b. Создание инженерного вуза 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

b. Создание инженерного вуза



 

Во второй половине XVIII века в Российской империи началось бурное развитие горного дела, особенно на Урале. Для горной промышленности нужны были многочисленные специалисты, в т.ч. высшей квалификации. Приглашение в Россию инженеров-иностранцев дорого обходилось государственной казне, да и качество их работы не всегда удовлетворяло запросы горнорудной промышленности. В этих условиях группа башкирских рудопромышленников во главе с Исмаилом Тасимовым в 1771 г. обратилась в Берг-Коллегию (орган руководства горнорудной промышленности России) с предложением о создании училища по подготовке горных специалистов.

В докладе Сенату от 10 марта 1771 г. Берг-Коллегия одобрила предложение “О заведении горной школы” и признала его полезным и нужным для Горного корпуса. Все предложения и материалы по созданию горного учебного заведения Берг-Коллегия передала на рассмотрение обер-прокурора Сената М.Ф.Соймонову. Доклад “Об учреждении горного училища при Берг-Коллегии” с проектом училища и планом обучения Сенат представил императрице Екатерине II, которая утвердила его 21 октября 1773 г. Торжественное открытие Петербургского горного училища состоялось 28 июня 1774 г.

 Согласно уставу Горного училища в вуз разрешалось принимать детей дворян и разночинцев, владевших латинским, французским и немецким языками, а также основами арифметики, геометрии и химии. В первый набор училища вошли 23 чел., в т.ч. 19 студентов Московского университета, Все студенты являлись российскими подданными в возрасте от 16 до 23 лет. По первоначальному плану студенты Горного училища должны были обучаться 4 года и осваивать математику, физику, химию, механику, гидравлику, металлургию, минералогию, маркшейдерское искусство, черчение и рисование.

Учебный процесс в Горном училище сочетал в себе теоретические и практические занятия. Например, лекции по химии профессор И.И. Хемницер сопровождал интересными опытами. Полезные практические занятия по физике и минералогии проводил профессор И.М. Ренованц. Для лучшей практической подготовки студентов в самом училище проводили примерную промывку и плавку руд. Расходные материалы для практических занятий, ежегодно по 100 пудов, доставлялись с казенных и частных заводов.

Устав горного училища требовал от преподавателей формировать у студентов профессиональные инженерные качества. Для этого по инициативе первого директора училища М.Ф. Соймонова во дворе вуза был построен “примерный рудник”, в забоях выработки которого находились вмазанные естественные штуфы различных горных пород ископаемых рудных элементов. Позже учебный рудник училища стал составной частью первого отечественного Горного музея в Петербурге.

Финансирование училища осуществлялось за счет государственной казны, а также регулярными отчислениями от доходов уральских горнопромышленников. На нужды училища шли также деньги от продажи части Гороблагодатского железа. Помощь инженерному вузу оказывали меценаты со всей России.

Этих средств было вполне достаточно для развития учебно-материальной базы училища, оплаты труда профессорско-преподавательского состава и вспомогательного персонала, а также для содержания 24 казеннокоштных студентов (на каждого учащегося выделялось до 150 руб. в год). Казеннокоштные студенты постоянно проживали в здании вуза на Васильевском острове, питались за общим столом. Их выезд за пределы Петербурга мог разрешить только директор училища. Платье и обувь учащимся покупались за казенный счет.

Каждые полгода студенты сдавали экзамены, которые проводились в присутствии президента Берг – Коллегии и ее членов. На сессии также приглашались крупные ученые и специалисты горного дела. Первые выпускники горного училища показали себя зрелыми специалистами, каждый из которых был на учете в Берг – Коллегии. Дальнейшее развитие горного дела в России требовало все большего числа инженеров, поэтому встал вопрос о расширении приема в вуз.

При училище был создан гимназический класс, который в течение нескольких лет готовил мальчиков для последующего обучения по программе инженерного вуза. Это позволило уже в 80-е гг. XVIII века отказаться от приема в Горное училище студентов Московского университета. До конца века училище подготовило несколько десятков квалифицированных горных инженеров, среди которых выделялись А.Ф. Дерябин, М.И. Логинов, Е.И. Мечников, В.Ю. Соймонов и П.К. Фролов.

