A. Общая характеристика книжного дела в XVII В. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

A. Общая характеристика книжного дела в XVII В.



Нижегородский Государственный Университет

Юридический факультет

 

 

Доклад по Отечественной Истории на тему:

«Создание системы государственного образования. Книгоиздательское дело»

 

 

                                                                               Выполнил:

                                                              Студент 1 курса группы № 11-10

                                                              Лебедев С. П.

 

Нижний Новгород

2005


Книга в России в XVII в.

A. Общая характеристика книжного дела в XVII в.

 

Внутренняя и внешняя обстановка в стране в первые десятилетия XVII в. не благоприятствовала развитию книжного дела. Изменения в социально-экономических отношениях в Московском государстве XVI в. привели к усилению феодального гнета, ухудшению положения народных масс и, как следствие, к обострению классовой борьбы. Классовая борьба нашла свое отражение и в крупнейшем религиозном движении в России XVII в. - расколе православной русской церкви. Поводом к расколу послужили разногласия по вопросу об исправлении обрядов и церковных книг. Особую остроту этот вопрос приобрел после прихода на патриаршество Никона (1652), который энергично приступил к исправлению церковных книг и обрядов, стремясь привести русскую церковную практику в соответствие с греческой.

Бурные политические события начала XVII в., дорого обошедшиеся русскому народу, сказались на состоянии культуры московского общества. Грамотность среди русского населения в конце XVI - начале XVII в. была распространена все еще слабо.

Постепенно в связи с потребностями экономического и культурного развития в московском обществе усиливается понимание необходимости более широкого образования, чем прежде. Круг образованных людей становится шире, чем в предшествующем столетии. Образование распространяется среди нарождающегося дворянства и проникает уже в посадскую среду, тогда как в XVI в. оно было доступно главным образом лишь верхушке феодального класса.

Так, в 1686 г. среди мелкого посадского люда Москвы грамотных было 23,6%. В московской мещанской слободе процент грамотных с 1677 г. до 90-х гг. XVII в. вырос с 36 до 52%. Тяга к образованию возросла под влиянием Западной Европы, сношения с которой в XVII в. усилились. В Москве появилось немало ученых людей, выходцев из Белоруссии и Украины; они работали переводчиками книг, справщиками на Печатном дворе. Среди них выделялись своей образованностью Симеон Полоцкий, Епифаний Славинецкий и другие поборники просвещения, много сделавшие для развития культуры России, издания и распространения книг. Значительное влияние на развитие русской образованности оказали в XVII в. греки, переселившиеся в Москву из Турции. В их числе - братья Лихуды, возглавлявшие одно время деятельность Московского печатного двора. Усилилось влияние иностранной научной и художественной литературы; она распространялась в России как в оригиналах, так и в переводах - рукописных и печатных. Если от XVI в. известно только 26 переводов, за первую половину XVII в. - 13, то во второй половине XVII в. их было уже 114.

В XVII в. возросло число лиц, владевших крупными книжными собраниями. Среди них - служилые люди, члены царской семьи, представители высшего духовенства, просвещенные монахи, справщики Печатного двора, купцы. В книжных собраниях частных лиц все большее место занимает светская литература. Наибольший интерес читателей XVII в. вызывали книги по истории, философии, географии, космографии, медицине, но количественно преобладала все же религиозная литература, что отвечало условиям времени, месту, которое религия и церковь занимали в жизни общества.

B. Рукописная книга

Введение книгопечатания в Московском государстве не устранило рукописного производства книг. Вплоть до XVIII в. рукописная книга в России распространена шире, чем книга печатная. Чем была вызвана такая «живучесть» рукописной традиции?

