G. Характеристика книжного дела в 1725-1750 гг. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

G. Характеристика книжного дела в 1725-1750 гг.



 

Развитие экономики, общественной мысли, науки, просвещения, появление такого крупного культурного центра, как Академия наук, обусловили дальнейшее развитие издательского дела в России.

После смерти Петра I типографии оказались в тяжелом финансовом положении, на складах скопилось много нераспроданных книг. Это «привело правительство уже вскоре после, смерти Петра к мысли о необходимости свертывания издательской деятельности».

Многие книги были запрещены как противоречащие церковным Догматам, оскорбляющие достоинство русских князей и по другим ничтожным и надуманным поводам. Запрещалось даже печатание хронографов, так как «в оных историях писаны лжи явственные» и опубликование их может вызвать в народе «соблазн»! Цензурные ограничения с каждым годом усиливались. После переворотов 1740-1741 гг. из печати изымались всякие упоминания о прежних правителях империи: регенте Бироне, малолетнем императоре Иване VI Антоновиче и др. Были запрещены даже государственные акты, изданные от имени Петра I и составленные при его ближайшем участии. Особенно преследовались сочинения старообрядцев, книги, гравюры, листовки, подрывающие престиж духовных и светских властей.

Вместе с тем книгопечатание продолжало развиваться, наращивая даже темпы, особенно периодическая печать. Этому в первую очередь содействовало учреждение Академии наук.


3. Преобразования в системе образования Петром I

 

Светские учебные заведения стали создаваться в России во второй половине XVII века. Так, в 1654 г. при Аптекарском приказе открылась лекарская школа, где обучалось около 30 чел. Ученики получали жалование и находились в полном подчинении приказа. А в 1681 г. при Приказе печатного дела была основана Типографская школа, численность которой быстро росла и через несколько лет достигла 200 чел. Были в Москве и другие профессиональные школы с небольшой численностью учеников.

В петровскую же эпоху стали создаваться учебные заведения, преимущественно с военной направленностью. По возвращении из своего первого путешествия в Европу, Петр I решил открыть в Преображенском полку военную школу. Подразделение было образовано в составе бомбардирской роты, где обучалось 48 штатных учеников-кадетов. Начались планомерные занятия по математике, артиллерии. Теория подкреплялась практической службой кадетов и обязательными стрельбами. Срок обучения установлен не был, а зависел от того, как ученики усвоили свои будущие обязанности.

Царь Петр I являлся командиром Преображенского полка и принимал непосредственное участие в создании и развитии учебного подразделения. Он сам следил за ходом преподавания наук в роте, поощрял лучших учеников, присутствовал на экзаменах и стрельбах. Непосредственное руководство школой было поручено капитану Г.Г.Скорнякову-Писареву. Согласно именному приказу Петра I от 31 октября 1701 г. в эту роту Преображенского полка могли добровольно поступать в солдаты люди всех чинов.

В январе 1701 г. Петр I издал указ об открытии в Москве Школы математических и навигационных наук. До 1706 г. эта школа находилась в ведении Оружейной палаты, а затем была подчинена Приказу морского флота и Адмиралтейской канцелярии. В школу принимали детей дьяков, бояр в возрасте от 12 до 20 лет. Численность школы доходила до 500 человек. Учащиеся состоятельных родителей содержались на собственный счет, а все остальные получали от казны “кормовые деньги”.

Для преподавания в школе из Англии был приглашен профессор А.Д.Фарварсон, который после стал ее директором. Также занятия с учениками проводили офицеры русской армии и флота. Учащиеся первоначально изучали русскую грамматику и арифметику в подготовительном классе(“русская школа”), затем осваивали геометрию и тригонометрию (“цифирная школа”), наконец, овладевали знаниями по астрономии, географии, навигации, геодезии и занимались фехтованием (“верхние классы”).

Большинство учеников из простого люда заканчивали свое образование в русской школе, лишь немногие - в цифирной (арифметической) школе, а в высших (навигаторских) классах могли обучаться только дети дворян. Ученики из низших сословий после завершения учебы назначались на службу писарями, помощниками архитекторов и на различные вспомогательные должности в Адмиралтейство. Выпускники школы из дворян направлялись служить во флот, в артиллерию, в инженерные войска и кондукторами к генерал -квартирмейстеру. Петр I внимательно следил за работой Школы математических и навигаторских наук, интересовался службой ее выпускников, многих из которых знал лично.

