Единого урока безопасности в сети «Интернет» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Единого урока безопасности в сети «Интернет»



Рекомендации для родителей в рамках проведения

Единого урока безопасности в сети «Интернет»

Методические рекомендации

Екатеринбург
2019


ББК 74.200.5я81

Р 37

Авторы-составители:

О. А. Богословская, кандидат сельскохозяйственных наук, заведующий учебно-методическим кабинетом ГАОУ ДПО СО «ИРО»;

М. А. Герасимова, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики профессионального образования ГАОУ ДПО СО «ИРО»;

Н. Ю. Сероштанова, старший преподаватель кафедры прикладной информатики МБОУ ВО ЕАСИ (институт), г. Екатеринбург; руководитель проектов ООО «P2P Технологии».

 

 

Р 37 Рекомендации для родителей в рамках проведения Единого урока безопасности в сети «Интернет»: методические рекомендации / Министерство образования и молодежной политики Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования»; авт.-сост. О. А. Богословская, М. А. Герасимова, Н. Ю. Сероштанова. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019. – 47 с.

 

 

Данное издание включает рекомендации по проведению ежегодного Единого урока безопасности в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, проводимого в рамках плана мероприятий по реализации Концепции информационной безопасности детей на 2018-2020 годы. В издании использованы материалы ГАОУ ДПО СО «ИРО» по формированию информационно-безопасной среды в образовательных организациях, разработанные для педагогов Свердловской области и используемые в процессе реализации дополнительных профессиональных программ.

Методические рекомендации ориентированы на родителей (законных представителей) детей, педагогов образовательных организаций.

 

ББК 74.200.5я81

© ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», 2019


Содержание

 

Введение. 4

Особенности поведения детей в сети Интернет (что нужно знать родителю о среде, в которой общаются их дети) 6

Роль родителей в организации безопасного информационного пространства ребенка. 8

Рекомендации родителям по применению технологических средств обеспечения информационной безопасности. 13

Профилактика интернет-зависимости у детей и подростков. 35

Организация среды социализации современных обучающихся и развитие детско-родительских отношений. 39

Новые формы взаимодействия родителей с детьми. 47

Библиографический список. 48

 

 

 

Введение

 

Уважаемые родители!

Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию [1].

Проблема информационной безопасности для школьников в интернете приобретает все большую актуальность для здоровья и интеллектуального, нравственного развития молодого поколения. Сегодня педагогическая общественность, все активнее используя средства информационных и коммуникационных технологий, ресурсы и услуги интернета, осознает, что глобальные сети наряду с уникальными возможностями, которые с их помощью открываются для системы образования, таят в себе и чрезвычайную опасность.

Важно понимать, что информационная безопасность детей – это забота не только школы, педагогов, но и родителей.

Ведь наши российские дети регулярно посещают сеть Интернет: и в то время, когда находятся в школе, и  находясь дома. Зачастую это происходит без контроля и присмотра педагогов и родителей.

Проблемы, к которым это приводит, известны. Это:

– издевательство ровесниками и незнакомцами в сети над ребенком, травля (буллинг);

– воровством его аккаунтов, денег и личных данных;

– втягивание ребенка в асоциальную деятельность (группы смерти, группы с рекламой наркотиков и т.д.);

– прочтение детьми информации, вредящих их мировоззрению и психотическому состоянию.

Тревожен факт усиления угроз и рисков, связанных с поведением детей в сети Интернет. По данным исследования «Образ жизни российских подростков в сети» у 87% процентов детей возникали различные проблемы в сети «Интернет» только за последний год, и, к сожалению, только 17% детей рассказали о них своим родителям.

 Причины этого различны:

– дети часто уверены в том, что родители не знают, как решить их проблемы;

– дети испытывают страх перед родителями;

– дети не имеют возможности рассказать и поделиться с родителями своими проблемами [2,3].

Родители и дети – два разных поколения, кардиально отличающиеся друг от друга.

Современные школьники – это дети XXI века. Согласно теории поколений, разработанной американскими учеными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом в 1991 году, нынешние дети являются поколением Z. Они абсолютно уникальны, потому что на их развитие с самых ранних лет влияет такой мощный инструмент, как цифровая реальность [4]. Их рождение совпало с цифровой революцией и появлением первого смартфона, они живут в совершенно другом мире, мире Интернета. Интернет – это новая среда обитания и источник развития ребенка. Конечно, такая ситуация влияет на формирование личности детей, на их взаимоотношения с окружающим миром.