Причин для этого было несколько: несовершенство ремесленной техники книгопечатания; дороговизна печатной книги по сравнению с рукописной; монопольно-государственный характер русского книгопечатания; церковный диктат; приверженность грамотного населения к привычной рукописной литературе и т.п. Параллельное развитие рукописной и печатной книги характерно не только для России. «В тех случаях, когда по тем или иным обстоятельствам печатная книга не могла удовлетворить общественного интереса, на помощь приходила книга рукописная, не связанная столь тесно с цензурно-политическим контролем, существовавшим за печатным словом»

C. Центры книжного дела

 

Центром производства рукописных церковно-служебных книг в XVII в. оставались по-прежнему монастыри. Деловая письменность - различные делопроизводственные документы и акты - находилась в ведении особой системы приказных учреждений и «площадных» подьячих, выполнявших нотариальные функции. Число писцов-профессионалов значительно возросло по сравнению с предшествующим периодом, из них в XVII в. 45% - светские. Писцами нередко становились холопы. У известного ученого-литератора XVII в. князя Шаховского среди его дворовых людей находился «юнейший в рабех» писец Олферец по прозвищу «Ворон». В XVII в. существовала даже должность «комнатного писца».

Одной из форм организации труда писцов-ремесленников XVII в. были мастерские. Так, в художественных мастерских Посольского приказа работали златописцы-художники, писцы, переплетчики, которые выполняли в основном заказы царского двора и Посольского приказа, но иногда принимали и заказы частных лиц.

 

H. Содержание и тематика печатных книг XVII в. Первые светские печатные книги

 

На протяжении XVII в. в Москве были напечатаны 483 книги. По содержанию Они делятся на три группы:

· литургические, церковно-служебные или культовые;

· книги религиозные, но не литургические, предназначенные для чтения вне церкви;

· книги не религиозные.

Преимущественная часть изданий XVII в. - книги первой группы. Содержание и тематика книг, как и в XVI в., определялись главным образом потребностями церкви: Апостолы, Евангелия, Псалтыри все еще составляют основную массу продукции Московского печатного двора. Развитие хозяйства, государственного управления, успехи культуры и просвещения приводят к некоторым важным изменениям в издательской деятельности Московского печатного двора. Прогрессивным фактором явилось издание сочинений, предназначенных не для церковной службы, а для повседневного чтения. Хотя книги эти входили в круг церковной литературы, они все же расширяли издательский «ассортимент» Печатного двора. Кроме сочинений таких церковных писателей, как Ефрем Сирин, Иоанн Златоуст и др., в эту группу изданий входят сборники, составленные из произведений византийских писателей, украинских и русских авторов, а также «Пролог» - обширное собрание житийных и нравоучительных статей. Как сборники (или точнее «соборники»), так и «Пролог» пользовались большой популярностью у русского читателя. Московское издание «Пролога» 1641 г. - первая русская печатная книга для повседневного чтения.

Особая труппа изданий XVII в. - буквари и азбуки, предназначенные для обучения чтению и письму. Их основной текст состоял из молитв, но в то же время они носили на себе отпечаток педагогической и литературной индивидуальности издателя.

Начало изданию букварей в Москве положил Василий Бурцов. В 1634 г. в Москве им была издана печатная «Азбука». Она очень быстро разошлась и уже в 1637 г. была переиздана. Во второе издание включены вирши о целях и методах учения. Открывал книгу гравированный фронтиспис - сцена наказания розгой провинившегося ученика в «Училище». Гравюра светского содержания - явление новое в русской печатной книге XVII в. Некоторые буквари пропагандировали новые методы обучения и воспитания. Так, в одном из самых интересных букварей XVII в. - букваре «словено-российских письмен» Кариона Истомина применен метод запоминания букв с помощью картинок. Буквы даны в различных начертаниях - не только славянские, но и греческие и латинские, в печатных и рукописных вариантах. Иллюстрации к ним изображают предметы, названия которых начинаются с соответствующей буквы. Так, под различными начертаниями буквы «А» помещены изображения «Адама», «аспида», «арифметики», «апреля месяца», «аналогии» и т.д. На каждом листе - назидательные вирши. Так, лист с буквой «А» завершается следующей стихотворной строкой: «Изначала лет юн всем обучайся; везде от жизни мудрей утешайся».

