Организация среды социализации современных обучающихся и развитие детско-родительских отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация среды социализации современных обучающихся и развитие детско-родительских отношений



Наиболее активными пользователями интернета являются подростки. Подростковый возраст характеризуется изменением социальной ситуации развития: потребностью перехода к потенциально самостоятельной и ответственной взрослости, открытие и утверждение своего «Я», поиск собственного места в системе человеческих взаимоотношений. Происходит смена ведущей деятельности, что проявляется в ориентации на общение со сверстниками, принятие группой сверстников.

Познание подростком себя как правило осуществляется через противопоставление миру взрослых, возникает «чувство взрослости», желание доказать и получить подтверждение своей «взрослости».

Поведение обучающихся в сети интернет направлено на удовлетворение этих потребностей, также, как и поведение в реальном жизненном пространстве. Поэтому для профилактики интернет-рисков большую значимость имеют управление социализаций подростка.

Задача педагогов и родителей: проанализировать возможности сетевого взаимодействия и социального партнерства школы в организации среды социализации школьников и определить возможности организации дополнительного образования и досуговой деятельности обучающихся.

Основа профилактики интернет-рисков – работа педагога совместно с родителями по включению школьника в реальные социальные группы, развитие благоприятных межличностных отношений, сплочению класса. Этому аспекту в настоящее время в школах уделяется недостаточно внимания, что приводит к формированию дисфункциональных групп и межличностных отношений в среде обучающихся.

Современные подростки активно используют интернет для общения. Стремление подростков снизить эмоциональную зависимость от родителей, недостаточный уровень развития родительской компетентности в формировании благоприятных детско-родительских отношений.

В настоящее время достаточно актуальным направление является развитие родительских университетов на базе школ или в сетевом взаимодействии.

На всероссийском уровне для создания родительского университета на базе школы интересны разработки Высшей школы экономики https://ioe.hse.ru/parentsuniversity/rodituniver.

При создании программы работы с родителями важно предусмотреть планирование тем как для целевых групп родителей (решение конкретной проблемы), так и для широкой аудитории для обсуждения широкого круга вопросов развития и воспитания ребенка.

Спектр обсуждаемых проблем должен быть весьма широк, но, в тоже время, достаточно конкретен, связан с реальным опытом участников. Работа по программам, направленным на решение проблем воспитания, преодоление кризисов и пр. целесообразно ориентировать на участников, имеющих собственный родительский опыт.

Планирование различных методов работы повысит эффективность программы. В зависимости от цели и задач конкретного элемента программы, целесообразно использовать беседу, упражнение, опрос, лекцию, демонстрацию фильма и пр. С организационной точки зрения, смена видов деятельности способствует активизации участников, преодолению утомления, поддержке активного внимания. Кроме того, применение различных по модальности методов и технологий (использование фото, видео- и аудиоматериала, интерактивных технологий и пр.) позволяют вовлечь слушателей в разной степени склонных использовать аудиальный, визуальный или кинестетический каналы восприятия[16].

Использование различных методов и практико-ориентированных видов деятельности (деловых и ролевых игр; тренингов, работа с литературой и Интернет-ресурсами, работы с глоссарием по изучаемой тематике; написанием рефлексивных работ) должно соответствовать особенностям динамики работы группы, оно позволит вовремя сконцентрировать внимание, простимулирует дискуссию, даст возможность разрядить эмоциональное напряжение, снять физическую усталость и т.д. При планировании длительности программы необходимо учитывать степень сложности предстоящей работы. Создавая программу для семей в тяжелых жизненных ситуациях, нужно учитывать, что более эффективными для них являются продолжительные встречи, а также использование дополнительных поддерживающих сессий с различными консультантами. Повторные встречи применяются для решения сложных проблем при работе с группами риска. Зачастую целесообразно дополнять групповую работу индивидуальными занятиями, особенно в случаях, когда родитель не готов обсуждать свою проблему публично.

На всероссийском уровне, согласно исследованиям ВШЭ определены наиболее актуальные темы для родительского университета.