Сегодняшние родители, выросшие в другое время, сами должны учиться существованию в сети Интернет, овладевать «цифровой компетентностью».

Цифровая компетентность – это не только сумма общепользовательских и профессиональных знаний и умений, но и ценностная установка на эффективную деятельность и личное отношение к ней, основанное на чувстве ответственности. Цифровая компетентность – это личностный компонент для каждого современного человека.

Иными словами, овладение цифровой компетентностью сегодня – это необходимость и для родителей, и для детей. Поэтому каждому родителю сегодня важно выстроить свое общение с ребенком именно как взаимодействие по совместному с ребенком овладению цифровой компетентностью.

Вместе с тем, выполняя родительские функции, родитель должен стать тем, кто напрямую будет обеспечивать информационную безопасность своего ребенка в сети Интернет [9].

При подготовке методических рекомендаций были использованы материалы ГАОУ ДПО СО «ИРО», разработанные для педагогов Свердловской области и используемые в процессе реализации дополнительных профессиональных программ (авт. Л. И. Долинер, Г. А. Бутакова, Е. В. Ахлестина, Т. А. Сундукова, Д. Е. Щипанова, Н.В. Шпарута, Н.Ю. Сероштанова,), а также материалы И.А. Волковой И.А. (МАОУ Лицей № 130, г. Екатеринбург).

 

 

Рекомендации родителям по применению технологических средств обеспечения информационной безопасности

 

Мегафон

Родительский контроль: следите, где находится ваш ребенок, управляйте настройками его телефона и доступом к сайтам.

Следите за балансом: проверяйте в любой момент, сколько денег на телефоне ребенка, и получайте уведомления о приближении его баланса к нулю.

Управляйте звуком: включайте или отключайте звук на телефоне ребенка удаленно.

Следите за зарядом батареи: смотрите, какой заряд батареи на телефоне ребенка.

Управляйте доступом к Интернету: ограничивайте доступ к опасным сайтам или отключайте Интернет на устройстве.

Смотрите, где ребенок, на карте:

- Размечайте зоны и получайте уведомления при пересечении этих зон.

- Следите за перемещениями ребенка в течение дня.

Ограничивайте доступ к опасным сайтам: оградите ребенка от информации в Интернете, которая предназначена для взрослой аудитории, содержит ненормативную лексику или другой опасный контент.

МТС

Услуга «Родительский контроль» позволяет ограничивать доступ к веб-страницам, содержащим:

- информацию для взрослых;

- азартные игры;

- нецензурную лексику;

- экстремистские, пропагандирующие насилие или наркотики материалы.

Всего предусмотрена блокировка свыше 80 категорий опасного контента. Услуга действует по принципу «черного списка» и запрещает прямой доступ более чем к 60 миллионам веб-сайтов на 23 языках, включая русский. База данных «черного списка» обновляется ежедневно, за год пополняясь 10–15 миллионами новых веб-адресов.

Дополнительно услуга позволяет:

- осуществлять анализ трафика и блокировку данных по содержимому (например, картинок для взрослых);

- принудительно устанавливать режим безопасного поиска в поддерживающих эту функцию поисковых системах (например, Яндекс и Google).

«Черный список» для детей: звонки и SMS, входящие и исходящие – помогите своему ребенку сформировать безопасный круг общения.

Билайн

Мобильное приложение для защиты детей

Позаботьтесь о защите ваших детей – пусть они открывают только подходящие по возрасту сайты и приложения, учатся грамотно распределять время между играми и учебой и не пропадают из вашего поля зрения. Будьте спокойны за ваших детей и безопасность семьи.

Дети активно используют планшеты и смартфоны для общения со сверстниками, учебы, поиска информации и игр, не подозревая об опасностях, которые могут подстерегать их в Интернете.

Именно поэтому «Билайн» рекомендует всем своим мобильным абонентам установить на смартфоны и планшеты «Родительский контроль».

«Родительский контроль» для абонентов «Билайн» поможет родителям ограничить доступ детского устройства к нежелательным сайтам и приложениям, настроить время для игр и учебы, удаленно контролировать смартфон или планшет ребенка, а также отправить тактичное сообщение в случае необходимости.

