Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Единого урока безопасности в сети «Интернет»Стр 1 из 10Следующая ⇒
Рекомендации для родителей в рамках проведения Единого урока безопасности в сети «Интернет» Методические рекомендации Екатеринбург ББК 74.200.5я81 Р 37 Авторы-составители: О. А. Богословская, кандидат сельскохозяйственных наук, заведующий учебно-методическим кабинетом ГАОУ ДПО СО «ИРО»; М. А. Герасимова, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики профессионального образования ГАОУ ДПО СО «ИРО»; Н. Ю. Сероштанова, старший преподаватель кафедры прикладной информатики МБОУ ВО ЕАСИ (институт), г. Екатеринбург; руководитель проектов ООО «P2P Технологии».
Р 37 Рекомендации для родителей в рамках проведения Единого урока безопасности в сети «Интернет»: методические рекомендации / Министерство образования и молодежной политики Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования»; авт.-сост. О. А. Богословская, М. А. Герасимова, Н. Ю. Сероштанова. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019. – 47 с.
Данное издание включает рекомендации по проведению ежегодного Единого урока безопасности в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, проводимого в рамках плана мероприятий по реализации Концепции информационной безопасности детей на 2018-2020 годы. В издании использованы материалы ГАОУ ДПО СО «ИРО» по формированию информационно-безопасной среды в образовательных организациях, разработанные для педагогов Свердловской области и используемые в процессе реализации дополнительных профессиональных программ. Методические рекомендации ориентированы на родителей (законных представителей) детей, педагогов образовательных организаций.
ББК 74.200.5я81 © ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», 2019 Содержание
Введение. 4 Особенности поведения детей в сети Интернет (что нужно знать родителю о среде, в которой общаются их дети) 6 Роль родителей в организации безопасного информационного пространства ребенка. 8 Рекомендации родителям по применению технологических средств обеспечения информационной безопасности. 13 Профилактика интернет-зависимости у детей и подростков. 35
Организация среды социализации современных обучающихся и развитие детско-родительских отношений. 39 Новые формы взаимодействия родителей с детьми. 47 Библиографический список. 48
Введение
Уважаемые родители! Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию [1]. Проблема информационной безопасности для школьников в интернете приобретает все большую актуальность для здоровья и интеллектуального, нравственного развития молодого поколения. Сегодня педагогическая общественность, все активнее используя средства информационных и коммуникационных технологий, ресурсы и услуги интернета, осознает, что глобальные сети наряду с уникальными возможностями, которые с их помощью открываются для системы образования, таят в себе и чрезвычайную опасность. Важно понимать, что информационная безопасность детей – это забота не только школы, педагогов, но и родителей. Ведь наши российские дети регулярно посещают сеть Интернет: и в то время, когда находятся в школе, и находясь дома. Зачастую это происходит без контроля и присмотра педагогов и родителей. Проблемы, к которым это приводит, известны. Это: – издевательство ровесниками и незнакомцами в сети над ребенком, травля (буллинг); – воровством его аккаунтов, денег и личных данных; – втягивание ребенка в асоциальную деятельность (группы смерти, группы с рекламой наркотиков и т.д.); – прочтение детьми информации, вредящих их мировоззрению и психотическому состоянию. Тревожен факт усиления угроз и рисков, связанных с поведением детей в сети Интернет. По данным исследования «Образ жизни российских подростков в сети» у 87% процентов детей возникали различные проблемы в сети «Интернет» только за последний год, и, к сожалению, только 17% детей рассказали о них своим родителям. Причины этого различны:
– дети часто уверены в том, что родители не знают, как решить их проблемы; – дети испытывают страх перед родителями; – дети не имеют возможности рассказать и поделиться с родителями своими проблемами [2,3]. Родители и дети – два разных поколения, кардиально отличающиеся друг от друга. Современные школьники – это дети XXI века. Согласно теории поколений, разработанной американскими учеными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом в 1991 году, нынешние дети являются поколением Z. Они абсолютно уникальны, потому что на их развитие с самых ранних лет влияет такой мощный инструмент, как цифровая реальность [4]. Их рождение совпало с цифровой революцией и появлением первого смартфона, они живут в совершенно другом мире, мире Интернета. Интернет – это новая среда