Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Описание и анализ полученных результатов исследования
При прохождении преддипломной практики в МОУ СОШ №12 города Красноярска нами был подобран пакет методик для исследования особенностей социальной перцепции подростков. В исследовании были использованы следующие методики: 1 Тест «эмпатические способности» В.В. Бойко. 2 «Диагностика уровня развития рефлексивности» А.В. Карпова. «Методика изучения фрустрационных реакций» С. Розенцвейга. Также для более целостного понимания феномена социальной перцепции, в частности особенностей подросткового возраста, нами было воспроизведено исследование, проводимое Бодалевым А.А. и описанное им в труде «Восприятие и понимание человека человеком». Методика заключалась в следующем: испытуемых разделили на три группы по 11 человек, перед каждым учащимся стояла задача описать внешне всех остальных одноклассников в своей группе, причем так, чтобы, если понадобится, только по одним «словесным портретам» можно было разыскать тех, кто описывается. В исследовании приняли участие 33 человека, учащиеся девятых классов. Тест «Эмпатические способности» В.В. Бойко диагностирует как общий уровень эмпатии, так и развитие различных компонентов данного феномена. Исследование общего уровня эмпатии по методике «Эмпатические способности» Бойко В.В. привело к следующим результатам: средний уровень эмпатии выявлен у 20 девятиклассников (61%), что говорит об их стремлении эмоционально откликнуться на проблемы окружающих людей. Их можно охарактеризовать как людей не только стремящихся к пониманию окружающих, но также и имеющих определенный опыт в общении. У 12 (36%) подростков выявлен заниженный уровень эмпатии. Они менее чутко относятся к окружающим, в меньшей степени способны чувствовать эмоционально состояние партнера по общению, больше опираются на логику в познании окружающих, нежели на интуицию и чувства. Очень высокий уровень эмпатии выявлен у одного испытуемого из тридцати трёх (3%), что говорит о высокой степени познания и понимания подростком окружающих людей, их эмоционального состояния посредством сопереживания, вчувствования, проникновения в субъективный мир других людей. Он более внимательно относится к эмоциональному состоянию окружающих, всегда старается помочь, разделяет с ними их радость, также старается утешить близких людей, тонко чувствует их психоэмоциональное состояние (рисунок 1).
Рисунок 1 - Уровень эмпатии
Отметим, что очень низкого показателя эмпатийности не было выявлено ни у одного их испытуемых. При более детальном изучении компонентов эмпатии, нами были получены следующие результаты: у 19 человек (58%) наиболее выраженным компонентом эмпатии является «интуитивный канал», который позволяет им предвидеть поведение партнеров по общению, действовать в условиях дефицита исходной информации о них, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции замыкаются и обобщаются различные сведения о партнерах. У 5 подростков (15%) доминирующим компонентом эмпатии является «идентификация», это означает, что они обладают умением понять другого на основе сопереживаний, постановки себя на место своего партнера. Для них характерна легкость, подвижность и гибкость эмоций, способность к подражанию. Для 3 школьников (9%) «установки» способствуют лучшему процессу эмпатии. Они не избегают личных контактов и не считают неуместным проявлять любопытство к другой личности, не могут спокойно относиться к переживаниям и проблемам окружающих. У 3 школьников (9%) доминирует «рациональный канал» эмпатии, что означает, направленность их внимания, восприятия и мышления на понимание сущности любого другого человека, на его состояние, проблемы и поведение. Для них характерен спонтанный интерес к другому, открывающий возможность эмоционального и интуитивного отражения партнера. Партнер привлекает их внимание своей бытийностью, что позволяет эмпатирующему объективно выявлять его сущность. Для 2-х подростков (6%) наиболее важным компонентом эмпатии стала «проникающия способность». Данные подростки обладают важным коммуникативным свойством, позволяющим создавать атмосферу открытости, доверительности, задушевности, это в большей степени помогает им эффективно проводить процесс эмпатии, слушать, понимать партнера по общению. Для одного подростка (3%) наиболее выраженным компонентом эмпатии является «эмоциональный канал», данный подросток обладает способностью входить в эмоциональный резонанс с окружающими - сопереживать, соучаствовать.
