Понятие и история возникновения прав и свобод человека и гражданина 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и история возникновения прав и свобод человека и гражданина



 

Права человека являются одной из вечных проблем развития человечества в различных сферах, которая находится в центре внимания философской, правовой, политической, религиозной мысли. B разные исторические времена менялось и само представление о праве. Это объяснялось тем, что общество, государство и право в той или иной степени, развивалось.

Права человека принадлежат каждому члену общества и составляют одну из важнейших общечеловеческих ценностей, а государство в свою очередь, обязано обеспечить их защиту и реализацию.

Выделиться из мира животных и выжить в экстремальных условиях человек смог благодаря своей социальной природе. "Под социальной личностью обычно понимается индивид, усвоивший характерные для данного общества нормы и навыки поведения и нашедший в соответствии с ними своё место в системе общественных связей". Основная норма поведения человека в тех условиях являлся обычай. Обычаи приобретали форму религиозных обрядов и поддерживались не только силой и авторитетом старейшины, но и угрозой наказания свыше.

Религиозные запреты, всевозможные табу были более эффективными средствами обеспечения желаемого поведения, нежели физическое наказание или общественное принуждение. С их помощью запрещалось кровосмешение, охранялись охотничьи угодья от необоснованного истребления и решались другие жизненно важные вопросы человеческого общежития.

Наиболее важное значение для человека имели многочисленные мифы и сказания, которые обосновывали образцы должного и запретного поведения. Социальная природа обычаев, морали и религиозных норм мало отвечала специфике формирующихся отношений. Они не фиксировали ни должного паритета общественных и частных интересов, в котором так нуждалась нарождающаяся система социальных связей, ни четкого, детального закрепления прав и обязанностей.

Учёные разных исторических времён, как зарубежные, так и наши отечественные, имели разное представление о праве, о его формировании, развитии. Вот цитаты некоторых ученых-правоведов.

Аристотель считал право - "олицетворением политической справедливости и нормой политических отношений между людьми". Сократ (469-399 до н.э.) и Платон (428/427-348 /347 до н.э.) в своём правопонимании так же исходили из совпадения справедливого и законного. По учению Цицерона, в основе права лежит присущая его природе справедливость.

Матузов Н.И. полагал, что "формированию права активно способствовало и имущественное расслоение общества. Представители зарождающегося класса имущих были крайне заинтересованы в создании таких социальных норм, которые бы не только защищали, но и выражали их частные интересы. Для этого, обеспечив себе экономическое господство, они постепенно ограничивали круг лиц, участвующих в выработке общеобязательных правил поведения. Благодаря своему положению в обществе им удалось добиться изменения бытовавшего ранее равноправия, получив, к примеру, льготную возможность материально откупиться за совершенное правонарушение".

Р. Иеринг, знаменитый германский юрист, считал, что "Содержание права составляют интересы субъектов социального взаимодействия", т. e интересы общества в целом, а единственным источником права является государство.

Само зарождение прав человека в V - IV вв. до н.э. в древних полисах (Афинах, Риме), появление принципа гражданства было крупным шагом на пути движения к свободе, распределение прав человека между различными классовыми и сословными структурами, а то и полное лишение этих прав рабов было неизбежным для тех этапов общественного развития. Каждая новая ступень такого развития добавляла новые качества правам человека, распространяла их на более широкий круг субъектов. И происходило это не случайно, а в результате борьбы классов и сословий за свои права и свободу.

В VI в. до н.э. афинский архонт Солон разработал Конституцию, закреплявшую некоторые элементы демократии и устанавливавшую право на привлечение к ответственности государственных чиновников.

Большой вклад в развитие гражданских свобод внесли римляне, которые ввели разделение властей, приняли и разработали идеи естественного права.

В период средневековья свобода была крайне ограниченна, поскольку феодальное общество - это общество всеобщей зависимости.

Учение естественного права было развито Томасом Пейном и Томасом Джефферсоном в их борьбе за победу буржуазно - демократической революции.

Л.И. Петражицкий, российский и польский учёный, рассматривал право как явление, порождённое личным сознанием, а не общественным. Единственным источником права он считал индивидуальное сознание. "Всякое иное право, существующее вне сознания человека, есть оптический обман". 