Целиком текст букваря с иллюстрациями был выгравирован на меди в 1694 г. Леонтием Буниным. Кариону Истомину принадлежит другой примечательный букварь, отпечатанный в 1696 г. типографским способом. Это - одна из редчайших русских книг. До сих пор обнаружено лишь два (из 20 изданных) экземпляра этой книги. Значительное место в букваре занимают поэтические произведения самого К. Истомина.

В 1648 г. вышло первое московское издание знаменитой «Славянской грамматики Мелетия Смотрицкого. Оно дополнено отрывками из сочинений Максима Грека, примерами, грамматического разбора предложений. «Грамматика» Смотрицкого была для своего времени подлинно научным сочинением. Ею пользовались в России еще в XVIII в. (по ней, как известно, учился М.В. Ломоносов).

Развитие военного дела и усиление внимания государства к вопросам военного искусства нашло отражение в издании превосходно отпечатанной книги размером в лист с 35 гравюрами на меди и гравированным титульным листом по рисунку Григория Благушина: «Учение и хитрость ратного строения пехотных людей». Это был перевод с немецкого руководства по военному делу Вальхаузена. Книга напечатана в 1647 г. Гравюры выполнены по заказу царя Алексея Михайловича в Голландии.

В 1649 г. выходит в свет первое печатное издание свода русских законов - «Уложение государя царя Алексея Михайловича». Развитие торговли, усиление влияния купечества вызвали появление таких книг, как «Грамота о таможенных пошлинах» (1654), «Считание удобное;» (1682), предназначенных для людей «купующих и продающих».

В 1699 г. в Москве была выпущена книжка: «Краткое обыкновенное учение с крепчайшим и лучшим растолкованием в строении пеших полков». Это последняя светская печатная книга XVII в., в наше время - редчайшее издание.

 

A. Реформа азбуки и печати

 

Реформа печати была проведена в 1707-1710 гг. Суть реформы - замена старой кириллической азбуки с ее сложной графикой и затруднительной в типографском наборе системой надстрочных знаков новой гражданской азбукой, в основу которой были положены почерки конца XVII - начала XVIII в., отличавшиеся от обычного полуустава только округлостью ряда букв - б, в, е, о, р и др. Литеры такого рисунка, близкие по характеру к европейским шрифтам, встречались в некоторых гравированных изданиях начала XVIII в., например, на карте реки Двины (1702).

К созданию новой азбуки были привлечены такие опытные люди, как известный деятель в области книгопечатания И.А. Мусин-Пушкин, руководитель первой московской гражданской типографии В.А. Киприянов, словолитец Михаил Ефремов. Рисунки нового шрифта были выполнены чертежником и рисовальщиком Куленбахом. Петр I сам давал указания об уничтожении надстрочных знаков и некоторых букв («от», «пси», «кси», и др.), заимствованных в свое время из греческого письма и ставших ненужными с развитием русского языка, об изменении, улучшении графики отдельных букв.

 

Новая азбука была легкой для усвоения, удобной в наборе. Она демократизировала чтение, способствовала распространению грамотности, просвещения. Впоследствии М.В. Ломоносов писал о ней:

«При Петре Великом не одни бояре и боярыни, но и буквы сбросили с себя широкие шубы и нарядились в летние одежды».

Окончательный вариант гражданской азбуки был принят в 1710 г. Петр I собственноручно начертал на экземпляре гражданской азбуки: «Сими литеры печатать исторические и мануфактурные книги. А которые подчернены, тех [в] вышеописанных книгах не употреблять».

Кирилловский шрифт с 1708 г. употребляется главным образом для печатания церковных книг; некоторое время им продолжали печатать учебники, религиозные книги, наиболее важные издания, предназначенные для широкого распространения во всей России, так как в провинцию гражданский шрифт проникал медленно. Кириллица была более привычна, чем гражданский шрифт, этим объяснялась «живучесть» книг старой кирилловской печати.