У 6 человек (18%) высокий уровень рефлексивности, что означает высокую степень понимания и осознания действующим индивидом того, как он воспринимается партнерами по общению. Это помогает данным подросткам более конструктивно выстраивать отношения с окружающими, так как они лучше понимают то, какими видят их партнеры по общению. Такие личности склонны к более глубокому самоанализу и самопознанию. Эффективнее познают себя через других. Для выявления типов каузальной атрибуции была выбрана экспериментально-психологическая методика изучения фрустрационных реакций С. Розенцвейга. Использование данной методики дало следующие результаты: у 15 школьников (45,5%) преобладает тип реакции «с фиксацией на самозащите». Главную роль для таких испытуемых играет защита себя, своего «Я», и они или порицают кого-то, или признают свою вину, или же отмечают, что ответственность за фрустрацию никому не может быть приписана. У 12 школьников (36,4%) преобладает тип реакции «с фиксацией на удовлетворении потребности». Данные подростки направлены на разрешение проблем, они сами берутся за разрешение ситуации или же считают, что время и ход событий приведут к ее исправлению. Можно сделать вывод о том, что воспринимая других людей, подростки выделяют прежде всего волосы (цвет), глаза (цвет), телосложение, особенности кожи, одежду и рост. Все остальные признаки при словесном воссоздании внешности отмечаются реже. Цвет волос, глаз, телосложение являюися в глазах подростков наиболее значимыми отличительными элементами облика человека. При словесном воссоздании внешности людей для большинства испытуемых они выполняют роль опорных признаков, с которыми испытуемые затем связывают другие элементы, если они отличаются какими-то характерными для воспринимаемого человека особенностями. Полученные результаты в ходе исследования позволяют нам условно выделить три собирательных образа подростков исходя из особенностей их социальной перцепции. Проведенное исследование особенностей социальной перцепции у подростков позволяет сделать следующие выводы: 1. Большинство подростков можно охарактеризовать, как людей стремящихся эмоционально откликнуться на проблемы окружающих, понять своих партнеров по общению. 2. Для большинства подростков представление о том, что думают о них окружающие является важным моментом социального познания. 3. В процессе общения школьники в достаточной мере раскрывают свой внутренний мир окружающим, получая тем самым доступ к богатствам собственной души, делая тем самым процесс развития своей личности более гармоничным. 4. В данный период развития происходит открытие своего «Я», появляется стремление защитить себя, осознание своей индивидуальности, а также этот возраст характеризуется возникновением рефлексии. . Подростки склонны переносить ответственность за случившиеся события на других, в большинстве случаев могут найти «виновника происшествия». 6. Цвет волос, глаз, телосложение являются в глазах большинства подростков наиболее значимыми отличительными элементами облика человека. 7. Широкое включение черт экспрессии в создаваемый на основе восприятия «портрет» зависит от того, насколько хорошо знакомы между собой воспринимающий и воспринимаемый. 8. Возникновение и успешное развитие межличностного общения возможно лишь в том случае, если между его участниками существует взаимопонимание. 9. Успешность формирования, протекания процесса социальной перцепции, в частности обладание достаточным объемом информации о том, какими нас видят окружающие, стремление и умение эмоционально откликнуться на проблемы людей, выбор адекватной тактики общения с тем или иным человеком оказывает влияние на развитие межличностных отношений. А так как выстраивание межличностных отношений является важным новообразованием подросткового возраста, можно говорить о том, что успешность социальной перцепции влияет на развитие и становление личности подростка в целом. 10. Изучение особенностей социального познания личности является одной из значимых научных проблем современности.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 141; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.9.115 (0.008 с.) |