Описание и анализ полученных результатов исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Описание и анализ полученных результатов исследования



 

При прохождении преддипломной практики в МОУ СОШ №12 города Красноярска нами был подобран пакет методик для исследования особенностей социальной перцепции подростков.

В исследовании были использованы следующие методики:

1 Тест «эмпатические способности» В.В. Бойко.

2  «Диагностика уровня развития рефлексивности» А.В. Карпова.

    «Методика изучения фрустрационных реакций» С. Розенцвейга.

Также для более целостного понимания феномена социальной перцепции, в частности особенностей подросткового возраста, нами было воспроизведено исследование, проводимое Бодалевым А.А. и описанное им в труде «Восприятие и понимание человека человеком». Методика заключалась в следующем: испытуемых разделили на три группы по 11 человек, перед каждым учащимся стояла задача описать внешне всех остальных одноклассников в своей группе, причем так, чтобы, если понадобится, только по одним «словесным портретам» можно было разыскать тех, кто описывается.

В исследовании приняли участие 33 человека, учащиеся девятых классов.

Тест «Эмпатические способности» В.В. Бойко диагностирует как общий уровень эмпатии, так и развитие различных компонентов данного феномена.

Исследование общего уровня эмпатии по методике «Эмпатические способности» Бойко В.В. привело к следующим результатам: средний уровень эмпатии выявлен у 20 девятиклассников (61%), что говорит об их стремлении эмоционально откликнуться на проблемы окружающих людей. Их можно охарактеризовать как людей не только стремящихся к пониманию окружающих, но также и имеющих определенный опыт в общении.

У 12 (36%) подростков выявлен заниженный уровень эмпатии. Они менее чутко относятся к окружающим, в меньшей степени способны чувствовать эмоционально состояние партнера по общению, больше опираются на логику в познании окружающих, нежели на интуицию и чувства.

Очень высокий уровень эмпатии выявлен у одного испытуемого из тридцати трёх (3%), что говорит о высокой степени познания и понимания подростком окружающих людей, их эмоционального состояния посредством сопереживания, вчувствования, проникновения в субъективный мир других людей. Он более внимательно относится к эмоциональному состоянию окружающих, всегда старается помочь, разделяет с ними их радость, также старается утешить близких людей, тонко чувствует их психоэмоциональное состояние (рисунок 1).

 

Рисунок 1 - Уровень эмпатии

 

Отметим, что очень низкого показателя эмпатийности не было выявлено ни у одного их испытуемых.

При более детальном изучении компонентов эмпатии, нами были получены следующие результаты: у 19 человек (58%) наиболее выраженным компонентом эмпатии является «интуитивный канал», который позволяет им предвидеть поведение партнеров по общению, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции замыкаются и обобщаются различные сведения о партнерах.

У 5 подростков (15%) доминирующим компонентом эмпатии является «идентификация», это означает, что они обладают умением понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место своего партнера. Для них характерна легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию.

Для 3 школьников (9%) «установки» способствуют лучшему процессу эмпатии. Они не избегают личных контактов и не считают неуместным проявлять любопытство к другой личности, не могут спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих.

У 3 школьников (9%) доминирует «рациональный канал» эмпатии, что означает, направленность их внимания, восприятия и мышления на понимание сущности любого другого человека, на его состояние, проблемы и поведение. Для них характерен спонтанный интерес к другому, открывающий возможность эмоционального и интуитивного отражения партнера. Партнер привлекает их внимание своей бытийностью, что позволяет эмпатирующему объективно выявлять его сущность.

Для 2-х подростков (6%) наиболее важным компонентом эмпатии стала «проникающия способность». Данные подростки обладают важным коммуникативным свойством, позволяющим создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности, это в большей степени помогает им эффективно проводить процесс эмпатии, слушать, понимать партнера по общению.

Для одного подростка (3%) наиболее выраженным компонентом эмпатии является «эмоциональный канал», данный подросток обладает способностью входить в эмоциональный резонанс с окружающими - сопереживать, соучаствовать.

У 6 человек (18%) высокий уровень рефлексивности, что означает высокую степень понимания и осознания действующим индивидом того, как он воспринимается партнерами по общению. Это помогает данным подросткам более конструктивно выстраивать отношения с окружающими, так как они лучше понимают то, какими видят их партнеры по общению. Такие личности склонны к более глубокому самоанализу и самопознанию. Эффективнее познают себя через других.

Для выявления типов каузальной атрибуции была выбрана экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга. Использование данной методики дало следующие результаты: у 15 школьников (45,5%) преобладает тип реакции «с фиксацией на самозащите». Главную роль для таких испытуемых играет защита себя, своего «Я», и они или порицают кого-то, или признают свою вину, или же отмечают, что ответственность за фрустрацию никому не может быть приписана.

У 12 школьников (36,4%) преобладает тип реакции «с фиксацией на удовлетворении потребности». Данные подростки направлены на разрешение проблем, они сами берутся за разрешение ситуации или же считают, что время и ход событий приведут к ее исправлению.

Можно сделать вывод о том, что воспринимая других людей, подростки выделяют прежде всего волосы (цвет), глаза (цвет), телосложение, особенности кожи, одежду и рост. Все остальные признаки при словесном воссоздании внешности отмечаются реже. Цвет волос, глаз, телосложение являюися в глазах подростков наиболее значимыми отличительными элементами облика человека. При словесном воссоздании внешности людей для большинства испытуемых они выполняют роль опорных признаков, с которыми испытуемые затем связывают другие элементы, если они отличаются какими-то характерными для воспринимаемого человека особенностями.

Полученные результаты в ходе исследования позволяют нам условно выделить три собирательных образа подростков исходя из особенностей их социальной перцепции.

Проведенное исследование особенностей социальной перцепции у подростков позволяет сделать следующие выводы:

1. Большинство подростков можно охарактеризовать, как людей стремящихся эмоционально откликнуться на проблемы окружающих, понять своих партнеров по общению.

2. Для большинства подростков представление о том, что думают о них окружающие является важным моментом социального познания.

3. В процессе общения школьники в достаточной мере раскрывают свой внутренний мир окружающим, получая тем самым доступ к богатствам собственной души, делая тем самым процесс развития своей личности более гармоничным.

4. В данный период развития происходит открытие своего «Я», появляется стремление защитить себя, осознание своей индивидуальности, а также этот возраст характеризуется возникновением рефлексии.

.   Подростки склонны переносить ответственность за случившиеся события на других, в большинстве случаев могут найти «виновника происшествия».

6. Цвет волос, глаз, телосложение являются в глазах большинства подростков наиболее значимыми отличительными элементами облика человека.

7. Широкое включение черт экспрессии в создаваемый на основе восприятия «портрет» зависит от того, насколько хорошо знакомы между собой воспринимающий и воспринимаемый.

8. Возникновение и успешное развитие межличностного общения возможно лишь в том случае, если между его участниками существует взаимопонимание.

9. Успешность формирования, протекания процесса социальной перцепции, в частности обладание достаточным объемом информации о том, какими нас видят окружающие, стремление и умение эмоционально откликнуться на проблемы людей, выбор адекватной тактики общения с тем или иным человеком оказывает влияние на развитие межличностных отношений. А так как выстраивание межличностных отношений является важным новообразованием подросткового возраста, можно говорить о том, что успешность социальной перцепции влияет на развитие и становление личности подростка в целом.

10. Изучение особенностей социального познания личности является одной из значимых научных проблем современности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.008 с.)