Темы, освещающие проблематику ухода за ребенком, сбережения его физического здоровья. Родители хотят быть более компетентными в вопросах профилактики болезней, знать нормативы физического и психического развития, уметь оказывать первую медицинскую помощь. Им необходимы навыки поиска квалифицированных специалистов в области медицины, логопедии, дефектологии. Следующей по уровню востребованности темой является гармонизация семейных и более широких социальных отношений. Так, родителей волнует, как выстроить взаимоотношения с прародителями (бабушками и дедушками), как следует организовывать общение ребенка со вторым родителем в ситуации развода и т.п. Родителей интересует социальное благополучие ребенка в школе, а именно - его контакты со сверстниками. Большое внимание родители готовы уделить формированию конкретных воспитательных компетенций. Здесь важнейшими темами выступают выработка средств воздействия на ребенка, способов борьбы с ленью, мотивация к учебе. Важной темой также является доступ к системе образования. Родители нуждаются в знаниях и навыках, которые помогут выбрать подходящий детский сад, школу, кружок или секцию; подготовить к детскому саду и школе; оказать помощь в учебе, повысить успеваемость ребенка, вовлечь его в дополнительные занятия; прикрепить ребенка к образовательным организациям разных ступеней. Разрабатывая содержание программ для работы с родителями необходимо также уделять внимание проблемам, на которых акцентируют внимание педагоги и психологи. Существует дефицит верифицированных надежных знаний в области возрастной и педагогической психологии, педагогики, базовых представлений о физиологии ребенка, способах ухода за ним, обеспечения основных потребностей и разрешения воспитательных задач. Многим родителям трудно отслеживать изменения в законодательстве, далеко не все имеют представления о своих правах и обязанностях, а также о правах своего ребенка. Зачастую весьма ограничены представления о функционировании системы образования и здравоохранения, не хватает знаний о существующих возможностях и способах воспользоваться государственной поддержкой семьи с ребенком. Помимо дефицита знаний, современные родители зачастую испытывают трудности с решением конкретных проблем и отягощены внутренними конфликтами. В связи с этим, востребованными темами могут стать формирование способности самостоятельно выстраивать стратегию воспитания, повышение сензитивности к потребностям, переживаниям и реакциям ребенка. Психолого-педагогическая практика показывает, что необходимо освещать такие темы как образ родителя в общественном мнении и индивидуальных представлениях, гиперболизация и интеллектуализация роли родителя в воспитании ребенка, раскрытие потенциала индивидуальной и реалистичного родительской стратегии; образ ребенка, возможности развития самостоятельности, ответственности и инициативности на разных этапах онтогенеза, совместное эмоциональное пространство ребенка и родителя, право на личное пространство взрослого и способы его организации, индивидуальное воспитательное творчество как основа гармоничного родительства, приносящего удовольствие[17].

Для эффективной организации работы родительского университета необходимо строго следовать принципам этики. Соблюдение этих принципов позволит создать ситуацию безопасного взаимодействия.

Принцип конфиденциальности полученной в ходе работы информации о семьях участников. Материалы не могут быть разглашены или обсуждаться за пределами рабочей ситуации.

Принцип беспристрастности по отношению к участникам. Недопустимо предвзятое отношение к участникам программы, независимо от социального статуса, материального положения, личных предпочтений педагога и пр.

Принцип ограничения профессиональной компетентности специалиста. Он обязан рефлексивно относиться к границам собственных знаний и умений, и обращаться к помощи коллег или смежных специалистов в случаях, когда это необходимо.

Принцип безопасности применяемых методов. Специалист не имеет права применять в работе с родителями методы, в безвредности которых для психического или физического здоровья участника он не уверен.

Принцип соблюдения равноправия позиций специалиста и родителей. Необходимо признавать потенциал родителей к самостоятельному решению проблем, их готовность нести ответственность за свои действия, уважать их выбор. Уважение к индивидуальному опыту родителей. Работая со взрослыми людьми, специалист не должен дискредитировать или преуменьшать значение их личного опыта, переживаний и эмоций. Обращение к жизненному опыту родителей может стать мощным ресурсом в работе.