F. Рукописная книга

 

Несмотря на крупные успехи русского книгопечатания, в петровское время продолжала развиваться и рукописная традиция. Это вызывалось рядом причин: было мало изданий художественной литературы, рукописная книга стоила не дороже, а иногда и дешевле печатных книг, наконец, вся оппозиционная литература могла распространяться лишь в рукописном виде. Тематика рукописных книг петровского времени разнообразна: это, прежде всего, книги исторические - летописи, хронографы, сборники, исторические повести и др.; широко распространялись в рукописном виде произведения художественной литературы. Особой популярностью пользовались сатирические произведения, бытовые повести, переводные романы. Немало сохранилось от этого времени рукописных лечебников.

В рукописной форме существовали многочисленные проекты мероприятий и реформ, составлявшиеся представителями различных общественных групп.

Автор нескольких рукописных произведений И.Т. Посошков - выразитель интересов нарождающейся буржуазии. Самое замечательное его произведение - «Книга о скудости и богатстве», написанная как секретный доклад царю. Автор выступает сторонником петровских реформ и абсолютной монархии, которая, по его мнению, непременно должна заботиться о народном хозяйстве. Проекты Посошкова, проникнутые горячим патриотизмом, отражали интересы купечества в первую очередь. «Книга о скудости и богатстве» осталась ненапечатанной, и после смерти Петра I ее автор был арестован.

Стихийный протест народа против феодально-крепостнического гнета отразился в рукописных прокламациях, в «Челобитной холопов» об их освобождении, в «Прелестных письмах» К. Булавина, насыщенных ненавистью к господствующему классу.

В рукописном виде распространялись оппозиционные по отношению к реформам сочинения, такие как «Тетради» игумена Авраамия и переписчика книг Григория Талицкого. Они обличали Петра I, говорили о пришествии антихриста в лице царя, за что Авраамий был арестован, а Талицкий казнен.

В опровержение этих взглядов митрополит Стефан Яворский написал «Знамение пришествия антихристова и кончины века». Однако сам Яворский был противником реформ. Основное его произведение - «Камень веры», направленное против лютеранства и излагавшее православное вероучение, в первой четверти

XVIII в. тоже осталось в рукописи. Оно было опубликовано в 1728 г.

Для борьбы с распространением противоправительственных идей в 1721 г. был издан указ, положивший начало Официальной русской цензуре. По указу запрещалось печатать и распространять «лица» и «куншты» без разрешения синода. Отныне его ведению и надзору подлежали все российские типографии. Протектором над типографиями и школами был назначен известный деятель петровского времени Гавриил Бужинский.

Университеты, гимназии, Академия наук

 

По поручению императора Петра I лейб-медик Л.Л.Блюментрост подготовил доклад о проекте создания в Петербурге Академии наук и художеств. При академии предполагалось учредить также университет и гимназию. В архиве Российской Академии наук находится копия этого доклада с поправками и дополнениями Петра I, что позволяет утверждать о его реальном участии в разработке основополагающего документа. Идея создания академического университета пришла к монарху во время его поездок по странам Европы, где он наблюдал деятельность классических университетов.

28 января 1724 г. Сенат своим указом утвердил проект учреждения в Петербурге Академии наук и художеств.

Петр I пригласил несколько крупных зарубежных ученых для работы в Академии наук и преподавания в академическом университете. Кроме того, для работы в академической гимназии и участия в научных исследованиях были приглашены 8 студентов старших курсов из немецких университетов. Академическая гимназия предназначалась для подготовки будущих слушателей университетов. Она состояла из пяти классов, в которых ученикам преподавали русский, латинский, немецкий французский, итальянский и греческий языки, начала математики, истории и географии.

27 декабря 1725 года императрица Екатерина I торжественно открыла первый научный центр и высшее учебное заведение России. Академики вели научные исследования в своих областях знаний и обучали закрепленных за ними студентов. Профессора занимались научной работой, и каждый из них читал по четыре лекции в неделю. 24 января 1726 г. в Академии наук и художеств началось чтение на латинском языке публичных лекций для всех желающих (вход был свободный). Академические студенты эти лекции посещали в обязательном порядке. Профессорам академии предоставлялось право открывать частные курсы.