В связи с упразднением Берг – Коллегии на основании указа Сената то 6 февраля 1783 г. Горное училище было передано в ведение Петербургской казенной палаты. Управляющим училища стал член Палаты Н.С. Ярцев, который добился увеличения казенного содержания вуза до 13.500 руб. в год и провел ряд полезных преобразований.[2]

19 октября 1784 г. Горное училище было подчинено непосредственно Кабинету императрицы Екатерины II, а его директором стал генерал – майор П.А. Соймонов. По представлению нового директора училища с 1784 г. число казеннокоштных воспитанников увеличилось до 30 человек, а через несколько лет – до 60. Период руководства П.А. Соймонова продолжался до 1792 г. и был весьма благоприятным для Горного училища. За эти годы удалось построить большой трехэтажный флигель, существенно увеличить государственное финансирование вуза (до 30.000 руб. в год) и привлечь к занятиям крупных специалистов.

c. Создание Медико – хирургической академии

 

Во второй половине XVIII века в Российской империи получило значительное развитие медицинское образование. С 1764 г. начались регулярные занятия на медицинском факультете Московского университета. В 1783 г. в Петербурге было открыто Калинкинское медико–хирургическое училище, преобразованное позже в Императорский медико–хирургический институт (это учебное заведение находилось под покровительством Екатерины II).

Квалифицированных лекарей готовили медико – хирургические училища в Петербурге, Кронштадте, Москве и Елизаветграде. С 1795 г. в медико–хирургических училищах установился пятилетний срок обучения. Учащиеся первых трех курсов изучали общеобразовательные предметы, а также анатомию, рецептуру, физиологию, хирургию, окулистику и другие специальные дисциплины. На четвертом и пятом курсах были, в основном, практические занятия и дежурства в клинических палатах госпиталей. После успешной сдачи экзаменов выпускники училища получали звания лекарей.

В медико–хирургических училищах преподавали известные профессора и крупные клиницисты Н.К. Карпинский, Г.Ф. Соболевский, А.М. Шумлянский и др. В этих специализированных медицинских учебных заведениях была хорошая материальная база: анатомические театры, физические и химические лаборатории, ботанические сады, обширные библиотеки. Теоретическая подготовка учащихся сочеталась с медицинской практикой, что позволяло им сразу после окончания училищ выполнять обязанности лекарей и фармацевтов в полном объеме. Многие выпускники отправлялись на службу в русскую армию и на флот, которые в ходе почти постоянных войн и конфликтов несли людские потери.

В России XVIII века все учреждения здравоохранения, в том числе учебные заведения, подчинялись Медицинской коллегии, созданной в 1736 г. Существенные преобразования в деятельности медико–хирургических училищ провел директор Медицинской коллегии тайный советник А.И. Васильев, назначенный на высокую должность в 1793 г. Главным его делом было создание специализированных высших медицинских учебных заведений в России.

Именным указом от 18 декабря 1798 г. император Павел I поручил А.И. Васильеву создать необходимую материальную базу для открытия в Петербурге высшего учебного заведения по подготовке врачей. Эта дата считается днем основания Петербургской медико–хирургической академии, которая со временем стала ведущим учебно – научным центром Российской империи по подготовке врачей и развитию медицинской науки.

12 февраля 1799 г. император утвердил доклад А.И. Васильева, в котором были определены главные задачи Медико – хирургической академии. Профессорам, которые 25 лет и более вели преподавательскую работу, назначалась пожизненная пенсия от казны, равная полному штатному жалованью.

Хорошая организация дела и достаточное финансирование позволили быстро наладить подготовку врачей. Академия создавалась не на голом месте, а путем преобразования из Петербургского и Кронштадтского медико-хирургических училищ. Срок обучения в медико-хирургической академии составил 4 года. Учащиеся первого и второго классов академии именовались учениками, а третьего и четвертого – студентами. Учащимся двух последних классов присваивались права студентов Московского университета.

Руководящим органом Петербургской медико–хирургической академии являлась конференция, первое заседание которой состоялось 20 октября 1800 г. Медицинская коллегия выработала инструкцию, где формулировались задачи конференции, академии и обязанности профессорско - преподавательского состава. Главная задача конференции состояла в направлении и усовершенствовании медико–хирургического просвещения.