В 1715 г. была создана Морская академия (Академия морской гвардии), которую разместили в Петербурге. Школа математических и навигационных наук выполняла роль подготовительного училища для академии.

Руководство Морской академией в период ее становления осуществлял граф А.А.Матвеев. Учащиеся числились на военной службе и находились на полном государственном обеспечении. Жизнь, учеба и служба в Морской академии регламентировалась специальной инструкцией, которую утвердил Петр I.

В Морской академии была установлена жесткая воинская дисциплина, которая насаждалась строгими мерами воздействия, вплоть до телесных наказаний нарушителей. За неявку в академию после отпуска предусматривались каторжные работы, а за побег смертная казнь (приговоры практически не исполнялись). В Морской академии преподавали математику, навигацию, географию, артиллерию, фортификацию и другие науки. Учащиеся несли караульную службу и участвовали в морских походах. Обучение в академии было весьма престижным из-за возможности получить хорошее образование и офицерский чин. Среди первых ее выпускников выделялись адмирал С.И.Мордвинов, известный мореплаватель А.И.Чириков.

Развитие специальных учебных заведений в России сдерживалось недостатком грамотной молодежи. Во всех учебных заведениях начала XVIII века приходилось заниматься повышением общеобразовательного уровня учащихся. Это удлиняло сроки обучения и отвлекало преподавателей от занятий по основным предметам. Необходимо было создать сеть начальных учебных заведений в разных регионах страны. Поэтому Петр I решил создать школы для солдатских детей при 49 полках русской армии. С 1721 г. гарнизонные школы начали учреждать уже при каждом полку. Требовалось, чтобы в школе грамоте и различным ремеслам обучалось 50 человек.

Также по указам Петра I были открыты адмиралтейские школы в Петербурге, Кронштадте и Ревеле. В этих школах детей матросов, плотников и других мастеров учили “грамоте и цифири”. Аналогичные задачи ставились и перед горнозаводскими школами, которые создавались в Карелии, на Урале и в других регионах России.

Важную инициативу проявил вице-губернатор А.А.Курбатов, который в 1711 г. открыл в Архангельске начальную школу для местных детей. Петр I обрадовался такому начинанию и указом от 28 февраля 1714 г. потребовал создавать арифметические школы для обучения мальчиков основам математики и письму. Эти школы были всесословными и размещались при архиерейских домах, верфях, горных заводах и полках русской армии.

Таким образом, в первой четверти XVIII века в России начала складываться государственная система образования молодежи. Это создало определенные предпосылки для открытия светских высших учебных заведений.

 

Университеты, гимназии, Академия наук

 

По поручению императора Петра I лейб-медик Л.Л.Блюментрост подготовил доклад о проекте создания в Петербурге Академии наук и художеств. При академии предполагалось учредить также университет и гимназию. В архиве Российской Академии наук находится копия этого доклада с поправками и дополнениями Петра I, что позволяет утверждать о его реальном участии в разработке основополагающего документа. Идея создания академического университета пришла к монарху во время его поездок по странам Европы, где он наблюдал деятельность классических университетов.

28 января 1724 г. Сенат своим указом утвердил проект учреждения в Петербурге Академии наук и художеств.

Петр I пригласил несколько крупных зарубежных ученых для работы в Академии наук и преподавания в академическом университете. Кроме того, для работы в академической гимназии и участия в научных исследованиях были приглашены 8 студентов старших курсов из немецких университетов. Академическая гимназия предназначалась для подготовки будущих слушателей университетов. Она состояла из пяти классов, в которых ученикам преподавали русский, латинский, немецкий французский, итальянский и греческий языки, начала математики, истории и географии.

27 декабря 1725 года императрица Екатерина I торжественно открыла первый научный центр и высшее учебное заведение России. Академики вели научные исследования в своих областях знаний и обучали закрепленных за ними студентов. Профессора занимались научной работой, и каждый из них читал по четыре лекции в неделю. 24 января 1726 г. в Академии наук и художеств началось чтение на латинском языке публичных лекций для всех желающих (вход был свободный). Академические студенты эти лекции посещали в обязательном порядке. Профессорам академии предоставлялось право открывать частные курсы.

