрустратор был, в свою очередь, фрустрирован. Иногда испытуемый может интерпретировать ситуацию «обвинения как ситуацию препятствия», или наоборот.

Процедура эксперимента организуется согласно приложенной к набору рисунков инструкции.

Каждый ответ оценивается с точки зрения двух критериев: направления реакции и типа реакции [12].

. Экстрапунитивные реакции (реакция направлена на живое или неживое окружение в форме подчеркивания степени фрустрирующей ситуации, в форме осуждения внешней причины фрустрации, или вменяется в обязанность другому лицу разрешить данную ситуацию).

. Интропунитивные реакции (реакция направлена субъектом на самого себя; испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя, принимает вину на себя или берет на себя ответственность за исправление данной ситуации).

З. Импунитивные реакции (фрустрирующая ситуация рассматривается как малозначащая, как отсутствие чьей-либо вины или как нечто такое, что может быть исправлено само собой, стоит только подождать и подумать).

Реакции различаются, также с точки зрения их типов:

1. Тип реакции «с фиксацией на препятствии» (в ответе испытуемого препятствие, вызвавшее фрустрацию, всячески подчеркивается или интерпретируется как своего рода благо, а не препятствие, или описывается как не имеющее серьезного значения).

2. Тип реакции «с фиксацией на самозащите» (главную роль в ответе испытуемого играет защита себя, своего «Я», и субъект или порицает кого-то, или признает свою вину, или же отмечает, что ответственность за фрустрацию никому не может быть приписана).

.   Тип реакции «с фиксацией на удовлетворении потребности» (ответ направлен на разрешение проблемы; реакция принимает форму требования помощи от других лиц для решения ситуации; субъект сам берется за разрешение ситуации или же считает, что время и ход событий приведут к ее исправлению).

Из сочетаний этих шести категорий получают девять возможных факторов и два дополнительных варианта.

Для обозначения направления реакции пользуются буквами Е, I, М: Е - экстрапунитивные реакции; I - интропунитивные; М- импунитивные. Типы реакций обозначаются следующими символами: ОD - «с фиксацией на препятствии», ЕD - «с фиксацией на самозащите», NР - «с фиксацией на удовлетворении потребности» [13].

Для указания, что в ответе доминирует идея препятствия, добавляется значок «прим» (Е', I', М'). Тип реакции «с фиксацией на самозащите» обозначается прописными буквами без значка. Тип реакции «с фиксацией на удовлетворении потребности» обозначается строчными буквами е, i, т.

В соответствующей таблице содержатся способы оценок ответов испытуемых. Оценки заносятся в регистрационный лист для дальнейшей обработки. Она предполагает вычисление показателя GCR, который может быть обозначен как «степень социальной адаптации». Данный показатель вычисляется путем сопоставления ответов конкретного испытуемого со «стандартными», среднестатистическими.

Испытуемые сознательно или подсознательно идентифицируют себя с фрустрированным персонажем каждой рисуночной ситуации. Техника интерпретации включает несколько этапов. Первый состоит в изучении GCR, который является важным показателем методики. Так, если испытуемый имеет низкий процент GCR, то можно предполагать, что у него часто бывают конфликты разного типа с окружающими его лицами, что он не достаточно адаптирован к своему социальному окружению [14].

Второй этап состоит в изучении оценок шести факторов в таблице профилей. Оценки, касающиеся направлений реакций (Е, I, М), имеют значения, вытекающие из теоретических представлений о фрустрации.

В целом, можно добавить, что на основании протокола обследования можно сделать выводы относительно некоторых аспектов адаптации испытуемого к своему окружению. Методика ни в коем случае не дает материала для заключения о структуре личности. Можно лишь с большей долей вероятности прогнозировать эмоциональные реакции испытуемого на различные трудности или помехи, которые встают на пути к удовлетворению потребностей, к достижению целей [15].

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 136; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.195.206 (0.016 с.)