Веб-контроль

Компонент «Веб-контроль» позволяет детям исследовать Интернет, не подвергая себя опасности. Укажите возраст ребенка, чтобы приложение «Родительский контроль» для абонентов «Билайн» автоматически указало, какие категории доступны. Родители могут изменять эти параметры и разрешать или блокировать доступ к любой приведенной категории.

Если ребенок заходит на запрещенную веб-страницу, он может попросить разрешения получить доступ к содержимому.

Контроль приложений

С помощью компонента «Контроль приложений» родители могут контролировать, какие приложения использует ребенок и как долго он может это делать. Список приложений можно загрузить с мобильного устройства, которым пользуется ребенок. Вы можете выбрать пять готовых возрастных групп, для которых уже настроено, какое содержимое блокируется, а какое разрешено.

Временные ограничения для приложений, входящих в категорию «Игры», можно задать с помощью компонента «Контроль приложений». Разные временные ограничения можно задать для учебных и неучебных дней. Ограничения могут относиться также к определенным часам каждого дня.

У региональных мобильных операторов (Мотив, Теле2) отдельно выделенных тарифов нет, но в некоторых можно найти и подключить платные услуги, аналогичные по функциям, описанным выше. Список очень ограничен, и вопрос детской безопасности они решают просветительскими публикациями и рекомендациями по установке соответствующих мобильных приложений.

Идеальных решений нет, но любые неприятности всегда легче предотвращать, чем потом с ними разбираться [7].

 

 

Библиографический список

 

1. «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [Электронный ресурс]: федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/ (дата обращения: 24.09.2019)

2. Безопасность детей в Интернете [Электронный ресурс]: рекомендации для родителей / Временная комиссия по развитию информационного общества Совета Федерации. – Режим доступа: https://drive.google.com/file/d/1x8ab139hN7PN590M8mY7UTXDIJB_0HHD/view (дата обращения: 25.09.2019)

3. Информационная безопасность обучающихся в современной информационной среде [Текст]: метод. рекомендации / Н. В. Шпарута [и др.];  М-во общего и профессионального образования Свердловской области; Гос. автоном. образоват. учреждение доп. проф. образования Свердловской области «Институт развития образования». – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2017. – 66 с.

4. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения [Электронный ресурс] /  Е. М. Ожиганова // Бизнес-образование в экономике зананий. – 2015. - №1. – С. 94-97. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/teoriya-pokoleniy-n-houva-i-v-shtrausa-vozmozhnosti-prakticheskogo-primeneniya (дата обращения: 24.09.2019)

5. Социальные сети: возможности и риски для обучения и воспитания [Текст]: метод. рекомендации / Н. В. Шпарута, Г. А. Бутакова; М-во общего и профессионального образования Свердловской области; Гос. автоном. образоват. учреждение доп. проф. образования Свердловской области «Институт развития образования». – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2017. – 53 с.

6. Методические рекомендации по основам информационной безопасности для обучающихся общеобразовательных организаций с учетом информационных, потребительских, технических и коммуникативных аспектов информационной безопасности [Электронный ресурс]: методические рекомендации // Онлайн-площадка для проведения Единых уроков. – Режим доступа: https://www.единыйурок.рф/images/doc/metod/cyber.pdf (дата обращения: 25.09.2019)

7. Методические рекомендации для педагогов и родителей по повышению уровня информационной безопасности детей по итогам социологического исследования проблемы «Деятельность подростков в сети Интернет: динамика, риски, реакция родителей» [Текст]: метод. рекомендации / Л. И. Долинер [и др.]; М-во образования и молодежной политики Свердловской области; Гос. автоном. образоват. учреждение доп. проф. образования Свердловской области «Институт развития образования». – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019. – 55 с.

8. Интернет-пространство современного школьника: возможности и угрозы: метод. рекомендации / Н. В. Шпарута, М. Б. Медведева, Г. А. Бутакова; М-во общего и профессионального образования Свердловской области; Гос. автоном. образоват. учреждение доп. проф. образования Свердловской области «Институт развития образования». – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2017. – 65 с.