Пo мнению С.С. Алексеева, "на первых фазах развития человеческого общества (в азиатских теократических монархиях, в рабовладельческих и феодальных государствах) существовали, как правило, неразвитые правовые системы". C этим мнением следует согласиться, так как в период рабовладельческого и феодального строя право былo трaдиционным, или обычным. Малоразвитость традиционного права, прежде всего, состояла в том, что оно выполняло лишь охранительную функцию и выступало частью единой системы социального рeгулирования, в кoтoрoй регулирующую функцию осуществляли религия, нравственность и обычаи.

На основании изложенного, можно привести некоторый факт, в виде примера. Когда Маркс, будучи студентом университета, интенсивно изучал право, он пришел к выводу о том, что наиболее истинной правовой системой являлось право Древнего Рима. В подобной ситуации делать окончательные выводы о сущности права было преждевременно, поскольку за неё можно было принять преходящие черты еще развивающегося права.

"Определяющей чертой появившегося традиционного права была государственная принудительность, а не классовость". Вопрос о правах человека и гражданина в современном обществе, всегда будет актуален, по сколько время не стоит на месте, разрабатываются новые положения, принимаются новые законы, нормативные правовые акты, а соответственно и круг прав приобретает всё новые и новые очертания.

Существуют такие понятия как: " правовой статус" и "правовое положение" гражданина. Термины схожи тем, что отражают все стороны юридического существования индивидов, а именно: мотивы, интересы, потребности.

Отсюда следует вопрос, что такое право?"Право - это система общеобязательных, установленных в законе норм, принципов и нормативных установок, выражающих меру свободы и ответственности в обществе выступающее регулятором общественных отношений". Философской основой этого института является учение о свободе как о естественном состоянии человека.

А что понимается под словом свобода?"Свобода (Freedoms) - права индивидов и народов, присущие от природы, а не дарованные государством, которое не может регулировать их, вмешиваться в них, а лишь обязано воспринимать их как данность и констатировать существование их вне своей воли и власти и защищать их".

Правовое учение о свободе можно выразить следующими утверждениями:

) Все люди свободны от рождения и никто не вправе отвергать их естественные права. Обеспечение и охрана этих прав - главное назначение государства;

) Ограничение прав возможно исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе.

Начиная с Устава ООН (1945 г.) в международно-правовых актах в области защиты прав человека утвердилась некая формула "права человека и основные свободы". Всеобщая декларация прав человека заявила, что "каждый человек должен обладать всеми правами и всеми свободами", закрепленными в ней (ст.2).

Французская Декларация прав человека и гражданина 1789 г. записала следующие "естественные и неотчуждаемые права человека": свобода, собственность, безопасность и сопротивление гнету (п.2). Тогда же был сформулирован единственный предел свободам: "необходимость обеспечить за другими членами общества пользование теми же правами" (п.4).

Базой для принятия российских конституционных норм о правах и свободах человека и гражданина послужили международно-правовые акты, а именно: Всеобщая декларация прав человека 1948 года, и два международных пакта - "О гражданских и политических правах" 1966 года, и "Об экономических, социальных, культурных правах" 1966 года.

Из вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, права человека носят универсальный характер. Они распространяются на всех людей, применимы во всех странах, независимо от членства последних в тех или иных международных сообществах. Разумеется, объем и эффективность реализации прав и свобод зависит от целого ряда факторов и прежде всего от уровня развития общества в целом.

Во-вторых, права человека находятся в постоянном развитии, отражают динамику общественных отношений и рост правосознания граждан. Примером может служить возникновение права на информацию и закрепление его в ст.29 Конституции РФ. Наглядную трансформацию претерпевало право голоса американских граждан в XV (1870 г.), XIX (1920 г.), XXIV (1964 г.), XXVI (1971 г.) поправках к Конституции США.

В-третьих, права человека - это не юридическая догма. Их нельзя абсолютизировать и отрывать от реальной жизни, от разумного человека. В ряде международно-правовых и внутригосударственных документов допускаются ограничения некоторых прав и свобод ввиду общественной безопасности, экологического равновесия и т.п. В законодательстве ФРГ, Франции, Италии устанавливаются допустимые пределы частной собственности, подчеркивается необходимость ее использования в интересах общества. В Швейцарии свободная продажа и купля земли ограничена соображениями целесообразности. Например, земли сельскохозяйственного назначения при замене владельца не могут быть использованы по иному назначению.

В-четвертых, к правам человека обязательно соотносятся обязанности. Соответствие прав и свобод человека юридическим обязанностям является одним из важных условий их успешной реализации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-03-02; просмотров: 412; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.172.249 (0.008 с.)