Заседания конференции проходили еженедельно по субботам в актовом зале академии. При необходимости собирались экстренные собрания профессоров для решения важных вопросов. Если члены конференции приходили к мнению о целесообразности каких-либо изменений в деятельности академии, то обоснованный проект представлялся для утверждения в Медицинскую коллегию. Разрешение Медицинской коллегии требовалось также для изменения учебных планов, программ обучения и списков обязательной литературы.

В конце 1800 г. Медицинская коллегия утвердила штаты и должностные оклады постоянного состава академии. Профессорам был установлен чин VII класса, однако размер жалованья зависел от их специальности. Для профессоров по патологии – терапии, хирургии теоретической и практической, повивальной и врачебной судной науки (судебной медицины), анатомии – физиологии и ботаники годовое жалованье составляло 1200 руб. Для профессоров по математике – физике – 1000 руб., а по химии – 800 руб. в год.

В помощь профессорам назначались адъютант – профессора с VIII классным чином и годовым жалованьем от 500 до 450 руб. в год, в зависимости от специальности. При химическом театре работал лаборант, рисовальный мастер, библиотекарь и его помощник. Максимальные должностные оклады нужно было заслужить добросовестной работой. Вновь назначенные на должности лица сначала получали сокращенные денежные оклады.

Хозяйством академии заведовал эконом. В его распоряжении находились двадцать штатных хозяйственных работников. Содержание канцелярских служащих и канцелярские расходы укладывались в годовую сумму 850 руб. На ремонт зданий, покупку дров и свечей Медицинская коллегия выделяла дополнительные суммы. Надзор за поведением и обучением учащихся осуществлял инспектор.

 

D. VII. Заключение

Этап зарождения отечественной высшей школы был самым трудным и продолжительным; он охватывал время правления нескольких императоров – от Петра I до Павла I. В нем можно выделить следующие периоды и знаменательные события: предыстория высшей школы России (император Петр I), открытие Петербургского академического университета (императрица Елизавета Петровна), создание Горного училища (императрица Екатерина II), образование Медико-хирургической академии (император Павел I).

Первый этап занял почти сто лет, его роль трудно переоценить в экономическом, военно-политическом и социально-культурном становлении Российской империи. Благодаря созданию основ образовательной системы, особенно высшей силы, Россия получила интеллектуальную независимость от мировых держав. В XVIII веке отечественные светские высшие учебные заведения подготовили несколько сотен высокообразованных людей, которые составили ядро новой социальной группы – интеллигенции (этот термин в России стал употребляться позже).

Вместе с тем, надо заметить, главным предназначением первых высших учебных заведений являлась подготовка квалифицированных чиновников для государственной службы. В конце XVIII века Московский университет и Горное училище составляли серьезную конкуренцию специальным военно-учебным заведениям, которые считались ранее наиболее престижными для молодых дворян. Обучение в светских вузах давало возможность разночинной молодежи изменить свой социальный статус через получение классных чинов и офицерских званий. Первые высшие учебные заведения возникли в столицах, что закрепило их роль учебно-научных центров Российской империи.

Список литературы

1. Г.В.Вернадский «Русская история» М.: Аграф, 2000г.

2. В.П.Дмитренко «История Отечества. XX век.» М.: Дрофа, 2000г.

3. В.А.Змеев «Эволюция высшей школы Российской империи» М.: Эксмо-пресс, 1998г.

4. Е.С. Кулябко «М.В.Ломоносов и учебная деятельность Петербургской академии наук» М-Л, 1962г.

5. Т.В.Черникова «История России XVII-XVIII веков» М.: Дрофа, 2000г.

6. «Россия во всемирной истории» под ред. О.В.Волобуева, М.: Дрофа, 2000г.

7. «История России. XX век» под ред. М.Е.Главацкого, М.: Дрофа, 2000г.

8. «Документы и материалы по истории Московского университета второй половины XVIII века» М. 1960. Т. 1.

9. «Высшее образование в России. Очерк истории до 1917 года» М.: Эко, 1995г.


[1] Г.В.Вернадский «Русская история» М.: Аграф, 2000г., стр. 136

 

[2] Т.В.Черникова «История России XVII-XVIII веков» М.: Дрофа 2000г., стр. 57-58



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 153; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.21 (0.02 с.)