Становление Петербургской Академии наук и художеств и ее учебных подразделений проходило сложно. После кончины в 1727 г. императрицы Екатерины Алексеевны, академия наук лишилась своей покровительницы. Положение усугублялось еще и тем, что вскоре царский двор переехал в Москву, за ним потянулись сановники и крупные ученые. Таким образом, не став еще прочно на ноги, академия наук начала приходить в упадок из-за скудного финансирования и отъезда некоторых иностранных ученых на родину.

Кризис коснулся и Академической гимназии, где сократилось число учащихся. В 1729 г. в гимназию поступило лишь 74 мальчика. Еще хуже складывалось положение со студентами. Профессора-иностранцы лекции читали только на латинском языке, так как русский знали плохо. Отыскать в России молодых людей, владевших латынью, было довольно сложно. Поэтому в период 1726-1733 г.г. среди академических студентов числилось только 38 человек.

В первые годы существования академического университета не придерживались строгих сроков обучения студентов. При каждом штатном профессоре состояло по два студента, которые в будущем должны были занять кафедры. Студенты изучали различные науки до тех пор, пока их профессора-наставники требовали того. Академические студенты, кроме посещения обязательных лекций и индивидуальных занятий, должны были участвовать в работе ученых собраний. Воспитанники университета часто проводили занятия в академической гимназии и давали частные уроки на стороне. По тем временам академические студенты получали хорошее образование.

В 1736 г. в истории Академии наук и художеств произошло событие, которое имело важные последствия для развития отечественной науки и высшей школы. В начале этого года в академический университет был зачислен Михаил Ломоносов - один из лучших учеников Славяно-греко-латинской академии. Природные способности и колоссальное трудолюбие позволили ему стать выдающимся ученым и педагогом своей эпохи.

Глубокие разносторонние знания и свободное владение латинским языком выделяли Ломоносова среди других академических студентов. Не случайно осенью 1736 г. М.В.Ломоносов и его товарищ Д.И.Виноградов были направлены для продолжения образования в Германию.

В январе 1742 г. Михаил Васильевич Ломоносов вернулся на родину и был назначен адъюнктом физического класса Петербургской Академии наук. В 1745 г. М.В.Ломоносов стал профессором химии и был избран в состав Академии наук. Научная деятельность русского ученого успешно сочеталась с педагогической работой. В 1746 г. академик Ломоносов впервые в России начал читать публичные лекции для студентов на русском языке. Это смелое нововведение поддержали другие отечественные ученые и педагоги.               

В 1758 г. М.В.Ломоносов вступил в должность ректора академического университета и нашел его в упадке. Он добился увеличения финансирования университета в 1,5 раза. М.В.Ломоносов получил чин статского советника, что упрощало обращения в любые инстанции.

4 апреля 1765 г. великий ученый и педагог М.В.Ломоносов скончался. Его смерть стала невосполнимой утратой для российской науки и высшей школы. Достойного преемника на посту ректора не нашлось, и академический университет стал быстро угасать. Попытки нового директора Академии наук Е.Р. Дашковой в 1783 г. реанимировать деятельность университета успеха не имела.

К концу XVIII века академический университет был закрыт.

A. IV. Создание московского Университета

 

Экономическое и социально-политическое развитие Российской империи в середине XVIII века требовало значительного числа образованных людей. Петербургский академический университет, военно-учебные заведения и профессиональные школы не в полной мере удовлетворяли потребности государства в отечественных специалистах. В среде наиболее просвещенных людей России зрела мысль о необходимости создания классического государственного университета, где могли бы обучаться не только дворяне, но и разночинцы.

Занявшая в 1741 г. российский престол императрица Елизавета Петровна позитивно относилась к развитию отечественной науки и культуры; она приблизила к себе образованных людей. Её официальная политика в области образования заключалась в продолжении дел, начатых отцом - императором Петром I. Он же мечтал об университете, который бы стал центром науки и культуры.