Становление Петербургской Академии наук и художеств и ее учебных подразделений проходило сложно. После кончины в 1727 г. императрицы Екатерины Алексеевны, академия наук лишилась своей покровительницы. Положение усугублялось еще и тем, что вскоре царский двор переехал в Москву, за ним потянулись сановники и крупные ученые. Таким образом, не став еще прочно на ноги, академия наук начала приходить в упадок из-за скудного финансирования и отъезда некоторых иностранных ученых на родину.

Кризис коснулся и Академической гимназии, где сократилось число учащихся. В 1729 г. в гимназию поступило лишь 74 мальчика. Еще хуже складывалось положение со студентами. Профессора-иностранцы лекции читали только на латинском языке, так как русский знали плохо. Отыскать в России молодых людей, владевших латынью, было довольно сложно. Поэтому в период 1726-1733 г.г. среди академических студентов числилось только 38 человек.

В первые годы существования академического университета не придерживались строгих сроков обучения студентов. При каждом штатном профессоре состояло по два студента, которые в будущем должны были занять кафедры. Студенты изучали различные науки до тех пор, пока их профессора-наставники требовали того. Академические студенты, кроме посещения обязательных лекций и индивидуальных занятий, должны были участвовать в работе ученых собраний. Воспитанники университета часто проводили занятия в академической гимназии и давали частные уроки на стороне. По тем временам академические студенты получали хорошее образование.

В 1736 г. в истории Академии наук и художеств произошло событие, которое имело важные последствия для развития отечественной науки и высшей школы. В начале этого года в академический университет был зачислен Михаил Ломоносов - один из лучших учеников Славяно-греко-латинской академии. Природные способности и колоссальное трудолюбие позволили ему стать выдающимся ученым и педагогом своей эпохи.

Глубокие разносторонние знания и свободное владение латинским языком выделяли Ломоносова среди других академических студентов. Не случайно осенью 1736 г. М.В.Ломоносов и его товарищ Д.И.Виноградов были направлены для продолжения образования в Германию.

В январе 1742 г. Михаил Васильевич Ломоносов вернулся на родину и был назначен адъюнктом физического класса Петербургской Академии наук. В 1745 г. М.В.Ломоносов стал профессором химии и был избран в состав Академии наук. Научная деятельность русского ученого успешно сочеталась с педагогической работой. В 1746 г. академик Ломоносов впервые в России начал читать публичные лекции для студентов на русском языке. Это смелое нововведение поддержали другие отечественные ученые и педагоги.               

В 1758 г. М.В.Ломоносов вступил в должность ректора академического университета и нашел его в упадке. Он добился увеличения финансирования университета в 1,5 раза. М.В.Ломоносов получил чин статского советника, что упрощало обращения в любые инстанции.

4 апреля 1765 г. великий ученый и педагог М.В.Ломоносов скончался. Его смерть стала невосполнимой утратой для российской науки и высшей школы. Достойного преемника на посту ректора не нашлось, и академический университет стал быстро угасать. Попытки нового директора Академии наук Е.Р. Дашковой в 1783 г. реанимировать деятельность университета успеха не имела.

К концу XVIII века академический университет был закрыт.

A. IV. Создание московского Университета

 

Экономическое и социально-политическое развитие Российской империи в середине XVIII века требовало значительного числа образованных людей. Петербургский академический университет, военно-учебные заведения и профессиональные школы не в полной мере удовлетворяли потребности государства в отечественных специалистах. В среде наиболее просвещенных людей России зрела мысль о необходимости создания классического государственного университета, где могли бы обучаться не только дворяне, но и разночинцы.

Занявшая в 1741 г. российский престол императрица Елизавета Петровна позитивно относилась к развитию отечественной науки и культуры; она приблизила к себе образованных людей. Её официальная политика в области образования заключалась в продолжении дел, начатых отцом - императором Петром I. Он же мечтал об университете, который бы стал центром науки и культуры.

