Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Симбиоз государственного патернализма и регионального нациестроительства.

Поиск

В Башкирии в 1997 1999 гг. в значительной степени по инициативе властей и на государственные средства, как правило, в исключительно торжественной обстановке, прошли съезды татар, русских, чувашей, марийцев, украинцев, немцев, евреев и др. На этих мероприятиях были созданы постоянно действующие исполкомы съездов этих народов. С 1995 г. в республике действует Исполком Всемирного курултая башкир, который сейчас размещается в здании Кабинета Министров РБ и содержится на государственные средства. Проведение подобных съездов и учреждение их исполкомов, по замыслу властей, призваны содействовать развитию культур и языков народов. Однако, на наш взгляд, чрезмерный патернализм государства при проведении мероприятий, нацеленных на "возрождение этнических культур", способствует усилению этнизации сознания граждан, опережающему росту этнического фактора в общественно-политической жизни, подмене общественной инициативы и самодеятельности масс инициативой государства.

Примером патерналистского отношения государства к этническим группам является разработка так называемых этнических программ "Возрождение и развитие народов"6. Как правило, в основу этих программ берется моноэтнический подход. Изучение этих программ показывает, что в них народ, люди, человек выступают не как активный субъект истории, а как пассивный объект государственной заботы. Такой подход государства сам по себе вызывает ответный рефлекс, ведет к усилению этнического компонента в самосознании граждан. Этнолидеры от имени "своих" народов все настойчивее просят или требуют государственные средства для развития этнических культур, языков, своей доли в госбюджете.

В этих программах этнос выступает отстраненным от межэтнических связей. Ведущее значение придается имманентному развитию языка; культура понимается преимущественно как возрождение этнических традиций. Соответственно, программы "Возрождения" включают мероприятия в сферах языка, образования и традиционной культуры. Однако они не охватывают жизнь этноса в целом, особенно в плане модернизации культуры и общегражданских взаимодействий. Этническое самосознание, этничность в этих программах понимается как некая неподвижная категория, без развития и динамики.

В то же время руководящая политическая элита в российских республик (кроме Чечни), в последние годы постоянно декларируя лояльность к единству России, всегда подчеркивает стремление к формированию у населения гражданской идентичности на уровне собственных национальнотерриториальных образований. Это проявляется прежде всего в провозглашенном курсе на создание новых социально-политических общностей ("татарстанцев", "башкортостанцев" и пр.), а также в юридическом закреплении этой практики через институт республиканского гражданства.

Президент РБ М.Рахимов в своих ежегодных посланиях Государственному Собранию также подчеркивает мысль о том, что для нормального развития республики крайне важно иметь целостную государственную программу, которая сплачивала граждан Башкирии: «...Наш священный долг обеспечение гарантий свободного и нормального развития всех народов республики. Мы должны создать условия, чтобы каждый человек имел возможность приобщения к своему языку, культуре, духовным ценностям, культуре других народов. Мы можем и должны Показать России и всему миру, что Башкортостан земля подлинного единства и равенства граждан и народов...Мы хотим, чтобы наши народы объединяла идея патриотизма, чтобы каждый ее гражданин проникся чувством гордости за успехи республики, любви к ее трудовым и духовным достижениям, уважением к истории и традициям Башкортостана»7.

В конце 1998 г. Кабинетом Министров РБ в порядке законодательной инициативы в парламент республики был внесен на рассмотрение проект закона «О гражданстве Республики Башкортостан». Необходимость ускорить принятие республиканского закона о гражданстве впервые отметил президент РБ М. Рахимов в своем ежегодном послании депутатам Государственного Собрания РБ еще в феврале 1998 г. Ранее президент выражал сомнение в том, что республике нужен такой закон. Видимо, появились веские причины, добудившие его изменить свое мнение по данному вопросу, в числе которых могло быть и введение российских паспортов нового образца в конце 1997 г. без графы о национальности. В соответствии е постановлением Государственного Собрания РБ от 19 декабря 1997 г. до сих пор действует запрет органам внутренних дед на выдачу гражданам паспортов нового образца. Между тем бланки паспортов советского образца уже закончились, поэтому «паспортная проблема» для все большего числа граждан (достигших совершеннолетия, меняющих паспорт в связи с вступлением в брак, получающих гражданство РФ и пр.) становится головной болью. Этим людям вместо паспорта выдают так называемое временное удостоверение личности, которое, конечно же, не может в полной мере заменить основной документ.

В течение мая октября 1999 г. законопроект прошел в Законодательной палате Госсобрания РБ первое третье чтения и был передан на рассмотрение в Палату представителей. В ноябре 1999 г. верхняя палата парламента рассмотрела проект, но по неизвестным Причинам пока отложила его принятие. Скорее всего, из-за того, что в конце 1999 г. общественнополитическая ситуация в России была не самая походящая для этого в связи с намерением федеральной власти во главе тогда еще с председателем правительства РФ В. Путиным усилить роль Центра в жизни государства и ужесточить контроль над выполнением российских законов.

Анализ проекта закона показывает, что в нем имеются некоторые противоречия и несоответствия с федеральными законами, регулирующими вопросы гражданства РФ, что в случае принятия его в такой редакции может вызвать определенные правовые коллизии в отношениях Республики Башкортостан с федеральным центром. Например, в проекте закона говорится, что граждане РБ имеют и гражданство Российской Федерации, но граждане РФ, находящиеся на территории республики, не имеют гражданства РБ, а только пользуются правами и несут обязанности граждан Республики Башкортостан.

В нем также констатируется, что «Республика Башкортостан поощряет приобретение гражданства Республики Башкортостан лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства». Это положение противоречит ст. 71 Конституции РФ и ст. 22 федерального закона «О гражданстве Российской Федерации», которая гласит: «Прекращение гражданства Российской Федерации влечет за собой прекращение гражданства республики в составе Российской Федерации». По российскому закону следствием прекращения определенного гражданства является его отсутствие, а отсутствие гражданства Российской Федерации должно предполагать и невозможность получения гражданства Республики Башкортостан.

Необходимо отметить, что, несмотря на широкое толкование законопроектом республиканского гражданства, он не настолько радикален, насколько его хотели бы видеть некоторые лидеры башкирского национального движения. В частности, в проекте нет положений, учитывающих их требования об автоматическом предоставлении двойного гражданства этническим башкирам, проживающим за пределами Башкирии, а также поощрения их возвращения на историческую родину.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-10-15; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.200.47 (0.009 с.)