обитания и источник развития ребенка. Конечно, такая ситуация влияет на формирование личности детей, на их взаимоотношения с окружающим миром. Сегодняшние родители, выросшие в другое время, сами должны учиться существованию в сети Интернет, овладевать «цифровой компетентностью». Цифровая компетентность – это не только сумма общепользовательских и профессиональных знаний и умений, но и ценностная установка на эффективную деятельность и личное отношение к ней, основанное на чувстве ответственности. Цифровая компетентность – это личностный компонент для каждого современного человека. Иными словами, овладение цифровой компетентностью сегодня – это необходимость и для родителей, и для детей. Поэтому каждому родителю сегодня важно выстроить свое общение с ребенком именно как взаимодействие по совместному с ребенком овладению цифровой компетентностью. Вместе с тем, выполняя родительские функции, родитель должен стать тем, кто напрямую будет обеспечивать информационную безопасность своего ребенка в сети Интернет [9]. При подготовке методических рекомендаций были использованы материалы ГАОУ ДПО СО «ИРО», разработанные для педагогов Свердловской области и используемые в процессе реализации дополнительных профессиональных программ (авт. Л. И. Долинер, Г. А. Бутакова, Е. В. Ахлестина, Т. А. Сундукова, Д. Е. Щипанова, Н.В. Шпарута, Н.Ю. Сероштанова,), а также материалы И.А. Волковой И.А. (МАОУ Лицей № 130, г. Екатеринбург).
Рекомендации родителям по применению технологических средств обеспечения информационной безопасности
Мегафон Родительский контроль: следите, где находится ваш ребенок, управляйте настройками его телефона и доступом к сайтам. Следите за балансом: проверяйте в любой момент, сколько денег на телефоне ребенка, и получайте уведомления о приближении его баланса к нулю. Управляйте звуком: включайте или отключайте звук на телефоне ребенка удаленно. Следите за зарядом батареи: смотрите, какой заряд батареи на телефоне ребенка. Управляйте доступом к Интернету: ограничивайте доступ к опасным сайтам или отключайте Интернет на устройстве. Смотрите, где ребенок, на карте: - Размечайте зоны и получайте уведомления при пересечении этих зон. - Следите за перемещениями ребенка в течение дня. Ограничивайте доступ к опасным сайтам: оградите ребенка от информации в Интернете, которая предназначена для взрослой аудитории, содержит ненормативную лексику или другой опасный контент.
МТС Услуга «Родительский контроль» позволяет ограничивать доступ к веб-страницам, содержащим: - информацию для взрослых; - азартные игры; - нецензурную лексику; - экстремистские, пропагандирующие насилие или наркотики материалы. Всего предусмотрена блокировка свыше 80 категорий опасного контента. Услуга действует по принципу «черного списка» и запрещает прямой доступ более чем к 60 миллионам веб-сайтов на 23 языках, включая русский. База данных «черного списка» обновляется ежедневно, за год пополняясь 10–15 миллионами новых веб-адресов. Дополнительно услуга позволяет: - осуществлять анализ трафика и блокировку данных по содержимому (например, картинок для взрослых); - принудительно устанавливать режим безопасного поиска в поддерживающих эту функцию поисковых системах (например, Яндекс и Google). «Черный список» для детей: звонки и SMS, входящие и исходящие – помогите своему ребенку сформировать безопасный круг общения. Билайн Мобильное приложение для защиты детей Позаботьтесь о защите ваших детей – пусть они открывают только подходящие по возрасту сайты и приложения, учатся грамотно распределять время между играми и учебой и не пропадают из вашего поля зрения. Будьте спокойны за ваших детей и безопасность семьи. Дети активно используют планшеты и смартфоны для общения со сверстниками, учебы, поиска информации и игр, не подозревая об опасностях, которые могут подстерегать их в Интернете. Именно поэтому «Билайн» рекомендует всем своим мобильным абонентам установить на смартфоны и планшеты «Родительский контроль». «Родительский контроль» для абонентов «Билайн» поможет родителям ограничить доступ детского устройства к нежелательным сайтам и приложениям, настроить время для игр и учебы, удаленно контролировать смартфон или планшет ребенка, а также отправить тактичное сообщение в случае необходимости. Веб-контроль Компонент «Веб-контроль» позволяет детям исследовать Интернет, не подвергая себя опасности. Укажите возраст ребенка, чтобы приложение «Родительский контроль» для абонентов «Билайн» автоматически указало, какие категории доступны. Родители могут изменять эти параметры и разрешать или блокировать доступ к любой приведенной категории. Если ребенок заходит на запрещенную веб-страницу, он может попросить разрешения получить доступ к содержимому.