Важную роль в реализации образовательной политики России играл фаворит императрицы камер-юнкер И.И. Шувалов. Патриотически настроенный дворянин существенно влиял на развитие отечественной науки и культуры, покровительствовал русским ученым, писателям, поэтам, художникам. Он с большим уважением относился к М.В. Ломоносову и активно поддерживал многие его начинания. Благодаря содружеству и сотрудничеству графа Шувалова и академика Ломоносова родилась мысль о создании московского университета.

Эта идея была воплощена в проекте И.И. Шувалова, написанного совместно с М.В. Ломоносовым, который императрица утвердила 24 января 1755 г. именным указом “Об учреждении Московского университета и двух гимназий”. 26 апреля того же года состоялось торжественное открытие Московского университета и двух его гимназий.

Из указа следовало, что при Московском университете создавалось две гимназии: одна для молодых дворян, а другая для разночинцев. У последних возникали лингвистические трудности, т.к. обучение в университете требовало знание латинского, немецкого и французского языков.

В гимназиях при Московском университете было создано четыре школы. Первая школа называлась «российской» и в ней изучались следующие предметы: грамматика и чистый стиль, стихотворство и оратории. Вторая школа считалась «латинской», где ученики изучали: основы латинского языка и вокабулы, переводы с латинского языка на русский. В третьей школе преподавали: арифметику, геометрию и географию, сокращенный курс философии. Четвертая школа предназначалась для освоения немецкого и французского языков. Лучших учеников обеих гимназий зачисляли на первый курс университета.     

В Московском университете было образовано три факультета со штатом 10 профессоров. На первом, философском, факультете полагалось четыре профессора: философии, физики, красноречия и истории. На втором, юридическом факультете, работали три профессора: всеобщей и российской юриспруденции, а также политики. Планировалось, что на третьем, медицинском, факультете будет три профессора: химии, натуральной истории и анатомии (здесь несколько лет были вакансии).

Занятия на факультетах проводились пять дней в неделю. Студенты обязаны были посещать все публичные лекции, а желающие могли также слушать дополнительные курсы. Кроме того, все студенты участвовали в ежемесячных диспутах, которые проводились под руководством штатных профессоров университета. За неделю до очередного диспута объявлялась его тематика и фамилии докладчиков из числа студентов. В конце каждого полугодия в университете организовывались открытые диспуты с участием профессоров, всех студентов и поклонников наук из числа жителей Москвы. Подготовка к диспутам помогала студентам в учебе.

Только тридцать студентов из числа казеннокоштных получали то казны жалованье в размере 40 руб. в год, а остальные жили на собственные средства. В протоколе конференции университета от 2 июля 1759 г. есть такая запись: “Одной из причин, препятствовавших успешности занятий, было отсутствие учебников, которыми казеннокоштные не могли обзавестись по бедности”.[1]

Не случайно еще в конце 1757 г. граф И.И. Шувалов приказал отпускать деньги на обувь и платья, чтобы прилично одеть студентов. Учеба и повседневная жизнь студентов Московского университета регламентировалось уставом и другими документами. Студенты, допускавшие нарушения правил внутреннего распорядка, по решению директора наказывались университетским судом (чаще всего денежными штрафами). Кроме университетского суда, наказывать студентов-нарушителей имели право директор, инспектор и надзиратели. Для реализации мер наказания, при необходимости, привлекались солдаты постоянного караула, который охранял университет.

В силу особого указа от 5 марта 1756 г. Московский университет был подчинен только Правительствующему Сенату. Директор коллежский советник А.М. Аргамаков имел право посылать во все судебные места от имени университета указы, которые подлежали исполнению. Эта существенная привилегия делала Московский университет достаточно независимым от чиновников.

Укреплению дисциплины среди студентов, поощрению их усердия в учебе служила такая мера, как награждение маленькими шпагами, что давало личное дворянство. За особые заслуги лучшие студенты досрочно получали очередные воинские звания. Само обучение в Московском университете приравнивалось к прохождению военной службы. Заканчивая полный курс университета, студент получал обер-офицерский чин.

