Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Путь внешней и внутренней садханы
Сам Дас Госвами получил эти наставления от ближайшего слуги Чайтаньи Махапрабху Сварупы Дамодары Госвами. Махапрабху лично поручил Рагхунатху заботам Сварупы Дамодара Госвами, под чьим руководством он учился раса-бхаджану, поклонению Кришне в соответствии с расами. Сварупа Дамодара Госвами оставил после себя кадачи, записи, которые делятся на две части. В первой части он описывает внутренний метод поклонения в соответствии с расой, который называется антах-пантхой (внутренним, эзотерическим путем). Эту часть своих наставлений он передал Рагхунатхе дасу Госвами. Во второй части он описывает внешний, экзотерический путь, бахих-пантху. Наставления, касающиеся внешнего пути, он передал Вакрешваре Пандиту, который, в свою очередь, обучил им Гопал-гуру Госвами. Гопал-гуру Госвами передал полученное знание Дхьяначанде Госвами. Оба написали рагануга-садхана-паддхати,[5] объясняющие, как нужно поклоняться Божествам, чтобы развить в себе рагу, внутреннюю привязанность к Кришне. На основе наставлений Сварупы Дамодары Рагхунатха дас Госвами тоже составил свое паддхати. Но его паддхати – это руководство по внутренней молитвенной жизни, «Манах-шикша», в котором он объясняет, как происходит преображение ума.
Преображение ума
В течение многих лет Рагхунатха дас Госвами плакал в разлуке с Радхой и Кришной на берегах Радха-кунды. Разлука эта день ото дня становилась острее и глубже. В сучака-киртане (песне на бенгали, описывающей жизнь и деяния ачарьи) говорится: «Даже, когда кто-то рассказывал Кришна-катху, он не слышал ее – кршна-катха алапане, на шунийа шраване, вирахе вйакула хойа канде. Охваченный разлукой, он только кричал: “Радха! Кришна! Где же Вы? Куда вы ушли? Лалита, Вишакха, сжальтесь надо мной, дайте мне увидеть себя!” Канде гошай ратри дине – Так он плакал день и ночь, катаясь по земле на берегу Радха-кунды. Сердце и все тело его горели в медленном огне разлуки, а золотистая кожа посерела от пыли. Он перестал есть. От долгого поста и слез глаза его ослепли. Но при этом тело его было таким тяжелым, что никто не мог поднять его. Вирахе хойла джара джара – Его постоянно сотрясала дрожь экстаза, вызванного разлукой с Радхой и Кришной». Слезы Рагхунатхи даса Госвами – проявление не материальной скорби, для которой нет места в сердце чистого преданного. Это слезы вечно-блаженной духовной любви в разлуке, випралабха-расы. Книги его молитв учат нас плакать. Школа Даса Госвами – это школа слез.
Наука камы, вожделения, тривиальна. Ей не нужно никого учить – все осваивают ее сами, ибо вожделение изначально владеет сердцем каждого живого существа, рождающегося в материальном мире, и дирижирует всеми движениями его тела и ума. И хотя Ватсьяяна Риши написал «Кама-сутру»[6], чтобы освоить эту «премудрость», людям не нужны ни ученые трактаты, ни опытный «гуру». Наука премы, духовной любви, несравненно сложнее. Она – достояние редких, избранных душ, сокровище, бережно хранимое в их чистом сердце. Но по воле Гауранги Махапрабху это сокровище должно стать доступным каждому. Поэтому на берегу Радха-кунды Дас Госвами открыл школу слез, в которой учит нас искусству внутреннего бхаджана. Резонно спросить, почему все же нам так трудно сосредоточить ум на Кришне? Почему мы можем думать о чем угодно, но не о Кришне? Ответ, который дает на этот вопрос йога, очевиден: чанчалам хи манах кршна – «Ум непоседлив, рассеян и упрям». Влияние гун материальной природы рассеивает ум и лишает его способности к сосредоточению. Но есть и более глубокая причина неспособности ума сосредоточиться на Кришне. Она заключается в том, что ум материален. Строго говоря, материальный ум может думать только о материальных объектах. Но Кришна нематериален: хари хи ниргунах сакшат пурушах пракртех парах. (Бхаг., 10.99.5) Он находится вне ума, разума и не поддается ни чувственному восприятию, ни постижению умом. Дух нельзя поймать в сети, расставленные материальным умом. Поэтому образ, который создают неофиты в своем воображении или при попытках так называемой медитации, не Сам Кришна, а в лучшем случае, Его тень. С помощью материального воображения можно создать только материальный образ, лишенный жизни и потому лишенный привлекательности. Даже сосредоточенный ум не в силах заставить Бога сделаться объектом медитации. С помощью механических приемов Бога невозможно принудить прийти к нам. Поэтому шрути-мантра гласит:
найам атма правачанена лабхйо на медхайа на бахуна шрутена йам эваиша врнуте тена лабхйас тасйаиша атма виврнуте танум свам [7] «Всевышнего (Атман) невозможно постичь ни с помощью изощренных объяснений, ни с помощью могучего интеллекта, ни даже постоянно слушая о Нем. Он доступен только тем, кого Он избрал. Такому человеку Господь открывает себя Сам». Попытки постичь Бога – это труд, направленный на то, чтобы подготовить свой ум к божественному откровению. Вот что пишет о попытках так называемых йогов увидеть Кришну своим материальным умом Нишикант Санньял,[8] ученик Сарасвати Тхакура:
«Созерцание Блаженного Образа Бога доступно только тем, кто достиг высшей ступени духовных усилий, приводящих к ничем не оскверненному, беспримесному служению Божеству. Помимо истинного образа Бога, существуют ложные образы Божества, которые являются стандартной приманкой псевдо- йогов, предназначенной для одурачивания тех из материалистов, которым хочется лицезреть Кришну ради собственного наслаждения. Все эти галлюцинации и чудеса ни в коем случае нельзя считать нарушением законов материальной природы. Они подчиняются законам материальной природы (то есть законам вводящей в заблуждение энергии Бога) в той же мере, что и все остальные явления нашей жизни. Все они – явления ментальной сферы. Эти умственные способности могут быть обретены в результате практики псевдо- йоги, но привлекают они только тех, кто одержим греховным желанием расширить сферу своих эгоистических чувственных наслаждений. Именно такие порочные люди становятся жертвой лже- йогов, которые обрекают их на вечные муки, порождая в их умах извращенные галлюцинации мнимого овладения Богом». Иначе говоря, чтобы обрести способность думать о Кришне, ум должен одухотвориться, то есть в корне поменять природу. Цель начинающего вайшнава, о которой говорит Рагхунатха дас Госвами, состоит не в том, чтобы развить привязанность к духовным предметам с помощью материального ума, а в том, чтобы кардинально поменять саму природу ума.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-12-25; просмотров: 144; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.14.219 (0.007 с.) |