Специалист должен исходить из признания доброжелательного отношения родителей к ребенку и их стремления повысить свою родительскую компетентность

В Свердловской области родительский университет функционирует на базе ГБУ СО «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Ладо» http://centerlado.ru/news/priglashaem-vseh-zhelayuschih-v-roditelskiy-universitet/. Примерное содержание занятий представлено в приложении. Определение содержания занятий родительского университета на базе школы (класса) зависит от потребностей родителей, актуальных проблем класса и возможностей образовательной организации в привлечении специалистов (медиков, психологов и др.).

Профилактическая работа предполагает формирование:

· установок на безопасное поведение и навыков безопасного поведения;

· личностных качеств школьников, связанных с готовностью к ответственному, сознательному выбору; развитие умений целеполагания и планирования;

· развитие коммуникативных навыков и эмоционального интеллекта: безопасной самопрезентации и взаимодействия, разрешения конфликтов;

· развитие умения критически анализировать информацию и содержание информационных сообщений, особенно сообщений, призывающих к каким-либо действиям; развитие умений видеть альтернативные способы поведения, говорить «нет», запрашивать помощь.

Для развития ценностей наиболее адекватной технологией является мастерская ценностных ориентаций. Мастерская предполагает совместную деятельность детей и взрослых. Организация коллективной творческой деятельности детей и взрослых в мастерской имеет свои закономерности, алгоритм, позволяющий каждым этапом его реализации подготовить следующий шаг продвижения к цели.

Алгоритм деятельности в мастерской ценностных ориентаций, ее основные этапы[18].

Начало мастерской (индуктор) – первое задание в мастерской, мотивирующее дальнейшую деятельность участников. Оно актуализирует личный опыт каждого и создает ситуацию выбора, сбора ассоциаций, пробуждает фантазию и познавательный интерес, включает в деятельность.

Первый этап работы с материалом, информацией, ситуацией, опытом отношений. Он включает создание творческого продукта, социализацию, т.е. предъявление созданного продукта всем участникам мастерской, промежуточную рефлексию и самокоррекцию деятельности. Эта работа сопровождается активизацией познавательного интереса, завершается формированием вопросов.

Второй этап обращает к новой информации, ее обработке (составлению схем, афиш, рисунков, планов, проектов, газет), к корректировке творческого продукта. Социализация (обсуждение в группе), возникновение «разрыва» между старым и новым пониманием, представлением, выдвижение гипотез, вариантов суждений, новых вопросов – кульминационный момент мастерской. «Афиширование» предполагает представление участниками своих открытий, позиций, проектов, афиш, текстов, ситуаций.

Рефлексивный этап – завершение работы общим анализом пережитого, понятого, открытого в себе. Рефлексия может завершиться выходом на новые проблемы. На этом этапе дети учатся анализировать свой личный духовный, нравственный, познавательный опыт, свое отношение и настроение, учатся высказывать свои суждения открыто, искренне, тактично по отношению к другим.

Проектирование мастерской ценностных ориентаций в контексте обеспечения информационной безопасности обучающихся может быть связано с развитием ценностей семьи, реального общения и др.

Родители несут ответственность за обеспечение безопасности ребенка. Одно из направлений этого – определение правил пользования Интернетом. Оптимальным является совместное определение некоторых аспектов таких правил перед первым выходом в Интернет. Поскольку это зачастую происходит еще в начальной школе, то пропорции совместного определения правил меняются: родители младших школьников практически полностью определяют правила. Обсудите с ребенком куда ему можно заходить (возможно, стоит составить список сайтов), что можно и что нельзя делать, сколько времени можно находиться в Интернете.

В средней и старшей школе – возможности взаимного согласования правил гораздо больше. Интересы и компетенции школьника должны приниматься во внимание.

Для утверждения и большей наглядности, возможно выработанные совместно правила оформить в виде следующего семейного соглашения, объяснив ребенку, что Вы доверяете ему и заботитесь о его безопасности. То же относится и к родителям, ограничивая время нахождения ребенка в интернете, родитель и сам должен являться образцом такого поведения.

Представляем набор пунктов для составления семейного соглашения. Выбор необходимых пунктов определяется индивидуально, в зависимости от индивидуально-психологических и возрастных особенностей ребенка. Набор пунктов дополняется в зависимости от представлений родителей и по итогам совместного согласования с ребенком.