9. Цифровая грамотность и безопасность в Интернете [Электронный ресурс]: метод. пособие / Г. Солдатова [и др.]; Фонд Развития Интернет, ФГАУ «Федеральный институт развития образования» М-ва образования и науки РФ, факультет психологии МГУ имени. М. В. Ломоносова. – Режим доступа: http://www.razbiraeminternet.ru/files/google_book_theory_stranicy.pdf (дата обращения 26.09.2019)

 


[1] Учетная запись (аккаунт) – хранимая в компьютерной системе совокупность данных о пользователе, необходимая для его опознавания (аутентификации) и предоставления доступа к его личным данным и настройкам

[2] Гаджет – (англ. gadget – штуковина, приспособление, устройство, безделушка) – небольшое устройство, предназначенное для облегчения и усовершенствования жизни человека (здесь и далее определение взяты с сайта «Википедии» – ru.wikipedia.org)

[3] Бра́узер, или веб-обозреватель (от англ. web browser – просмотрщик) – прикладное программное обеспечение для просмотра веб-страниц, содержания веб-документов, компьютерных файлов и их каталогов

[4] Метод контроля доступа к компьютеру, в котором пользователю для получения доступа к информации необходимо предъявить более одного «доказательства»

[5] Промежуток работы на компьютере

[6] ru.wikipedia.org

[7] Фи́шинг (англ. phishing от fishing – рыбная ловля, выуживание) – вид интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей – логинам и паролям. Это достигается путем проведения массовых рассылок электронных писем от имени популярных брендов

[8] comss.ru/page.php?id=5683

[9] Скрипт – это программа для Интернета. Ищет «слабые» места операционной системы и «заставляет» ее выполнять несвойственные ей действия

[10] IM – (англ. Instant Messaging, IM) – cистема мгновенного обмена сообщениями: службы мгновенных сообщений (Instant Messaging Service, IMS), программы – онлайн-консультанты

[11] my.kaspersky.com/

[12] Веб-контроль доступен только через браузер Kaspersky Safe Kids, а функционал контроля программ недоступен

[13] Брандмауэр – в информатике программный и/или аппаратный барьер между двумя сетями, позволяющий устанавливать только разрешенные межсетевые соединения

[14] Кэш, или кеш – промежуточный буфер памяти, с быстрым доступом к нему, содержащий информацию, которая может быть запрошена с наибольшей вероятностью (т. е. наиболее часто посещаемые сайты)

[15] Cookies (англ., буквально – печенье) – небольшой фрагмент данных, отправленный сервером и хранимый на компьютере пользователя.

[16] Методические рекомендации по формированию содержания программ Родительского университета. Режим доступа: https://ioe.hse.ru/data/2016/09/06/1120268643/Методические%20рекомендации.pdf

[17] Методические рекомендации по формированию содержания программ Родительского университета. Режим доступа: https://ioe.hse.ru/data/2016/09/06/1120268643/Методические%20рекомендации.pdf

[18] Галицких, Е. О. От сердца к сердцу. Мастерские ценностных ориентаций для педагогов и школьников: методическое пособие / Е. О. Галицких. – Санкт-Петербург: Паритет, 2003. – 160 с.

Рекомендации для родителей в рамках проведения

Единого урока безопасности в сети «Интернет»

Методические рекомендации

Екатеринбург
2019


ББК 74.200.5я81

Р 37

Авторы-составители:

О. А. Богословская, кандидат сельскохозяйственных наук, заведующий учебно-методическим кабинетом ГАОУ ДПО СО «ИРО»;

М. А. Герасимова, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики профессионального образования ГАОУ ДПО СО «ИРО»;

Н. Ю. Сероштанова, старший преподаватель кафедры прикладной информатики МБОУ ВО ЕАСИ (институт), г. Екатеринбург; руководитель проектов ООО «P2P Технологии».

 

 

Р 37 Рекомендации для родителей в рамках проведения Единого урока безопасности в сети «Интернет»: методические рекомендации / Министерство образования и молодежной политики Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования»; авт.-сост. О. А. Богословская, М. А. Герасимова, Н. Ю. Сероштанова. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019. – 47 с.

 

 

Данное издание включает рекомендации по проведению ежегодного Единого урока безопасности в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, проводимого в рамках плана мероприятий по реализации Концепции информационной безопасности детей на 2018-2020 годы. В издании использованы материалы ГАОУ ДПО СО «ИРО» по формированию информационно-безопасной среды в образовательных организациях, разработанные для педагогов Свердловской области и используемые в процессе реализации дополнительных профессиональных программ.