Контроль приложений С помощью компонента «Контроль приложений» родители могут контролировать, какие приложения использует ребенок и как долго он может это делать. Список приложений можно загрузить с мобильного устройства, которым пользуется ребенок. Вы можете выбрать пять готовых возрастных групп, для которых уже настроено, какое содержимое блокируется, а какое разрешено. Временные ограничения для приложений, входящих в категорию «Игры», можно задать с помощью компонента «Контроль приложений». Разные временные ограничения можно задать для учебных и неучебных дней. Ограничения могут относиться также к определенным часам каждого дня. У региональных мобильных операторов (Мотив, Теле2) отдельно выделенных тарифов нет, но в некоторых можно найти и подключить платные услуги, аналогичные по функциям, описанным выше. Список очень ограничен, и вопрос детской безопасности они решают просветительскими публикациями и рекомендациями по установке соответствующих мобильных приложений. Идеальных решений нет, но любые неприятности всегда легче предотвращать, чем потом с ними разбираться [7].
Библиографический список
1. «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» [Электронный ресурс]: федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ // Официальный сайт компании «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_108808/ (дата обращения: 24.09.2019) 2. Безопасность детей в Интернете [Электронный ресурс]: рекомендации для родителей / Временная комиссия по развитию информационного общества Совета Федерации. – Режим доступа: https://drive.google.com/file/d/1x8ab139hN7PN590M8mY7UTXDIJB_0HHD/view (дата обращения: 25.09.2019) 3. Информационная безопасность обучающихся в современной информационной среде [Текст]: метод. рекомендации / Н. В. Шпарута [и др.]; М-во общего и профессионального образования Свердловской области; Гос. автоном. образоват. учреждение доп. проф. образования Свердловской области «Институт развития образования». – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2017. – 66 с. 4. Теория поколений Н. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения [Электронный ресурс] / Е. М. Ожиганова // Бизнес-образование в экономике зананий. – 2015. - №1. – С. 94-97. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/teoriya-pokoleniy-n-houva-i-v-shtrausa-vozmozhnosti-prakticheskogo-primeneniya (дата обращения: 24.09.2019) 5. Социальные сети: возможности и риски для обучения и воспитания [Текст]: метод. рекомендации / Н. В. Шпарута, Г. А. Бутакова; М-во общего и профессионального образования Свердловской области; Гос. автоном. образоват. учреждение доп. проф. образования Свердловской области «Институт развития образования». – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2017. – 53 с. 6. Методические рекомендации по основам информационной безопасности для обучающихся общеобразовательных организаций с учетом информационных, потребительских, технических и коммуникативных аспектов информационной безопасности [Электронный ресурс]: методические рекомендации // Онлайн-площадка для проведения Единых уроков. – Режим доступа: https://www.единыйурок.рф/images/doc/metod/cyber.pdf (дата обращения: 25.09.2019)
7. Методические рекомендации для педагогов и родителей по повышению уровня информационной безопасности детей по итогам социологического исследования проблемы «Деятельность подростков в сети Интернет: динамика, риски, реакция родителей» [Текст]: метод. рекомендации / Л. И. Долинер [и др.]; М-во образования и молодежной политики Свердловской области; Гос. автоном. образоват. учреждение доп. проф. образования Свердловской области «Институт развития образования». – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019. – 55 с. 8. Интернет-пространство современного школьника: возможности и угрозы: метод. рекомендации / Н. В. Шпарута, М. Б. Медведева, Г. А. Бутакова; М-во общего и профессионального образования Свердловской области; Гос. автоном. образоват. учреждение доп. проф. образования Свердловской области «Институт развития образования». – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2017. – 65 с. 9. Цифровая грамотность и безопасность в Интернете [Электронный ресурс]: метод. пособие / Г. Солдатова [и др.]; Фонд Развития Интернет, ФГАУ «Федеральный институт развития образования» М-ва образования и науки РФ, факультет психологии МГУ имени. М. В. Ломоносова. – Режим доступа: http://www.razbiraeminternet.ru/files/google_book_theory_stranicy.pdf (дата обращения 26.09.2019)