Важную роль в реализации образовательной политики России играл фаворит императрицы камер-юнкер И.И. Шувалов. Патриотически настроенный дворянин существенно влиял на развитие отечественной науки и культуры, покровительствовал русским ученым, писателям, поэтам, художникам. Он с большим уважением относился к М.В. Ломоносову и активно поддерживал многие его начинания. Благодаря содружеству и сотрудничеству графа Шувалова и академика Ломоносова родилась мысль о создании московского университета.

Эта идея была воплощена в проекте И.И. Шувалова, написанного совместно с М.В. Ломоносовым, который императрица утвердила 24 января 1755 г. именным указом “Об учреждении Московского университета и двух гимназий”. 26 апреля того же года состоялось торжественное открытие Московского университета и двух его гимназий.

Из указа следовало, что при Московском университете создавалось две гимназии: одна для молодых дворян, а другая для разночинцев. У последних возникали лингвистические трудности, т.к. обучение в университете требовало знание латинского, немецкого и французского языков.

В гимназиях при Московском университете было создано четыре школы. Первая школа называлась «российской» и в ней изучались следующие предметы: грамматика и чистый стиль, стихотворство и оратории. Вторая школа считалась «латинской», где ученики изучали: основы латинского языка и вокабулы, переводы с латинского языка на русский. В третьей школе преподавали: арифметику, геометрию и географию, сокращенный курс философии. Четвертая школа предназначалась для освоения немецкого и французского языков. Лучших учеников обеих гимназий зачисляли на первый курс университета.     

В Московском университете было образовано три факультета со штатом 10 профессоров. На первом, философском, факультете полагалось четыре профессора: философии, физики, красноречия и истории. На втором, юридическом факультете, работали три профессора: всеобщей и российской юриспруденции, а также политики. Планировалось, что на третьем, медицинском, факультете будет три профессора: химии, натуральной истории и анатомии (здесь несколько лет были вакансии).

Занятия на факультетах проводились пять дней в неделю. Студенты обязаны были посещать все публичные лекции, а желающие могли также слушать дополнительные курсы. Кроме того, все студенты участвовали в ежемесячных диспутах, которые проводились под руководством штатных профессоров университета. За неделю до очередного диспута объявлялась его тематика и фамилии докладчиков из числа студентов. В конце каждого полугодия в университете организовывались открытые диспуты с участием профессоров, всех студентов и поклонников наук из числа жителей Москвы. Подготовка к диспутам помогала студентам в учебе.

Только тридцать студентов из числа казеннокоштных получали то казны жалованье в размере 40 руб. в год, а остальные жили на собственные средства. В протоколе конференции университета от 2 июля 1759 г. есть такая запись: “Одной из причин, препятствовавших успешности занятий, было отсутствие учебников, которыми казеннокоштные не могли обзавестись по бедности”.[1]

Не случайно еще в конце 1757 г. граф И.И. Шувалов приказал отпускать деньги на обувь и платья, чтобы прилично одеть студентов. Учеба и повседневная жизнь студентов Московского университета регламентировалось уставом и другими документами. Студенты, допускавшие нарушения правил внутреннего распорядка, по решению директора наказывались университетским судом (чаще всего денежными штрафами). Кроме университетского суда, наказывать студентов-нарушителей имели право директор, инспектор и надзиратели. Для реализации мер наказания, при необходимости, привлекались солдаты постоянного караула, который охранял университет.

В силу особого указа от 5 марта 1756 г. Московский университет был подчинен только Правительствующему Сенату. Директор коллежский советник А.М. Аргамаков имел право посылать во все судебные места от имени университета указы, которые подлежали исполнению. Эта существенная привилегия делала Московский университет достаточно независимым от чиновников.

Укреплению дисциплины среди студентов, поощрению их усердия в учебе служила такая мера, как награждение маленькими шпагами, что давало личное дворянство. За особые заслуги лучшие студенты досрочно получали очередные воинские звания. Само обучение в Московском университете приравнивалось к прохождению военной службы. Заканчивая полный курс университета, студент получал обер-офицерский чин.

С весны в вечернее время студенты и университетские гимназисты привлекались к военной подготовке. Для ее организации из полков Московского гарнизона выделялись офицеры, которые помогали в организации военного обучения молодежи. Занятия проводились по строевой, огневой и тактической подготовке, интенсивность которых усиливалась в летнее время.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 154; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.018 с.)