Общественное разделение труда и конкуренция. Государство и конкуренция 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общественное разделение труда и конкуренция. Государство и конкуренция



 

Разделение труда, способы его общественной комбинации, организация производства, его специализация и кооперация наглядно характеризуют степень развития производственных сил и оказывают большое влияние на эффективность производства.

Различают три вида разделения труда:

1) общее, складывающееся в масштабе общественного производства в целом (между производством средств производства и предметов потребления, между городом и деревней, между материальным и нематериальным производством);

2) частное, существующее между различными отраслями и производствами, с прогрессом производства частное разделение труда становиться все более многообразным и дробным;

3) единичное, существующее в рамках отдельного предприятия или объединения.

Процесс разделения труда и его специализации – бесконечен. В силу этого он является постоянно действующим фактором повышения эффективности производства.

Чем выше степень разделения труда, тем больше нуждаются в объединении и согласованности действия отдельных звеньев производства. Разделение труда закономерно дополняется его кооперацией как необходимым способом формирования единой, эффективно функционирующей системы общественного производства.

Регулирование конкуренции посредством проведения соответствующей политики, например, сохранение государственной монополии, контроль за вложениями в отрасль или фиксация цен, приводит к двум существенным отрицательным результатам: происходит снижение конкуренции и замедление инноваций, поскольку компании прежде всего взаимодействуют со структурами, устанавливающими регулирование, и защищают от того, что они уже имеют; а это, в свою очередь, делает отрасль менее динамичной и менее привлекательной для покупателей или поставщиков.

Сильная антитрестовская политика, особенно в горизонтальных слияниях, объединениях, обусловленных сговором, представляет собой основу для инновации. Реальная внутренняя конкуренция требует, чтобы правительство не допускало слияния компаний, приобретений и объединений с вовлечением лидирующих в данной отрасли компаний.

Правительство оказывает влияние на формирование целей инвесторов, менеджеров, персонала, проводимую ими в различных областях политику. Правительство должно направлять усилия на стимулирование существенных вложений в повышение квалификации работников, инновации, в материальные активы. Мощным и единственным средством увеличения нормы инвестиций в отрасль является налоговый стимул для долгосрочного дохода от прироста капитала, использование которого ограничено новыми вложениями в акции корпорации.

 

 

Теория конкуренции Кейнса

 

Кейнс – идеолог государственно-монополистического капитализма. Для методологии Кейнса характерен идеализм.

Общая теория занятости: Кейнс утверждал, что с увеличением занятости растет национальный доход и следовательно увеличивается потребление. Потребление растет медленнее чем доходы, т. к. по мере роста доходов у людей увеличивается и стремление к сбережениям. Общий объем занятости определяется тремя факторами: склонностью к потреблению; предельной эффективностью капиталовложений; нормой процента.

Под капиталом Кейнс понимал вещи, приносящие доход, прибыль. Капитал приносит прибыль в силу его редкости, т. е. ограниченности.

Теория процента: процент – плата за заем денег.

Кейнсианцы считают современные рынки неконкурентными и неспособными автоматически регулировать спрос и предложение, в особенности соотношение между ценами и заработной платой. Монополии и олигополии, занимая господствующее положение на рынках многих товаров, могут искусственно поддерживать высокие цены, несмотря на понижающийся спрос. Профсоюзы выступают за гарантированный уровень заработной платы при заключении трудовых соглашений и коллективных договоров с предпринимателями. Всё это приводит к тому, что рыночное регулирование является негибким, и снижение спроса на продукцию хотя и приведёт к падению цен, но вряд ли одновременно вызовет уменьшение ставок заработной платы.

Рынок не может служить в качестве саморегулятора экономики и не может обеспечить полную занятность, стабильность производства и цен. Следовательно, кейнсианцы считают, что государство должно играть активную роль в осуществлении этих задач. Вмешательство государства в регулирование экономики должно состоять в проведении такой фискальной и денежно-кредитной политики, которая бы смягчила бы периодически возникающие спады и резкие подъёмы производства, получившие в литературе название экономических циклов.

Теоретические предпосылки теории Кейнса сформировались в период глубокого спада и разрушительного кризиса капиталистического общества. В этих условиях именно активные действия государства по регулированию экономики посредством фискальной политики способны вывести производство из глубокого кризиса. Игнорирование правильной денежно-кредитной политики последователями Кейнса, выразившееся в заявлении, что «деньги не имеют значения», вызвало критическое отношение к его концепции. Не оправдавшиеся прогнозы на период после Второй мировой войны подорвали доверие к значимости данной теории и отвернули интересующихся в сторону монетаризма.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2019-12-15; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.228.95 (0.005 с.)