[1] Учетная запись (аккаунт) – хранимая в компьютерной системе совокупность данных о пользователе, необходимая для его опознавания (аутентификации) и предоставления доступа к его личным данным и настройкам [2] Гаджет – (англ. gadget – штуковина, приспособление, устройство, безделушка) – небольшое устройство, предназначенное для облегчения и усовершенствования жизни человека (здесь и далее определение взяты с сайта «Википедии» – ru.wikipedia.org) [3] Бра́узер, или веб-обозреватель (от англ. web browser – просмотрщик) – прикладное программное обеспечение для просмотра веб-страниц, содержания веб-документов, компьютерных файлов и их каталогов [4] Метод контроля доступа к компьютеру, в котором пользователю для получения доступа к информации необходимо предъявить более одного «доказательства» [5] Промежуток работы на компьютере [6] ru.wikipedia.org [7] Фи́шинг (англ. phishing от fishing – рыбная ловля, выуживание) – вид интернет-мошенничества, целью которого является получение доступа к конфиденциальным данным пользователей – логинам и паролям. Это достигается путем проведения массовых рассылок электронных писем от имени популярных брендов [8] comss.ru/page.php?id=5683 [9] Скрипт – это программа для Интернета. Ищет «слабые» места операционной системы и «заставляет» ее выполнять несвойственные ей действия [10] IM – (англ. Instant Messaging, IM) – cистема мгновенного обмена сообщениями: службы мгновенных сообщений (Instant Messaging Service, IMS), программы – онлайн-консультанты [11] my.kaspersky.com/ [12] Веб-контроль доступен только через браузер Kaspersky Safe Kids, а функционал контроля программ недоступен [13] Брандмауэр – в информатике программный и/или аппаратный барьер между двумя сетями, позволяющий устанавливать только разрешенные межсетевые соединения [14] Кэш, или кеш – промежуточный буфер памяти, с быстрым доступом к нему, содержащий информацию, которая может быть запрошена с наибольшей вероятностью (т. е. наиболее часто посещаемые сайты) [15] Cookies (англ., буквально – печенье) – небольшой фрагмент данных, отправленный сервером и хранимый на компьютере пользователя. [16] Методические рекомендации по формированию содержания программ Родительского университета. Режим доступа: https://ioe.hse.ru/data/2016/09/06/1120268643/Методические%20рекомендации.pdf [17] Методические рекомендации по формированию содержания программ Родительского университета. Режим доступа: https://ioe.hse.ru/data/2016/09/06/1120268643/Методические%20рекомендации.pdf [18] Галицких, Е. О. От сердца к сердцу. Мастерские ценностных ориентаций для педагогов и школьников: методическое пособие / Е. О. Галицких. – Санкт-Петербург: Паритет, 2003. – 160 с. Рекомендации для родителей в рамках проведения Единого урока безопасности в сети «Интернет» Методические рекомендации Екатеринбург ББК 74.200.5я81 Р 37 Авторы-составители: О. А. Богословская, кандидат сельскохозяйственных наук, заведующий учебно-методическим кабинетом ГАОУ ДПО СО «ИРО»; М. А. Герасимова, кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой педагогики профессионального образования ГАОУ ДПО СО «ИРО»; Н. Ю. Сероштанова, старший преподаватель кафедры прикладной информатики МБОУ ВО ЕАСИ (институт), г. Екатеринбург; руководитель проектов ООО «P2P Технологии».
Р 37 Рекомендации для родителей в рамках проведения Единого урока безопасности в сети «Интернет»: методические рекомендации / Министерство образования и молодежной политики Свердловской области, Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Свердловской области «Институт развития образования»; авт.-сост. О. А. Богословская, М. А. Герасимова, Н. Ю. Сероштанова. – Екатеринбург: ГАОУ ДПО СО «ИРО», 2019. – 47 с.
Данное издание включает рекомендации по проведению ежегодного Единого урока безопасности в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, проводимого в рамках плана мероприятий по реализации Концепции информационной безопасности детей на 2018-2020 годы. В издании использованы материалы ГАОУ ДПО СО «ИРО» по формированию информационно-безопасной среды в образовательных организациях, разработанные для педагогов Свердловской области и используемые в процессе реализации дополнительных профессиональных программ. Методические рекомендации ориентированы на родителей (законных представителей) детей, педагогов образовательных организаций.