С весны в вечернее время студенты и университетские гимназисты привлекались к военной подготовке. Для ее организации из полков Московского гарнизона выделялись офицеры, которые помогали в организации военного обучения молодежи. Занятия проводились по строевой, огневой и тактической подготовке, интенсивность которых усиливалась в летнее время.

 

 

D. VII. Заключение

Этап зарождения отечественной высшей школы был самым трудным и продолжительным; он охватывал время правления нескольких императоров – от Петра I до Павла I. В нем можно выделить следующие периоды и знаменательные события: предыстория высшей школы России (император Петр I), открытие Петербургского академического университета (императрица Елизавета Петровна), создание Горного училища (императрица Екатерина II), образование Медико-хирургической академии (император Павел I).

Первый этап занял почти сто лет, его роль трудно переоценить в экономическом, военно-политическом и социально-культурном становлении Российской империи. Благодаря созданию основ образовательной системы, особенно высшей силы, Россия получила интеллектуальную независимость от мировых держав. В XVIII веке отечественные светские высшие учебные заведения подготовили несколько сотен высокообразованных людей, которые составили ядро новой социальной группы – интеллигенции (этот термин в России стал употребляться позже).

Вместе с тем, надо заметить, главным предназначением первых высших учебных заведений являлась подготовка квалифицированных чиновников для государственной службы. В конце XVIII века Московский университет и Горное училище составляли серьезную конкуренцию специальным военно-учебным заведениям, которые считались ранее наиболее престижными для молодых дворян. Обучение в светских вузах давало возможность разночинной молодежи изменить свой социальный статус через получение классных чинов и офицерских званий. Первые высшие учебные заведения возникли в столицах, что закрепило их роль учебно-научных центров Российской империи.

Список литературы

1. Г.В.Вернадский «Русская история» М.: Аграф, 2000г.

2. В.П.Дмитренко «История Отечества. XX век.» М.: Дрофа, 2000г.

3. В.А.Змеев «Эволюция высшей школы Российской империи» М.: Эксмо-пресс, 1998г.

4. Е.С. Кулябко «М.В.Ломоносов и учебная деятельность Петербургской академии наук» М-Л, 1962г.

5. Т.В.Черникова «История России XVII-XVIII веков» М.: Дрофа, 2000г.

6. «Россия во всемирной истории» под ред. О.В.Волобуева, М.: Дрофа, 2000г.

7. «История России. XX век» под ред. М.Е.Главацкого, М.: Дрофа, 2000г.

8. «Документы и материалы по истории Московского университета второй половины XVIII века» М. 1960. Т. 1.

9. «Высшее образование в России. Очерк истории до 1917 года» М.: Эко, 1995г.


[1] Г.В.Вернадский «Русская история» М.: Аграф, 2000г., стр. 136

 

[2] Т.В.Черникова «История России XVII-XVIII веков» М.: Дрофа 2000г., стр. 57-58

Нижегородский Государственный Университет

Юридический факультет

 

 

Доклад по Отечественной Истории на тему:

«Создание системы государственного образования. Книгоиздательское дело»

 

 

                                                                               Выполнил:

                                                              Студент 1 курса группы № 11-10

                                                              Лебедев С. П.

 

Нижний Новгород

2005


Книга в России в XVII в.

a. Общая характеристика книжного дела в XVII в.

 

Внутренняя и внешняя обстановка в стране в первые десятилетия XVII в. не благоприятствовала развитию книжного дела. Изменения в социально-экономических отношениях в Московском государстве XVI в. привели к усилению феодального гнета, ухудшению положения народных масс и, как следствие, к обострению классовой борьбы. Классовая борьба нашла свое отражение и в крупнейшем религиозном движении в России XVII в. - расколе православной русской церкви. Поводом к расколу послужили разногласия по вопросу об исправлении обрядов и церковных книг. Особую остроту этот вопрос приобрел после прихода на патриаршество Никона (1652), который энергично приступил к исправлению церковных книг и обрядов, стремясь привести русскую церковную практику в соответствие с греческой.