Родитель для безопасности ребенка должен:

1. Объяснить правила безопасного использования интернета:

· посещаемые сайты и правила безопасного поведения на них:__________________________________________________________________

· персональные данные, которые нельзя распространять__________________

· правила составления и хранения паролей______________________________

· правила общения в интернете (общение с незнакомыми людьми): _____________________________________________________________________

· другое___________________________________________________________

2. Обеспечить настройку родительского контроля на всех устройствах, доступных ребенку.

3. Осуществлять мониторинг посещаемых ребенком страниц и аккаунтов в соцсетях.

4. Контролировать время, проведенное в Сети

5. 5. В течение некоторого времени сопровождать ребенка в его путешествиях по сети для того, чтобы убедиться, что ребенок соблюдает данное соглашения.

6. Для безопасного поведения в интернете повышать свою информационную грамотность и грамотность ребенка.

7. Другое _____________________________________________________________________

 

Ребенок должен:

Обращаться к моим родителям, чтобы узнать правила пользования Интернетом: безопасные сайты, время моего использования интернета (___ минут непрерывно / ___ часов в день).

Никогда не выдавать без разрешения родителей для каждого отдельного случая личную информацию (персональные данные): домашний адрес, номер телефона, рабочий адрес или номер телефона родителей, номера кредитных карточек или название и расположение моей школы, личные и семейные фотографии.

Всегда немедленно сообщать родителям, если я увижу или получу в Интернете что-либо тревожащее меня или угрожающее мне; сюда входят сообщения электронной почты, сайты или даже содержимое обычной почты от друзей в Интернете.

Никогда не соглашаться лично встретиться с человеком, с которым я познакомился в Интернете, без разрешения родителей для каждого отдельного случая.

Никогда не отправлять без разрешения родителей для каждого отдельного случая свои фотографии или фотографии членов семьи другим людям.

Никогда никому, кроме своих родителей, не сообщать пароли Интернета (даже лучшим друзьям).

Вести себя в Интернете корректно, проявлять уважение к собеседникам и не делать ничего, что может обидеть или разозлить других людей или противоречить закону.

Никогда не загружать, не устанавливать и не копировать ничего с дисков или из Интернета без разрешения родителей для каждого отдельного случая.

Никогда не делать без разрешения родителей в Интернете ничего, требующего оплаты.

Для сохранения своей безопасности сообщить родителям свое регистрационное имя и пароль, при участии в чатах или блогах - e-mail адрес и пароль почтового ящика. Никому, кроме родителей, эти сведения сообщать категорически нельзя.

Другое__________________________________________________________

Дата 

Родитель______________________

Ребенок______________________ [7].

Примерный план работы Родительского университета

(на базе ГБОУ СО «ЦППМСП «Ладо») [7]

Название мероприятия Форма проведения мероприятия
Влияние родительских установок и семейных ценностей на формирование личности ребенка. Закон для всех един Мастер-класс
Поведенческие проблемы ребенка – тревога, агрессия, негативизм, капризы, упрямство. Мастер-класс
Рискованное поведение подростков: причины и следствия Практическое занятие
Родители и дети – трудности взаимопонимания Мастер-класс
Помощь родителям детей с нарушениями речи Родительская конференция для родителей детей раннего и дошкольного возраста
Интернет безопасность Семинар
Адаптация первоклассника к школе Семинар-тренинг
Родители и подростки. Семинар
Занятость ребенка в летние каникулы. Как провести время с пользой Родительская конференция
Занятость ребенка в летние каникулы. Как провести время с пользой Родительская конференция
На пороге выбора. Семинар для родителей детей выпускных классов
Как помочь ребенку адаптироваться в начальной школе Семинар для родителей будущих первоклассников
Нежный возраст. Главное – не опоздать! Родительская конференция
Секреты правильного воспитания: нужны ли наказания Семинар
Как помочь ребенку научиться управлять собой Тренинг для детей и родителей
Как помочь ребенку в трудной ситуации Семинар
Детская агрессия: причины, последствия, помощь Семинар-тренинг для родителей
Что делать, если ваш ребенок стал жертвой притеснения (буллинга) Семинар

 

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.209.63.120 (0.056 с.)