ББК 74.200.5я81 © ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», 2019 Содержание
Введение. 4 Особенности поведения детей в сети Интернет (что нужно знать родителю о среде, в которой общаются их дети) 6 Роль родителей в организации безопасного информационного пространства ребенка. 8 Рекомендации родителям по применению технологических средств обеспечения информационной безопасности. 13 Профилактика интернет-зависимости у детей и подростков. 35 Организация среды социализации современных обучающихся и развитие детско-родительских отношений. 39 Новые формы взаимодействия родителей с детьми. 47 Библиографический список. 48
Введение
Уважаемые родители! Согласно российскому законодательству информационная безопасность детей – это состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией, в том числе распространяемой в сети Интернет, вреда их здоровью, физическому, психическому, духовному и нравственному развитию [1]. Проблема информационной безопасности для школьников в интернете приобретает все большую актуальность для здоровья и интеллектуального, нравственного развития молодого поколения. Сегодня педагогическая общественность, все активнее используя средства информационных и коммуникационных технологий, ресурсы и услуги интернета, осознает, что глобальные сети наряду с уникальными возможностями, которые с их помощью открываются для системы образования, таят в себе и чрезвычайную опасность. Важно понимать, что информационная безопасность детей – это забота не только школы, педагогов, но и родителей. Ведь наши российские дети регулярно посещают сеть Интернет: и в то время, когда находятся в школе, и находясь дома. Зачастую это происходит без контроля и присмотра педагогов и родителей. Проблемы, к которым это приводит, известны. Это: – издевательство ровесниками и незнакомцами в сети над ребенком, травля (буллинг); – воровством его аккаунтов, денег и личных данных; – втягивание ребенка в асоциальную деятельность (группы смерти, группы с рекламой наркотиков и т.д.); – прочтение детьми информации, вредящих их мировоззрению и психотическому состоянию. Тревожен факт усиления угроз и рисков, связанных с поведением детей в сети Интернет. По данным исследования «Образ жизни российских подростков в сети» у 87% процентов детей возникали различные проблемы в сети «Интернет» только за последний год, и, к сожалению, только 17% детей рассказали о них своим родителям. Причины этого различны: – дети часто уверены в том, что родители не знают, как решить их проблемы; – дети испытывают страх перед родителями; – дети не имеют возможности рассказать и поделиться с родителями своими проблемами [2,3]. Родители и дети – два разных поколения, кардиально отличающиеся друг от друга. Современные школьники – это дети XXI века. Согласно теории поколений, разработанной американскими учеными Нейлом Хоувом и Вильямом Штраусом в 1991 году, нынешние дети являются поколением Z. Они абсолютно уникальны, потому что на их развитие с самых ранних лет влияет такой мощный инструмент, как цифровая реальность [4]. Их рождение совпало с цифровой революцией и появлением первого смартфона, они живут в совершенно другом мире, мире Интернета. Интернет – это новая среда обитания и источник развития ребенка. Конечно, такая ситуация влияет на формирование личности детей, на их взаимоотношения с окружающим миром. Сегодняшние родители, выросшие в другое время, сами должны учиться существованию в сети Интернет, овладевать «цифровой компетентностью». Цифровая компетентность – это не только сумма общепользовательских и профессиональных знаний и умений, но и ценностная установка на эффективную деятельность и личное отношение к ней, основанное на чувстве ответственности. Цифровая компетентность – это личностный компонент для каждого современного человека. Иными словами, овладение цифровой компетентностью сегодня – это необходимость и для родителей, и для детей. Поэтому каждому родителю сегодня важно выстроить свое общение с ребенком именно как взаимодействие по совместному с ребенком овладению цифровой компетентностью. Вместе с тем, выполняя родительские функции, родитель должен стать тем, кто напрямую будет обеспечивать информационную безопасность своего ребенка в сети Интернет [9]. При подготовке методических рекомендаций были использованы материалы ГАОУ ДПО СО «ИРО», разработанные для педагогов Свердловской области и используемые в процессе реализации дополнительных профессиональных программ (авт. Л. И. Долинер, Г. А. Бутакова, Е. В. Ахлестина, Т. А. Сундукова, Д. Е. Щипанова, Н.В. Шпарута, Н.Ю. Сероштанова,), а также материалы И.А. Волковой И.А. (МАОУ Лицей № 130, г. Екатеринбург).
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.200.86 (0.08 с.) |