Бурные политические события начала XVII в., дорого обошедшиеся русскому народу, сказались на состоянии культуры московского общества. Грамотность среди русского населения в конце XVI - начале XVII в. была распространена все еще слабо.

Постепенно в связи с потребностями экономического и культурного развития в московском обществе усиливается понимание необходимости более широкого образования, чем прежде. Круг образованных людей становится шире, чем в предшествующем столетии. Образование распространяется среди нарождающегося дворянства и проникает уже в посадскую среду, тогда как в XVI в. оно было доступно главным образом лишь верхушке феодального класса.

Так, в 1686 г. среди мелкого посадского люда Москвы грамотных было 23,6%. В московской мещанской слободе процент грамотных с 1677 г. до 90-х гг. XVII в. вырос с 36 до 52%. Тяга к образованию возросла под влиянием Западной Европы, сношения с которой в XVII в. усилились. В Москве появилось немало ученых людей, выходцев из Белоруссии и Украины; они работали переводчиками книг, справщиками на Печатном дворе. Среди них выделялись своей образованностью Симеон Полоцкий, Епифаний Славинецкий и другие поборники просвещения, много сделавшие для развития культуры России, издания и распространения книг. Значительное влияние на развитие русской образованности оказали в XVII в. греки, переселившиеся в Москву из Турции. В их числе - братья Лихуды, возглавлявшие одно время деятельность Московского печатного двора. Усилилось влияние иностранной научной и художественной литературы; она распространялась в России как в оригиналах, так и в переводах - рукописных и печатных. Если от XVI в. известно только 26 переводов, за первую половину XVII в. - 13, то во второй половине XVII в. их было уже 114.

В XVII в. возросло число лиц, владевших крупными книжными собраниями. Среди них - служилые люди, члены царской семьи, представители высшего духовенства, просвещенные монахи, справщики Печатного двора, купцы. В книжных собраниях частных лиц все большее место занимает светская литература. Наибольший интерес читателей XVII в. вызывали книги по истории, философии, географии, космографии, медицине, но количественно преобладала все же религиозная литература, что отвечало условиям времени, месту, которое религия и церковь занимали в жизни общества.

B. Рукописная книга

Введение книгопечатания в Московском государстве не устранило рукописного производства книг. Вплоть до XVIII в. рукописная книга в России распространена шире, чем книга печатная. Чем была вызвана такая «живучесть» рукописной традиции?

Причин для этого было несколько: несовершенство ремесленной техники книгопечатания; дороговизна печатной книги по сравнению с рукописной; монопольно-государственный характер русского книгопечатания; церковный диктат; приверженность грамотного населения к привычной рукописной литературе и т.п. Параллельное развитие рукописной и печатной книги характерно не только для России. «В тех случаях, когда по тем или иным обстоятельствам печатная книга не могла удовлетворить общественного интереса, на помощь приходила книга рукописная, не связанная столь тесно с цензурно-политическим контролем, существовавшим за печатным словом»

C. Центры книжного дела

 

Центром производства рукописных церковно-служебных книг в XVII в. оставались по-прежнему монастыри. Деловая письменность - различные делопроизводственные документы и акты - находилась в ведении особой системы приказных учреждений и «площадных» подьячих, выполнявших нотариальные функции. Число писцов-профессионалов значительно возросло по сравнению с предшествующим периодом, из них в XVII в. 45% - светские. Писцами нередко становились холопы. У известного ученого-литератора XVII в. князя Шаховского среди его дворовых людей находился «юнейший в рабех» писец Олферец по прозвищу «Ворон». В XVII в. существовала даже должность «комнатного писца».

Одной из форм организации труда писцов-ремесленников XVII в. были мастерские. Так, в художественных мастерских Посольского приказа работали златописцы-художники, писцы, переплетчики, которые выполняли в основном заказы царского двора и Посольского приказа, но иногда принимали и заказы частных лиц.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.236.219 (0.073 с.)