Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Этническое представительство в органах государственной власти — важнейшая составляющая национальной политики.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Государственное регулирование межэтнических отношений, в т.ч. воздействие на этнический состав государственных органов, практически полностью проводится исполнительной властью. В связи с этим в осуществлении национальной политики в РБ и, в первую очередь, кадрового аспекта, очень высока роль субъективного фактора — многое зависит от степени этнической ориентации, межнациональной культуры и происхождения того или иного чиновника. Поэтому в данной сфере общественных отношений в РБ решающее значение имеет национальный состав кадров высших исполнительных структур государственной власти: Администрации президента, Кабинета министров, глав администраций городов и районов. Анализ кадрового состава высшего руководства республики показывает явное преобладание титульной национальности над другими этническими группами (см. таблицу 1). В республике этнический фактор является наиболее действенным рычагом резкого "сужения" социальной базы потенциальных претендентов на высшие государственные посты. На этом еще кадровый отбор не завершается, на теневом уровне срабатывают субэтнические, земляческие и клановые признаки. Например, из четырех человек в составе высшего руководства республик три наиболее влиятельных лица республики, в руках которых сконцентрирована практически вся полнота власти, происходят из юговосточной Башкирии: президент, премьер-министр и глава администрации президента. Если президент РБ обладает практически неограниченной властью, в т.ч. оказывает решающее влияние на законотворческую деятельность высшего представительного органа республики, то глава администрации президента отвечает за подбор кадров (глав администраций городов и районов, министерств и ведомств, судей, руководителей государственных предприятий и учреждений), а роль премьер-министра велика в хозяйственной жизни, он обладает значительными экономическими рычагами. Таблица 1 Национальный состав исполнительной власти Республики Башкортостан в начале 2000 г., %*
*При составлении таблицы использованы подсчеты Р.Р.Галлямова, приведенные в его статье "Постперестроечная эволюция политических элит российских республик: этнический аспект" (журнал " Этнопанорама". 2000 г., №1, С. 24). **В высшее руководство нами включены четыре наиболее ключевые фигуры в исполнительной вертикали государственной власти в РБ президент, глава администрации президента, премьер-министр и государственный секретарь. Об этом подробнее смотрите: Галлямов P.P. Политические элиты российских республик: особенности трансформации в постсоветский период //Трансформация российских региональных элит в сравнительной перспективе (материалы международного семинара). М, 1999. С. 163 174. Кроме них, из юго-восточного региона происходят еще несколько глав наиболее значимых министерств, в т.ч. министр внешнеэкономических связей и торговли Р.Гарифуллин. По Конституции РБ вторым лицом в республике считается председатель Государственного Собрания РБ. Ныне этот пост занимает К.Толкачев, русский по национальности. Но фактически его полномочия и власть парламента, как высшего представительного органа и противовеса исполнительной власти, является весьма символичной. Относительно национального аспекта в кадровой политике руководства республики высшее должностное лицо РБ — президент РБ М.Рахимов высказался на страницах средств массовой информации следующим образом: "У нас знаете как? Снимешь, например, татарина, так татары начинают шуметь, что обижают в Башкирии татар, снимешь башкира — тоже ропот идет, а снимешь русского — тут же тебя обвинят в национализме. Сложно в этом отношении. Поэтому кадры оцениваем только по деловым качествам. Глав администраций я назначаю указом. В то же время все они баллотировались в Государственное Собрание. К нашему удовлетворению, народ за них проголосовал. И эта система правильна, потому что сегодняшний глава района имеет больше прав, чем прежде имели секретари райкомов партии. Конечно, приходится учитывать и национальность. Скажем, если в районе большинство населения — русские, значит, желательно видеть там главой администрации русского. Но не всегда так получается. Вот, например, в одном районе я назначил русского главой администрации, а он не справился, оказался пьяницей. Пришлось поставить на этот пост татарина, но учитывая, что жена у него русская, я думаю, у них там — интернационал... Так что подход дифференцированный, хотя на селе в основном ставим местные кадры. А там живут, главным образом, татары, башкиры, удмурты, марийцы, чуваши..."9 В кадровой политике республики дело не ограничивается только неформальными связями и симпатиями или антипатиями высшего руководства. В силу вступает право официальное провозглашение в республике этнического признака в качестве квалификационного позволяет легитимировать этнизацию состава руководящей политической элиты. Имеется в виду статья 92 Конституции РБ, законы "О Президенте Республики Башкортостан", "О выборах Президента Республики Башкортостан" и "О языках народов Республики Башкортостан", которые требуют от кандидата на пост президента республики знание башкирского и русского языков. Установив языковой ценз, руководящей политической элите Башкирии удалось значительно сузить круг претендентов на пост президента республики. Изучение этнического состава депутатского корпуса Госсобрания РБ двух последних созывов также свидетельствует о доминировании в нем депутатов башкирской национальности и не соответствует удельному весу этнических групп в общей численности населения республики. Например, доля депутатов этнических русских почти в два раза меньше доли русского населения Башкирии, и, наоборот, доля депутатов-башкир в два раза превышает удельный вес этноса в составе всего населения (см. таблицы 2, 3). Здесь на формирование качественного состава депутатов, в т.ч. и национального, также решающее влияние оказывает высшее руководство республики. Конечно, сам по себе национальный состав органа законодательной власти еще не означает возможность обязательного искажения оптимальной кадровой политики. Рецидив чрезмерной коренизации власти в Башкирии кроется в отсутствии юридических норм, четко разделяющих законодательную и исполнительную ветви власти, что являются обязательным условием функционирования правового государства. Таблица 2 Национальный состав депутатов Палаты представителей Государственного Собрания РБ первого и второго созывов*
Составлена по данным ЦИК РБ. Таблица 3 Национальный состав депутатов Законодательной палаты Государственного Собрания РБ первого и второго созывов*
*Составлена по данным ЦИКРБ. Почти все основные полномочия двухпалатного парламента РБ сосредоточены в Палате представителей. Законодательная палата, работающая на профессиональной основе, выполняет главным образом аппаратные функции разработки законопроекта и выдвижение его на утверждение. Результаты прошедших в марте 1999 г. выборов в республиканский парламент свидетельствуют, что в верхнюю палату уверенно прошли 73 из 74 глав администраций и представители высшего звена исполнительной власти. Этот факт еще раз подтверждает мобилизационные возможности местной исполнительной власти. Правила игры по двухмандатной системе округов по выборам депутатов Палаты представителей таковы, что они позволяют избегать прямой конкуренции между главами администраций и руководителями министерств, а также директорами крупнейших промышленных предприятий. Поэтому и те и другие практически без потерь становятся депутатами верхней палаты. Подобная ситуация в РБ, когда есть явные признаки срастания исполнительной и законодательной ветвей власти, таит в себе большую потенциальную опасность нарушения оптимального сочетания интересов представителей этнических групп при осуществлении государственной политики в угоду тем или иным группам или лицам из властвующей элиты республики. Формально-правовое, политическое и экономическое доминирование в государственной структуре Башкирии органов исполнительной власти над всеми другими органами власти и институтами можно охарактеризовать как авторитарный тип политического режима. Он является главным определителем в формировании кадрового корпуса республиканской власти (не только глав администраций городов и районов, министерств и ведомств, судей, но и также руководителей крупных государственных предприятий и учреждений). В этих условиях ведущее значение в кадровых перемещениях имеют различные аппаратные игры и иные способы закрытой политики, в ущерб гласным и демократическим принципам.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.69.134 (0.008 с.) |