Методические рекомендации ориентированы на родителей (законных представителей) детей, педагогов образовательных организаций.

 

ББК 74.200.5я81

© ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», 2019


Содержание

 

Введение. 4

Особенности поведения детей в сети Интернет (что нужно знать родителю о среде, в которой общаются их дети) 6

Роль родителей в организации безопасного информационного пространства ребенка. 8

Рекомендации родителям по применению технологических средств обеспечения информационной безопасности. 13

Профилактика интернет-зависимости у детей и подростков. 35

Организация среды социализации современных обучающихся и развитие детско-родительских отношений. 39

Новые формы взаимодействия родителей с детьми. 47

Библиографический список. 48

 

 

 

Введение

 

Уважаемые родители!

Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию [1].

Проблема информационной безопасности для школьников в интернете приобретает все большую актуальность для здоровья и интеллектуального, нравственного развития молодого поколения. Сегодня педагогическая общественность, все активнее используя средства информационных и коммуникационных технологий, ресурсы и услуги интернета, осознает, что глобальные сети наряду с уникальными возможностями, которые с их помощью открываются для системы образования, таят в себе и чрезвычайную опасность.

Важно понимать, что информационная безопасность детей – это забота не только школы, педагогов, но и родителей.

Ведь наши российские дети регулярно посещают сеть Интернет: и в то время, когда находятся в школе, и  находясь дома. Зачастую это происходит без контроля и присмотра педагогов и родителей.

Проблемы, к которым это приводит, известны. Это:

– издевательство ровесниками и незнакомцами в сети над ребенком, травля (буллинг);

– воровством его аккаунтов, денег и личных данных;

– втягивание ребенка в асоциальную деятельность (группы смерти, группы с рекламой наркотиков и т.д.);

– прочтение детьми информации, вредящих их мировоззрению и психотическому состоянию.

Тревожен факт усиления угроз и рисков, связанных с поведением детей в сети Интернет. По данным исследования «Образ жизни российских подростков в сети» у 87% процентов детей возникали различные проблемы в сети «Интернет» только за последний год, и, к сожалению, только 17% детей рассказали о них своим родителям.

 Причины этого различны:

– дети часто уверены в том, что родители не знают, как решить их проблемы;

– дети испытывают страх перед родителями;

– дети не имеют возможности рассказать и поделиться с родителями своими проблемами [2,3].

Родители и дети – два разных поколения, кардиально отличающиеся друг от друга.

Современные школьники – это дети XXI века. Согласно теории поколений, разработанной американскими учеными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом в 1991 году, нынешние дети являются поколением Z. Они абсолютно уникальны, потому что на их развитие с самых ранних лет влияет такой мощный инструмент, как цифровая реальность [4]. Их рождение совпало с цифровой революцией и появлением первого смартфона, они живут в совершенно другом мире, мире Интернета. Интернет – это новая среда обитания и источник развития ребенка. Конечно, такая ситуация влияет на формирование личности детей, на их взаимоотношения с окружающим миром.

Сегодняшние родители, выросшие в другое время, сами должны учиться существованию в сети Интернет, овладевать «цифровой компетентностью».

Цифровая компетентность – это не только сумма общепользовательских и профессиональных знаний и умений, но и ценностная установка на эффективную деятельность и личное отношение к ней, основанное на чувстве ответственности. Цифровая компетентность – это личностный компонент для каждого современного человека.

Иными словами, овладение цифровой компетентностью сегодня – это необходимость и для родителей, и для детей. Поэтому каждому родителю сегодня важно выстроить свое общение с ребенком именно как взаимодействие по совместному с ребенком овладению цифровой компетентностью.

Вместе с тем, выполняя родительские функции, родитель должен стать тем, кто напрямую будет обеспечивать информационную безопасность своего ребенка в сети Интернет [9].

При подготовке методических рекомендаций были использованы материалы ГАОУ ДПО СО «ИРО», разработанные для педагогов Свердловской области и используемые в процессе реализации дополнительных профессиональных программ (авт. Л. И. Долинер, Г. А. Бутакова, Е. В. Ахлестина, Т. А. Сундукова, Д. Е. Щипанова, Н.В. Шпарута, Н.Ю. Сероштанова,), а также материалы И.А. Волковой И.А. (МАОУ Лицей № 130, г. Екатеринбург).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.86 (0.08 с.)